Развитие процесса уберизации

Румянцева Ю.В.

ФБГОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме уберизации экономики, основным правилам, принципам и возможностям развитиям сервиса.

Ключевые слова: убер, уберизация, контрагенты, сервис, бизнес-процесс.

Актуальность проблемы. Понятие «уберизация» возникло из-за широкого распространения принципов деятельности компании Uber, название которой стало нарицательным. Российский аналог компании – сервис Яндекс.Такси. Таким образом, убер – это сервис по координации взаимодействия контрагентов по единым параметрам в реальном масштабе времени с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Суть уберизации состоит в обеспечении прямого, обезличенного взаимодействия продавцов и покупателей по принципу «потребность-возможность». Такое взаимодействие осуществляется на добровольных, взаимовыгодных условиях: убер получает вознаграждение существенно меньше альтернативных затрат продавцов и покупателей на создание такого взаимодействия другими методами, величина вознаграждения зависит от полезности сервиса и отсутствия монополии на услугу [1].

Процесс уберизации. Уберизация забирает часть бизнес-процесса продавца и форматирует ее по единым параметрам. Например, Яндекс.Такси берет на себя: общение с покупателями и обеспечение их информацией; расчет стоимости поездки; координацию действий и коммуникаций между контрагентами; контроль качества сделки; осуществление расчетов. В зависимости о сложности бизнеса, уберизация может означать переход почти всех ключевых бизнес-процессов к уберу (полная уберизация) или единичных процессов (частичная уберизация). Она возникает, если существует возможность снизить транзакционные издержки. Покупатель использует сервис, если не желает сам анализировать рынок и цены. Продавец получает заказы с оплатой за минусом процентов (комиссии). Цены и параметры сделки являются зачастую фиксированными, риски несет сервис. Полезность уберизации растет при увеличении числа продавцов и покупателей, взаимодействующих по стандартным параметрам. Чем выше возможность стандартизации, тем качественнее сервис. Уберизация практически невозможна в тех секторах экономики, где количество контрагентов невелико, и они друг друга уже знают;         свойства услуги не могут быть четко описаны и стандартизированы, товары уникальны; сервис имеет уникальный, единичный характер, предмет сделки отличается высокой сложностью [2].

Вывод. Развитие уберизации в одном секторе экономики влечет за собой потребность уберизации другого сектора. Взаимодействие двух сервисов может иметь высокий кумулятивный эффект. К примеру, в Китае получили широкое развитие розничные уберы – taobao.com и aliexpress.com. Вследствие укрупнения масштабов деятельности возникли проблемы с логистикой, т.к. миллионы независимых продавцов отправляли товары миллиардам покупателей. Следующей стала развиваться уберизация логистики – Cainiao.com, - которая по стандартным правилам координирует более трех тысяч транспортных компаний – от крупнейших мировых сетей до мелких, частных фирм. В результате возникла общая система, в которой задействованы более 1,7 млн. сотрудников и более 400 тысяч машин [1].

 

  Список литературы:

1.       Павлюц А. «Уберизация» экономики. Теория правильного «убера» [Электронный ресурс] - https://pavlyuts.ru/posts/360.

2.       Аксенов Д.Р. «Убер-модель» в современной экономике / Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017. № 10. С. 83-85.

Сведения об авторе:

Румянцева Юлия Валентиновнак.э.н., доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», e-mail: ru.lstu@gmail.com

 

DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF UBERIZATION

Rumyantseva Y.V.

 

Summary: The article is devoted to the actual problem of economic conviction, basic rules, principles and opportunities for service development.

Keywords: uber, uberization, counterparties, service, business process.

 

References:

1.       Pavlyut A. «The Uberization» of the economy. Theory of correct «uber» [Electronic resource] - https://pavlyuts.ru/posts/360.

2.       Aksenov DR "Uber-model" in the modern economy / Actual problems and prospects of economic development: Russian and foreign experience. 2017. No. 10. P. 83-85.