ЛЕВШАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ?
Швыряева А.В.
Студентка 4 курса факультета
естественных наук
ФГБОУ ВО «Тульский государственный
педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»,
Россия, г. Тула
Аннотация. В статье проведен теоретический анализ причин и последствий
развития левшества в ходе эволюции, характеристика
результатов «переучивания» левшей. Рассмотрены умственные и творческие
способности правшей, левшей и амбидекстеров и их
психологические особенности.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия мозга, левшество,
правша, амбидекстер, «переучивание», эволюция,
развитие.
В
ходе онтогенеза формируются два типа организации мозга – правополушарный и
левополушарный, что является результатом адаптации к постоянно меняющимся
условиям среды.
Доминирование
левой или правой части тела может быть обусловлено несколькими причинами.
Первая - наследование признака от родителей. Если оба родителя являются
правшами, то вероятность рождения ребенка-левши составляет 2%, если один из
родителей левша – 17%, если оба родителя левши – 46%. В настоящее время в
генетике выделяют около 40 локусов, которые определяют развитие левшества у человека, например, ген PCSK6 и ген LRRTM1.
Вторая
причина: по мнению исследователей, левшество является
результатом стресса, который плод получает во время развития в чреве матери или
в результате родовой травмы, что влечет за собой в дальнейшем повышенный риск
возникновения нервно-психических отклонений, иммунных заболеваний. Но тогда
возникает вопрос: почему в процессе эволюционного развития данный признак не
исчез и до сих остается отражением асимметрии на популяционно-видовом уровне?
В
большинстве случаев с восьмой недели у плода функционируют моторные зоны обоих
полушарий мозга, которые соответственно управляют левой и правой рукой, уже на этом
этапе выявляется «доминирующее» полушарие. На данном этапе развития плод в утробе начинает двигать правой рукой, на 15 неделе
сосать палец той же руки, на 38 неделе начинает поворачивать голову вправо.
Подобное явление встречается у многих животных, например, у птиц развитие
асимметрии связно с особенностью стороны освещения глаз зародыша внутри яйца.
Эксперименты показывают, что развитие яйца в темноте ведет к отсутствию
«асимметрии» у птенцов. У млекопитающих явление доминирования правой стороны является
результатом особенностей развития системы кровообращения и расположения
зародыша в утробе матери [1, 2].
В 1980 г. американские
ученые Норман Гешвинд и
Альберт Галабурда выдвинули теорию о влиянии
тестостерона на развитие леворукости у плода во время внутриутробного развития.
Исследователи считают, что андроген тормозит развитие левого полушария, а
развитие правого, наоборот. Чаще всего левшами рождаются близнецы, недоношенные
дети, а если рассматривать гендерный признак, то по статистике оказывается, что
на 12 левшей-мужчин приходится 10 левшей-женщин [4].
С
эволюционной точки зрения формирование асимметрии полушарий головного мозга у
животных и человека связано с преимуществом в выполнении большого количества
функций одновременно, из-за отмены их дублирования в каждом из полушария.
Обладатели асимметричного мозга по сравнению с симметричными могут
«похвастаться» быстрой и точной ответной реакцией на события. Данная теория
подтверждена исследованиями и опытами, поставленных на представителях класса рыб
и птиц (опыты с цыплятами и аквариумными рыбками). Многие исследователи
считают, что эволюционный процесс послужил подспорьем усилению асимметрии, за
счет которой произошло усовершенствование технологии, путем концентрации на
одной руке. Из археологических исследования стало ясно, что в человеческой
популяции первые орудия труда были изготовлены правшами.
Существует
теория, что большая численность левшей встречалась преимущественно в самых
жестоких обществах. Французские ученые Шарлотта Фури и Майкл Реймонд исследовали
8 обществ (племен) с высоким уровнем встречаемости убийств и насилия и
выяснили, что у самого мирного племени (народ Джула),
где уровень убийства составляет 1 человек на 100 тысяч населения в год,
численность левшей приближается к 3,5 %, а в племени Яномами
(Венесуэла), где факт убийства встречается более 5 человек на тысячу, левши
составляют 22,6%. Исследователи обосновывают данные результаты тем, что левши в
рукопашных боях в приоритете, так как противнику (правше) труднее выдерживать
удар и давать отпор с левой стороны. Именно поэтому в таких спортивных
дисциплинах, как фехтование, борьба, футбол, бейсбол и бокс левши достигают
высоких результатов [5].
И
третья причина развития левшества – это
«переучивание» в процессе обучения. Существует несколько точек зрения по
решению вопроса о «переучивании руки» у детей в дошкольном и школьном возрасте.
Несколько десятилетий назад психологи, педагоги и медики были солидарны в том,
что левшей в обязательном порядке необходимо переучивать в правшей. В настоящее
время выяснено, что данная методика имеет ряд недостатков, поэтому в
педагогическом и научном сообществе от нее отказались [1]. В ходе
экспериментов, наблюдений и ведения статистики было выяснено, что чрезмерная
нагрузка на левое полушарие влечет за собой осложнение в процессе адаптации и
обучения детей. Влияние со стороны родителей и педагогов, посредством
«переучивания» вызывает противоречивые процессы «внутренней природы». Многие
придерживаются мнения, что дети с ведущим правым полушарием труднее
адаптируются к школе, что имеет свои вытекающие: высокий уровень тревожности,
быстрое утомление, неуверенность в себе. Стрессовое состояние у детей может
возникать из-за того, что родители или педагоги заставляют ребенка изменить то,
что заложено в нем природой. Существует множество социологических опросов,
посвященных исследованиям переученных левшей и правшей. Статистика гласит: 100%
переученных левшей чувствовали себя неуверенно в детском саду, в школе из-за
отставания от учебного процесса. У 8 из 13 детей в процессе «переучивания»
развивались навязчивые страхи, нарушение сна, излишняя возбудимость [3].
С
медицинской точки зрения леворукость не имеет ничего общего со словом
патология. Из результатов многих экспериментов выявлено, что левши склонны к эмоциональной
неустойчивости, повышенной чувствительности, изменчивости и т.д. Левшество, которое обусловлено наследственностью,
характеризуется более выраженной «психотичностью» по
сравнению с левшами, у которых в родословной четко не прослеживается данный критерий.
Невротические расстройства у правшей чаще всего выражаются обсессивным
страхом и неврастенией. Несколько лет назад считали, что только правое
полушарие контролирует негативные эмоции. В настоящее время научное сообщество
придерживается другой точки зрения. Например, центры, которые отвечают за
депрессию, были открыты как в левом, так и в правом полушариях (у левшей –
«тоскливая» депрессия, у правшей – «тревожная»). Множество патологий
коррелируется с асимметрией мозга, что ярко выражается в доминировании правой
или левой руки. Такие данные имеются в области изучения варикозных расширений
сосудов, гемофилии, развитии фурункулов, патологий мочеполовой системы. Например,
энурез чаще встречается у детей амбидекстеров.
У левшей часто встречаемыми диагнозами являются: вирилизм, гиперсексуальность,
депрессивная шизофрения, поликистоз яичников,
нарушение сна, афазия, апраксия, неврозы.
Многие болезни у левшей протекают с осложнениями, кроме того, летальные
исходы встречаются чаще у левшей по сравнению с правшами и амбидекстерами.
Различно протекание болезней правосторонних и левосторонних процессов,
например, диагностика левосторонних инсультов проходит значительно успешнее
правосторонних, в связи с нарушением речи, которое сопровождает патологию [4].
Список
литературы:
1.
Айрапетянц В. А. Леворукий ребенок / В. А. Айрапетянц
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – 3. 57 с.
2.
Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные
асимметрии человека. М.-: Медицина, 1981. -208 с.
3.
Никифорова О. А. Психологические особенности леворуких
учащихся / О. А. Никифорова, В. И. Навалихина // Завуч. – 2006. - № 1. – 128 с.
4. Шанина
Г. Е. Современные методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и
функции обучения //Международный медицинский журнал. -2000. -№ 6. -546-548 с.
5. Brockman
J. This Explains Everything: Deep, Beautiful, and Elegant Theories of How the
World Works / Джонатан Готтчелл
// Гипотеза Фаури — Раймонда. - 2016. – Р.49 – 53.
Сведения
об авторе:
Швыряева Анжелика Владимировна – студентка 4 курса
факультета естественных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого», e-mail: shvyryaeva.lika@mail.ru