ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛЕ БАШКИРИИ В 1930-1940-Х ГГ.

Антошкин А.В.

                                        Кандидат исторических наук,

преподаватель истории и обществознания

МАОУ «Гимназия №2» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки кадров в организациях государственной и кооперативной торговли на территории Башкирии в 1930-х гг. На основе опубликованных и архивных источников анализируются основные направления кадровой политики в сфере торговли.  В годы индустриализации в республике отмечался рост товарооборота и стремительное расширение торговой сети. В этих условиях торговые организации столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Вместе с тем наличие непроверенных работников прилавка зачастую приводило к нарушениям правил торговли и к запутанному бухгалтерскому учету, что способствовало росту количества растрат и хищений в торговых организациях. Впервые введенные в научный оборот источники позволили выявить существенные трудности в вопросах обучения и переподготовки кадров торговых организаций. Делается вывод о том, что стахановское движение и соцсоревнования способствовали стимулированию работников прилавка и некоторому улучшению в кадровой политике государственной торговли и потребительской кооперации Башкирии.

Ключевые слова: кадровая политика, торговля, соцсоревнования, стахановское движение, потребительская кооперация, Башкирия.

 

Значительный рост оптового и розничного товарооборота в Башкирии за 1930-е гг. зачастую сочетался с ростом растрат и хищений, в повседневную работу торговых предприятий вошли регулярные обмеры, обвесы, обсчеты и другие формы обмана покупателя. Книги жалоб и данные государственной торговой инспекции свидетельствовали о регулярном поступлении в торговлю недоброкачественной продукции, а обслуживание потребителей далеко не всегда было культурным. В случае мелких нарушений допущенных работниками прилавка по неопытности и впервые администрации торговых организаций, как правило, ограничивались дисциплинарными взысканиями, а в случае неоднократных или значительных нарушений материал передавался в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. Однако справиться с указанными проблемами только репрессивными мерами не представлялось возможным, требовалось выйти на качественно новый уровень организации государственной торговли и потребительской кооперации. Незамедлительно надлежало повысить грамотность и ответственность руководителей, завмагов и рядовых продавцов, добиться правильной постановки учета, организовать регулярные и эффективные ревизии. Для выполнения столь важных задач Наркомат торговли республики и Башсоюз сконцентрировали внимание на вопросах подготовки и подбора кадров, особенно материально-ответственных.

За вторую пятилетку обороты в государственной и кооперативной торговле в целом по стране выросли с 40 до 126 млрд. руб [1, с. 286]. Если же обратиться к показателям республики, то динамика также была весьма значительной. Так,  общий товарооборот в 1933 г. составил только 422,3 млн. руб., а в 1937 г.  – уже 978,1 млн. руб [2, с. 209].

С началом индустриализации последовательно возрастал товарооборот республики, а вместе с ним росла и розничная сеть. К примеру, прирост торговой сети в целом по Башкирии за 1933 г. был определен планом в 8,6% до 4883 единиц, в том числе по городу на 6,6% и по селу – на 9,1%. Развитие сети предусматривалось в первую очередь в рабочих районах и новостройках, а также значительно расширялась торговая сеть на селе [3, с. 97].

Новостройки, строительство крупных предприятий машиностроительной, нефтяной и других отраслей промышленности, значительно увеличили удельный вес рабочих в населении Башкирии, которое, согласно данным Башгосплана к 1937 г. достигло 3 млн [4, с. 38]. Увеличение населения и повышение благосостояния трудящихся города и деревни неизбежно вело к повышению спроса на продовольствие и промтовары.

После отмены карточной системы в розничной торговле произошло некоторое укрупнение. Торговых точек стало меньше, но в оставшихся требовалось увеличить штат сотрудников. Например, розничная торговая сеть республики по плану на 1936 г. состояла из 3807 единиц, в том числе 862 единицы в городе и 2945 единиц на селе [5, с. 16].

 Такая динамика в государственной и кооперативной торговле Башкирии в целом соответствовала развитию торговли в Советском Союзе. Помимо собственно торговли республиканский Наркомат торговли занимался организацией различного рода заготовок. Коренным образом требовалось перестроить работу по самозаготовкам и  внеплановым закупкам товаров широкого потребления. Именно самозаготовки и внеплановые закупки должны были стать главным методом торговой работы, основным источником получения товаров всеми торговыми организациями [3, с. 98]. Как для торговой, снабженческой, так и для заготовительной деятельности государственному сектору и потребительской кооперации требовались профессиональные кадры.

Государственный сектор в 1930-х гг. сконцентрировал основное внимание на обслуживании городского населения Башкирии. Из объяснительной записки к годовому отчету Наркомата торговли Башкирии следует, что по смете подготовки кадров для государственной торговли в 1940 г. было ассигновано 199 тыс. руб. Эта сумма покрывала расходы на профессиональную подготовку 526 человек через учебно-курсовой комбинат. По техническому минимуму было подготовлено 194 человека, по кадрам массовой квалификации – 199 человек и по кадрам средней квалификации – 133 человека. Для этого потребовалась сумма в 183906 руб. Кроме того, непосредственно самими Торгами было подготовлено по техническому минимуму еще 185 человек и 9 шоферов на сумму 15094 руб [6, л. 2]. Некоторое недовыполнение плана подготовки кадров объяснялось переменным составом работников прилавка и шоферов.

Учебно-курсовой комбинат Наркомата торговли Башкирии существовал с сентября 1936 г., однако до 1939 г. у комбината не было учебной базы (здания), лишь в сентябре 1939 г. Горкомхоз предоставил небольшое помещение. Учебно-курсовой комбинат и школа торгово-кулинарного ученичества находились с сентября 1940 г. в одном помещении из 9-и комнат общей площадью в 300 квадратных метров. Из этих девяти комнат четыре были заняты под классные аудитории, две были заняты административным персоналом, одна комната была превращена в библиотеку и еще одна – под красный уголок. Однако в годовом отчете республиканского Наркомата торговли было отмечено, что учебные классы требовали текущего ремонта и переоборудования [6, л. 29].

По возможности комбинат оказывал методическую помощь преподавателям-общественникам, а именно: было организовано семь семинаров и систематические консультации. За 1940 г. прошли производственную практику 105 человек. Результаты были неплохими: из 105 человек 86% получили оценки хорошо и  отлично.

На протяжении 1940 г. в учебно-методическом комбинате работало всего 15 преподавателей, из них с высшем образованием – 11 человек и с незаконченным высшем образованием – 4 человека. Среди педагогического коллектива проводилось соцсоревнование под лозунгом поднятия качества учебно-воспитательной работы. В результате соцсоревнования некоторые преподаватели добились 100% успеваемости по своим дисциплинам. За хорошие результаты были премированы и объявлены благодарности четырем преподавателям.

В системе потребительской кооперации Башкирии подготовка и переподготовка кадров также была одним из важнейших направлений деятельности. Президиумом Центросоюза для системы Башсоюза на 1939 г. был установлен план подготовки и переподготовки кооперативных работников посредством курсовых мероприятий в количестве 1262 человек. Этот план был увеличен на 48 человек в связи с необходимостью переподготовки инструкторов райпотребсоюзов согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б). Таким образом, количество подлежащих прохождению через курсовые мероприятия было доведено до 1310 человек, а фактически через курсовую подготовку было проведено 1112 человек, то есть 84% от плана [7, л. 56].

Всего было принято на курсы 1363 человека, но из них выбыло по различным причинам 85 человек. Переходящий контингент на 1940 г. составил 166 человек.

Таблица 1

Подготовка кадров в потребительской кооперации Башкирии в 1939 г.

 

Категории работников

План

Выполнение

Процент выполнения

Торговые

650

557

85,7

Счетные

230

185

80,4

Заготовительные

185

206

110,2

Транспортные

110

53

48,1

Общественное питание и хлебопечение

136

112

82,9

 

 Сост. по: НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 947. Л. 56.

 

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что за исключением работников заготовительных пунктов план подготовки сотрудников был недовыполнен. Окончивших курсы по национальному признаку башкир было 200 человек, татар – 319, русских – 464 человек. Из прошедших обучение 119 человек были членами ВКП(б) или 10,7%, кандидатами – 51 человек или 4,6%, членами ВЛКСМ – 296 человек или 26,1%. Остальные 646 человек или 58,1% были беспартийными [7, л. 57].

Курсы прошли 809 мужчин и 300 женщин. Невыполнение плана объяснялось тем, что комплектование курсов по всем наборам проходило неудовлетворительно. Некоторые руководители райпотребсоюзов лично не занимались подбором людей, которые полностью бы отвечали требованиям. Следует отметить, что с точки зрения Наркома торговли П.К. Коршунова отдел кадров Башсоюза недостаточно эффективно руководил процессом обучения и не предпринимал решительных мер к укомплектованию курсов. Вместе с тем благодаря активному участию работников заготовительного управления Башсоюза было достигнуто перевыполнение плана по подготовке работников заготовительных пунктов.

Инструкторов райпотребсоюзов требовалось обучить 134 человека, а фактически было обучено только 92 человека. По заочному обучению планом было предусмотрено 85 человек, а фактически прошли обучение только 58 человек. Таким образом, решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 января 1939 г. обязывающее обратить особое внимание на подготовку счетных и торговых работников через ученичество не было выполнено, В целом план подготовки кадров в 1939 г. был выполнен на 86%, то есть вместо 2783 человек было подготовлено 2400 человек [7, л. 58].

Учитывая нехватку квалифицированных кадров, Башсоюзу приходилось стимулировать имевшихся работников торговли, обращая внимание на качественные и количественные показатели при выполнении плана товарооборота, заготовок, на борьбу с растратами и хищениями. Для этого проводились соцсоревнования, пропагандировалось стахановское движение, а также борьба лучших организаций торговли за переходящие Красные знамена.  

Для примера обратимся к постановлению правления Кандринского райпотребсоюза от 25 декабря 1939 г. «О премировании лучших работников сельпо и райпотребсоюза» в соответствии с постановлением Президиума Центросоюза от 17 декабря 1939 г. Наряду с переходящим Красным знаменем райпотребсоюз получил денежную премию в размере 15 тыс. руб.

Заместитель председателя райпотребсоюза заведующий торговым отделом З.Ш. Шакиров за успешное выполнение оптового оборота и за насыщение розничной сети товарами, результатом чего стало перевыполнение плана райпотребсоюза, получил премию в 1000 руб. Главный бухгалтер Г.К. Нафиков за четкую постановку бухгалтерского учета и за своевременное представление отчетов Башсоюзу, а также за успехи в борьбе по сокращению растрат, хищений и дебиторской задолженности получил премию в 1000 руб.

Старший инструктор М.Ш. Шакирьянов за хорошую постановку инструкторской работы по сельпо и за оказание практической помощи работникам сельпо получил премию в размер 350 руб. Счетовод А.А. Габидуллин за качественное и своевременное представление калькуляционных данных был премирован путевкой в дом отдыха, а два лучших сторожа охранявших товарные склады за честную и добросовестную работу получили премии по 200 руб [8, л. 5].

Тукаевское сельпо (председатель правления Х.Ф. Фазлыев) Кандринского райпотребсоюза было определено как лучшее. Обратим внимание на основные  показатели, которые считались Башсоюзом достойными премирования.

Таблица 2

Товарооборот Тукаевского сельпо за 1938–1939 гг. (в тыс. руб.)

Период

Товарооборот за 1938 г.

Товарооборот за 1939 г.

План

Факт

Процент

План

Факт

Процент

1 квартал

155

185,3

119

243

305,4

135

2 квартал

195

284,6

115

251,1

279,9

111,5

3 квартал

-

-

-

283,3

241,8

81,3

Сост. по: НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 948. Л. 4.

 

Из данных таблицы 2 следует, что план товарооборота систематически перевыполнялся, суммарно за первое полугодие план был выполнен на 118%. План третьего квартала был недовыполнен из-за плохой отгрузки товарных фондов, а возможностей у сельпо изыскивать местные ресурсы и товары местной промышленности не было. В целях обслуживания колхозников вовремя полевых работ сельпо организовывало выезды в поля для продажи товаров, в том числе в весеннюю посевную – 21 раз, продав товаров на 2635 руб. и в уборочную кампанию – 33 раза, продав товаров на 3796 руб.

В течение 1939 г. было открыто два ларька, отремонтированы три магазина и одна пекарня. В период с 1 января по 1 октября 1939 г. при плане кооперирования в 240 человек, фактически было кооперировано 247 человек, по паенакоплению планом предусматривалось 9300 руб., а фактически была собрана сумма в размере 10100 руб.

Кроме того, удалось снизить дебиторскую задолженность на 980 руб. и при этом сельпо растрат за 1939 г. не имело, а растраты за 1938 г. были взысканы полностью.

Председатель правления сельпо Х.Ф. Фазлыев, 1896 г. рождения из семьи крестьянина-середняка, прошел шестимесячные курсы счетоводов сельпо, беспартийный, по национальности татарин. Работал в системе потребкооперации с 1924 г., работников с таким опытом при свойственной торговым организациям текучести кадров было не так много.

В ответном письме в Центросоюз уполномоченные пайщиков, стахановцы, ударники потребкооперации и кооперативный актив Кандринского района выразили искреннюю благодарность за высокую оценку работы, за присуждение райпотребсоюзу переходящего Красного знамени и денежных премий от Президиума Центросоюза.

В этом письме работники Кандринского райпотребсоюза также отметили:  «Принимая Красное знамя, мы обязуемся немедленно изжить имеющиеся недостатки, по-большевистски вести дело потребительской кооперации в сельской местности, шире развернуть соцсоревнования. Мы с гордостью оправдаем оказанную нашему району честь и удержим в своих руках врученное переходящее знамя» [8, л. 23].

Высокие результаты некоторых организаций потребкооперации свидетельствуют о том, что Башсоюзу удалось мобилизовать стахановцев, ударников, активистов и пайщиков для выполнения решений XVIII съезда партии. Удалось организовать подлинно культурную советскую торговлю на селе, отдельные сельпо стали гибкими исполнительными органами в деле обеспечения растущих запросов сельского населения Башкирии. Были взяты конкретные обязательства за качественное и количественное выполнение торгово-заготовительных и финансовых планов, активно проводились соцсоревнования имени третьей сталинской пятилетки.

Вместе с тем данные протокола заседания комиссии при Президиуме Башсоюза и ОК профсоюза работников потребкооперации по рассмотрению материалов к присуждению переходящих знамен Башсоюза передовым райпотребсоюзам и сельпо свидетельствуют о тщательном подборе кандидатов для вручения переходящего Красного знамени.

Сопоставляя показатели работы Кандринского, Кугарчинского и Бакалинского райпотребсоюзов за первое полугодие 1939 г. и учитывая при этом показатели по товарообороту и ликвидации растрат и дебиторской задолженности в третьем квартале, в соответствии с положением о Красных переходящих знаменах комиссия сделала ряд выводов.

Во-первых, учрежденное Президиумом Башсоюза и ОК профсоюза работников потребительской кооперации Сибири и Урала переходящее Красное знамя было присуждено Кандринскому райпотребсоюзу как передовому.

Во-вторых, было принято к сведению заявление инструкторов организационного отдела  о том, что состояние торговой и складской сети, а также их оборудование в Кугарчинском районе крайне запущенное. Плохое состояние сети в свою очередь приводило к порче и браку товаров, особенно в оптовом хозяйстве райпотребсоюза. В связи с этим Башсоюз отозвал кандидатуру Кугарчинского райпотребсоюза, представленного в Центросоюз на предмет присуждения переходящего Красного знамени.

В-третьих, учитывая, что Бакалинский райпотребсоюз в третьем квартале 1939 г. план товарооборота выполнил только на 92,7%, также последовало решение об отмене кандидатуры для присуждения переходящего Красного знамени [8, л. 47].

Были отмечены единичные случаи, когда стахановцы в торговле попадали под подозрение в растратах и хищениях. К примеру, продавец Бикметов как стахановец от Башторга был отправлен с докладом в Наркомат торговли СССР, после возвращения из Москвы был назначен на должность завмага. Однако в скором времени был уличен в растрате 18 тыс. руб [9].

19 сентября 1939 г. Президиум Башсоюза утвердил показатели работы стахановцев – кандидатов для внесения в книгу знатных людей потребкооперации, в том числе завмагов и продавцов.

Файзуллин Амир Файзуллович – завмаг Таплыкулевского сельпо Буздякского района, 1912 г. рождения, по национальности татарин, член ВЛКСМ, в системе потребкооперации работал четыре года. План розничного товарооборота за 1938 г. установленный в сумме 484 тыс. руб. выполнил в сумме 524,8 тыс. руб., то есть на 108,5%. За первое полугодие 1939 г. план товарооборота в 300 тыс. руб. был выполнен в сумме 329,6 тыс. руб., то есть на 110%. Магазин содержался в культурном виде, растрат и хищений не фиксировалось. За образцовую организацию торговли четыре раза премировался по линии райпотребсоюза. [10, л. 38].

Среди стахановцев были и рядовые продавцы. К примеру, Хайруллин Шайдулла Хайрулович1896 г. рождения, татарин по национальности, кандидат в члены ВКП(б), в системе потребительской кооперации работал с 1927 г. С 1938 г. работал продавцом развозки Бишкураевского сельпо Кандринского района. План товарооборота за 1938 г. выполнил на 124,4%, план первого полугодия, установленный в сумме 62 тыс. руб. был фактически выполнен на 69,4 тыс. руб. или на 111%. За период его работы не допустил ни одного случая растраты или недостачи. Своей образцовой работой добился авторитета среди работников сельпо, имел хорошие отзывы от пайщиков сельпо [10, л. 40].

Таким образом, подготовка кадров в торговле Башкирии в период индустриализации была важнейшим направлением в работе государственных и кооперативных организаций торговли. Планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников прилавка выполнялись далеко не в полном объеме, не было системной работы учебных заведений, что во многом объяснялось текучестью кадров и нехваткой средств. Вместе с тем существенную роль в повышении мотивации работников, в стремлении повысить плановые показатели по товарообороту, заготовкам и качеству обслуживания потребителя сыграли соцсоревнования и стахановское движение. Многие работники добивались хороших результатов, даже в условиях нехватки товарных фондов изыскивались местные ресурсы для обеспечения бесперебойной торговли, были изжиты многие недостатки в работе торговых организаций.

Список литературы:

1. XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической Партии (б). Стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1939. 742 с.

2. XX лет Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (1919-1939 гг.). Уфа: Башгосиздат, 1939. 217 с.

3. Основные показатели плана народно-хозяйственного и социально-культурного строительства Башкирской АССР на 1933 год. Уфа: Издание государственно-плановой комиссии БАССР, 1933. 178 с.

4. Местная промышленность Башкирии и перспективы ее развития. Уфа: Издание Наркомместпрома БАССР, 1934. 92 с.

5. Основные показатели плана народного хозяйства и социально-культурного строительства Башкирской АССР на 1936 год. Уфа: Издание Госплана БАССР, 1936. 78 с.

6. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ).  Р-976. Оп. 1. Д. 452.

7. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 947.

8. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 948.

9. Красная Башкирия. 1937. 21 ноября.

10. НАРБ. Ф. Р-389. Оп. 1. Д. 949.

Сведения об авторе:

Антошкин Анатолий Васильевич, кандидат исторических наук, преподаватель истории и обществознания МАОУ «Гимназия № 2» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. E-mail: aav151284@rambler.ru

 

STAFF TRAINING IN THE STATEOPERATED AND COOPERATIVE TRADE IN BASHKIRIA IN THE 1930S TO 1940S

 

Antoshkin A. V.

Summary. The article is dedicated to the problem of staff training in organizations of state-operated and cooperative trade in Bashkiria in the 1930s to 1940s. Based on published and archive documents, it analyses the main trends in personnel policy in the sphere of trade. During the industrialization there was growth of goods turnover and rapid expansion of the trading network. In those circumstances trading organizations were facing shortage of qualified employees. Besides, a considerable number of shop assistants who were not sufficiently assessed led to frequent breaches of the trading rules and lack of transparency in accounting, which in its turn contributed to the growth of embezzlement and thefts. The sources used have been taken to scientific scrutiny for the first time, and they show that there were great difficulties in the matters of education and retraining of employees of trading organization. The conclusion is that the Stakhanov movement and socialist competitions contributed to stimulating shop assistants and to certain improvement in the personnel policy in state-operated and consumer cooperation in Bashkiria.

Key words: personnel policy, trade, socialist competitions, the Stakhanov movement, consumer cooperation, Bashkiria.

References:

1. The 18th Congress of the Communist Party of the Soviet Union (b). Verbatim. Moscow, State publ. for political literature, 1939. 742 p.

2. The 20th anniversary of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (1919 to 1939). Ufa, Bashkir State Publ., 1939. 217 p.

3. The main figures of the plan for socioeconomic and sociocultural development of the Bashkir ASSR for 1933. Ufa, State Planning Commission of the BASSR publ., 1933. 178 p.

4. The local industry of Bashkiria and the prospects for its development. Ufa, Narkommestprom of BASSR Publ., 1934. 92 p.

5. The main figures of the plan for socioeconomic and sociocultural development of the Bashkir ASSR for 1936. Ufa, State Planning Commission of the BASSR publ., 1936. 78 p.

6. The National Archive of the Republic of Bashkortostan [Natsional'nyi Arkhiv Respubliki Bashkortostan] F. R-976. Op. 1. D. 452.

7. NARB. F. R-389. Op. 1. D. 947.

8. NARB. F. R-389. Op. 1. D. 948.

9. Krasnaya Bashkiriya 1937. No. 21/11.

10. NARB. F. R-389. Op. 1. D. 949.