ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА И ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Коротких И.Н.

БУ ВО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов

«Пансионат «Каширский»»

  Аннотация. Статья посвящена обсуждению проблем стресса и психической травмы в контексте психосоматического исследования.

  Ключевые слова: психосоматическое исследование, стресс, психическая травма.

 

Актуальность проблемы. В настоящее время по данным Всемирной организации здравоохранения 42 % пациентов, посещающих кабинеты психосоматики, относятся к группе психосоматических больных, причины заболеваний которых объясняются многообразными причинами, в том числе и наличием стресса и психической травмы.

  Психосоматическое исследование.  Психосоматическое исследование- изучение функционального состояния личности, вызванное влиянием психологических факторов на возникновение различных соматических заболеваний (болезни органов дыхания, сердечнососудистые заболевания, желудочно-кишечные заболевания, болезни эндокринной системы, кожные заболевания, гинекологические заболевания). Психосоматическое исследование направлено на выявление связи между психологическими показателями переживаний, поведением личности и соматическими процессами. Так же важным является анализ взаимоотношений больного с другими людьми. Основой психосоматического исследования является клиническое наблюдение за личностью, беседа о его переживаниях, рассказы об истории жизни, карьере, общественном положении. Так же в психосоматическом исследовании используют психотерапевтическое консультирование, толкование сновидений, метод свободных ассоциаций, психоанализ, отношение к внешнему миру в процессе заболевания.

    Этапы психосоматического исследования. В процедуре психосоматического исследования можно выделить два этапа: диагностический и психотерапевтический.

  На диагностическом этапе используются методы диагностической беседы и психологического тестирования. Диагностическая беседа позволяет собрать психосоматический анамнез, создать целостное представление о соматических симптомах и их связи c внешней и внутренней историей развития личности. Главное на этом этапе – выявить связь между началом соматических проявлений и достоверными жизненно важными изменениями, конфликтами и кризисами, которые возникли у человека. Это предполагает знание личности, условий развития в детстве, особенностей социализации, актуальности прошлых переживаний. Диагностическая беседа начинается c вопроса: «С какими жалобами Вы пришли?». Следующий вопрос позволяет уточнить начало болезненных переживаний: «Когда Вы это почувствовали впервые?», необходимо уточнить время вплоть до часа. Решающим является последующий вопрос: «Что случилось в Вашей жизни, когда это случилось?», который позволяет выявить провалы, ситуации искушений, неудач, изменении деятельности, ухудшение жилищных условий. Пациента просят взглянуть ретроспективно на свою жизнь: «Расскажите о себе, может быть, что-то из детства». Диагностическая беседа отчасти носит провокационный характер, психотерапевт подбадривает, задает откровенные вопросы, наталкивает на ответы, не фиксируя на них внимания, но определяя направление размышления и обращая внимание на моменты, когда пациент умолкает, когда появляется пауза, позволяющая выявить, где психическая энергия перенесена в физическую сферу.

  Психотерапевт должен учитывать вербальные и невербальное поведение пациента, одежду, мимику, голос, выбор слов, вздохи, раздражительность и др., не прерывая его и давая возможность свободно высказаться, не боясь осуждения.

  Психологическое тестирование – это использование стандартизованных психодиагностических методов для оценки (качественной и количественной) своеобразных черт личности и поведения. Используются тесты, основанные на самоотчете личности и проективные тесты, где используется различный стимульный материал.

  Психотерапевтический этап опирается на сомато-ориентированной психотерапии Мауэра и личностно-ориентированной терапии Карвасарского. Где учитываются психосоциальное, личностные факторы и телесная форма функционирования человека. Цель метода-развитие адекватного осознания реальности, развитие самосознание. Используются следующие приемы: внутренние диалоги, психогимнастика, релаксация, тренировка в общении, рисунки собственного тела. Визуальные изображения, метод актуализации внутреннего психического состояния.

  Стресс. Стресс- это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.

  При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса. Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза — реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.

  Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

  Стресс является составной частью жизни каждого человека, и без него нельзя обойтись так же, как без еды и питья. Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.  Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. У человека, которого подавляют, игнорируют, развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к выяснению отношений. Как правило, это сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся люди. Попав в неблагоприятную ситуацию или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмоциональных факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.

  Люди с язвенной болезнью отличаются тревожностью, раздражительностью, повышенной исполнительностью и обостренным чувством долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и вместе с этим повышенная требовательность к себе, мнительность. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Согласно теории Бергмана указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов; наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

  Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, проявляющиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

  Снижение уровня жизни, ломка привычных стереотипов, непростое социально-экономическое положение в государстве – всё это заставляет человека находиться в постоянном психическом напряжении, в состоянии стресса. Развитию психологического стресса также способствуют межличностные конфликты, обиды, чрезмерная ответственность, необходимость принимать решения и сильные переживания.

  Исследование отечественных ученых показало, что психоэмоциональный стресс является основным фактором риска развития артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни 12-перстной кишки, сахарного диабета. В списке заболеваний, связанных со стрессами, доминируют неврозы.

  Психическая травма.  Психическая травма-это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Она проявляется следующим образом: мышление спутанное, в памяти пробелы, внимание плавает, речь со странностями, нарушается адекватность, ориентировка в ситуации и адаптация к происходящему, нередко возникают длительные и устойчивые страхи. Эти явления появляются сразу после травмирующего события ( катастрофы, потеря близких людей, потеря социально престижа). Функционирование психики нарушено, и это приводит к временному или постоянному ограничению или потери трудоспособности.

  Последующее переживание психической травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), кошмарных сновидений, отчуждение от других людей, утрата интереса к жизни с формированием эндогенной депрессии и эмоциональная притупленность способствуют возникновению глубокого внутриличностного конфликта. Подобное психическое состояние нередко провоцирует аномальные формы поведения, желание отстраниться от реальности, уйти в мир фантазий и грёз с помощью наркотических веществ и алкоголя.

  Форма отклика на психическую травму зависит от возраста человека, в котором эта травма была получена. Чем больше возраст, тем более выражены синдромы депрессии, алкоголизма и эпилепсии. Чем младше был возраст ребенка во время травмирующего события, тем более выражены физические расстройства в виде нарушения речи или энуреза.

Вывод.

  Психосоматическое исследование составляет сегодня значительную часть психологической науки, помогая объяснить возникновение и течение психосоматических проблем. Современные специалисты рассматривают психосоматические заболевания как результат неправильного поведения личности, когда человек выбирает не стратегию решения проблем и поиска социальной поддержки в борьбе со стрессом, а тактику избегания. Эмоциональное напряжение в таком случае нарастает, нарушаются механизмы психологической защиты и происходит соматизация, то есть телесная реакция на стресс. Поэтому в ходе психосоматической диагностики, включающей беседы и тестирование, специалист должен определить характер психосоматического расстройства и выбрать индивидуальную программу для  пациента.

Список литературы:

1.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.:Изд-во Эксмо,2005.-992с.

2.Клиническая психология: Учебник.3-е издание/ под.ред. Б.Д.Карвасарского.-СПб:Питер,2007.-960с.

3. Решетников М. М. Психическая травма СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.-322 с.

4. Тарабрина Н. В.. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер -272 с.

5.Старшенбаум М.Г. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. М.: Изд-во Института психологии, 2005г.-496с.

6. Хабарова Т.Ю., Куташов В.А. Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании интернет-зависимости // Прикладные информационные аспекты медицины.2017. Т.20. № 2. С. 223-226.

7. Хабарова Т.Ю., Куташов В.А., Джакобия А.З. Психологические особенности лиц, склонных к химической зависимости // «Центральный научный Вестник». Москва.2017. - Том 2, № 2 (19). - С. 18-22.