РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА С МЕТАБОЛИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

О.Л. Кирюхин

Врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

Е.П. Глушкова

Начальник клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

О.Н. Щербакова

Начальник терапевтического отделения клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

С.В. Булатецкий

Профессор кафедры патофизиологии

Рязанский государственный медицинский университет

 имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент

 

Аннотация: в статье рассмотрены результаты лечения пациентов, страдающих ишемической болезнью сердца и метаболическим синдромом методами когнитивной психотерапии, выявлены психотравмирующие ситуации, способствовавшие росту тревоги у больных с данной патологией.

Ключевые слова: аффективные расстройства, депрессия, ишемическая болезнь сердца, когнитивная психотерапия, метаболический синдром, психические расстройства, соматические нарушения, тревога.

 

В условиях нарастающей медицинской специализации важно сохранить целостную картину патологии человека в неразрывной взаимосвязи психических и соматических явлений. Общепризнанный тезис о единстве психического и физического здоровья на практике означает, что клиническая картина внутренних болезней наряду с симптомами, отражающими собственно соматические нарушения, включает в себя и проявления вторичных психических расстройств, возникших вследствие соматических влияний. В современной литературе эти изменения отражаются двояко: как реакция личности на болезнь (болезнь является стрессовым фактором для психической сферы больного) [1, 2] и как следствие общего патологического процесса – нарушение нормального течения нейроэндокринных, сосудистых и обменных процессов в головном мозге пациентов [3]. Доказано, что изменения в психической сфере могут способствовать возникновению и стабилизации новых, не свойственных самому заболеванию нейрогуморальных и местных нарушений [3, 4, 5]. Таким образом, образуется порочный круг зависимости психического и физического состояния, выбраться из которого становится всё труднее по мере прогрессирования заболевания.

Большой интерес представляют психические расстройства у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и метаболическим синдромом, распространение которого растёт в последние годы. К сожалению, их клиническая значимость часто приуменьшается. Однако исследования показывают прямое влияние этих расстройств на течение заболевания, частоту госпитализаций, результаты лечения, смертность, и "compliance” пациента с врачом [6]. Именно психическое состояние или своеобразная интерпретация внутренней картины болезни определяет качество жизни пациента [7]. При этом с каждым годом растёт доля аффективных нарушений в структуре сердечно-сосудистой патологии. Особенно это характерно для ишемической болезни сердца (ИБС), заболевания, вызывающего стрессовую реакцию у каждого второго больного [7, 8, 9]. По данным исследования Компас [10, 11] до 60% больных ИБС страдают депрессией, а 56% больных испытывали страх смерти, повлекший за собой повышение уровня тревожности [8, 12].

Поэтому важное место в лечении больных этого профиля занимает коррекция психопатологии. Вместе с тем необходимость одновременного назначения антиангинальной и психотропной терапии вызывает ряд сложностей: увеличение частоты возникновения побочных эффектов, ослабление или усиление антиангинального эффекта, что не согласуется с позицией современной медицины, строящейся на приоритете безопасности лечения [13].

Целью нашего исследования послужил анализ результатов лечения пациентов, страдающих ишемической болезнью сердца и метаболическим синдромом (МС) методами когнитивной психотерапии.

Методы исследования: минимальный возраст больных составлял 42 года, максимальный – 68 лет, средний возраст – 55,3±14,2 лет. По полу отмечалось незначительное преобладание женщин без достоверных различий в исследуемых группах. Все пациенты прошли общеклиническое обследование согласно существующим стандартам диагностики ИБС. Метаболический синдром диагностировали по окружности живота, дислипидемии и нарушению толерантности к глюкозе. Психиатрическое обследование проводилось клиническим психиатрическим методом с оценкой глубины депрессивных и тревожных нарушений по шкалам Спилбергера и Гамильтона до начала лечения и через 21 день после окончания лечения. В работе приняли участие 128 больных с подтверждённым диагнозом ИБС. В исследование не включались пациенты с нарушением ритма, перенесшие инфаркт миокарда менее чем 6 месяцев назад и лица с выраженной сердечной недостаточностью (II-III ст. по классификации Стражеско-Василенко).

У всех больных было получено информированное согласие на обследование психотерапевтом и лечение, согласно Хельсинской декларации «Рекомендации для врачей в биомедицинских исследованиях с включением человека». Статистическую обработку данных проводили при помощи программы Statistica for Windows 5.0 ("Stat. Soft, Inc.”). Результаты представлены в виде M m (среднее ± стандартная ошибка среднего).

Результаты исследования: у 53 больного (из 128 обследованных), 29 женщин и 24 мужчины, в возрасте от 42 до 68 лет, средний возраст – 55,3 лет, выявлены аффективные нарушения, которые выражались депрессивными симптомами различной степени тяжести, у 46 из них отмечено повышение тревожности. Средняя оценка тревоги по шкале Спилбергера составила 47,0±1,77 реактивной тревожности и 46,8±0,83 личностной тревожности, оценки по шкале Гамильтона составили – 17,8±0,22 баллов по депрессии и 18,3±0,16 тревоги. Всем больным к антиангинальной терапии психиатром дополнительно назначались психотропные препараты (антидепрессанты и анксиолитики) по показаниям. Продолжитель­ность лечения составляла не более 2-х месяцев до достижения результата (редукции симптомов депрессии, снижения тревоги, нормализации сна).

При этом обследуемые были разделены на 2 группы. 27 больных в дополнение к психофармакологическому лечению посещали сеансы психотерапии 2-3 раза в неделю в течении 2-х месяцев. Работа осуществлялась по когнитивной методике, направленной на коррекцию убеждений относительно собственного заболевания: «всё ужасно», «этого не должно было произойти со мной», «мне этого не вынести», «я – обуза для моих близких», с использованием стандартных материалов школы для больных ИБС, школы дыхания и коронарного клуба. 26 пациентов составили группу сравнения. По полу и возрасту группы достоверно не различались.

 

Таблица 1

Результаты лечения пациентов с ИБС и МС методами когнитивной психотерапии

Показатель

Больные ИБС

До лечения

Обычное лечение

(21 день)

Психотерапия

(21 день)

Без МС

МС

Без МС

МС

Без МС

МС

Вовлеченность в проблему по основному фактору

7,2±0,20

8,1±0,07

6,8±0,08

7,5±0,19

4,2±0,13

5,0±0,18

Шкала Ч.Д. Спилбергера:

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

 

47,0±1,77

46,8±0,83

 

51,4±1,51

47,1±0,91

 

45,9±0,73

46,1±0,84

 

49,1±1,13

44,8±1,30

 

37,7±0,79

39,1±0,99

 

29,9±0,88

34,3±1,07

Шкала Гамильтона:

Тревога

Депрессия

 

17,8±0,22

16,3±0,19

 

19,7±0,20

24,4±0,36

 

15,4±0,18

15,9±0,11

 

16,8±0,22

17,1±0,27

 

9,0±0,17

11,7±0,3

 

8,8±0,29

14,3±0,33

 

Сразу по окончании лечения у больных обеих групп отмечалось улучшение, особенно у пациентов, прошедших курс когнитивной психотерапии (работы с убеждениями) (р<0,01) (табл. 1). Однако через 6 месяцев у 21 пациента, не получивших психотерапии, вновь повысилась общая тревожность, особенно соматическая составляющая тревоги и чувство неуверенности, основой которых являлись ложные убеждения («всё ужасно», «этого не должно было произойти со мной», «мне этого не вынести», «я – обуза для моих близких» и т.д.) у 17 больных вновь отмечались признаки депрессии (р<0,001). В первой группе достоверные отклонения отмечены только в одном случае.

Выводы:

1. Более половины пациентов с ИБС обнаруживает пограничные психические расстройства, требующие своевременной коррекции. При этом типология их в большинстве случаев представлена нарушениями адаптации с преобладанием тревожно-депрессивных расстройств в аффективной сфере и искажением когнитивных установок в отношении собственного заболевания.

2. Наличие метаболического синдрома у больных ИБС часто сопровождается повышением уровня депрессии (75,7% больных против 42,3% пациентов без нарушений толерантности к глюкозе, ожирения и дислипидемии).

3. Из психотравмирующих ситуаций, способствовавших росту тревоги, лидируют опасения по поводу заболевания сердца (86,6%), сопровождаемые рядом ложных убеждений, поэтому когнитивная методика психотерапии с привлечением материалов школ для больных (разъяснения механизмов заболевания и копинговых стратегий поведения) позволяет устранить рецидивы аффективных расстройств в будущем.

Список литературы:

 

1. Чаргейшвили, Ю.П. Психотерапевтические проблемы кардиологии / Ю.П. Чаргейшвили // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. – Т. III. – М. 1981. – С. 298-300.

2. Смулевич, А.Б. Пограничная психическая патология в общемедицинской практике / А.Б. Смулевич. – М., 2000. – С. 26-27.

3. Ибатов, А.Д. Особенности вегетативной регуляции и эмоционального статуса у больных ишемической болезнью сердца с различной выраженностью болевого синдрома / А.Д. Ибатов [и др.] // Клиническая медицина. – 2003. – № 12. – С. 36-40.

4. Васюк, Ю.А. Депрессии при хронической сердечной недостаточности ишемического генеза / Ю.А. Васюк, Т.В. Довженко, Е.Л. Школьник // Журнал Сердечная Недостаточность. – 2004. – Т. 5. – № 1. – С. 4-7.

5. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. – М., 1986. С. 38-44.

6. Оганов, Р.Г. Материалы симпозиума: «Депрессия в кардиологии: больше, чем фактор риска» / Р.Г. Оганов // Российский национальный конгресс кардиологов. – М., 2003. С. 1-4.

7. Сыркин, Л. Л. Ишемическая болезнь сердца и соматизированные депрессии: особенности клиники, дифференциальной диагностики и терапевтических подходов / Л.Л. Сыркин // Consilium medicum. Экстравыпуск. – 2003. – С. 7-9.

8. Дроздова, Н.В. Распространённость депрессивных и тревожных расстройств у больных с ХСН на фоне ИБС / Н.В. Дроздова, Е.Ф. Якушина // ИБС: стандарты и перспективы диагностики и лечения: материалы III Межрегиональной научно-практической конференции центра России. – Москва - Рязань, 2003.

9. Пчелинцев, В.П. ИБС как проблема стресса / В.П. Пчелинцев, Т.П. Трушина, А.В. Бороздин, А.Ф. Федосов // Актуальные вопросы в клинике внутренних болезней: сборник научных трудов. – М., 2001. С. 41-43.

10. Депрессия в общемедицинской практике. Результаты программы Компас. – 2002.

11. Погосова, Г.В. Депрессия – новый фактор риска ИБС и предиктор коронарной смерти / Г.В. Погосова // Кардиология. – 2002. – № 4. С. 86-90.

12. Ибатов, А.Д. Тревога и ишемическая болезнь сердца / А.Д. Ибатов, А.Л. Сыркин, А.М. Вейн // Врач. – 2003. – С. 8-11.

13. Иванов, С.В. Совместимость психотропных препаратов и соматотропных средств / С.В. Иванов // Consilium Medicum. Приложение 2002. – С. 10-12.

Сведения об авторах:

Кирюхин Олег Львович – врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: okiryukhin@bk.ru

Глушкова Елена Павловна – начальник клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: dr_gep@mail.ru

Щербакова Ольга Николаевна – начальник терапевтического отделения клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: 61359@list.ru

Булатецкий Сергей Владиславовичпрофессор кафедры патофизиологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент; e-mail: dr_bsv@mail.ru