СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Гаевская О. В.,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Лотоненко А. В.,

профессор, доктор педагогических наук, профессор

Григорьева И.П., доцент

Воронежский государственный педагогический университет

 

          Аннотация. Внешкольные учреждения дополнительного образования детей по физической культуре и спорту имеют определенную структуру и свои особенности работы по подготовке и воспитанию юных спортсменов, которые, переходя из массового спорта в спорт высших достижений, достойно  пополняют ряды сборных команд страны в избранных видах спорта.

          Ключевые слова: дополнительное образование детей, спортивная подготовка, детско-юношеская спортивная школа, педагогический коллектив, контингент, учебные группы, типы спортивных школ.

 

Согласно типовому Положению, к профильным внешкольным учреждениям дополнительного образования детей, основной де­ятельностью которых является физическая и спортивная под­готовка детей, подростков и молодежи, относятся  детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Основными целями ДЮСШ являются:

 - укрепление здоровья учащихся;

- развитие способно­стей в избранном виде спорта;

- подготовка физкультурного и спортивного актива;

- содействие общеобразовательной школе в развитии массовой физкультурной и спортивной работы;

- про­паганда физической культуры и спорта среди школьников, учащейся молодежи, их родителей, населения микрорайона [6].

Детско-юношеская спортивная школа, являясь внешкольным учреждением дополнительного образования детей, пользуется правами юридического лица и в своей деятельности должна руководствоваться решением следующих задач:

1. Осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

2. Проводить работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физкультурой и оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивной работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта;

3. Выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков с целью привлечения их к занятиям спортом в школах­интернатах спортивного профиля и специальных ДЮСШ олимпийского резерва (СДЮСШ ОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ);

4. Обеспечивать приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и оказания первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего  физического состояния.

Педагогический коллектив во главе с директором и его заместителем определяют такие направления работы школы, как: спортивно-оздоровительное, массовый спорт, спорт высших достижений. Занятия в ДЮСШ проводят тренеры-пре­подаватели, хорошо знающие различные стороны спортивной подготовки обучающихся разного возраста. Педагогический процесс осуществляется в течение всего ка­лендарного года.

ДЮСШ или ее спортивным отделениям, призванным целенап­равленно заниматься подготовкой квалифицированных спорт­сменов - резерва для сборных команд Российской Федерации, а также команд мастеров по игровым видам спорта, может уста­навливаться статус специализированной ДЮСШ, отделений олимпийского резерва [1, 6].

Следовательно, спортивные школы, в связи с этим, подразделяются на ДЮСШ и специализированные детско­юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШ ОР).

Количество отделений по видам спорта в ДЮСШ и СДЮСШ ОР устанавливается вышестоящей организацией, в ведении которой находится спортивная школа, по согласованию с соответствующими государственными коллективами города и области [1, 2, 6].

Количество учебных групп в ДЮСШ и СДЮСШ ОР устанавливается в зависимости от специфики вида спорта и имеющихся условий, но не ниже минимального количества, определенного разделом «Наполняемости учебных групп и режим учебно-тренировочной работы ДЮСШ и СДЮСШ ОР для одного отделения».

Контингент обучающихся подбирается из числа учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных  и высших учебных заведений, работающей молодежи и военнослужащих. Возраст поступающих и обучающихся в ДЮСШ и СДЮСШОР должен быть в  соответствии требованиям, указанным так же в разделе «Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы в ДЮСШ и СДЮСШОР,  ШВСМ»  с 5-6 до 18 лет [2, 6].

Группа начальной подготовки, например, может комплектоваться из числа учащихся дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, с 5-6 лет) или начальных классов (с 6-10 лет) общеобразовательных школ, желающих заниматься спортом. Зачисление учащихся в группы начальной подготовки ДЮСШ производится по заявлению поступающего при согласии родителей, руководства общеобразовательной школы, с письменного разрешения врача-педиатра поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы. В случае выбытия учащихся из группы тренер-преподаватель должен доукомплектовывать ее в месячный срок. Продолжительность обучения на данном этапе подготовки 2-3 года.

При наличии условий и согласия тренера-преподавателя в спортивной школе могут создаваться детские группы совместно с родителями, без включения последних в основной состав. Прак­тикуется создание разновозрастных спортивных групп учащихся.

Учебно-тренировочные группы уже комплектуются из числа одаренных, способных детей и подростков, прошедших начальный этап спортивной подготовки и, выполнивших приемлемые переводные нормативы по общей, специальной физической и спортивной подготовкам.  Срок обучения в учебно-тренировочных группах от 4 до 5 лет.

Группы спортивного совершенствования формируются из числа подростков,  юношей и девушек, учащихся ДЮСШ, которые прошли учебно-тренировочный этап спортивной подготовки и выполнили, соответствующие требования программы, переводные нормативы общей и специальной физической и спортивной подготовкам. Продолжительность обучения на данном этапе подготовки 2-3 года, в зависимости от вида спорта.

Группы высшего спортивного мастерства комплектуются из числа спортсменов, прошедших предварительную подготовку и соответствующих требованиям к кандидатам в сборную команду области, региона или страны, а так же их резервному составу. На данном этапе обучение может продолжаться 1-2 года, что будет зависеть от индивидуальных способностей спортсмена.

Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения нормативных показателей общей и специальной физической подготовки. Учащиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения могут не переводиться, т.е. спортсмены (кроме учащихся групп высшего спортивного мастерства) могут решением педсовета спортивной школы повторно пройти обучение в следующем году, но это допускается не более одного раза на данном этапе подготовки [5, 6].

Примечание. Отдельные учащиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока решением педагогического совета при персоналъном разрешении врача. Перевод осуществляется приказом директора ДЮСШ или СДЮСШОР.

Утверждение количества учебных групп производится организацией, в ведении которой находится ДЮСШ, СДЮСШ ОР. На основании этого администрация спортивной школы осуществляет годовой расчет часов ежегодно до 1 сентября. По окончании учебного года в спортивной школе количественный состав группы может составлять 50,0%  от начального набора.

Зачисление учащихся в СДЮСШ ОР производится так же по письменному заявлению поступающего, на основании заключения врача по месту жительства или врачебно-физкультурного диспансера. Однако, если он был учащимся какой-либо ДЮСШ, то требуется рекомендация от ее руководства, указанная в карте спортсмена.

Следовательно, выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие все выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта спортсмена с указанием уровня развития их физических качеств и рекомендациями по дальнейшему спортивному совершенствованию. Выпускникам СДЮСШ ОР, кроме карты спортсмена, выдается свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовки. Зачисление и выпуск учащихся оформляется приказом директора спортивной школы. Подбор и расстановка кадров, виды отчетности ДЮСШ и СДЮСШ ОР комплектуются и определяются до начала нового учебного года.

Помимо вышеуказанных спортивных школ, в различных регионах, краях, областях России могут быть открыты спортивные общеобра­зовательные школы-интернаты (спортинтернаты) или школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП), в которых дети одновременно проходят общеобразовательную подготовку и участвуют в трени­ровочных занятиях по видам спорта. Режим учебы и спортивной тренировки в этих школах скоординированы с требованиями вы­сокой спортивной подготовки учащихся, участия в спортивных соревнованиях, тренировочных летних и зимних сборах.

В спортивные отделения (гимнастики, легкой атлетики, пла­вания, спортивных игр и др.) школы-интерната после тщатель­ного отбора принимаются школьники с 4-5 класса. Часто в спортинтернат переходят воспитанники ДЮСШ, ученики общеобразо­вательных школ городов и районов области (края, региона). Классы комплектуются с учетом спортивного профиля учеников.

Наиболее успешно работающие школы-интернаты спортив­ного профиля преобразуются в училища олимпийской подготов­ки (олимпийского резерва) и передаются в ведение областного (краевого, регионального) управления (департамента) физической культуры и спорта. Общий срок обучения в училище по желанию учеников и их роди­телей может быть продлен до 12 лет. В 12-м педагогическом клас­се ученики получают начальную профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта (получают звание аттес­тованного инструктора) и далее, часто поступают учиться на факультет физической культуры педагогического вуза (университета) или в институт физической культуры [1, 4, 6].

Учащиеся СДЮСШ ОР, направленные для повышения спортивного мастерства в школы-интернаты спортивного профиля (ШИСП), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), команды мастеров по игровым видам спорта, не входят в количественный состав групп, но считаются воспитанниками данной спортивной школы и могут выступать за ее команду.

Для доукомплектования группы в нее могут быть зачислены учащиеся с предыдущего года обучения. Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость данной группы сохраняются до окончания каждого этапа спортивной подготовки обучающимися.

Обычно ДЮСШ осуществляет учебно-тренировочный процесс и спортивную подготовку с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами. Следует знать, что учебно-тренировочные группы открываются из расчета: одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки [1, 6].

ДЮСШ совместно с общеобразовательным учебным заведе­нием может создавать для наиболее перспективных в спортивном отно­шении учащихся специализированные классы (спецклассы) с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом. Администрация общеобразовательной школы по согласованию с педагогическим советом и родителями спортсменов может вносить изменения в сроки начала и окончания учебного года, четвертей, полугодий, сдачи зачетов и экзаменов в объеме прохождения учебной и тренировочной программы.

Одним из показателей качества работы ДЮСШ является количество учащихся, поступивших по конкурсу в ШИСП, СДЮСШ ОР, ШВСМ. При невозможности поступления своих выпускников в СДЮСШ ОР, ШИСП и ШВСМ, ДЮСШ может по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной спортивной школы (спортивного клуба) создавать свои группы спортивного совершенствования. Необходимым фактором для этого является наличие учащихся и условий, позволяющих выполнять режим учебно-тренировочной работы: наличие квалифицированных тренерско-преподавательских кадров и материально-спортивной базы.

Условием реорганизации ДЮСШ в СДЮСШ ОР является наличие контингента для формирования не менее двух групп спортивного совершенствования по отдельному виду спорта. Через год после присвоения ей специализации должна полностью соответствовать комплектованию, предусмотренному для этой категории школ. Так, например, СДЮСШ ОР формирует учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Следовательно, специализированные детско-юношеские школы олимпий­ского резерва (СДЮШ ОР) организуют спортивную работу с пер­спективными, одаренными учащимися и направлены на подго­товку спортсменов высокой квалификации, участников значи­тельных спортивных соревнований. Поэтому, одной из основных задач СДЮСШ ОР является подготовка высококвалифицированных спортсменов, способных пополнить состав кандидатов в сборные команды страны, республики и команды мастеров по видам спорта.

Органами народного обра­зования одна из СДЮШ ОР может назначаться головной (областной) и являться методическим цент­ром спортивной подготовки школьников. На ее базе проводят­ся семинары с тренерским составом. Головная школа должна иметь ме­тодический кабинет, разрабатывать для тренеров-преподавателей рекомендации, пособия, проводить конференции, областные спортивные соревнования школьников, комплектовать сборные команды, пропагандировать спорт среди школьников, учителей об­щеобразовательной школы, родителей учащихся.

СДIOСШ ОР, передавшая отдельных учащихся или учебную группу команды мастеров по видам спорта для повышения спортивного мастерства в школу-интернат спортивного профиля (ШИСП), ШВСМ, остается в номенклатуре данных школ с сохранением оплаты труда руководящих работников и специалистов в течение Олимпийского цикла.

Спортивно-массовая работа в массовых масштабах проводится не только в образовательных учебных заведениях различного типа, но и других организациях. К таким организациям относятся: дворцы и дома творчества детей и учащейся молодежи, дворцы спорта, физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК), физкультурно-спортивные комплексы (ФСК), дворцы культуры (ДК), спортивные клубы (СК) производственных предприятий и учреждений, спортивные клубы при высших учебных заведениях т.д. Согласно Положению, эти учреждения так же осуществляют и образовательные услуги в физическом воспитании учащихся и молодежи. Для дополнительного образования детей, подростков, юношей и девушек в них создаются учебные спортивные группы по видам спорта или кружки по физкультурно-оздоровительным видам занятий.

Следовательно, физическое воспитание школьников осуществляется (в го­роде, районе, селе) органами образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа, колледж, лицей, гимназия, профессионально-техническое училище, средне-специальное профессиональное училище), центрами культуры (Дворцы и Дома творчества детей и молодежи), спортивными клубами предпри­ятий (детские спортивные группы, физкультурно-спортивный комплекс), спортивными клубами высших учебных заведений (группы по видам спорта),  ДЮСШ при вузах и  колледжах. Руководство спортивными занятиями могут осуществлять спе­циалисты физической культуры и спорта, врачи, спортсмены-разрядники, студенты физкультурных вузов или физкультурных факультетов педагогических вузов (на условиях почасовой оплаты). Существуют и штатные должности по спортивной работе с детьми.

 В этой деятельности могут принимать участие тренеры ДЮСШ, препо­даватели кафедры физического воспитания вузов, преподаватели специалисты в области физической культуры профессио­нально-технических училищ, средних специальных учебных за­ведений [4, 5].

Они проводят тренировочные занятия в секциях по различным видам спорта, а так же в кружках по общей физической подготовке, атлетической гимнастике, фитнесу, туризму, спортивному ориентиро­ванию, водным видам спорта и готовят детские команды к раз­личным спортивным соревнованиям.

Программа занятий рассчитывается на несколько лет обучения. В физкультурно-спортивных комплексах (ФСК) при пред­приятиях организуется работа по атлетической гимнастике, общей физической подготовке (на тренажерах). Девушек старшего школьного возраста привлекают к занятиям оздоровительными видами гимнастики: фитнесом, оздоровительной аэробикой, шейпингом - современной системе физических упражнений, исправляющих осанку, формиру­ющих красивое телосложение, уменьшающих массу тела. Например, в шейпинге данные о каждом занимающемся вводят в специальную компьютерную программу, которая выдает индивидуальные рекомен­дуемые параметры занятий физическими упражнениями.

Существенным направлением в деятельности современных внешкольных учреждений дополнительного образования детей является оказание организационной и методичес­кой помощи общеобразовательным школам, родителям учени­ков в форме консультаций, проведения показательных (откры­тых) занятий, разработки сценария спортивных соревнований и праздников, подготовки физкультурного и спортивного актива для школь­ных коллективов физической культуры. Действенная помощь должна оказываться и педагогу-организатору по месту жительства [2, 6].

Следует оказывать значительное влияние на родителей уче­ников в направлении формирования их двигательного режима, реализации правил гигиены и закаливания, проведения наблю­дений за состоянием здоровья, физического развития, физичес­кой и двигательной подготовленности.

Ощутимая помощь со стороны внешкольных учреждений должна быть оказана в организации работы по месту жительства детей и подростков. Во дворах, в общеобразовательных школах рекомендуется проводить спортивные праздники, физкультур­ные вечера, подвижные игры, эстафеты и развлечения, семейные физкуль­турные состязания с привлечением учащихся разных классов и школ. Особой популярностью среди детей и взрослых пользуются спортив­ные соревнования на призы: «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Кросс наций», «Лыжня России» и др.

В общеобразовательной школе, например, внеклассная работа осуществляется с учетом состава педагогического коллектива, родителей, шефов с опорой на физкультурный актив учащихся. Основным руководящим органом организации внеклассной работы образовательного учреждения любого типа является коллектив физической культуры (спортивный клуб).

Главная сфера деятельности членов спортивного клуба, например: организация занятий в спортивных секциях и в ДЮСШ. Целями этих занятий являются: подготовка к спортивным плановым районным и городским соревнованиям; проверка уровня физического состояния школьников, начиная с начальных классов и учащейся молодежи образовательных учреждений разного типа; подготовка и организация к сдаче и приему нормативов программы «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Таким образом, внешкольную работу по физическому воспитанию и массовой спортивной подготовке осуществляют: спортивные школы, различные секции и кружки центров культуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, физкультурно-спортивных комплексов или сооружений, добровольных спортивных обществ, органов народного образования и управлениями по физической культуре и спорту (города, области, региона).

Особое внимание  отводится работе спортивных школ, которые готовят спортивный резерв в сборные команды страны по видам спорта [3, 5].

ДЮСШ осуществляет подготовку квалифицированных спортсменов,
сборных команд РФ, краев, областей, городов. Основными показателями их работы являются:

- уровень подготовленности учащихся на этапе углубленной спортивной специализации;

- количество учащихся, которые будут продолжать учебу в спортивных школах высшего спортивного мастерства;

- вклад в подготовку сборных молодежных и юношеских команд страны.

 Подготовка спортсменов в ДЮСШ охватывает целенаправленное использование всей совокупности педагогических средств и учет других факторов, направленных на достижение высоких спортивных результатов учащимися.

СДЮСШ ОР создается, как уже отмечалось, на базе существующих спортивных школ, достигших высокого уровня в подготовке высококвалифицированных спортсменов, а также обеспеченных спортивной базой, квалифицированными тренерами-преподавателями.

Перед СДЮСШ ОР поставлена конкретная цель - готовить спортсменов высших разрядов для сборной команды страны. ШВСМ ведут подготовку членов и кандидатов в сборную команду страны.

Спортивная школа любого статуса, как учреждение дополнительного образования детей (ДОД) призвана решать следующие задачи:

- готовить всесторонне развитых юных спортсменов высшей квалификации;

- обеспечивать укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие;

- вести подготовку из числа занимающихся инструкторов-обшественников и спортивных судей;

- быть методическим центром и оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной физкультурной и спортивно-массовой работы.

Деятельность любого из вышеперечисленных учреждений ДОД подчиняется плановым общепринятым видам работы, таким как: организационная, учебная, воспитательная, повышение квалификации, методическая, агитационно-пропагандийская, медицинский контроль, финансово-хозяйственная и работа с родителями [1, 2, 5].

В свою очередь, коллектив СДЮСШ ОР, руководствуясь Положением о ДЮСШ, своими основными задачами, считает:

1. Повышать качество учебно-тренировочной и воспитательной работы.

2.Укомплектовывать группу СДЮСШОР, согласно режиму работы
и наполняемости учебных групп.

3. Подготавливать спортсменов для сборных команд города, области, региона, края, страны.

4. Подготавливать спортсменов-разрядников высокого уровня.

5. Обеспечивать укрепление здоровья учащихся и их разностороннее
развитие.

6. Воспитывать трудолюбие и сознательное отношение к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям.

Для выполнения поставленных задач, администрации школы следует:

1. Обеспечивать нормальные условия труда тренеров-преподавателей.

2. Улучшать методическую работу среди тренеров-преподавателей.

3. Совершенствовать отбор и набор учащихся в соответствующие требованиям группы.

В связи с этим задачи тренеров-преподавателей СДЮСШ ОР
на учебный год будут следующие:

1. Организовывать работу по совершенствованию нравственного и физического воспитания учащихся, повышать их спортивное мастерство.

2. Контролировать состояние здоровья учащихся, своевременное прохождение медицинского обследования, принимать меры по профилактике
случаев травматизма во время занятий.

3. Своевременно оформлять изменения и достижения в спортивной классификации учащихся СДЮСШ ОР.

4. Контролировать успеваемость и дисциплину учащихся в общеобразовательных школах, поддерживать тесную связь с родителями.

5. Оказывать методическую и практическую помощь в проведении соревнований  общеобразовательным учреждениям.

6. Повышать личный профессиональный уровень путем самостоятельной
подготовки, практических занятий и показательных уроков, посещения соревнований,  конференций и образовательных семинаров [1, 4].

Для решения поставленных задач перед учреждением, необходимо ежегодно планировать и выполнять различные виды работ и мероприятий.

  Список литературы:

 

1.       Григорьев О.А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: Учебное пособие [Текст] / О.А. Григорьев [и др.] / Под общ. ред. О.А. Григорьева. – М. : «Еврошкола», 2010. – 183 с.

2.       Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – СПб. : Лань, 2005. – 384 с.

3.       Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М. : ООО «Издательство Астрель» (профессия – тренер), 2003. – 863 с.

4.       Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

5.       Пономарев, Г.Н. Подготовка специалистов физической культуры : интеграция образования и спортивной науки [Текст] / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. - №6 (36). – 2011. С. 11-14.

6.       Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2007. – 324 с.

7.       Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей //  приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504.

Сведения об авторах:

1.Гаевская Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент.

  Доцент каф. спортивных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: ksd.vspu@mail.ru

2.Лотоненко Андрей Васильевич - доктор педагогических наук, профессор. Профессор  каф. теории и методики физической культуры. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: lav@vspu.ac.ru, (473)264-44-20

3.Григорьева Ирина Петровна – доцент. Доцент каф. спортивных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: ksd.vspu@mail.ru.