СИСТЕМА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
Гаевская О.
В.,
доцент,
кандидат педагогических наук, доцент
Лотоненко А. В.,
профессор,
доктор педагогических наук, профессор
Воронежский
государственный педагогический университет,
Россия, г.Воронеж
Аннотация. В
статье анализируются соревновательная деятельность и система спортивных
соревнований, которые присутствуют в спортивной подготовке юных спортсменов не
только для планируемых и ожидаемых ими спортивных достижений, но и
выполнения воспитательных функций их
личности.
Ключевые слова:
соревновательная деятельность,
специальная подготовка, спортивные соревнования, спортивные достижения, документы
соревнований, функции спорта.
Спорт, как известно, является многогранным
общественным явлением в подготовке человека к различным видам деятельности, в
том числе упрочнения и расширения интернациональных связей, а так же одним из
средств этического и эстетического воспитания. Спорт, составная часть общей
культуры общества, имеет различные черты
и формы.
Особенностью спорта, исходя из его
конечной цели - физическое совершенствование человека, является соревновательная деятельность. Соревновательная деятельность
представляет собой специфическую форму деятельности – систему соревнований,
исторически сложившуюся в области физической культуры, специальная сфера
выявления человеческих возможностей, которая осуществляется в условиях
официальных соревнований с установкой достижения высокого спортивного
результата [2, 4].
Соревновательная деятельность - это
система специальной подготовки спортсмена, которая представляет сам
процесс подведения его к необходимому
уровню проявления физических и спортивных способностей. Кроме того, система
подготовки спортсмена включает в себя огромное количество видов межличностных
взаимодействий спортсмена и других участников этого процесса: отношения с
тренером, с судьями, с организаторами соревнований, со спортивными врачами, со
зрителями и т.п.
Широкое распространение в мире
получили виды спорта, которые можно классифицировать условно по особенностям
предмета состязаний в 6 групп:
1 группа – виды спорта, для которых
характерна активная двигательная деятельность спортсменов с проявлением
предельных физических и психических возможностей спортсменов. Это большинство
существующих видов спорта;
2 группа – виды спорта, в которых
операционной основой является управление специальными техническими средствами
передвижения (автомобиль, карт, мотоцикл, яхта, самолет и др.);
3 группа - виды спорта, где двигательная активность
лимитирована жестко условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4 группа – виды спорта, в которых
сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена
(авиамодели, автомодели и др.);
5 группа - виды спорта, где основным содержанием
является характер абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки,
и др.);
6 группа – многоборья, в которые
входят спортивные дисциплины из различных групп виды спорта (биатлон, спортивное ориентирование, морское
многоборье, охота на лис, служебные многоборья и др.) [1,4].
Соревновательная деятельность в
системе подготовки юных спортсменов представляет собой непосредственное
проявление в соревнованиях своих возможностей и их соответствие с правилами и
способами ведения спортивной борьбы в избранном виде спорта. Это различные
приемы и действия, которые осуществляются непосредственно в игре или поединке
на помосте, или на дистанции и т.п.
Соревнования являются кульминацией и
итогом тренировочного процесса. Современная соревновательная деятельность
спортсменов высокой квалификации очень интенсивна, например, сильнейшие бегуны
на средние дистанции в течение года стартуют 50-60 раз, пловцы 140-150,
велосипедисты 160-180, в игровых видах, например: гандболе, баскетболе, в год
проводится 50-60 игр. Соревнования включаются в мероприятия спортивной школы, в
форме календаря соревнований на учебный год для каждого этапа и уровня
спортивной подготовки обучающихся, и способствуют решению основных задач
воспитания юных спортсменов.
В российской
системе физического воспитания сформировалась
следующая система спортивных соревнований по различным видам спорта. Все
крупнейшие спортивные соревнования в различных видах спорта для учащихся ДЮСШ
можно разделить на 3 группы:
1)
спартакиады Российской Федерации, универсиады, всероссийские юношеские игры и др;
2) ежегодные Чемпионаты, соревнования на Первенство Российской Федерации;
3) соревнования всероссийского масштаба, посвященные знаменательным датам
или памяти выдающихся людей, а также праздникам, учрежденные организациями [1].
Достигнуть спортсмену высокого уровня спортивных результатов
возможно при условии создания стабильной, отлаженной его системы подготовки,
которая включает в себя несколько крупных блоков компонентов:
- система отбора и спортивной
ориентации;
- система соревнований;
- система спортивной тренировки;
-
система внетренировочных и внесоревновательных
факторов оптимизации тренировочно-соревновательной
подготовки.
В зависимости от целевого назначения
соревнования подразделяются на:
1) подготовительные, с целью
адаптации спортсмена к условиям соревновательной борьбы, отработка технических
приемов в разнообразных условиях соревнований, отбор целесообразных тактических
вариантов, приобретение соревновательного опыта, совершенствование
специфических для вида спорта психических качеств. Данные соревнования являются эффективным
средством интегральной подготовки юных спортсменов;
2) контрольные соревнования в
ходе учебно-тренировочных занятий
проводятся с целью педагогического контроля состояния уровня тренированности и учета
спортивных достижений. В них проверяется эффективность прошедшего этапа
подготовки, оценивается уровень физических качеств, технического и тактического
совершенствования, интеллектуальных и психологических возможностей спортсменов;
3) подводящие,
в которых отрабатывается модель соревновательной деятельности, предполагаемой для реализации на главных соревнованиях.
Данные соревнования следует проводить в
условиях максимально приближенных к условиям главных соревнований. Они могут
быть специально организованными или официальными;
4) соревнования с целью выявления сильнейших спортсменов для комплектования сборной
команды. В данных соревнованиях для спортсмена ставится задача занять
определенное место, выполнить контрольный норматив, который позволит
участвовать в главных соревнованиях и надеяться на успешное выступление в них;
5) главные соревнования, которые
ориентированы для победы или завоевание возможно более высокого места и
результата;
Кроме того, можно выделить
дополнительно еще:
6) массовые соревнования с целью сдачи
контрольных разрядных нормативов на уровне школы или района;
7) показательные соревнования для
популяризации различных видов спорта [2,4].
По форме
организации различают следующие виды соревнований:
1) закрытые соревнования для спортсменов
одного коллектива (класса, школы, спортивного клуба);
2) открытые - в которых могут участвовать
спортсмены других
коллективов, оспаривая призовые места, соревнования по предварительной договоренности
между командами спортивных школ, коллективов, спортивных клубов;
3) ведомственные
соревнования («Спартак», «Динамо» и т.д.)
4) заочные
соревнования между спортивными клубами, спортивными
школами и коллективами физкультуры в районе, городе, области и т.д.
В зависимости от возраста соревнования бывают: детские, юношеские,
юниорские и взрослые. В Российской Федерации функционирует система
соревнований по возрастным группам:
1 группа: мальчики и
девочки 7-8, 9-10, 11-12 и 13-14 лет, занимающиеся в спортивных секциях,
спортивных школах, сформированных по месту жительства;
2 группа: юноши и
девушки 15-16 и 17-18 лет, проходящие систематическую подготовку в спортивных
секциях, коллектив физкультуры, спортивных школах;
3 группа: юниоры 19-21 и
22-24 года, которые совершенствуют мастерство в спортивных клубах, ШВСМ и т.д.
Эта группа выделяется в
отдельных видах спорта для планомерного перехода в группу взрослых
спортсменов.
4 группа: взрослые
спортсмены [1].
В России, так же сложилась система, предусматривающая организацию
соревнований по территориальному и ведомственному принципам. Территориальные
соревнования проводятся управлениями по физической культуре, спорту и туризму и
комитетами при администрации района, города, области и т.д. Они начинаются, как
правило, с районных соревнований и заканчиваются Всероссийскими.
Ведомственные соревнования организуются добровольными спортивными общественными
организациями, обществами физкультуры организационных ведомств и министерств.
Районные и городские соревнования спортивных школ ежегодно проводятся
районными и городскими департаментами образования с целью широкого привлечения
детей и подростков к спортивной деятельности. В связи с этим, ежедневно проводятся традиционные
соревнования по различным видам спорта, такие как соревнования по лыжному
спорту на приз газеты «Комсомольская правда», хоккей -
«Золотая шайба», футбол - «Кожаный мяч», шахматы - «Белая ладья», ручной мяч -
«Стремительный мяч» и т.д. Все
соревнования среди школьников должны проводиться в не учебное время.
Документами, необходимыми для проведения
соревнований являются: календарный план,
положение о соревнованиях, составляет проводящая организация. Очень важно,
чтобы календарный план заранее составлялся и рассылался участникам
соревнований. Своевременное получение общего календарного плана позволяет
организациям спланировать работу, составить свои календарные планы, успешно
подготовиться [1,4].
Итоговым результатом соревновательной деятельности, как части спортивной
подготовки, является спортивное
достижение, которое служит показателем спортивного мастерства и
способностей спортсмена, выраженное в конкретном количественном или
качественном уровне результата в спорте.
Участвуя в соревнованиях, спортсмен преодолевает ряд препятствий различного
уровня трудностей. В
связи с этим, спортивное достижение становится финишем многоходового процесса
борьбы с желательным или обязательным решениями частных задач на каждой его
промежуточной ступени.
В связи с тем, что спорт развивается по двум направлениям: массовый спорт и
спорт высших достижений, то деятельностью детско-юношеских спортивных школ
(ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского
резерва (СДЮСШ ОР), естественно, является, массовый спорт, как в нашей стране,
так и во всем мире.
Массовый спорт выполняет
определенные специфические и общие социальные функции. К специфическим функциям
относятся: соревновательно-эталонные и эвристически-достиженческие.
Соревновательно-эталонная функция представляет
собой собственно соревновательная деятельность, в которой максимально
выявляется оценка человеческих возможностей.
Эвристически-достиженческая функция
заключается в творческой поисковой деятельности, связанной с познанием
человеческих возможностей и поиском эффективных способов их максимальной
реализации и увеличения.
Общими функциями
являются личностно-направленного воспитания, обучения и развития,
оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, функция социальной
интеграции и социализации личности, коммуникативная функция [2, 3, 4].
Функции личностно-направленного воспитания, обучения и развития являются
социально-общественными, т.к. спорт представляет собой не только физическое и
спортивное совершенствование, но и нравственное, эстетическое, интеллектуальное
и трудовое воспитание.
Оздоровительно-рекреативная функция состоит
в положительном влиянии спорта на состояние и функциональное развитие
возможностей организма человека. Особенно заметно это проявляется в детском и
юношеском возрасте. В более зрелом возрасте спорт является средством
оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического
прогресса, характерная особенность которого
определена снижением двигательной активности, гиподинамией.
Эмоционально-зрелищная функция
заключается в том, что спорт несет эстетические свойства, которые проявляются в
гармонии физических и духовных качеств человека. Физическая красота тела,
технически сложные и отточенные движения, торжественное, праздничное настроение
соревнований – все это привлекает поклонников спорта.
Без зрителей, болельщиков спорт не стал бы общественным социальным
явлением. Поэтому, функция социальной
интеграции и социализации личности является мощным фактором вовлечения
людей в общественную жизнь и формирования у спортсменов опыта социально
значимых общественных отношений.
Коммуникативная функция спорта
заключается в развертывании международных связей, взаимопонимания и культурного
сотрудничества народов мира.
Следовательно, специфическими особенностями соревновательной деятельности в
спорте являются такие элементы, как: восприятие среды, поведение противника
(соперника) и партнеров, динамика собственного состояния, анализ полученной
информации в сопоставлении с прежним опытом и целью соревнований, выбор
мысленного решения и его воплощение в соответствующих двигательных действиях.
К условиям внешней среды соревновательной деятельности можно отнести:
- особенности места проведения соревнований (география, климатические и
временные условия);
- состояние и оборудование спортивных баз;
изменения характера предсоревновательной
разминки и отдыха между отдельными стартами и т.п.
- характер судейства, особенно в спортивных играх, единоборствах,
сложно-координационных видах спорта, особенности поведения зрителей и соперников.
Таким
образом, система соревновательной деятельности
юных спортсменов включает соревнования различного ранга в возрастном или
территориальном аспекте, а соревновательная деятельность и
система спортивных соревнований отличаются особенностями вида спорта, которые
присутствуют в спортивной подготовке юных спортсменов не только для планируемых
и ожидаемых ими спортивных достижений, но и выполнения воспитательных функций их личности.
Список литературы:
1. Матвеев,
Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики
физического воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и
профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб.
пособие для ин-тов физ.
культуры [Текст] /Л.П. Матвеев.– М.: ФиС, 1991.– 543
с.
2. Платонов,
В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н. Платонов. – М. : ФиС, 1986. – 286 с.
3. Пономарев,
Г.Н. Подготовка специалистов физической культуры :
интеграция образования и спортивной науки [Текст] / Г.Н. Пономарев // Культура
физическая и здоровье. - №6 (36). – 2011. С. 11-14.
4. Теория
и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие [Текст] / под ред. Ю.Ф. Курамшина
и В.И. Попова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2007. – 324 с.
1.Гаевская Ольга Васильевна - кандидат
педагогических наук, доцент.
Доцент каф.
спортивных дисциплин. Воронежский государственный
педагогический университет. E-mail: ksd.vspu@mail.ru
2.Лотоненко Андрей Васильевич - доктор педагогических наук,
профессор. Профессор каф. теории и методики физической
культуры. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: lav@vspu.ac.ru, (473)264-44-20