ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Малышев А.А.

Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы при Президенте Российской Федерации,  

Владимирский филиал

Россия, г. Владимир.

 

 

Аннотация. Одним из важнейших направлений развития любого государства является развитие оборонно-промышленного комплекса. Оборонно-промышленный комплекс способствует развитию многих важнейших отраслей РФ, способствует развитию высоких технологий. Развитие оборонно-промышленного комплекса зависит от умения применять современные экономические и управленческие решения. Данная статья направлена на исследование развития оборонно-промышленного комплекса России. Основной задачей развития оборонно-промышленного комплекса является обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, национальная оборона, национальная экономика, государственный оборонный заказ, финансирование оборонного комплекса.

 

Оборонно-промышленный комплекс России сегодня - это высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики страны, состоящий из научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, выполняющих разработку, производство, поставку в вооруженные силы специальной техники и вооружений.

Оборонно-промышленный комплекс – это значительная часть экономики государства, его предприятия расположены в 64 субъектах РФ, это более 2 тыс. организаций, в которых занято более 2 млн – ученых, инженеров, рабочих высочайшей квалификации.

ОПК обладает определенными особенностями. Во-первых, в ОПК не существует реального рынка – это квазирыночные отношения с жестким администрированием и государственным регулированием.

Во-вторых, ценообразование внутри производственной цепочки основано на принципе «затраты +».

В-третьих, – это внутригрупповая кооперация, обусловленная процессом изготовления продукции специального назначения, со значительным количеством участников в распределительной сети НИОКР, сложными технологическими процессами и большим количеством комплектующих.

В-четвертых, длительный цикл производства военной техники и вооружений, который составляет 10-20 лет.

В-пятых, высокий риск недостижения выполнения требований заказчика, поскольку производимая продукция обладает уникальными характеристиками, и процесс исполнения носит характер научно-исследовательских разработок.

Еще одна, но далеко не последняя, особенность отрасли ОПК – это обеспечение НИОКР, значительного авансирования процесса производства, закупок, что всегда приводит к росту издержек и падению рентабельности контрактов [1, с. 213-224].

Агрессивная политика стран НАТО в отношении нашего государства способствовала усилению формирования военно-промышленного комплекса России. В последние годы на развитие ОПК были направлены значительные средства, что обеспечило создание новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции, подготовку высококвалифицированных кадров. Все усилия привели к достижению устойчивых темпов развития ОПК, превышающие аналогичные показатели российской экономики в целом. Объем продукции выпущенный оборонными предприятиями показали рост на 7,5% в 2017 году, относительно 2016 года:

- военной продукции – 8,2%;

- гражданской продукции – 4,3 %.

Выпуск продукции предприятиями авиационной отрасли в 2017 году показал рост на 5,9 %, что составляет около 960 млрд. руб. Рост обеспечен выпуском военной продукции – 7,3%, рост выпуска гражданской продукции незначителен – 0,4%.

В 2017 году авиационная промышленность обеспечила поставки продукции на внешние и внутренние рынки, 139 самолетов и 214 вертолетов (31 и 64 – гражданские).

Так же в 2017 году (относительно 2016 года) наблюдался рост производства двигателей к военной технике. Было произведено более 1200 двигателей, из них 930 – авиационные.

Значительные успехи были достигнуты в судостроительной отрасли. Произошел рост объемов производства продукции в части военного назначения – 7,6%, в части гражданской продукции – 13,8%. На ровне с производством произошел рост поставок военной продукции на внутренний рынок – 5,7%, на экспорт – 2,1%, гражданской на 8,4 % и 2,3% соответственно.

Так же значительный рост объемов производства продукции в 2017 году (в сопоставимых ценах, относительно показателей 2016 года), показала радиоэлектронная промышленность – совокупного объема продукции - 10,4% (электронная промышленность – 7,3%, радиопромышленность – 11,7%, производство средств связи – 5%). Производство военно-промышленной продукции выросло на 10,6% (электронная промышленность – 5%, радиопромышленность – 12%, производство средств связи – 5%). Производство гражданской продукции на 8,3% (электронная промышленность – 12%, радиопромышленность – 3,1%, производство средств связи – 5,1%).

В 2017 году увеличилось производство продукции боеприпасов и спецхимии на 4,1%. Поставки продукции военного назначения на внутренний рынок возросли на 22,1%, рост экспорта на 8,6%. Производство гражданской продукции составило 96,8% (относительно 2016 года), на внутренний рынок поставлено 96,7%, на внешний - 96,9%.

Значительные усилия со стороны российского правительства были направлены на развитие военно-космической отрасли. Современная отечественная орбитальная группировка космических аппаратов (КА) имеет социально-экономическое, научное и двойное назначение, выполняет задачи по обеспечению государственных нужд. Орбитальная группировка состоит из 90 космических аппаратов, 25 КА – аппараты системы ГЛОНАСС и 8 КА – дистанционного зондирования Земли (три КА природоресурсное назначение, три КА гидрометеорологическое назначение, два КА оперативный мониторинг техногенных и природных и чрезвычайных ситуаций). В рамках развития военно-космической отрасли в 2017 году было произведено 20 запусков ракет носителей с космическими аппаратами как социально-экономического, так и научного назначения. В прошлом году по поверхности Земли было размещено 7 измерительных станций системы ГЛОНАСС, на настоящий момент создано 37 таких станций, расположенных как на территории России, так и на территориях иностранных государств. Эти станции являются частью космической инфраструктуры приема, обработки и распространения данных дистанционного зондирования. Прием и обработку данных обеспечивает арктический центр в г. Мурманск, в настоящее время продолжаются работы по развертыванию аналогичного центра на станции «Прогресс» в Антарктиде. Для расширения космической инфраструктуры приема, обработки и распространения данных дистанционного зондирования дополнительно в арктической зоне создаются еще два центра – в Анадыре и Дудинке.

2017 год ознаменован ростом выпуска продукции ядерно-оружейного комплекса на 3,6%, при этом доля продукции гражданского назначения составляет 25,6%. В ядерно-оружейном комплексе осуществляется интеграция научно-технического и производственно-технологического потенциала государственных ядерных организаций, деятельность которых обеспечивает полный жизненный цикл продукции вооружения, военной и специальной техники.

Научно-технический и производственный потенциал предприятий ядерно-оружейного комплекса, полностью обеспечивает оборонные потребности страны по разработке, серийному производству и войсковой эксплуатации ядерных боеприпасов [2].

В течение 2017 года были реализованы ряд военно-промышленных программ:

- выполнение первого полета магистрального самолета МС-21-300, начаты регулярные сертификационные летные испытания;

- состоялась выкатка первого образца модернизированного самолета ТУ 160М;

- начата постройка опытных летных образцов регионального самолета ИЛ-114-300 и дальнемагистрального ИЛ-94-400М;

- совершен первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А100. Разработка радиотехнического оборудования осуществлялась специалистами АО «Концерн радиостроения «ВЕГА».

Авиационный комплекс создан на базе нового самолета ИЛ-76-МД-90А. Авиационный комплекс нового поколения способен обнаруживать и сопровождать воздушные цели, участвовать в управлении истребительной и ударной авиации при наведении на цели – воздушные, наземные, морские [5].

В 2017 году значительные усилия были направлены реконструкцию, техническое перевооружение и ввод значимых отраслевых объектов капитального строительства:

– АО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения»;

– АО «ЦНИИ «Буревестник»;

– АО «Серпуховской завод «Металлист»;

– АО «ЦНИИТОЧМАШ».

– ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова»;

– ФКП «Казанский завод точного машиностроения» и др.

На предприятиях ОПК в инициативном порядке выполняются гражданские проекты. В частности, реализуются проекты в авиации (проект создания системы управления воздушным движением), медицине (проект создания оборудования для клинико-диагностических исследований, технических средств реабилитации, расходных материалов), электротехнической и кабельной промышленности (проект создания оптико-волоконного кабеля высокой проводимости). Разработаны технические средства реабилитации для спортсменов и людей с ограниченными физическими возможностями [3].

В целях повышения эффективности диверсификации производства предприятий ОПК, сформирован каталог высокотехнологичной продукции двойного назначения [4].

В 2017 г. военно-техническое сотрудничество (ВТС) Российской Федерации осуществлялось в условиях сложной международной обстановки, обусловленной недобросовестной конкуренцией со стороны США и их союзников, а также неправомерными ограничительными мерами, применяемыми по отношению к российским субъектам ВТС.

В прошедшем 2017 году продукция военного назначения российского ОПК поставлялась в 47 стран, общее количество наших партнеров ОПК превышает 100 государств.

Образцы отечественного вооружения и военной техники выставлялись на 23 международных выставках, как на российских, так и зарубежных.

Портфель экспортных заказов на протяжении нескольких лет стабилен и составляет около $45 млрд.

Основными видами экспортной продукции военного назначения являются:

- авиационная техника,

- техника ПВО,

- техника сухопутных войск и военно-морских сил [5].

Несмотря на динамичное развитие оборонно-промышленного комплекса, данная сфера имеет ряд существенных проблем, среди которых можно выделить:

1. Утрата отечественной базы электронного машиностроения ОПК. В настоящее время в России практически отсутствует производство современного промышленного оборудования для радиоэлектронной промышленности. Радиоэлектронная отрасль в России превратилась в крупное сборочное производство финальных изделий из импортной элементной базы и на оборудовании в основном ведущих западных и китайских фирм.

2. Потеря научно-технологической базы ОПК. Отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям крайне малочисленны. Но даже их внедрение в серийное производство сталкивается с непреодолимыми организационными и финансовыми проблемами. Поэтому радиоэлектронная отрасль существует либо на отечественной, но устаревшей технологической базе, либо на современной, но зарубежной. Большой проблемой является недостаточное количество молодых перспективных, высококвалифицированных кадров. Нужна скоординированная система мер и стимулов для закрепления молодёжи в ОПК.

3. Переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования. Действующая система ценообразования не стимулирует предприятия к повышению производительности труда, эффективности работы в целом. Регулирование средних зарплат, их нормирование построено таким образом, что предприятиям невыгодно повышать эффективность производства, так как сверхприбыль изымается в доход государства. Это не позволяет высокими темпами перевооружать производство и стимулировать экономически более успешные предприятия.

Необходимо коренным образом изменить систему ценообразования и создать реальные механизмы стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов в ОПК.

4. Несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.

Система принятия решения о финансировании НИОКР не подкреплена долгосрочным видением развития технологий в радиоэлектронике, а механизм распределения средств на конкретные проекты и контроля результатов исследований недостаточно прозрачен и требует уточнения и детализации.

5. Несовершенство инфраструктуры национальной инновационной системы.

Коммерциализация технологий находится на низком уровне, недостаточно используется потенциал конверсии конкурентоспособных специальных технологий в гражданские направления. Степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства на внутреннем рынке не превышает 20%. Менее 13% от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. При этом только малая часть отечественных производителей участвует в международных кооперационных цепочках, в то время как большинство компаний выпали из мировой системы кооперации.

6. Низкая производительность и эффективность процессов.

На крайне низком уровне находится производительность и эффективность процессов, что обусловлено:

-       недофинансированием в сочетании с устаревшими, не соответствующими требованиям современного рынка производственно-технологической базой, бизнес-моделями, операционными моделями;

-       слабым уровнем развития рыночных компетенций у многих российских компаний;

-       недостаточной эффективностью процессов вывода и продвижения продукции на рынке.

Несмотря на выявленные проблемы согласно прогнозам Минпромторга России, к 2020 году рост объемов выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК запланирован в 1,3 раза. Вероятнее всего, столь существенный скачок в производстве планируется обеспечить за счет массового выпуска новых пассажирских самолетов разных классов. Российское правительство делает ставку на производство пассажирских самолетов МС-21, Ил-114-300, Ил-112В, Ту-334, Ту-214 и Ту-204. Ожидается, что к 2025 году количество производимых в стране пассажирских самолетов вырастет в 3,5 раза – с 30 до 110 машин в год [5]. В будущем основой финансовой стабильности оборонного сектора российской экономики должны быть не только долгосрочные контракты, заключаемые в рамках программы государственной закупки вооружений. На совещаниях, которые посвящались вопросам ОПК, Владимир Путин неоднократно говорил о том, что промышленником стоит искать новые рынки сбыта, актуально это сегодня и для российского экспорта вооружений.

 

 Список литературы:

1.     Довгучиц С.И. О развитии ситуации в ОПК в 2011 году, основных направлениях деятельности и задачах на ближайшую перспективу // Сборник. Оборонный комплекс РФ: состояние и перспективы развития. С. 213–224.

2.     Казаков П.И., Золотарёва В.П. ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12.

3.     Краткая версия доклада на Третьей конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса», 9-10 ноября 2016 г., Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

4.     Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 г. и основных результатах деятельности за 2016 г. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/Minpromtorg_blok_15.03_final_for_web.pdf.

5.     Итоги 2017 года для российского оборонно-промышленного комплекса URL: https://topwar.ru/132942-itogi-2017-goda-dlya-rossiyskogo-oboronno-promyshlennogo-kompleksa.html

Сведения об авторе:

Малышев Алексей Александрович – студент                «Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», email: malycshev.alexey@yandex.ru