Развитие процесса уберизации
Румянцева
Ю.В.
ФБГОУ ВО «Липецкий государственный
технический университет»
Аннотация.
Статья посвящена актуальной проблеме уберизации
экономики, основным правилам, принципам и возможностям развитиям сервиса.
Ключевые
слова: убер, уберизация,
контрагенты, сервис, бизнес-процесс.
Актуальность
проблемы. Понятие «уберизация»
возникло из-за широкого распространения принципов деятельности компании Uber, название которой стало нарицательным. Российский
аналог компании – сервис Яндекс.Такси. Таким образом,
убер – это сервис по координации взаимодействия
контрагентов по единым параметрам в реальном масштабе времени с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий. Суть уберизации
состоит в обеспечении прямого, обезличенного взаимодействия продавцов и
покупателей по принципу «потребность-возможность». Такое взаимодействие
осуществляется на добровольных, взаимовыгодных условиях: убер
получает вознаграждение существенно меньше альтернативных затрат продавцов и
покупателей на создание такого взаимодействия другими методами, величина
вознаграждения зависит от полезности сервиса и отсутствия монополии на услугу [1].
Процесс
уберизации. Уберизация
забирает часть бизнес-процесса продавца и форматирует ее по единым параметрам.
Например, Яндекс.Такси берет на себя: общение с
покупателями и обеспечение их информацией; расчет стоимости поездки; координацию
действий и коммуникаций между контрагентами; контроль качества сделки; осуществление
расчетов. В зависимости о сложности бизнеса, уберизация
может означать переход почти всех ключевых бизнес-процессов к уберу (полная уберизация) или единичных процессов (частичная уберизация). Она возникает, если существует возможность снизить
транзакционные издержки. Покупатель использует сервис, если не желает сам анализировать
рынок и цены. Продавец получает заказы с оплатой за минусом процентов (комиссии).
Цены и параметры сделки являются зачастую фиксированными, риски несет сервис. Полезность
уберизации растет при увеличении числа продавцов и
покупателей, взаимодействующих по стандартным параметрам. Чем выше возможность
стандартизации, тем качественнее сервис. Уберизация
практически невозможна в тех секторах экономики, где количество контрагентов
невелико, и они друг друга уже знают; свойства
услуги не могут быть четко описаны и стандартизированы, товары уникальны; сервис
имеет уникальный, единичный характер, предмет сделки отличается высокой
сложностью [2].
Вывод. Развитие уберизации в одном секторе экономики влечет за собой потребность уберизации другого сектора. Взаимодействие двух сервисов может иметь высокий кумулятивный эффект. К примеру, в Китае получили широкое развитие розничные уберы – taobao.com и aliexpress.com. Вследствие укрупнения масштабов деятельности возникли проблемы с логистикой, т.к. миллионы независимых продавцов отправляли товары миллиардам покупателей. Следующей стала развиваться уберизация логистики – Cainiao.com, - которая по стандартным правилам координирует более трех тысяч транспортных компаний – от крупнейших мировых сетей до мелких, частных фирм. В результате возникла общая система, в которой задействованы более 1,7 млн. сотрудников и более 400 тысяч машин [1].
Список литературы:
1.
Павлюц
А. «Уберизация» экономики. Теория правильного «убера» [Электронный ресурс] - https://pavlyuts.ru/posts/360.
2.
Аксенов Д.Р. «Убер-модель»
в современной экономике / Актуальные проблемы и перспективы развития экономики:
российский и зарубежный опыт. 2017. № 10. С. 83-85.
Румянцева
Юлия Валентиновна – к.э.н., доцент кафедры
менеджмента ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», e-mail: ru.lstu@gmail.com
DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF UBERIZATION
Rumyantseva
Y.V.
Summary: The
article is devoted to the actual problem of economic conviction, basic rules,
principles and opportunities for service development.
Keywords: uber,
uberization, counterparties, service, business
process.
References:
1. Pavlyut A. «The Uberization» of the
economy. Theory of correct «uber» [Electronic
resource] - https://pavlyuts.ru/posts/360.
2. Aksenov DR "Uber-model"
in the modern economy / Actual problems and prospects of economic development:
Russian and foreign experience. 2017. No. 10. P. 83-85.