ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ МВД, ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ КОМАНДИРОВОК В СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН

Кирюхин О.Л.

Врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

Трусова Е.В.

Медицинский психолог клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»

Глушкова Е.П.

Начальник клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

Булатецкий С.В.

Профессор кафедры патофизиологии

Рязанский государственный медицинский университет

 имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент

 

Аннотация: в статье рассматриваются основные методы немедицинской психотерапии и приведены результаты использования психотерапевтической системы – аудиовизуального комплекса (сенсорная комната) в психической реабилитации сотрудников МВД.

Ключевые слова: астенические состояния, аудиовизуальный комплекс, депрессия, музыкальная терапия, немедицинская психотерапия, психическая реабилитация, психоэмоциональный стресс, релаксация.

На сегодняшний день психотерапия представлена огромным количеством методов и подходов, отличающихся не только по своей сути, но и по представлению о структуре психопатологии. Время забвения многих направлений психотерапии в период социальных изменений в нашей стране сказался на развитии представлений о роли этих методов в лечении психических расстройств и астенических состояний. И только на рубеже веков – 90-е, 2000-е годы – можно считать возрождением технологии «врачевания души». Многочисленные исследования были посвящены изучению проблемам адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности [4, 6], формированию эмоционально-волевой устойчивости [6], психологическому прогнозированию надежности деятельности специалистов экстремального профиля [12], психологической подготовке личного состава органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций [5], стрессовой устойчивости во время боевых действий и посттравматическому стрессовому расстройству [15] и многим другим аспектам. На многочисленных семинарах и циклах обучения специалисты стали осваивать стратегии нейролингвистического программирования (НЛП), трансперсональной терапии, целенаправленно применять гештальтпсихологию, распознавать и преодолевать психологические защиты, явления переноса и контрпереноса в свете психоанализа. Учение Милтона Эриксона изменило представления о гипнозе, а процессуальный подход способствует пониманию динамики психических процессов и лишает психотерапию прежней стагнации и привязки к одному симптому. Набирает силу и немедицинская психотерапия (система психологических методов, отличающаяся устойчивостью и глубиной изменений, которые происходят в мироощущении и самоощущении пациента) в развитии которой принимают участие специалисты относительно новой специальности – клинические психологи. Достигают совершенства методики музыкотерапии, библиотерапии, активной и пассивной релаксации. Растёт количество технических новинок, не только облегчающих работу психолога, но и позволяющих учитывать личностные особенности пациента, создавая индивидуальные программы лечения и реабилитации. Немедицинская психотерапия ярко проявила себя и в комплексном лечении сотрудников МВД, особенно, в реабилитации участников боевых действий.

В рамках данной статьи следует упомянуть об особенностях работы с сотрудниками МВД, которые считаются «неудобной», «неблагодарной» категорией для лечебно-коррекционных мероприятий из-за слабой, повер­хностной мотивации на лечение, из-за специфических личностных особенностей, обусловленных служебной деятельностью. Вместе с тем, это не просто обделенные медицинским вниманием граждане, но и люди, находящиеся под гнетом профессиональной деформации, скрытные, не склон­ные делиться своими бедами и проблемами, с дефицитом позитивного общения в жизни, находящиеся в хроническом семейно-бытовом или служебном конфликтах. Стрессовый характер профессиональной деятельности, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки являются предрасполагающими факторами в развитии психосоматических заболеваний [1, 2]. К сожалению, часто сотрудники полиции обращаются за медицинской помощью только лишь в крайних случаях, когда заболевание приобретает хронический характер или, когда речь идет уже об инвалидизации. Поэтому комплексное профилактическое направление в работе с данной группой пациентов становится важной целью ведомственной медицины [11, 12, 13].

Для решения именно этих задач в МСЧ МВД России по Рязанской области в 2015 году была установлена психотерапевтическая система – аудиовизуальный комплекс, внедрены в практику ряд методик немедикаментозной психотерапии, о результатах использования которых рассказано в настоящей статье.

Примером активного использования методов немедицинской психотерапии можно назвать программы реабилитации в санаториях и профилакториях системы МВД, ряд гражданских санаториев, которые имеют в своём арсенале кабинеты психологической разгрузки и психологов, обученных методикам проведения аутотренингов и медитативных техник. Элементы немедицинской психотерапии вынесены и на места – в подструктуры МВД, когда в распоряжение психологов подразделений поступили аппараты для проведения релаксации и комнаты психологической разгрузки.

В условиях реабилитационного центра МСЧ МВД России по Рязанской области психологическая реабилитация сотрудников осуществляется в кабинете психологической регуляции (сенсорная комната), где созданы необходимые условия. А именно, – цвета стен, потолка и окружающих предметов подобраны таким образом, чтобы взаимосочетание тёплых и холодных тонов позволяли менять внутреннее состояние пациента от полной релаксации к конечной активации и положительного настроя на работу и выполнение служебных обязанностей. Наиболее приемлемыми мы посчитали сочетания цветов, вызывающих соответствующие психологические реакции:

- серый-синий – защищенный покой;

- зеленый-синий – покой и самоутверждение;

- синий-фиолетовый – удовлетворенность;

- фиолетовый-розовый, а также персиковый цвет – отображали нежность и комфорт.

В случае одноцветного решения ряда созданных при лечении интерьеров учитывалось, что самым любимым из «тормозящих» цветов для большинства людей являются оттенки синего цвета, на втором месте – оттенки зеленого. Это и не удивительно. В 8-цветовом тесте Люшера: синий – спокойствие, умиротворенность, чувствительность, решимость, склонность к созерцательности и эмпатии, доверие, преданность, способность к самопожертвованию; зеленый – упорство, целеустремленность, консерватизм, точность, логика, потребность производить впечатление.

При создании «временного интерьера» учитывалось и индивидуальное восприятие цвета пациентом. Для того чтобы определить символику цвета руководствовались одним из нижеследующих источников, полученных при собеседовании: 1) внутренние свойства каждого цвета, принятые пациентом интуитивно за некий объективный факт; 2) символ планеты, традиционно приписываемый этому цвету; 3) связи, выводимые элементарной логикой. Всё это позволило уйти от традиционности – «приписывание цветов соответствующим (психическим) функциям» и учесть индивидуальные особенности восприятия реабилитируемого.

Отдельного обсуждения заслуживает подобранная музыка, которая использовалась как в фоновом сопровождении сеансов релаксации, так и в проведении музыкотерапии при том или ином состоянии пациента, находящегося на терапии. В подборе музыкальных произведений нами использовался алгоритм, называемый в музыкальной терапии «изопринцип Альтшуллера», согласно которому пациентам предлагалась музыка (эмоциональная направленность произведения), соответствующая их психическому состоянию (настроению) в данный момент. Для депрессивных пациентов это была грустная музыка, звучащая в спокойном темпе, для возбудимых (гипоманиакальных) – весёлая, бодрая в быстром темпе. Самой большой ошибкой для психолога был бы подбор музыки под своё собственное настроение [1, 8].

В работе использовалась музыка двух разновидностей: мелодическая и «медитативная». Мелодическая музыка, наиболее подходящая для снятия психического напряжения, – это музыка инструментальная, либо исполняемая на флейте, скрипке, гитаре, рояле, композиторов – Криса Сфириса, Кейко Матцуи, Ричарда Клайдермена, Бабака Рахнама и др., а также направление в музыке, преследующее целью изменение настроения слушателя в положительную сторону – «Нью Эйдж» (New Age – «новая эра»), самыми яркими представителями которого, безусловно, являются Китаро (Масанори Такахас) и Вангелис [6]. «Медитативная» музыка имеет две разновидности. Это использование звуков природы (или аморфного шума), либо многократное повторение отрывка из трёх-четырёх звуков, то есть многократно повторяется один и тот же условно-мелодический отрывок. Известно, что примерно на восьмом повторении человек самопроизвольно погружается в состояние транса, способствующее необходимым изменениям. В этом направлении используется музыка известных композиторов – Габриэля Рота, Фила Торнтона, Иоганна Шульца и Микки Харта [5].

Звуковоспроизводящая аппаратура кабинета обеспечивает высокое качество звучания. При этом также использовался принцип того, что женщины обычно не любят высоких частот, мужчины недолюбливают средние, предпочитая высокие и низкие.

При проведении сеансов релаксации учитывалось и построение суггестивных оздоровительных текстов. Их обязательном условием является отработанный, «диафрагмальный» голос и относительно устойчивый замедленный темп прочтения, что улучшает восприятие вложенных смыслов и позволяет навести состояние лёгкого контролируемого транса. Использовались и тексты в исполнении профессионалов, исполненных по принципу «мягкого кодирования»: А.М. Кашпировского (см. И. Черепанова «Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика» [14]), С.А. Горина (см. Горин С.А. «НЛП: Техники россыпью»), А.В. Котлячкова («Оружие – слово», «Ночная кукушка»). Ряд текстов были составлены нами, исходя из запросов пациентов с использованием принципов фоносемантики по Ч. Осгуду. Для оценки воздействия текста использовали компьютерные программы: «ДиатонДиаскан» (И. Черепанова) и «ВААЛ» (В. Шалак с соавторами) [9].

В комплексном лечении также использовалась техника «музыкального рефрейминга», предложенного С.А. Гориным в 2000 году. Методика позволяет проводить групповые сеансы, а также не требует от участников сеанса рассказа о психотравмирующей ситуации (что бывает крайне удобно). Пациенту предлагается вспомнить психотравмирующую ситуацию. Даётся два условия. Во-первых, ситуация не должна быть очень травмирующей (отношение к психологической травме, причинённой смертью близкого человека, таким путём не исправить; но вот уход мужа из семьи – можно). Во-вторых, давность ситуации – не более трёх лет (то есть психотравма не должна быть застарелой).

Далее предлагается представить ситуацию в виде неозвученного фильма, то есть человек должен мысленно увидеть ситуацию со стороны, как будто видит её на экране, а сам наблюдает за происходящим из кинозала («диссоциация» в терминах НЛП). Затем предлагается озвучить этот фильм, мысленно подобрать к нему мелодию или ритм.

Когда это сделано, предлагается посмотреть этот фильм заново. При этом включается мелодия с постоянно убыстряющимся ритмом. Лучше всего зарекомендовали себя мелодии: «Чардаш» (венгерский вариант), «Сиртаки», «Семь сорок» (инструментальный вариант) и некоторые другие. По рассказам участников такого рефрейминга, событие «фильма» перестаёт быть трагическим, «фильм» из цветного становится чёрно-белым, герои фильма начинают двигаться «как в старинных фильмах», создаётся (чисто субъективно) комическое восприятие ситуации.

Для оценки результатов лечения используются тесты и вербальный контроль. На первом занятии – входной контроль – медицинский психолог проводит психологическое консультирование и психодиагностику с использованием следующих методик:

1) методика исследования акцентуаций характера (Шмишек);

2) тест Люшера (полная версия);

3) методика исследования невротических расстройств (Яхин, Менделевич);

4) методика оценки функционального состояния – САН (самочувствие, активность, настроение).

Определяется количественный состав группы, порядок работы с реабилитируемыми: в основном – активная релаксация по стандартным программам с использованием суггестивных тестов, музыкотерапии и библиотерапии.

При наличии семейно-бытовых конфликтов отдельно проводится семейное консультирование, а затем дальнейшие психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на восстановление семейных ценностей и межличностных отношений в семье.

На последнем занятии проводится повторная диагностика для анализа и оценки психологической реабилитации. В период с 2016 по 2017 годы 98% сотрудников МВД, вернувшихся из служебных командировок в Северо-Кавказский регион, после проведения немедицинской психотерапии – подтвердили улучшение самочувствия и повышение уровня психической адаптации по результатам тестирования. После проведенной психологической реабилитации отмечались: отсутствие тревоги и невротической депрессии, стабилизация эмоционального фона, значительное снижение уровня вегетативных нарушений.

Список литературы:

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу (основы теории, диагностики, терапии) / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб, 2004. – 165 с.

2. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В.А. Бодров. – М.: ИПРАН, 1995. – 136 с.

3. Ветитнева, Н.Л. Психологическая и медико-социальная реабилитация на курортах военнослужащих из зон локальных вооруженных конфликтов и членов их семей: дис. … к.м.н. – М., 1996.

4. Воронин, Р.М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста: автореф. дис. … д.м.н. – Рязань, 2012. – 50 с.

5. Глумова, И.В. Психологическая подготовка личного состава ОВД Кузбасса, командированных для проведения контртеррористических операций в Чеченской Республике / И.В. Глумова // Педагогика в правоохранительных органах. – 2002. – № 2 (18). – С. 117-118.

6. Губин, В.А. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности / В.А. Губин, В.М. Лыткин // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 34-46.

7. Лунин, Г.С. Психологическая готовность сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ МВД РФ и деятельность в чрезвычайных ситуациях: феноменология, оценка, прогноз и формирование: автореф. дис. … д.псих.н. – М., 2006. – 38 с.

8. Ещенко, Н.Г. Негативные психические состояния в деятельности сотрудников специальных отрядов быстрого реагирования и пути преодоления их последствий: автореф. дис. … к.пед.н. – Тверь, 1997. – 23 с.

9. Заварзипа, Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников ОВД: дис. … к.пед.н. – СПб, 2002. – 300 с.

10. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М., 1983. – 368 с.

11. Клиническая психология: учебник для медицинских вузов / Под ред. БД. Карвасарского. – СПб. – 2002.

12. Рыбников, В.Ю. Психологическое прогнозирование надёжности деятельности специалистов экстремального профиля: дис. … д.пед.н. – СПб. – 2000. – 433 с.

13. Силкин, Н.Н. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД к служебной деятельности в условиях повышенного риска: дис. … д.псих.н. – СПб Университет МВД РФ, 2002. – 357 с.

14. Черепанова, И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика / И. Черепанова. – СПб, 2001.

15. Чернышёва, О.В. Психофизиология стресса и посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих: учебное пособие / О.В. Чернышёва, С.В. Булатецкий. – Рязань, 2015. – 148 с.

Сведения об авторах:

Кирюхин Олег Львович – врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: okiryukhin@bk.ru

Трусова Елена Владимировна – медицинский психолог клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»; e-mail: sergeylena93@gmail.com

Глушкова Елена Павловна – начальник клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.; e-mail: dr_gep@mail.ru

Булатецкий Сергей Владиславовичпрофессор кафедры патофизиологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, д.м.н., доцент; e-mail: dr_bsv@mail.ru