НЕОБХОДИМОСТЬ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД

 

Научный руководитель: к. пед. наук, ст. преподаватель Латыпова Э.Р.

 Богомолова Н.А., Жуковский Г.А.

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

 Россия, г. Стерлитамак

Аннотация. В данной статье рассматривается понятие и использование коммуникаций в юридической деятельности. Отмечается важность навыков грамотного общения, используемых в профессиональной деятельности служащего МВД.

Ключевые слова: коммуникация, юридическая деятельность, коммуникативное взаимодействие, МВД, служащий.

С давних времен в деятельности людей существовало общение. Оно проявлялось в обмене информацией, передаче опыта, бытовых условиях. [1]. Общение является необходимостью, которая существует во всех сферах деятельности. При общении человек познает окружение, достигает взаимопонимание и наоборот, попадает в конфликтные ситуации.

Коммуникация — это форма взаимодействия людей, а именно процесс обмена информацией между людьми; она является неотъемлемой частью быта и средством формирования и функционирования нашего сознания. [2]. Благодаря ей происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности.

В процессе общения с гражданами сотрудники органов внутренних дел выполняют служебные задачи в большей степени с помощью общения, устанавливается контакт, который в конечном итоге приводит к эффективному осуществлению их деятельности. Навыки коммуникации очень важны для сотрудников органов внутренних дел.

Общение – это процесс контакта между людьми. Его осуществление позволяет изменить протекание как коллективной, так и индивидуальной деятельности.

Уверенно можно сказать, что никакая служебная деятельность невозможна без коммуникативных связей и навыков их построения.

Общение – это регулятор взаимоотношений между сотрудниками и гражданами, на который обращается внимание в нормативно-правовых актах, регулирующих их служебную деятельность. Так деятельность сотрудников МВД осуществляется на виду у населения и их статус зависит от их поведения при общении с гражданами. Поэтому вежливость и чувство такта при обращении с гражданами, чуткость к просьбам и заявлениям, а также справедливость относится к значимым и необходимым навыкам сотрудников МВД.

Как и любой вид коммуникативной деятельности, коммуникативная деятельность сотрудников МВД весьма специфична, в частности она имеет ряд психологических особенностей, которые её выделяют:

– профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, причастных к преступлению. Особенность общения в данных условиях сводится к нормативности.

общение является неотъемлемой частью их деятельности.

– общение осложняется наличием психологических барьеров, связанных с такими факторами, как страх вступать в контакт, взаимонепонимание, недоверие.

Сотрудник МВД должен обязательно учитывать особенности общения в криминальной среде. Очень важно, чтобы сотрудник обладал такими коммуникативными качествами, как:

– умение устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

– умение слушать других людей;

– умение оказывать психологическое воздействие на людей;

– умение преодолевать психологические барьеры в общении. [3]

Изо дня в день сотрудники МВД сталкиваются с множеством людей, с которыми вступают в контакт и от того, насколько умело они это делают, зависит эффективность и скорость их профессиональной деятельности. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, позволяет установить доверительные отношения, получить от него оперативно значимую информацию.

Считается, что самым важным качеством, позволяющим повысить эффективность коммуникации, является умение слушать других людей. Когда человек слушает своего собеседника, он проявляет свою заинтересованность в общении. И это облегчает установление контакта. Обращаясь к сотруднику органов внутренних дел, люди нуждаются в понимании и помощи с их проблемой. Умение выслушивать позволяет сотруднику МВД располагать людей, которые обращаются к ним для решения проблемы, к себе.

Для сотрудника МВД важно уметь оказывать психологическое воздействие на граждан: склонять их к своей точке зрения, убеждать, стимулировать положительные проявления в их поведении, принуждать к даче правдивой информации. Всегда необходимо помнить, что сотрудник вступает в общение не потому, что его просто интересует этот человек, а для того, чтобы изменить его позицию, его отношение. И именно психологическое воздействие в процессе общения с ним позволяет этого добиться.

Все это и объясняет необходимость коммуникативной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Важно, чтобы сотрудник в процессе коммуникативной подготовки получил представление о наиболее важных психологических закономерностях общения.

  Список литературы:

1.    Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учебник. Москва: Проспект, 2009. - 166 с.

2.    Латыпова Э.Р., Ризванова Э.Р. Из основ теории межкультурной коммуникации // «Среда». - 2017.- С.124.

3.    Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан: Учебно-методическое пособие. Москва: УМВД России, 2012.-143 с.

Сведения об авторах:

Латыпова Эльвира Рашитовна – научный руководитель, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Богомолова Надежда Андреевна, Жуковский Глеб Алексеевич – студенты, четвертого курса Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. gima1325@yandex.ru

 

The need of communication in the professional activities of the Ministry of Internal Affairs

Latypova, E. R., Bogomolova N. A., Zhukovsky G. A.

Annotation: this article discusses the concept and use of communications in legal activities. The importance of the skills of competent communication used in the professional activity of the employee of the Ministry of internal Affairs is noted.

Keywords: communication, legal activity, communicative interaction, Ministry of internal Affairs, employee.

References:

1. Zhalinsky A. E. Introduction to the specialty "Jurisprudence". Professional activity of a lawyer: textbook. Moscow: Prospect, 2009.-166 p.

2. Latypova, E. R., Rizvanov E. R. of the foundations of intercultural communication theory // "Environment".-2017.- P. 124.

3. Features of communication of employees of Department of internal Affairs with different categories of citizens: the educational and methodical grant. Moscow: Ministry of internal Affairs of Russia, 2012.-143 p.