КОНЦЕРТНАЯ ПРАКТИКА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПИАНИСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ И ДМШ

 

Серебренникова К. А.

студентка магистратуры кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: Князева Г.Л.

канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена характеристике концертной практики в рамках обучения младших школьников в классе фортепиано ДМШ и ДШИ. Выявлены условия, необходимые для преодоления негативных последствий сценического волнения. Представлены эффективные методические приемы подготовки учащихся к публичному выступлению.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, концертное выступление, концертная практика, сценическое волнение, младший школьный возраст.

 

Концертная практика неотъемлемая часть образовательного процесса в музыкальной педагогике, что отражено в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам. Выполнение ФГТ предполагает формирование у выпускника ДМШ и ДШИ такой важной компетенции как навык публичных выступлений. Задачи, поставленные перед учащимся и преподавателями в процессе обучения, начинают решаться с первых классов обучения – в младшем школьном возрасте. Приобретение опыта концертных выступлений – необходимое условие формирования профессиональных навыков музыканта – исполнителя и активного слушателя.

Концертное выступление – это с одной стороны демонстрация успехов в обучении игре на инструменте, с другой стороны – уникальная возможность, свойственная исполнительским видам искусства – донести до слушателей собственную интерпретацию музыкального произведения [2]. Работа по подготовке к успешному концертному выступлению начинается с самого первого этапа – знакомства с произведением, продолжается на протяжении разбора и разучивания и завершается непосредственно исполнением на сцене. Основной формой обучения, позволяющей учащимся приобрести навыки публичного исполнения музыкальных произведений, является концертная практика. Она должна быть организована и спланирована таким образом, чтобы с самых первых шагов у начинающего музыканта формировать навыки, знания и умения, необходимые для успешной концертной деятельности.

Несмотря на многовековой музыкально-педагогический опыт, накопленный в системе дополнительного образования, вопросы подготовки учащихся к сценическим выступлениям, построения системы концертной работы в музыкальной школе, способствующей достижению устойчивых результатов, не подверженных негативному влиянию сценического волнения в ходе исполнения, до настоящего времени разработаны недостаточно. Данное противоречие определило проблему нашей работы - поиск путей развития сценической устойчивости, раскрепощённости, эмоциональности, выдержки и самообладания, гармоничного воспитания музыканта-исполнителя младшего школьного возраста в процессе подготовки к выступлениям и в ходе концертной практики.

Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность – это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление – это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя. Одна из острых проблем, стоящих в музыкально-педагогической практике – это проблема негативных последствий сценического волнения и их преодоления [1].

Такие выдающиеся педагоги-пианисты как Л.А. Баренбойм, Е.Ф. Гнесина, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз были убеждены в том, что психологические сложности, возникающие перед учащимся‐музыкантами в процессе публичного выступления, преодолимы при определенной направленности действий в ходе подготовки к выступлению и соответствующей компетентности преподавателя. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержатся в книгах, статьях, методических разработках многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, JI.JI. Бочкарева, A.JI. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, JI.AМаковец, С.И. Савшинского, С.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина и др.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования опыта публичных выступлений, так как дети в этом возрасте воспринимают выступление на сцене как праздник, и чаще всего недостаточно хорошо могут отрефлексировать те или иные неудачные моменты выступления. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте имеется возможность сформировать у учащегося позитивное отношение к выступлениям. Концертная практика младших школьников может быть представлена самыми различными видами деятельности от зачетных форм, предполагающих выполнение определенных программных требований, до участия в конкурсах, фестивалях и концертных программах.

Для преодоления негативных последствий сценического волнения у учащихся младшего школьного возраста важным является соблюдение следующих условий:

·        учет индивидуально – личностных (темперамент, реагирование на стрессовые ситуации и т.д.) и возрастных особенностей учащихся;

·        наработка опыта сценических выступлений;

·        грамотный подбор репертуара и качественная подготовка учащегося к выступлению;

·        знание и умение применять техники саморегуляции.

Процесс подготовки учащегося к сценическому выступлению – особый этап концертной практики учащегося. Подготовка учащегося к сценическому выступлению предполагает ряд этапов: ознакомления с произведением - технического воплощения исполнительского замысла - предконцертной подготовки. На каждом этапе выполняются свои задачи, которые тесно взаимосвязаны и грамотная работа педагога по выбору произведения, первому знакомству ученика с новым материалом, подбору грамотной рациональной аппликатуры, отслеживанию и отработке технических сложностей и т.д. ведут к итогу – успешному выступлению на сцене.

Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное в музыкальном искусстве и транслировать его художественные ценности. Широкий спектр открытых выступлений дает будущим музыкантам опыт в приобретении столь важной основы профессионализма, как исполнительство на публике. Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить музыкальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм [3].

Исследование показало, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются безоценочные формы концертной деятельности, предполагающие сценарий и/или развивающийся сюжет, такие как концерты – сказки, концерты в детских садах и школах, тематические концерты, концерты класса, что делает эти формы концертной деятельности полезными для формирования у учащихся положительного опыта публичных выступлений [4]. Доказана эффективность следующих методических приемов подготовки учащихся к выступлению на сцене [5]:

·        на публику выставлять произведения, которые нравятся ребёнку, хорошо выученные, чтобы вселить веру в свои силы у начинающего исполнителя, причем пьесы для исполнения могут быть очень лёгкими;

·        проигрывание ситуации в условиях «репетиционного концерта» - тренировка ситуаций, которые происходят на концерте: как выйти, как поклониться, как сесть за инструмент, сама игра на инструменте, как уйти со сцены. Всё это помогает ребёнку лучше адаптироваться на концерте и снизить уровень страха и тревожности;

·        первоначально выступить перед одноклассниками. Это помогает во время выступлений постепенно повышать уровень ответственности. Такое пробное выступление способствует развитию раскрепощённости и эмоциональности, формирует концентрацию внимания, собранность;

·        психологическая настройка перед концертом помогает учащемуся почувствовать поддержку со стороны педагога, ощутить уверенность;

·        ансамблевое выступление – очень полезно для неуверенных в себе учащихся. В ансамбле вырабатываются: чувство ответственности, чувство коллективного соучастия и взаимной поддержки;

·        выступление дома – так называемое домашнее музицирование – это один из очень важных приёмов подготовки к концерту. Для учащихся это служит серьезной психологической поддержкой, убеждает их в заинтересованности родителей в музыкальных занятиях.

Список литературы:

1.     Князева Г.Л. Методы развития способности к творческой интерпретации музыкальных произведений в классе фортепиано // Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций: сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МГПУ, 2015. – С. 108-111.

2.     Князева Г.Л. Освоение художественных стилей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования // Искусствознание: теория, история, практика. 2016. №1 (15). – С. 55-59.

3.     Князева Г.Л. Творческая интерпретация в становлении личности будущего педагога-музыканта // Инновационные проекты в системе модернизации музыкально-педагогического образования: материалы научно-практического мероприятия. – М.: МГПУ, 2014. С. 69-73.

4.     Серебренникова К.А., Князева Г.Л. Концерт агитационного характера как эффективная форма привлечения учащихся в учреждения дополнительного образования // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 213-218.

5.     Серебренникова К.А., Олейник Д.В. Психолого-педагогические условия организации концертной деятельности младших школьников // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. – М.: Издательство «Перо», 2017. – С. 308-313.

 

CONCERT PRACTICE AS AN EFFECTIVE FORM OF PIANIST TRAINING IN THE YOUNG CLASSES OF MUSIC SCHOOL

 

Serebrennikova K.A.

student of the Master's Degree of the Department of Musical Art,

Institute of Culture and Arts of the State Automated Information System of the City of Moscow

"Moscow City University"

Scientific adviser: Knyazeva G.L.

PhD, Associate Professor of the Department of Musical Art,

Institute of Culture and Arts of the State Automated Information System of the City of Moscow

"Moscow City University"

Moscow, Russia

Summary: The article is devoted to the description of concert practice in the framework of the training of junior schoolchildren in the piano class of Music School. The conditions necessary for overcoming the negative consequences of scenic excitement are revealed. Effective methods of preparing students for public speaking are presented.

Key words: musical pedagogy, concert performance, concert practice, stage excitement, junior school age.

References:

1. Knyazeva G.L. Methods of developing the ability to interpret musical works in the piano class // Prospects for the development of the pedagogy of music education in the context of the integration of cultural traditions: a collection of materials of an international scientific and practical conference. - Moscow: MGPU, 2015. - P. 108-111.

2. Knyazeva G.L. Mastering of artistic styles in piano lessons in the system of additional education // Art criticism: theory, history, practice. 2016. № 1 (15). - P. 55-59.

3. Knyazeva G.L. Creative interpretation in the formation of the personality of the future teacher-musician // Innovative projects in the system of modernization of musical and pedagogical education: materials of the scientific and practical event. - Moscow: MGPU, 2014. P. 69-73.

4. Serebrennikova K.A., Knyazeva G.L. Concert of an agitational nature as an effective form of involving students in institutions of additional education // Innovative processes in culture, art and education. Collective monograph. - M .: Publishing house "Perot", 2016. - P. 213-218.

5. Serebrennikova K.A., Oleinik D.V. Psychological and pedagogical conditions for organizing the concert activity of junior schoolchildren // Innovations and traditions in the sphere of culture, art and education. - M.: Perot Publishing House, 2017. - P.308-313.