ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Быч Е.И.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются формы контроля знаний студентов неязыковых вузов. Предлагаются примеры разработок разных тестовых заданий, подготовленных автором на основе тестов для студентов 1 курса экономических специальностей.

Ключевые слова: форма контроля, тесты, умения и навыки, усвоение учебного материала, неязыковой вуз.

Актуальность проблемы. Необходимым условием повышения эффективности обучения студентов неязыкового вуза является систематическое получение преподавателем необходимой объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности студентов. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля.

Проблема контроля знаний всегда оставалась актуальной, так как контроль является одной из главных составляющих всей системы образования. В современной науке понятие «контроль» воспринимается неоднозначно. Контроль рассматривается с точки зрения внешней структурной организации процесса обучения в одних исследованиях, а в других определяется как часть процесса обучения. Разные авторы по-разному дают определение «контроля». По мнению Гез Н.И., контроль на занятиях по иностранному языку может иметь различные цели, но во всех случаях он носит обучающий характер, он создает условия для улучшения практического владения языком, применять более эффективные способы обучения [1].

Таким образом, контроль означает оценивание знаний студентов, т. е. определение уровня и качества усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у студентов, внесения необходимых изменений в процесс обучения, а также для совершенствования его содержания, методов, видов и форм организации. Совершенствование видов контроля  является одной из самых спорных тем в педагогике по проблемам обучения иностранному языку.

Автором было выдвинуто предположение, что поскольку при контроле обучающихся преподаватель должен обязательно учитывать их индивидуальные и возрастные особенности развития, и контроль должен соответствовать поставленным целям и задачам, формам урока, то разработка специальных дифференцированных тестовых заданий для определенной группы студентов сможет помочь повысить интерес к изучаемому предмету, повысить уровень  владения предметом. В процессе обучения студентов на занятиях английского языка автором применяются несколько видов контроля:

1. Входное тестирование (Placement test). Цель -  определить уровень языковой подготовки студентов.

2. Текущий контроль (Progress test). Он может осуществляться преподавателем непосредственно во время практического занятия: это устный пересказ содержания прочитанного, составление вопросов, выполнение грамматических упражнений и т. д. Цель — стимулировать регулярную и целенаправленную работу студентов, их познавательную деятельность, а также определить уровень их умения работать самостоятельно.

3. Промежуточный контроль. Цель — обеспечить непрерывную работу студентов в течение семестра и улучшить подготовку к сессии. Данная форма контроля знаний проводятся в виде тестов, контрольных работ, и т.д.

4.  Итоговый контроль (Final test). Итоговыми видами контроля является тестирование, письменные работы, экзамены. При этом проверяются знания, умения и навыки на всех уровнях (лексика по специальности, грамматика, и др.).  Цель – проверить результаты обучения, выявить уровень овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных при изучении английского языка.

Существует широкое разнообразие методов и форм контроля. К традиционным формам контроля относятся такие как:           устный опрос, диктант, контрольная работа, самостоятельная работа, зачет, тест, домашние контрольные работы и т.д. Среди нетрадиционных можно выделить   викторины, кроссворды, защиту творческих работ и проектов и т.д.

Многие ученые и педагоги, рассматривая различные формы и методы контроля, признают, что тест является одним из наиболее эффективных методов контроля. Популярность тестов можно связать с тем, что тест является такой формой контроля, которая экономит время при проверке, а также абсолютно проста в проверке.

К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность. По словам Торбик Е.М., «для оценки усвоения определенного блока учебного материала педагогу целесообразно разработать собственные тестовые задания с учётом содержания и объёма учебного материала, при этом не забыв про оценку общих языковых знаний и умений» [2, с. 65-67].

Среди разнообразных видов заданий, которые можно использовать при составлении тестов и контрольных работ, автором в процессе обучения студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Экономика», активно применяются  следующие:

1. Перекрестный выбор (matching)

A) Match the words with their definitions.

- a person who runs his own business - entrepreneur ; - a necessary thing - essential

B) Match the words from the left and the right columns to form collocations.

- summarize (expenses, information, facts)

2. Альтернативный выбор (true/false).

- Utility is a subjective concept.

3. Мнoжественный выбор (multiple сhoiсe).

A) The analysts are said to be _ with recent sales figures from Telecom.

a) satisfying  b) satisfied

B) We want to supply goods _a discount of 5%.

a) in   b) after  c) at

C) The department … the workers redundant this year.

a) made b) has been made c) has made

4. Завершение/ окончание (completion)

A) Fill in the gap with the apprоpriаtе wоrd.

An economic surplus is also known as total __.

Price discrimination can result in higher overall _.  (price, supply, demand, profit, welfare)

B) Put the appropriate word to complete the statement. Write the full word.

 GDP consists of total value of the nation’s p….

Каждый из приведенных видов упражнений имеет несколько разновидностей  разного  уровня сложности. Использование в тесте того или иного вида задания должно предусматривать все разнoвиднoсти по мeре вoзрaстaния трудности.

Вывод. Таким образом, при подготовке к занятиям  преподавателю необходимо понимать, что поиски эффективных форм контроля и его организация - это одна из важнейших задач преподавателя. У каждого педагога должна быть своя система контроля, в которую включены вариативные приемы и средства, для того, чтобы студенты осознавали, что преподаватель постоянно контролирует и оценивает их успехи, уровень и качество овладения необходимыми умениями и навыками.

 

Список литературы:

1.      Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. – М.: Высшая школа, 1982. -373 с.

2.  Торбик  Е.М. Тестирование-проблема или выход из положения?// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. №4 (8). С. 65-67.

 

Сведения об авторе:

Быч Елена Ивановна - преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

FORMS OF KNOWLEDGE CONTROL IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Bych E.I.

Summary. The article deals with the forms of control of students ' knowledge of non-linguistic universities. Examples of different test tasks prepared by the author on the basis of tests for the 1st year students of  economic specialties are offered.

Key words: forms of control, tests, abilities and skills, adoption of educational material, non-linguistic university.

References:

1. Gez N. I, Lyakhovitsky M.V, Mirolubov A.A. / The methods of teaching foreign languages in high school. Textbook. – M.: Higher school, 1982. - 373 p.

2. Torbik E.M. Testing is a problem or a way out? // Pedagogy. Questions of theory and practice. 2017. № 4 (8). 65-67p.