РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ КАК ЧАСТЬ ВОКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Толстоухов АлександрСергеевич

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

 

Аннотация: Автор рассматривает вопросы работы над дикцией в процессе обучения вокалиста, разделяя произношение на: бытовое, сценическое и вокальное. Особое внимание уделяется положению артикуляционного аппарата.

Ключевые слова: вокал, сценическая речь, дикция, артикуляция, правила певческой орфоэпии.

В наше время в процессе воспитания певцов актуальной является проблема вокальной речи.  В своей работе с учениками многие вокальные педагоги не уделяют достаточного внимания слову. На вокальных отделениях многих учебных заведениях такой предмет, как «сценическая речь», преподается на недостаточном уровне, часто формально и в отрыве от вокальной практики. Работа над речью вокалистов требует своего особого подхода, поэтому важно, чтобы преподаватель сценической речи был знаком со спецификой вокальной речи, желательно сам обладал вокальным опытом. Многие молодые певцы, имеющие хорошие и даже выдающиеся вокальные данные, не уделяют достаточно внимания своей речи, это особенно сильно проявляется при исполнении произведений на иностранных языках. Нечеткое, небрежное произношение приводит к потере художественного образа, не позволяет певцу в полной мере донести до слушателя заложенную композитором идею, часто полностью сводит на нет все старания певца и педагога, направленные в первую очередь на работу над красотой звучания голоса. Эта проблема присуща не только начинающим певцам, часто даже профессиональные исполнители, имеют проблемы с дикционной четкостью и художественной выразительностью своей речи.

Произношение присущее человеческой речи можно разделить на бытовое, сценическое и вокальное. Бытовую речь, используемая большинством людей в повседневной жизни характеризуется приглушенным звучанием, неглубоким дыханием, слабым задействованием резонаторов. Для сценической речи характерна сильная подача, четкость артикуляции, следование правилам орфоэпии. Вокальное произношение требует акцентирование на высоте тона, непрерывности звучания, четкости произнесения согласных. При исполнении вокальных произведений произношение имеет чёткую ритмическую структуру. Требует более длинное дыхание в сравнении с бытовой речью, при этом оно подчиняется требованиям музыки.

Певческая дикция имеет свои характерные особенности. Согласные должны произноситься быстро и чётко, гласные – продолжительно выдержанно. Несомненно, что для понимания зрителем литературного текста произведения одним из важнейших характеристик является дикция – ясное и чёткое произнесение текста. Также для исполнителя важно следовать правилам орфоэпии (правилам произнесения гласных и согласных) а также логике речи – расстановке логических акцентов на ключевых словах в музыкальных фразах. Всё это в комплексе позволяет донести до зрителя смысл произведения, что должно быть обязательным для любого исполнителя, претендующего на профессионализм.

Характеристики дикции, такие как четкость и отчетливость достигаются благодаря работе артикуляционного аппарата, к нему относятся органы ротовой полости: язык, губы, щеки, нёбо, а также глотка и гортань.  Свободная и четкая и активная работа этих органов является залогом правильного произношения. Положение артикуляционного аппарата должно быть свободным и естественным, при этом оставаться в тонусе, сохраняя активность. Важно обеспечивать свободу нижней челюсти, так как её напряженность ведёт к зажатости языка – органа оказывающего важнейшее влияние на формирование гласных звуков при исполнении вокальных произведений.

Помимо владения артикуляционным аппаратом для грамотного исполнения произведения для вокалиста важно владеть правилами певческой орфоэпии:

·                   Если в середине слова слог заканчивается на согласную, то она переносится к следующему слогу, пропеваясь вместе с ним.

·                   Если слово заканчивается на согласную, то она присоединяется к следующему слову, что позволяет создать кантилену вокальному звуку.

·                   В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.

·                   Сочетание букв «ться», произносится как «цця».

 Окончания «его» и «ого» произносятся как «ево» и «ово».

·                   Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.

·                   Звонкие согласные преобразуются в глухие.

Также  при работе над произведением необходимо осмыслить текст путём расстановки логических ударений. В русском языке существуют определённые правила, помогающие определить, как правильно расставить логические ударения в тексте:

·                   В простом предложении может быть только одно главное ударение.

·                   Логическое ударение ставится на именах существительных.

·                   В сочетании двух существительных, ударным будет то, которое будет в родительном падеже.

·                   Логическое ударение ставится на глаголе, если он является смы­словым словом, а место существительного занимает местоимение.

Следование правилам певческой орфоэпии позволяет певцу создать целостный живой образ. При этом крайне важно осмысление литературного текста произведения, выявление его главной мысли, второго плана. Какими бы вокальными данными не обладал певец, бездумное пение совершенно недопустимо, оно сводит на нет всю художественную ценность исполнения. Погружение в эпоху создания произведения, знакомство с творчеством и биографией поэта и композитора также помогает в подготовке качественного исполнения. Чтобы полностью раскрыть смысл произведения, грамотно расставить акценты распределить фразы и части необходимо изучить форму заложенную композитора. В комплексе с работой над звуком, текстом и образом благодаря этому создается настоящее вокальное искусство.

Список литературы:

1.                Асафьев Б. В. Речевая интонация. // Ленинград: Музыка. 1965.

2.                Балабан О.В. Вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых жанров. Центральный научный вестник. 2017.Т. 2. № 15 (32). С. 7-9.

3.                Балабан О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Москва, 2012. Том Часть I Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля.

4.                Балабан О.В. Хоровая музыка в творчестве современных композиторов России как средство коммуникации. В сборнике: Философия и Музыка. Материалы научно-практической конференции. 2012. С. 30-37.

5.                Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре //  Музыка. Москва, 1967

6.                Нестеренко Е.Е. Некоторые вопросы произношения в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7.

7.                Петрова Анна. Сценическая речь. // Искусство. 1981

8.                Станиславский К.С. Работа актера над собой. // Юрайт. 2017.

9.                Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. // Второе издание. Москва «Музыка» 1983.

10.           Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы// СПб.: Издательство ДЕАН, 2002.

Сведения об авторе:

Толстоухов Александр Сергеевич - магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: delvan@list.ru