ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СЛУШАТЕЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДУХОВНЫМ ЖАНРАМ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ

Вербина Н.В.

магистрант I-го курса кафедры музыкального искусства института культуры ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Россия, г. Москва

Научный руководитель: Живов В.Л. 

к.п.н.,  профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО  города Москвы «Московский городской педагогический университет», Россия, г.Москва

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия поп-музыки и религии, а также особенностям воздействия на слушателей (преимущественно представителей молодёжи) композиций, относящихся к духовным жанрам популярной музыки и возможному внедрению подобных композиций в образовательный процесс.

Ключевые слова: поп-музыка, духовная музыка, факторы и уровни воздействия музыки на человека, церковно-религиозная педагогика.

Вопрос о взаимодействии поп-музыки и религии является одним из самых спорных в научной  среде. По словам публициста Андреаса Мертина мнения учёных могут быть разделены на две большие группы [4]:

Одни крайне скептически относятся к подобным смешанным музыкальным жанрам. Они утверждают, что религия может играть определённую роль в поп-культуре, но сама религия не может быть замещена поп-музыкой, концертами и видеоклипами. Например, композитор Йозеф Фридрих Доппербауэр подчёркивает в своём эссе «Опасное дело – сакропоп» (нем. Das heiße EisenSacropop), что различие между духовной музыкой прошлого и современной популярной музыкой заключается в степени обработанности знаменитых тем и сюжетов. Если в первом случае они тщательно и качественно прорабатывались, то во втором случае наблюдается их искажённое, фрагментарное представление [2, с.4].

Подобным критикам противостоят учёные, теологи и композиторы, которые утверждают, что взаимодействие религии и популярной культуры может приносить большую пользу, особенно в церковно-религиозной педагогике. Дело в том, что поп-музыка играет огромную роль в жизни молодёжи, а следовательно, способна оказать большее воздействие на молодых людей при знакомстве с важнейшими религиозными проблемами в отличие от «классической» духовной музыки, понятной только узкой категории слушателей.

Возникает вопрос, почему воздействие таких жанров как Soul, Sacropop или Gospelrock на слушателей, особенно на представителей молодёжи, столь велико по сравнению с эффектом, производимым при прослушивании произведений, относящихся к классическим духовным жанрам? Для ответа на этот вопрос следует разобраться в природе воздействия музыки на человека.

Согласно теологу и композитору Петеру Бубманну подобное воздействие обусловлено взаимосвязью определённых факторов. К ним относятся [1, с.14-15]:

1)музыкальная структура (ритм, мелодия, гармония);

2)условия, в которых исполняется музыка (место, время, ситуация, атмосфера, социальная обстановка, живое исполнение или опосредованное);

3)вид восприятия, обусловленный индивидуальными особенностями слушателя (моторное, ассоциативно-эмоциональное, аналитически-структурное восприятие).

В своём исследовании Петер Бубманн отмечает, что, оказывая воздействие на нас, музыка способствует психической стабилизации, повышению способности к коммуникации, развитию более тонкого восприятия, увеличению уровня эмоциональности. Благодаря музыке человеку становятся доступными погружение в мир фантазий, релаксация, новая интерпретация действительности, а также расширение сознания.

В одном из докладов «постоянной конференции, посвящённой духовной музыке в Евангелической церкви Германии» упоминаются некоторые уровни воздействия музыки на слушателя [3, с.10]:

·        физически-моторный уровень, которому соответствует расслабляющее или напрягающее воздействие: особенность звуковых волн состоит в том, что они воспринимаются на физическом уровне не только ушами, но и областью над животом (прежде всего, при очень глубоких колебаниях, которые чаще всего встречаются в рок- и поп-музыке). Воздействие музыки на данном уровне стимулирует моторные движения слушателя (в форме танца);

·        психически-эмоциональный уровень: конкретные музыкальные произведения связаны в нашем сознании с определёнными воспоминаниями и чувствами, которые могут быть повторно вызваны при прослушивании этих произведений;

·        социальный уровень: музыкальные предпочтения связывают различные социальные, возрастные группы;

·        психосоциальный уровень: когда мы слушаем музыку, происходит расширение нашего сознания, что в большинстве случаев ведёт к изменению личности;

·        эстетическо-интеллектуальный уровень: так как музыка часто находится в тесной взаимосвязи с текстом, она может нести символический смысл, а также быть средством передачи зашифрованных  посланий религиозного или идеологического характера.

При рассмотрении отдельных произведений духовных жанров поп-музыки, можно обнаружить наличие специфических факторов, определяющих воздействие подобной музыки на слушателя.

Так как данные композиции относятся к сфере поп-музыки, они  отличаются танцевальным ритмом, что способствует расслабляющему воздействию на физически-моторном уровне, а также повышает уровень эмоциональности слушателя. Благодаря этому становится возможным глубокое, эмоционально окрашенное восприятие духовного смысла, заложенного на уровне текста, что, в свою очередь, предполагает воздействие музыки  на эстетическо-интеллектуальном уровне. Особая роль поп-музыки в молодёжной культуре помогает воздействовать на юных слушателей и на социальном уровне. Постоянное транслирование подобных композиций при помощи СМИ ведёт к тому, что эти произведения становятся излюбленными темами для обсуждения среди сверстников. Дискуссии такого рода способствуют воздействию музыки на психосоциальном уровне постфактум.

Отсюда следует, что успех произведений, относящихся к современным, «смешанным» жанрам духовной музыки, обусловлен их воздействием на всех упомянутых выше уровнях воздействия музыки на человека.

 

  Список литературы:

1.                Bubmann, P. Musik – Religion – Kirche. Studien zur Musik aus theologischer Perspektive. Leipzig: Evangelische Verlagsanhalt, 2009. –S.14-15.

2.                Doppelbauer, J. Das heiße Eisen – Sacropop. - Altötting: Musikverlag A.Coppenrath, 1983. – 4 S.

3.                Kirche klingt. Ein Beitrag der Ständigen Konferenz für Kirchenmusik in der evangelischen Kirche von Deutschland zur Bedeutung der Kirchenmusik in Kirche und Gesellschaft // EKD-Texte 99. - Hannover: Kirchenamt der EKD, 2009. – S. 10-27.

4.                Mertin, A. Apologie der ergrauten Besserwisser. Zur kulturhermeneutischen Annäherung an die Popmusik. – 1999. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.amertin.de/aufsatz/1999/apologie.htm (дата обращения: 02.11.2017)

 

Сведения об авторе:

Вербина Наталья Владимировна студентка I-го курса магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: willow139565@gmail.com;