СИСТЕМА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

 

                                   Гаевская О. В.,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Лотоненко А. В.,

профессор, доктор педагогических наук, профессор

Воронежский государственный педагогический университет,

Россия, горонеж

 

Аннотация. В статье анализируются соревновательная деятельность и система спортивных соревнований, которые присутствуют в спортивной подготовке юных спортсменов не только для планируемых и ожидаемых ими спортивных достижений, но и выполнения  воспитательных функций их личности.

Ключевые слова: соревновательная деятельность,  специальная подготовка, спортивные соревнования, спортивные достижения, документы соревнований, функции спорта.

 

Спорт, как известно, является многогранным общественным явлением в подготовке человека к различным видам деятельности, в том числе упрочнения и расширения интернациональных связей, а так же одним из средств этического и эстетического воспитания. Спорт, составная часть общей культуры общества,  имеет различные черты и формы.

Особенностью спорта, исходя из его конечной цели - физическое совершенствование человека,  является соревновательная деятельность. Соревновательная деятельность представляет собой специфическую форму деятельности – систему соревнований, исторически сложившуюся в области физической культуры, специальная сфера выявления человеческих возможностей, которая осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой достижения высокого спортивного результата [2, 4].

Соревновательная деятельность - это система специальной подготовки спортсмена, которая представляет сам процесс  подведения его к необходимому уровню проявления физических и спортивных способностей. Кроме того, система подготовки спортсмена включает в себя огромное количество видов межличностных взаимодействий спортсмена и других участников этого процесса: отношения с тренером, с судьями, с организаторами соревнований, со спортивными врачами, со зрителями и т.п.

Широкое распространение в мире получили виды спорта, которые можно классифицировать условно по особенностям предмета состязаний в 6 групп:

1 группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с проявлением предельных физических и психических возможностей спортсменов. Это большинство существующих видов спорта;

2 группа – виды спорта, в которых операционной основой является управление специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, карт, мотоцикл, яхта, самолет и др.);

3 группа -  виды спорта, где двигательная активность лимитирована жестко условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);

4 группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);

5 группа  - виды спорта, где основным содержанием является характер абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, и др.);

6 группа – многоборья, в которые входят спортивные дисциплины из различных групп виды спорта  (биатлон, спортивное ориентирование, морское многоборье, охота на лис, служебные многоборья и др.) [1,4].

Соревновательная деятельность в системе подготовки юных спортсменов представляет собой непосредственное проявление в соревнованиях своих возможностей и их соответствие с правилами и способами ведения спортивной борьбы в избранном виде спорта. Это различные приемы и действия, которые осуществляются непосредственно в игре или поединке на помосте, или на дистанции и т.п.

Соревнования являются кульминацией и итогом тренировочного процесса. Современная соревновательная деятельность спортсменов высокой квалификации очень интенсивна, например, сильнейшие бегуны на средние дистанции в течение года стартуют 50-60 раз, пловцы 140-150, велосипедисты 160-180, в игровых видах, например: гандболе, баскетболе, в год проводится 50-60 игр. Соревнования включаются в мероприятия спортивной школы, в форме календаря соревнований на учебный год для каждого этапа и уровня спортивной подготовки обучающихся, и способствуют решению основных задач воспитания юных спортсменов.

В российской системе физического воспитания сформировалась
следующая система спортивных соревнований по различным видам спорта. Все крупнейшие спортивные соревнования в различных видах спорта для учащихся ДЮСШ можно разделить на 3 группы:

1) спартакиады Российской Федерации, универсиады, всероссийские юношеские игры и др;

2) ежегодные Чемпионаты, соревнования на Первенство Российской Федерации;

3) соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам или памяти выдающихся людей, а также праздникам, учрежденные организациями [1].

Достигнуть спортсмену  высокого уровня спортивных результатов возможно при условии создания стабильной, отлаженной его системы подготовки, которая включает в себя несколько крупных блоков компонентов:

- система отбора и спортивной ориентации;

- система соревнований;

- система спортивной тренировки;

- система внетренировочных и внесоревновательных факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки.

В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяются на:

1) подготовительные, с целью адаптации спортсмена к условиям соревновательной борьбы, отработка технических приемов в разнообразных условиях соревнований, отбор целесообразных тактических вариантов, приобретение соревновательного опыта, совершенствование специфических для вида спорта психических качеств.  Данные соревнования являются эффективным средством интегральной подготовки юных спортсменов;

2) контрольные соревнования в ходе учебно-тренировочных занятий  проводятся с целью педагогического контроля  состояния уровня тренированности и учета спортивных достижений. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень физических качеств, технического и тактического совершенствования, интеллектуальных и психологических возможностей спортсменов;

3) подводящие, в которых отрабатывается модель соревновательной деятельности,  предполагаемой  для реализации на главных соревнованиях. Данные соревнования следует проводить  в условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований. Они могут быть специально организованными или официальными;

4)  соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды. В данных соревнованиях для спортсмена ставится задача занять определенное место, выполнить контрольный норматив, который позволит участвовать в главных соревнованиях и надеяться на успешное выступление в них;

5) главные соревнования, которые ориентированы для победы или завоевание возможно более высокого места и результата; 

Кроме того, можно выделить дополнительно еще:

6) массовые соревнования с целью сдачи контрольных разрядных нормативов на уровне школы или района;

7) показательные соревнования для популяризации различных видов спорта [2,4].

По форме организации различают следующие виды соревнований:

1) закрытые соревнования для спортсменов одного коллектива (класса, школы, спортивного клуба);

2) открытые - в которых могут участвовать спортсмены других
коллективов, оспаривая призовые места, соревнования по предварительной договоренности между командами спортивных школ, коллективов, спортивных клубов;

3) ведомственные соревнования («Спартак», «Динамо» и т.д.)

4) заочные соревнования между спортивными клубами, спортивными
школами и коллективами физкультуры в районе, городе, области и т.д.

В зависимости от возраста соревнования бывают: детские, юношеские, юниорские и взрослые. В Российской Федерации функционирует система
соревнований по возрастным группам:

1 группа: мальчики и девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающиеся в спортивных секциях, спортивных школах, сформированных по месту жительства;

2 группа: юноши и девушки 15-16 и 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных секциях, коллектив физкультуры, спортивных школах;

3 группа: юниоры 19-21 и 22-24 года, которые совершенствуют мастерство в спортивных клубах, ШВСМ и т.д. Эта группа выделяется в
отдельных видах спорта для планомерного перехода в группу взрослых
спортсменов.

4 группа: взрослые спортсмены [1].

В России, так же сложилась система, предусматривающая организацию соревнований по территориальному и ведомственному принципам. Территориальные соревнования проводятся управлениями по физической культуре, спорту и туризму и комитетами при администрации района, города, области и т.д. Они начинаются, как правило, с районных соревнований и заканчиваются Всероссийскими. Ведомственные соревнования организуются добровольными спортивными общественными организациями, обществами физкультуры организационных ведомств и министерств.

Районные и городские соревнования спортивных школ ежегодно проводятся районными и городскими департаментами образования с целью широкого привлечения детей и подростков к спортивной деятельности. В связи с этим,  ежедневно проводятся традиционные соревнования по различным видам спорта, такие как соревнования по лыжному спорту на приз газеты «Комсомольская правда», хоккей - «Золотая шайба», футбол - «Кожаный мяч», шахматы - «Белая ладья», ручной мяч - «Стремительный мяч»  и т.д. Все соревнования среди школьников должны проводиться в не учебное время.

 Документами, необходимыми для проведения соревнований являются: календарный план, положение о соревнованиях, составляет проводящая организация. Очень важно, чтобы календарный план заранее составлялся и рассылался участникам соревнований. Своевременное получение общего календарного плана позволяет организациям спланировать работу, составить свои календарные планы, успешно подготовиться [1,4].

Итоговым результатом соревновательной деятельности, как части спортивной подготовки, является спортивное достижение, которое служит показателем спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженное в конкретном количественном или качественном уровне результата в спорте.

Участвуя в соревнованиях, спортсмен преодолевает ряд препятствий различного уровня трудностей.  В связи с этим, спортивное достижение становится финишем многоходового процесса борьбы с желательным или обязательным решениями частных задач на каждой его промежуточной ступени.

В связи с тем, что спорт развивается по двум направлениям: массовый спорт и спорт высших достижений, то деятельностью детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШ ОР), естественно, является, массовый спорт, как в нашей стране, так и во всем мире.

 Массовый спорт выполняет определенные специфические и общие социальные функции. К специфическим функциям относятся: соревновательно-эталонные и эвристически-достиженческие.

Соревновательно-эталонная функция представляет собой собственно соревновательная деятельность, в которой максимально выявляется оценка человеческих возможностей.

Эвристически-достиженческая функция заключается в творческой поисковой деятельности, связанной с познанием человеческих возможностей и поиском эффективных способов их максимальной реализации и увеличения.

Общими функциями являются личностно-направленного воспитания, обучения и развития, оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, функция социальной интеграции и социализации личности, коммуникативная функция [2, 3, 4].

 Функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития являются социально-общественными, т.к. спорт представляет собой не только физическое и спортивное совершенствование, но и нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание.

Оздоровительно-рекреативная функция состоит в положительном влиянии спорта на состояние и функциональное развитие возможностей организма человека. Особенно заметно это проявляется в детском и юношеском возрасте. В более зрелом возрасте спорт является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса, характерная особенность которого  определена снижением двигательной активности, гиподинамией.

Эмоционально-зрелищная функция заключается в том, что спорт несет эстетические свойства, которые проявляются в гармонии физических и духовных качеств человека. Физическая красота тела, технически сложные и отточенные движения, торжественное, праздничное настроение соревнований – все это привлекает поклонников спорта.

Без зрителей, болельщиков спорт не стал бы общественным социальным явлением. Поэтому, функция социальной интеграции и социализации личности является мощным фактором вовлечения людей в общественную жизнь и формирования у спортсменов опыта социально значимых общественных отношений.

Коммуникативная функция спорта заключается в развертывании международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества  народов мира.

Следовательно, специфическими особенностями соревновательной деятельности в спорте являются такие элементы, как: восприятие среды, поведение противника (соперника) и партнеров, динамика собственного состояния, анализ полученной информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выбор мысленного решения и его воплощение в соответствующих двигательных действиях.

К условиям внешней среды соревновательной деятельности можно отнести:

- особенности места проведения соревнований (география, климатические и временные условия);

- состояние и оборудование спортивных баз; изменения  характера предсоревновательной разминки и отдыха между отдельными стартами и т.п.

- характер судейства, особенно в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта, особенности поведения зрителей  и соперников.

Таким образом, система соревновательной деятельности  юных спортсменов включает соревнования различного ранга в возрастном или территориальном аспекте, а  соревновательная деятельность и система спортивных соревнований отличаются особенностями вида спорта, которые присутствуют в спортивной подготовке юных спортсменов не только для планируемых и ожидаемых ими спортивных достижений, но и выполнения  воспитательных функций их личности.

Список литературы:

1.  Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры [Текст] /Л.П. Матвеев.– М.: ФиС, 1991.– 543 с.

2.  Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н. Платонов. – М. : ФиС, 1986. – 286 с.

3.  Пономарев, Г.Н. Подготовка специалистов физической культуры : интеграция образования и спортивной науки [Текст] / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. - №6 (36). – 2011. С. 11-14.

4.  Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие [Текст] / под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2007. – 324 с.

Сведения об авторах:

  1.Гаевская Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент.

Доцент каф. спортивных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: ksd.vspu@mail.ru

2.Лотоненко Андрей Васильевич - доктор педагогических наук, профессор. Профессор  каф. теории и методики физической культуры. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: lav@vspu.ac.ru, (473)264-44-20