ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИЦИНСКОЙ
ПСИХОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МВД, ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ КОМАНДИРОВОК В
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН
Кирюхин О.Л.
Врач-психотерапевт клинического
госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»,
к.м.н.
Трусова Е.В.
Медицинский психолог клинического
госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»
Глушкова Е.П.
Начальник клинического госпиталя ФКУЗ
«Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.
Булатецкий С.В.
Профессор кафедры патофизиологии
Рязанский государственный медицинский
университет
имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент
Аннотация: в статье рассматриваются основные методы немедицинской психотерапии и
приведены результаты использования психотерапевтической системы –
аудиовизуального комплекса (сенсорная комната) в психической реабилитации
сотрудников МВД.
Ключевые слова:
астенические состояния, аудиовизуальный комплекс, депрессия, музыкальная
терапия, немедицинская психотерапия, психическая реабилитация, психоэмоциональный стресс, релаксация.
На сегодняшний день
психотерапия представлена огромным количеством методов и подходов, отличающихся
не только по своей сути, но и по представлению о структуре психопатологии.
Время забвения многих направлений психотерапии в период социальных изменений в
нашей стране сказался на развитии представлений о роли этих методов в лечении
психических расстройств и астенических состояний. И только на рубеже веков –
90-е, 2000-е годы – можно считать возрождением технологии «врачевания души».
Многочисленные исследования были посвящены изучению проблемам адаптации
военнослужащих к профессиональной деятельности [4, 6], формированию
эмоционально-волевой устойчивости [6], психологическому прогнозированию
надежности деятельности специалистов экстремального профиля [12],
психологической подготовке личного состава органов внутренних дел при
проведении контртеррористических операций [5],
стрессовой устойчивости во время боевых действий и посттравматическому
стрессовому расстройству [15] и многим другим аспектам. На многочисленных
семинарах и циклах обучения специалисты стали осваивать стратегии нейролингвистического
программирования (НЛП), трансперсональной терапии,
целенаправленно применять гештальтпсихологию, распознавать и преодолевать
психологические защиты, явления переноса и контрпереноса
в свете психоанализа. Учение Милтона Эриксона
изменило представления о гипнозе, а процессуальный подход способствует
пониманию динамики психических процессов и лишает психотерапию прежней
стагнации и привязки к одному симптому. Набирает силу и немедицинская
психотерапия (система
психологических методов, отличающаяся устойчивостью и глубиной изменений,
которые происходят в мироощущении и самоощущении пациента) в развитии которой принимают участие специалисты
относительно новой специальности – клинические психологи. Достигают
совершенства методики музыкотерапии, библиотерапии,
активной и пассивной релаксации. Растёт количество технических новинок, не
только облегчающих работу психолога, но и позволяющих учитывать личностные
особенности пациента, создавая индивидуальные программы лечения и реабилитации.
Немедицинская психотерапия ярко проявила себя и в комплексном лечении
сотрудников МВД, особенно, в реабилитации участников боевых действий.
В рамках данной статьи
следует упомянуть об особенностях работы с сотрудниками МВД, которые считаются
«неудобной», «неблагодарной» категорией для лечебно-коррекционных мероприятий
из-за слабой, поверхностной мотивации на лечение, из-за специфических
личностных особенностей, обусловленных служебной деятельностью. Вместе с тем,
это не просто обделенные медицинским вниманием граждане, но и люди, находящиеся
под гнетом профессиональной деформации, скрытные, не склонные делиться своими
бедами и проблемами, с дефицитом позитивного общения в жизни, находящиеся в
хроническом семейно-бытовом или служебном конфликтах. Стрессовый характер
профессиональной деятельности, чрезмерные психоэмоциональные
нагрузки являются предрасполагающими факторами в развитии психосоматических
заболеваний [1, 2]. К сожалению, часто сотрудники полиции обращаются за
медицинской помощью только лишь в крайних случаях, когда заболевание
приобретает хронический характер или, когда речь идет уже об инвалидизации. Поэтому комплексное профилактическое
направление в работе с данной группой пациентов становится важной целью
ведомственной медицины [11, 12, 13].
Для решения именно этих
задач в МСЧ МВД России по Рязанской области в 2015 году была установлена
психотерапевтическая система – аудиовизуальный комплекс, внедрены в практику
ряд методик немедикаментозной психотерапии, о
результатах использования которых рассказано в настоящей статье.
Примером активного
использования методов немедицинской психотерапии можно назвать программы
реабилитации в санаториях и профилакториях системы МВД, ряд гражданских
санаториев, которые имеют в своём арсенале кабинеты психологической разгрузки и
психологов, обученных методикам проведения аутотренингов и медитативных техник.
Элементы немедицинской психотерапии вынесены и на места – в подструктуры МВД,
когда в распоряжение психологов подразделений поступили аппараты для проведения
релаксации и комнаты психологической разгрузки.
В условиях
реабилитационного центра МСЧ МВД России по Рязанской области психологическая
реабилитация сотрудников осуществляется в кабинете психологической регуляции
(сенсорная комната), где созданы необходимые условия. А именно, – цвета стен,
потолка и окружающих предметов подобраны таким образом, чтобы взаимосочетание тёплых и холодных тонов позволяли менять
внутреннее состояние пациента от полной релаксации к конечной активации и
положительного настроя на работу и выполнение служебных обязанностей. Наиболее
приемлемыми мы посчитали сочетания
цветов, вызывающих соответствующие психологические реакции:
- серый-синий
– защищенный покой;
- зеленый-синий
– покой и самоутверждение;
- синий-фиолетовый
– удовлетворенность;
- фиолетовый-розовый,
а также персиковый цвет – отображали нежность и комфорт.
В
случае одноцветного решения ряда созданных при лечении интерьеров учитывалось, что самым
любимым из «тормозящих» цветов для большинства людей являются оттенки синего
цвета, на втором месте – оттенки зеленого. Это и не удивительно. В 8-цветовом
тесте Люшера: синий – спокойствие, умиротворенность,
чувствительность, решимость, склонность к созерцательности и эмпатии, доверие, преданность, способность к
самопожертвованию; зеленый – упорство, целеустремленность, консерватизм,
точность, логика, потребность производить впечатление.
При создании «временного
интерьера» учитывалось и индивидуальное восприятие цвета пациентом. Для того
чтобы определить символику цвета руководствовались одним из нижеследующих
источников, полученных при собеседовании: 1) внутренние свойства каждого цвета,
принятые пациентом интуитивно за некий объективный факт; 2) символ планеты,
традиционно приписываемый этому цвету; 3) связи, выводимые элементарной
логикой. Всё это позволило уйти от традиционности – «приписывание цветов
соответствующим (психическим) функциям» и учесть индивидуальные особенности
восприятия реабилитируемого.
Отдельного обсуждения
заслуживает подобранная музыка, которая использовалась как в фоновом
сопровождении сеансов релаксации, так и в проведении музыкотерапии при том или
ином состоянии пациента, находящегося на терапии. В подборе музыкальных
произведений нами использовался алгоритм, называемый в музыкальной
терапии
«изопринцип Альтшуллера», согласно
которому пациентам предлагалась музыка (эмоциональная направленность
произведения), соответствующая их психическому состоянию (настроению) в данный
момент. Для депрессивных пациентов это была грустная музыка, звучащая в
спокойном темпе, для возбудимых (гипоманиакальных) – весёлая,
бодрая в быстром темпе. Самой большой ошибкой для психолога был бы подбор
музыки под своё собственное настроение [1, 8].
В работе использовалась
музыка двух разновидностей: мелодическая
и «медитативная». Мелодическая музыка, наиболее подходящая для снятия
психического напряжения, – это музыка инструментальная, либо исполняемая на
флейте, скрипке, гитаре, рояле, композиторов – Криса Сфириса, Кейко Матцуи, Ричарда Клайдермена, Бабака Рахнама и др., а также
направление в музыке, преследующее целью изменение настроения слушателя в положительную
сторону – «Нью Эйдж» (New Age – «новая эра»), самыми яркими
представителями которого, безусловно, являются Китаро
(Масанори Такахас)
и Вангелис [6]. «Медитативная» музыка имеет две
разновидности. Это использование звуков природы (или аморфного шума), либо
многократное повторение отрывка из трёх-четырёх звуков, то есть многократно
повторяется один и тот же условно-мелодический отрывок. Известно, что примерно на восьмом повторении человек самопроизвольно
погружается в состояние транса, способствующее необходимым изменениям. В
этом направлении используется музыка известных композиторов – Габриэля Рота, Фила Торнтона,
Иоганна Шульца и Микки Харта [5].
Звуковоспроизводящая
аппаратура кабинета обеспечивает высокое качество звучания. При этом также
использовался принцип того, что женщины обычно не любят высоких частот, мужчины
недолюбливают средние, предпочитая высокие и низкие.
При проведении сеансов
релаксации учитывалось и построение суггестивных оздоровительных текстов. Их
обязательном условием является отработанный, «диафрагмальный» голос и
относительно устойчивый замедленный темп прочтения, что улучшает восприятие
вложенных смыслов и позволяет навести состояние лёгкого контролируемого транса.
Использовались и тексты в исполнении профессионалов, исполненных по принципу
«мягкого кодирования»: А.М. Кашпировского (см. И.
Черепанова «Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика» [14]), С.А. Горина (см.
Горин С.А. «НЛП: Техники россыпью»), А.В. Котлячкова
(«Оружие – слово», «Ночная кукушка»). Ряд текстов были составлены нами, исходя
из запросов пациентов с использованием принципов фоносемантики
по Ч. Осгуду. Для оценки воздействия текста
использовали компьютерные программы: «ДиатонДиаскан»
(И. Черепанова) и «ВААЛ» (В. Шалак с соавторами) [9].
В комплексном лечении
также использовалась техника «музыкального рефрейминга»,
предложенного С.А. Гориным в 2000 году. Методика позволяет проводить групповые
сеансы, а также не требует от участников сеанса рассказа о психотравмирующей
ситуации (что бывает крайне удобно). Пациенту предлагается вспомнить
психотравмирующую ситуацию. Даётся два условия. Во-первых, ситуация не должна
быть очень травмирующей (отношение к психологической травме, причинённой
смертью близкого человека, таким путём не исправить; но вот уход мужа из семьи
– можно). Во-вторых, давность ситуации – не более трёх лет (то есть психотравма не должна быть застарелой).
Далее предлагается
представить ситуацию в виде неозвученного фильма, то
есть человек должен мысленно увидеть ситуацию со стороны, как будто видит её на
экране, а сам наблюдает за происходящим из кинозала («диссоциация» в терминах
НЛП). Затем предлагается озвучить этот фильм, мысленно подобрать к нему мелодию
или ритм.
Когда это сделано,
предлагается посмотреть этот фильм заново. При этом включается мелодия с
постоянно убыстряющимся ритмом. Лучше всего зарекомендовали себя мелодии:
«Чардаш» (венгерский вариант), «Сиртаки», «Семь сорок» (инструментальный
вариант) и некоторые другие. По рассказам участников такого рефрейминга,
событие «фильма» перестаёт быть трагическим, «фильм» из цветного становится
чёрно-белым, герои фильма начинают двигаться «как в старинных фильмах»,
создаётся (чисто субъективно) комическое восприятие ситуации.
Для оценки результатов
лечения используются тесты и вербальный контроль. На первом занятии – входной
контроль – медицинский психолог проводит психологическое консультирование и
психодиагностику с использованием следующих методик:
1) методика исследования
акцентуаций характера (Шмишек);
2) тест Люшера (полная версия);
3) методика исследования
невротических расстройств (Яхин, Менделевич);
4) методика оценки
функционального состояния – САН (самочувствие, активность, настроение).
Определяется
количественный состав группы, порядок работы с реабилитируемыми: в основном –
активная релаксация по стандартным программам с использованием суггестивных
тестов, музыкотерапии и библиотерапии.
При наличии
семейно-бытовых конфликтов отдельно проводится семейное консультирование, а
затем дальнейшие психокоррекционные и
психотерапевтические мероприятия, направленные на восстановление семейных
ценностей и межличностных отношений в семье.
На последнем занятии
проводится повторная диагностика для анализа и оценки психологической
реабилитации. В период с 2016 по 2017 годы 98% сотрудников МВД, вернувшихся из
служебных командировок в Северо-Кавказский регион,
после проведения немедицинской психотерапии – подтвердили улучшение
самочувствия и повышение уровня психической адаптации по результатам
тестирования. После проведенной психологической реабилитации отмечались:
отсутствие тревоги и невротической депрессии, стабилизация эмоционального фона,
значительное снижение уровня вегетативных нарушений.
1. Абабков,
В.А. Адаптация к стрессу (основы теории, диагностики, терапии) / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб, 2004. –
165 с.
2.
Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения
и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. – М.:
ИПРАН, 1995. – 136 с.
3.
Ветитнева, Н.Л. Психологическая и медико-социальная
реабилитация на курортах военнослужащих из зон локальных вооруженных конфликтов
и членов их семей: дис. … к.м.н. – М., 1996.
4.
Воронин, Р.М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной
службе лиц призывного возраста: автореф. дис. … д.м.н. – Рязань, 2012. – 50 с.
5.
Глумова, И.В. Психологическая подготовка личного
состава ОВД Кузбасса, командированных для проведения контртеррористических
операций в Чеченской Республике / И.В. Глумова // Педагогика
в правоохранительных органах. – 2002. – № 2 (18). – С. 117-118.
6.
Губин, В.А. Медицинские и социально-психологические
основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности / В.А. Губин, В.М. Лыткин // Обозрение психиатрии и медицинской
психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 34-46.
7.
Лунин, Г.С. Психологическая готовность сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ МВД
РФ и деятельность в чрезвычайных ситуациях: феноменология, оценка, прогноз и
формирование: автореф. дис.
… д.псих.н. – М., 2006. – 38 с.
8.
Ещенко, Н.Г. Негативные психические состояния в
деятельности сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования и пути
преодоления их последствий: автореф. дис. … к.пед.н. – Тверь, 1997. –
23 с.
9.
Заварзипа, Л.В. Формирование эмоционально-волевой
устойчивости у сотрудников ОВД: дис. … к.пед.н. – СПб, 2002. – 300 с.
10.
Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М., 1983. – 368 с.
11.
Клиническая психология: учебник для медицинских вузов / Под ред. БД. Карвасарского. – СПб. – 2002.
12.
Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надёжности деятельности
специалистов экстремального профиля: дис. … д.пед.н. – СПб. – 2000. – 433 с.
13.
Силкин, Н.Н. Профессиональная подготовка сотрудников
ОВД к служебной деятельности в условиях повышенного риска: дис.
… д.псих.н. – СПб Университет МВД РФ, 2002. – 357 с.
14.
Черепанова, И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика / И. Черепанова. – СПб,
2001.
15. Чернышёва,
О.В. Психофизиология стресса и посттравматического стрессового расстройства у
военнослужащих: учебное пособие / О.В. Чернышёва, С.В. Булатецкий.
– Рязань, 2015. – 148 с.
Сведения об авторах:
Кирюхин Олег Львович – врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ
«Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: okiryukhin@bk.ru
Трусова Елена Владимировна – медицинский психолог клинического госпиталя ФКУЗ
«Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»; e-mail: sergeylena93@gmail.com
Глушкова Елена Павловна – начальник клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная
часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail:
dr_gep@mail.ru
Булатецкий Сергей Владиславович – профессор кафедры патофизиологии Рязанского государственного
медицинского университета имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент; e-mail: dr_bsv@mail.ru