ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФАРМАКОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кулинцова Я.В.,

Дядина К.С.

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет   имени Н.Н. Бурденко Минздрава России»,

Россия, г. Воронеж

Аннотация. В настоящее время становится актуальным использование игровых технологий с целью повышения интенсификации учебного процесса и повышению формирования умения коммуникативных функций студентов как будущих врачей. В настоящей статье приведены данные подробного анализа применения игровых технологий на кафедре фармакологии на примере имитационной игры.

Ключевые слова: игровые технологии, имитационная игра, студенты-участники, фармакология.

Введение. В настоящее время высокий уровень профессионализма врача характеризуется его компетентностью в знании фармакологии. Это необходимо учитывать при подготовке и ведении занятий по данной дисциплине в медицинском вузе. Наиболее эффективным, в таком случае, является вовлечение студентов в процесс образования с помощью применения элементов занятий с использованием игровых технологий. В свою очередь это позволит повысить уровень подготовки будущего специалиста и снизить лабильность нестандартных ситуаций в работе практикующего врача[1,2,3].

Для улучшения процессов профессиональной ориентированности и направленности действий по усвоению заданного материала мы предлагаем создавать на практических и семинарских занятиях обстановку клинических ситуаций. Такой метод будет предоставлять возможность будущему доктору сделать правильный выбор препаратов в зависимости от клинической картины. Следует учитывать, что именно игровые технологии способны активизировать мыслительную, речевую деятельность участников, поскольку дает возможность полного «погружения» в ситуации, где вся ответственность ложиться на студента-медика[4].

 

Материалы и методы. С целью увеличения процессов усвоения материалов по дисциплине фармакология нами были применены в учебном процессе элементы игровых технологий, в частности различные модификации деловых игр, например имитационные игры. Данные технологии использовались на практических занятиях, в разделе самостоятельной аудиторной работы, для отработки и совершенствования следующих функций: обучающей и мотивационно-воспитательной. Были использованы следующие этапы подготовки деловой игры:

1.    Анализ исходной информации.

·       Подготовка к выполнению ролевых функций и заданий.

·       Выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий.

2.    Этап анализа

·       Анализ результатов игры участниками.

·       Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участниками своих решений и выводов.

·       Подведение итогов игры преподавателем, который отмечая достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный итог занятий.

 

Результаты и их обсуждение. Ежегодно растет потребность в широком применении имитационных игр. Все это ведет к формированию общепринятых методик их разработки и проведения. С этой целью необходимо учитывать общие принципы создания и проведения игр.

Существуют следующие принципы построения имитационной игры:

·       демонстративность модели имитационной игры;

·       независимость эпизодов и самостоятельность сюжетов игры;

·       возможность всестороннего развития игровой модели;

·       универсальность игровой модели;

·       уравновешенность в игровом сегменте игровой деятельности и деятельности по поводу игры;

·       концентрирование игровой модели техническими средствами коммуникативных функций;

·       использование игрового режима с целью интеграции накопленных наблюдений по заданной тематике.

От постановки собственно процесса игры во многом зависит повышение результативности игрового сегмента, а также от количества участников, участвующих в игре и ее организаторов. Не стоит исключать и зависимость действенности игровых технологий от их компетентности, комфортности, продуманности игрового процесса и порядка ведения[5].

Весь игровой метод можно интерпретировать как совокупность нескольких последовательных стадий.

1.    Обсуждение и проверка предстоящих задач.

Первый шаг в игровом процессе начинается с ознакомления участников с поставленной перед ними проблемой по прилагаемым материалам (схемы, описания и методические разработки).

2.    Выступление обучающихся в качестве деловых участников познавательного процесса.

3.    Примерная оценка поставленной проблемы.

В заключении участники игровой модели с помощью использования знаний, умений и навыков, основанных на жизненном опыте, создают собственный вариант решения поставленной задачи. В последнем случае допускается динамичный обмен суждениями.

Имитационные игры, как одни из разновидностей игровых технологий, применяемых с целью построения моделей медицинских технологий, имеют преимущества над играми других типов, заключающиеся в последовательном ходе этапов игрового процесса, что свидетельствует о более завершенном виде. Отличие игр других типов заключается в модификации подхода к игровому сегменту с сохранением базовой идеи, при котором анализ проблемы происходит на последнем этапе[6].

Следует учесть, что успешным окончанием, при решении задач имитационной игры, является наличие всех стадий игрового метода. Необходимо также учитывать ценность заключительной стадии, которая в настоящее время наименее разработана.

Студентам-участникам имитационной игры, в ходе процесса целесообразно предложить разделение на подгруппы и предоставить каждой подгруппе задания в форме вопросов по определенной тематике практического занятия. В ходе решения задачи группы создают проект решения данной проблемы (например, определенного клинического случая), на базе которого готовят выступление. Очень важно обратить внимание на умение студентов ведения полемики в ходе отстаивания своего мнения и возможности правильно и быстро сориентироваться в сложной ситуации[7].

Причем стоит отметить необходимость формирования, как альтернативных решений поставленной задачи, так и без возможности подбора альтернатив ее реализации.

На практике важным элементом ведения имитационной игры является подбор задания и его решения без альтернативы. Поскольку наличие альтернативных вариантов ответа усугубляет качество исследовательской и аналитической работы студентов и ведет к снижению мотивации выбора, а также отсутствие формирования умения прогнозировать возможные негативные последствия выбранного решения для медицинской практики. В свою очередь, лидерское представление решения игровых проектов также является малоинформативных. В данном случае следует мотивировать всех участников группы к высказыванию мнения по поводу решения задания.

В случае самостоятельного представления различных вариантов решения задания по тем или иным вопросам, участники работают более активно и основательно аргументируют свой выбор, представляя случаи из жизненной практики. Данная тенденция способствует совершенствованию информационной функции, так как результат более эффективен.

В ходе реализации студенческих игровых проектов, стоит уделить особое внимание последовательности их рассмотрения. В случае целостного заслушивания игровых проектных ситуаций (сначала выступает одна группа студентов, потом другая) теряется интерес к происходящему и это ведет к уменьшению активности восприятия информации. Поэтому следует реализовывать мнения поэтапно по каждому, из заданных вопросов. Все это приводит к совершенствованию способности постоянно поддерживать высокий уровень внимания студентов-участников и ведет к формированию наибольшей продуктивности определенного этапа.

Еще одним немаловажным критерием качества реализации проектов данной игровой технологии является уровень подготовки участников и их совместной работы внутри группы.

В играх, имитирующих медико-фармацевтическую деятельность можно применять различные варианты диалогового взаимодействия студентов-участников:

·       выбор определенных заданий и закрепление ответственности по его реализации за участниками с последующим заслушиванием в группе;

·       совместный анализ проекта, в случае выступления лидера с докладом: на вопросы отвечает любой из участников реализованного проекта, а оппонируют представители других команд.

·       использование совместного обсуждения каждого задания в форме свободной полемики;

Второй вариант является более продуктивным, так как практика обучения и организационного развития показывает, что группа должна уметь самостоятельно делать выбор удобной для нее формы представления данных по игровому проекту[8].

Все сказанное свидетельствует о необходимости дальнейшего применения и последующего развития игровых технологий в практической деятельности преподавателя кафедры фармакологии.

 

Вывод. Проанализировав данные по ведению игровых технологий, в частности имитационной игры, следует сделать ряд выводов:

1.     Использовать практику презентации проектных работ всеми участниками команды (группы) студентов, а не только лидером.

2.     Применять на практике имитационной игры методы группового анализа задания и его последующей реализации.

3.     Сформировать умение самостоятельного выбора форм предоставления информации по реализации собственных проектов.

4.     Уделить внимание разработке и совершенствованию последней стадии имитационной игры.

5.     Воспитания патриотических качеств, при выборе определенных заданий и их реализации в игровых проектах.

Таким образом, игровые технологии являются тем педагогическим инструментом, который снимает барьер в случае общения студентов с преподавателем, в дальнейшем при общении и предоставлении информации пациентам. С другой стороны, повышает интенсивность процесса обучения на кафедре фармакологии, делает его активным, плодотворным, приближенным к естественному процессу формирования коммуникации в профессиональной среде будущего доктора.

Список литературы:

1.    Плотникова И.Е. Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе / И.Е. Плотникова, С.Ю. Берлева, А.А. Филозоп, О.Н. Крюкова // Учебно-методическое пособие. Воронеж. – 2017. – 264 с.

2.    Баева Т.А. Деловые и ролевые игры в обучении студентов медицинского вуза иностранному языку / Т.А. Баева, К.И. Кубачева // Евразийский научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 4-5.

3.    Плотникова И.Е. Эмпатия как индикатор сформированности прагматической компетентности будущего медицинского работника / И.Е. Плотникова, Ю.Н. Юргелас, И.В. Юргелас, Р.Н. Фролов // Современные наукоемкие технологии. – Пенза. – 2016. – № 1. – С. 170-171.

4.    Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Материалы Международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации». – Спб. – 2011. – С. 142.

5.    Рябинина Е.И. Реализация концепции профориентационной работы на этапе абитуриент-студент / Е.И. Рябинина, Е.Е. Зотова, Н.И. Пономарева, Т.А. Бережнова // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – Воронеж. – 2017. – С. 106.

6.    Бережнова Т.А. Современное фармацевтическое образование. Профессиональная подготовка фармацевтических кадров. Организация учебного процесса в условиях новых образовательных и информационных технологий организация научно-практической работы студенческих научных кружков / Т.А. Бережнова, П.Д. Колесниченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ «Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития». Курск. – 2016. – С. 614.

7.    Плотникова И.Е. Повышение профессиональной компетентности научно - педагогических работников высшей медицинской школы / И.Е. Плотникова, Н.Н. Чайкина, А.А. Филозоп, С.Ю. Берлева // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. – Воронеж. – 2015. – С. 45-46.

8.    Бережнова Т.А. О подготовке и проведении процедуры первичной аккредитации выпускников фармацевтического факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / Т.А. Бережнова, В.С. Савостин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию фармацевтического факультета КГМУ «Фармацевтическое образование, наука и практика: горизонты развития». Курск. – 2016. – С. 616.

Сведения об авторах:

1.    Кулинцова Яна Викторовна; ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко (VoronezhStateMedicalUniversitynamedafterN.N. Burdenko); ассистент кафедры фармакологии; г. Воронеж, ул. Беговая, 128, кв. 102; индекс: 394088;8(951)561-48-37; kulintsova@mail.ru.

2.    Дядина Ксения Сергеевна; ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н.Бурденко (VoronezhStateMedicalUniversitynamedafterN.N. Burdenko); ассистент кафедры фармакологии; г. Воронеж, ул. Студенческая, 10; индекс: 394036 ;8(908)147-56-05; dyadina_2017@mail.ru.

 

FEATURES OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES ON PHARMACOLOGY WITH ELEMENTS OF GAMING TECHNOLOGY

Y. V. Kulintsovа,
  K.S. Dyadin
а

Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko,

Russian Federation, Voronezh.

 

Annotation.  At present, the use of gaming technologies is becoming topical in order to increase the intensification of the educational process and increase the formation of the ability of communicative functions of students as future doctors. In this article, data are given for a detailed analysis of the use of gaming technology at the Department of Pharmacology, using the example of an imitation game.


Key words: game technologies, simulation game, students-participants, pharmacology.

References:

1. Plotnikova I.E. Actual issues of the organization of the pedagogical process in the higher medical school / I.E. Plotnikova, S.Yu. Berleva, A.A. Filozop, ON Kryukova // Educational-methodical manual. Voronezh. - 2017. - 264 p.
2. Baeva TA Business and role games in teaching students of a medical school to a foreign language /
Т.А. Baeva, K.I. Kubacheva // Eurasian scientific journal. - 2016. - No. 11. - P. 4-5.
3. Plotnikova I.E. Empathy as an indicator of the formation of the pragmatic competence of the future medical worker / I.E. Plotnikova, Yu.N. Yurgelas, I.V. Yurgelas, RN Frolov // Modern science-intensive technologies. - Penza. - 2016. - No. 1. - P. 170-171.
4. Mikhailenko TM Game technologies as a kind of pedagogical technologies /
Т.М. Mikhaylenko // Materials of the International Scientific Conference "Pedagogy: Traditions and Innovations". - St. Petersburg. - 2011. - P. 142.
5. Ryabinina E.I. Realization of the concept of career-oriented work at the stage of the entrant-student / E.I. Ryabinina, E.E. Zotova, N.I. Ponomareva,
Т.А. Berezhnova // Bulletin of Voronezh State University. Series: problems of higher education. - Voronezh. - 2017. - P. 106.
6. Berezhnova TA Modern pharmaceutical education. Professional training of pharmaceutical personnel. Organization of the educational process in the conditions of new educational and information technologies organization of scientific and practical work of student scientific circles /
Т.А. Berezhnova, P.D. Kolesnichenko // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, dedicated to the 50th anniversary of the pharmaceutical faculty of KSMU "Pharmaceutical education, science and practice: horizons of development". Kursk. - 2016. - P. 614.
7. Plotnikova I.E. Increase of professional competence of scientific and pedagogical workers of the higher medical school / I.E. Plotnikova, N.N. Chaikin, A.A. Philosop, S.Yu. Berleva // Actual problems of teaching and education of schoolchildren and students in an educational institution. - Voronezh. - 2015. - P. 45-46.
8. Berezhnova TA About preparation and carrying out of procedure of primary accreditation of graduates of pharmaceutical faculty of VSMU them. N.N. Burdenko /
Т.А. Berezhnova, V.S. Savostin // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, dedicated to the 50th anniversary of the Pharmaceutical Faculty of KSMU "Pharmaceutical Education, Science and Practice: Development Horizons". Kursk. - 2016. - P. 616.