ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО:
АЛЬЯНС
ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Фарафонов
А.С.
студент,
Российская
академия народного хозяйства и государственной службы
при
президенте РФ, Липецкий филиал, Россия.
Научный
руководитель - Яцухин Ю.И., канд. социол.
наук, доцент,
Российская
академия народного хозяйства и государственной службы
при
президенте РФ, Липецкий филиал, Россия
Аннотация.
В
жёстких условиях международной конкуренции и ограниченности доступа к мировым
финансовым институтам, Российская Федерация перешла к опережающей модели
инновационного развития экономики. В реализации крупных инновационных проектов
ключевая роль принадлежит взаимодействию государства, науки и бизнеса в рамках
механизмов государственно-частного партнёрства. В статье рассмотрены
особенности государственно-частного партнёрства как институционального альянса
между государством и частным сектором в целях реализации общественно значимых
проектов широкой отраслевой направленности,
Ключевые
слова: государственно-частное партнерство, альянс, государственная
власть, предпринимательская среда, ресурсное обеспечение.
На современном этапе развития
мирового рыночного хозяйствования, обостряемом на фоне глобальных перемен в
политической, социальной и экономической сферах, большинство стран обращают
повышенное внимание на необходимость использования потенциала
предпринимательских структур на основе механизма равноправного и долгосрочного
партнёрства государства и бизнеса. Определяя высокую роль частного сектора в
повышении темпов экономического роста, инвестиционной и инновационной
активности, уровня жизни населения, государства используют многообразные
механизмы взаимодействия с бизнесом с целью привлечения инвестиций в социально
значимые отрасли. Характер взаимодействия государства и бизнеса может
существенно отличаться в зависимости от уровня развития и особенностей
национальных рыночных отношений. Однако «…государство никогда не свободно от
выполнения своих социальных функций», а частный бизнес, в свою очередь,
«…всегда остаётся источником развития и увеличения общественного богатства» [1].
Именно поэтому соотношение функциональных особенностей субъектов публичного
права и частного сектора предопределяет комплекс долгосрочных взаимосвязей
между властью и частным сектором. Как следствие, в любом демократическом правовом государстве,
в том числе и в Российской Федерации, образуется альянс между государственной
властью в лице органов управления и предпринимательской средой, получившей в
мировой практике понятие «public-private partnership», закрепившееся в русском
транскрипторе как «государственно-частное
партнёрство[2].
Понятие государственно-частное
партнёрство применяется для обозначения любых форм сотрудничества
государственной власти и частных структур, а также возникающих отношений по
привлечению дополнительного капитала посредством реализации общественно
значимых проектов и программ в масштабах федерального, регионального и муниципального
уровней.
Следует отметить, что система
отношений государства с частным предпринимательским сектором в форме ГЧП
является одним из проявлений смешанной экономики, которая при определенных
условиях может дать положительный эффект для общества в целом, обеспечивая
экономику более качественными товарами и услугами. Ресурсное обеспечение
совместных проектов осуществляется как из государственных источников, так и за
счёт частных инвестиций. В связи с тем, что субъектом взаимодействия является
имущество, принадлежащее на правах собственности непосредственно государству
(региону), то «организационно государственно-частное партнёрство имеет
институциональный характер, выстраиваемый на основе долгосрочных договорных отношений». Таким
образом, предметом возникающих отношений в рамках государственно-частного
партнёрства является процесс организационно-правового взаимодействия представителей органов
государственной власти и частного сектора в вопросах реализации проектов по
строительству, реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления объектами
государственной собственности, а именно:
- представление сторон партнёрства
как государственным, так и частным сектором экономики;
- обязательный и равный принцип
взаимоотношений;
- фиксирование взаимоотношений сторон
партнёрства в официальных решениях, проектах, целевых программах и др.;
- наличие общих и чётко определённых
целей сторон партнёрства;
- распределение расходов и рисков
между сторонами партнёрства в зависимости от полученных результатов взаимодействия.
Таким образом, государственно-частное
партнёрство является альянсом между государством и бизнесом с юридическим
оформлением на определённый срок, основанном на объединении ресурсов,
распределении рисков и осуществляемое на основании соглашения в целях
привлечения частных инвестиций.
Список литературы:
1. Перевалов В.Д. Теория государства
и права [Текст]: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 45.
2. Варнавский
В.Г. Государственно-частное партнёрство: вопросы теории и практики [Текст] //
Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 9. С.
41.
Сведения об
авторах:
Фарафонов Александр Сергеевич –
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при
президенте РФ, Липецкий филиал, Россия.
Яцухин Юрий Иванович – канд. социол. наук, доцент, Российская
академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ,
Липецкий филиал, Россия (научный руководитель)