ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Быч Е.И.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Россия, г. Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей работы над иноязычной лексикой. Рассматриваются основные этапы формирования необходимых умений и навыков студентов при обучении иноязычной лексике экономической тематики. Приводятся примеры заданий по семантизации и закреплению лексики, разработанные на основе современных аутентичных материалов.

Ключевые слова: иноязычная лексика, формирование лексических навыков,  формирование лексических умений, процесс обучения, иностранный язык.

Актуальность проблемы. Одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения на сегодняшнем этапе развития высшего образования, является необходимость улучшения знания английского языка. Успешное овладение иностранным языком сегодня – это одно из необходимых условий для получения интересной работы и профессионального роста в избранной области специализации.

Огромная роль в обучении иностранному языку студентов экономических специальностей принадлежит изучению лексики. При обучении английскому языку студентов важной задачей является овладение знаниями терминов специальности и приобретение умений и навыков использовать профессиональную лексику. Лексика в системе языковых средств является очень важным компонентом речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь обучающимся полностью усвоить тот лексический минимум, который предусмотрен программой курса, причем, на всех стадиях обучения. И это требует как поиска путей совершенствования методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала.

Обучение лексике должно вызывать интерес учащихся, развивать у них желание практически использовать иностранный язык в избранной профессии, развивать их речевые, творческие способности, учить работать над языком самостоятельно – таким образом, дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. Преподаватель должен использовать различные формы работы в процессе обучения иностранному языку, как индивидуальную, так и групповую.

Различные проблемы обучения иноязычной лексике рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, П. Нейшн, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов).

Анализ  состояния обучения иностранным языкам в неязыковых вузах в настоящее время показывает, что имеющийся словарный запас студентов  не всегда позволяет им  сформировать необходимую коммуникативную  компетенцию. Одной из  причин плохого владения иноязычной лексикой студентами неязыковых вузов является , по мнению автора, недостаточная разработка некоторых вопросов методики обучения иностранному языку. К таким вопросам относится методика разработки лексических навыков и умений и  системы упражнений для эффективного обучения лексике. Необходимость исследования в этой области объясняется также и тем, что  успешное формирование лексических навыков  напрямую зависит  от решения других актуальных вопросов обучения иностранному языку.

Таким образом, актуальность настоящей работы определяют такие  важнейшие факторы как: недостаточная разработанность методики обучения профессиональной лексике английского языка студентов ; несовершенство отбора учебного материала  для формирования и закрепления словарного запаса студентов в области профессиональной лексики; необходимость последующей разработки вопросов методики формирования лексических навыков английского языка  у студентов-экономистов, создания комплекса упражнений для ее обучения; и конечно, высокие требования к уровню владения иностранным языком студентами  вуза.

Автором было выдвинуто предположение о том, что обучение профессионально-ориентированной лексике студентов экономических специальностей будет более эффективным в том случае, если обучение будет основано на принципах последовательности  формирования необходимых навыков и умений, обучения лексике в разнообразных видах речевой деятельности, дифференцированного подхода в зависимости от поставленных целей усвоения лексики, а также профессиональной направленности обучения.

Научная новизна работы заключается в разработке методики обучения лексике английского языка студентов экономических специальностей.

Практическая ценность заключается в том, что  разработанная и практическим путем проверенная методика обучения экономической лексике  может быть использована преподавателями на практических занятиях по английскому языку.

На основании известных в методике классификаций этапов формирования лексического навыка автором были определены три основных этапа по формированию навыков обучающихся при  обучении иноязычной лексике экономической сферы: 

1. Ознакомление с лексикой.

2. Закрепление лексики.  На этих этапах автором предлагаются упражнения по работе над формой, значением и употреблением слова.  

3. Развитие  использования навыков в различных видах речевой деятельности.

Далее, целесообразно привести примеры разных типов заданий, разработанных автором для  студентов - бакалавров 1 курса направления 38.03.01 «Экономика» в рамках дисциплины «Иностранный язык». Предложенный комплекс упражнений  разработан автором в соответствии с требованиями современных методик обучения лексике [1].

Этап 1. Task 1. Complete the sentence with words from the text.

a) Consumers buy what gives them maximum ..

Task 2. Match the definitions with the words.

a)  an amount that is more than is needed

b)  to make or grow something to be sold.

Words for reference: surplus, produce.

Task 3. Expand the sentences.

2. A rise in the interest rate will...

3. Government may use the interest rate to ...

Этап 2. Task 1. Give the vеrbs thаt аrе mоstly  usеd with thе nоuns. Use them in  your own sentences.

exchange, services, goods, product, benefit

Task 2. Give the nоuns thаt аre cоmmоnly usеd with thе verbs.

 involve, expand, produce, increase

Task 3.  Find one English synonym for the given word, then mаkе up your оwn sеntеncеs with the wоrds.

to produce,  benefit,  to purchase, output.

На этом этапе студентам также можно предложить задания на поиск дефиниций, установление соответствий и др.

Этап 3. Task 1. Make a report on the subject:

“Prospects of economic development in our country”. Speak about the following:  leading industries, import and export, gross national product, employment.

Task 2. Discuss the  question with your partner.

а)  You have a large sum of money. What are the pros and cons of the following:  buying a lottery ticket; putting it in a bank; buying gold;  investing in property; buying shares?

Task 3.  Read what famous people said about the role of money in the society. Discuss the position of the author.

1. Money is power, freedom, a cushion, the root of all evil. (Carl Sandburg, American poet).

Вывод. Таким образом, лексика является  важным аспектом обучения иностранному языку. От уровня сформированности лексических навыков и умений зависит способность  обучающихся общаться на иностранном языке. Овладение лексикой – это огромная и продолжительная задача, и правильное применение принципов обучения ведет к  положительному результату. 

 

  Список литературы:

1. Аушева, П. И. Сборник упражнений по лексике для студентов первого года обучения [Электронный ресурс] /Е. И. Быч, Е. М. Торбик. – М., 2017. – 48 с.

URL.: http://portal.fa.ru/Files/Data/40 877AD1-44D4-4EE1-801A- 0A0A0BC2E980/Szd_Inostran n_bE_17.pdf  (дата обращения: 27.03.2018).

2. Бухбиндер, В.А. Развитие лексических навыков устной речи / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках – Киев, 1980. – С. 14 – 31.

3. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 214 с.

Сведения об авторе:

Быч Елена Ивановна - преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

PECULIARITIES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY TO STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

E. I. Bych

Summary. This article is devoted to the features of work on foreign language vocabulary. The main stages of formation of necessary abilities and skills of students in teaching  foreign language vocabulary of economic subjects are considered. Examples of tasks on semantics and vocabulary consolidation, developed on the basis of modern authentic materials, are given.

Keywords: foreign vocabulary, the formation of lexical skills and abilities, the learning process, a foreign language.

References:

1. Ausheva, P. I. The collection of exercises on vocabulary for students of the first year [Electronic resource] /E. I. Bych, E. M. Torbik. - M., 2017. - 48 p. URL.: http://portal.fa.ru/Files/Data/40 877AD1-44D4-4EE1 - 801A-0A0A0BC2E980/Szd_Inostran n_bE_17.pdf (date: 3/27/2018).

2.  Bukhbinder V.A. Development of lexical skills of oral speech/V.А. Bukhbinder//Essays on methods of teaching oral speech in foreign languages-Kiev, 1980. - p. 14-31.

3. Passov E.I. Fundamentals of the methodology of teaching foreign languages / E.I. Passov. - M .: Russian language, 1977. - 214 p.