РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОГНОЗЫ И ПРОБЛЕМЫ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

Марцинкевич А.Ю.

                                      студент, Российская академия народного хозяйства

                                              и государственной службы при президенте РФ,

                                                                                   Липецкий филиал, Россия.

                                                                                                   Аксенова М. А

                                                                                     канд. экон.наук, доцент,

                                                       Российская академия народного хозяйства

                                               и государственной службы при президенте РФ,

                                                                                  Липецкий филиал, Россия.

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы развития российского рынка труда и условий трудоиспользования в связи с необходимостью реализации стратегии роста производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест в национальной экономике. Отражена актуальность комплексного подхода к решению поставленных задач со стороны органов государственного управления, бизнес-сообщества.

Ключевые слова: высокопроизводительное рабочее место, производительность труда, социальный прогресс, компетентностный подход.

Стратегическим ориентиром развития российской экономики является создание высокопроизводительных рабочих мест (далее ВПРМ).  Президент Российской Федерации в своих майских указах (2012 г.) обозначил важность приведения производительности труда в России к мировому уровню и определил количественный показатель, который обеспечит устойчивое движение в этом направлении. К 2020 году в целом по стране он должен составить не менее 25 миллионов ВПРМ [3].

Очевидно, что решение данной задачи будет способствовать не только росту производительности труда на макро- и микроуровне, но и социальному прогрессу. Создание высокопроизводительных рабочих мест позволит среднестатистическому работнику получать достойную заработную плату, не ущемляющую статуса гражданина, формировать накопления, иметь интересную, способствующую самореализации, работу и карьерные перспективы [2] . Это, несомненно, должно привести к повышению уровня жизни населения. Вместе с тем, есть другая сторона этой масштабной задачи. Для увеличения показателей производительности труда рабочее место должно быть оборудовано современными  средствами автоматизации труда, применены передовые технологии. Соответственно, это  потребует от сотрудников более высокой квалификации по сравнению с обычным рабочим местом, повышенной активности и адаптивности персонала к новым технологиям. Создание высокопроизводительных рабочих мест в результате однозначно приведет к существенному сокращению их общего количества. Кроме этого, среди работающего персонала найдется немало сотрудников, у которых имеющаяся квалификация не будет соответствовать новым квалификационным требованиям, что повлечет за собой дальнейшие действия по существенному повышению качества и обновлению персонала.

Расчеты показывают, что  внедрение одного вертикального обрабатывающего центра (ВОЦ) стоимостью около 30 млн руб. может заменить от 20 до 50 универсальных станков. При двухсменной работе на нем будет занято 3 человека - 2 оператора и 1 наладчик, вместо 20-50 рабочих занятых на универсальных станках. Очевидно, что с заменой оборудования повышается не только его технологический уровень, но и квалификация обслуживающего его персонала. А какова будет возможная реакция рынка труда при положительном развитии событий по созданию высокотехнологичных рабочих мест?   Не исключается ситуация резкого роста предложения рабочей силы и безработицы, т.е. не исключается ситуация  дестабилизации рынка труда и повышение уровня социальной нестабильности. Следовательно, решение важной для национальной экономики задачи создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест нужно подходить комплексно, на основе развития механизмов государственно-частного партнерства с привлечением институтов гражданского общества [3]. Комплексность предполагает также рассмотрение сути проблемы по прогнозированию и оценке возможных последствий трансформационных процессов для органов государственного управления, бизнеса, населения.

Так, органам власти необходимо прогнозировать и нивелировать возможные негативные последствия высвобождения избыточной рабочей силы. В частности, это реализация программ переподготовки и повышения квалификации персонала, опережающее обучение при массовом высвобождении работников. Но в современных условиях, на наш взгляд, приоритет нужно отдавать мерам, стимулирующим экономическое развитие регионов и страны в целом. Чтобы сохранить занятость населения в условиях создания значительного количества высокопроизводительных рабочих мест необходимо многократно увеличить ВВП. Естественный его рост, в пределах уровня инфляции (5-7%), этого обеспечить не может. Можно обратиться к историческому опыту нашей страны, когда СССР стал в ряд мировых держав только после успешно проведенной индустриализации экономики. Коллективизация, при всех ее «перекосах» помогла стабилизировать сельскохозяйственный внутренний рынок, и только после этого этапа индустриализации страна стала на международной арене «тяжеловесом». Если обратить внимание на динамику соотношения ВВП нашей страны и США в различные периоды, то даже в лучшие годы состояния экономики мы едва приближались к 50% от главного мирового конкурента. Понятно, что предстоящие объемы работ, как со стороны власти, так и экономического сообщества довольно масштабны.

Локомотивом развития экономики является промышленность, где высокотехнологичные производства формируют максимальный удельный вес добавочной стоимости.

Экономически развитые страны как правило имеют мизерную часть сельского хозяйства и хорошо развитую промышленность и сферу услуг. В этих странах высокий ВВП на душу населения и их национальные валюты незначительно теряют в кризисы часть своей стоимости. В основе экономик данных стран основной фокус делается на развитие отраслей, где требуется хорошо образованный персонал, владеющий необходимыми компетенциями и соответствующий профессиональным стандартам. В развивающихся странах с большей долей сельского хозяйства обычно неразвиты сферы образования, науки и здравоохранения, что не позволяет данным странам подняться на следующую ступень технического и экономического прогресса.

Генерируемый развитием промышленного производства мультипликативный эффект напрямую касается и изменения численности занятых. По данным исследований российских и международных специалистов создание одного рабочего места в базовых промышленных секторах дает в среднем около 2 рабочих мест в смежных непромышленных секторах экономики: малый производственный бизнес, инжиниринг, промышленное и гражданское строительство, промышленный аутсорсинг, оптовая торговля и др. Соответственно приложение усилий по развитию инновационных высокотехнологичных производственных предприятий принесет наиболее существенный эффект.

Статистические данные показывают, что уже на сегодняшний день наибольшее количество ВПРМ концентрируется в обрабатывающих производствах, что положительно с точки зрения экономического эффекта, поэтому необходимо не только закрепить эти позиции, но и прилагать усилия по развитию ситуации. Нужно опережающими темпами наращивать выпуск высокотехнологичной продукции, расширять рынки и открывать новые, осуществлять комплекс мероприятий по стимулированию рынка и развитию экономики в целом.

Список литературы:

1.Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Доктрина высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике. М.: Эдитус, 2013. – 124 с.

2.Сокуров Ю.С. Производительность труда и рост заработной платы // Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» [Электронный ресурс] URL: http://srrosatom.ru/node/317 (дата обращения 10.03.2018).

3 Высокопроизводительные рабочие места в регионах России. Аналитическая записка. М.: ООО «ТПП-Информ», 2013.- С.18-23.

 

Сведения об авторах:

Марцинкевич Артур Юрьевич  – студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Липецкий филиал, Россия.

Аксенова Маргарита Алексеевна – кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Липецкий филиал, Россия.