ЛЕВШАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ?

Швыряева А.В.

Студентка 4 курса факультета естественных наук

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого»,

Россия, г. Тула

Аннотация. В статье проведен теоретический анализ причин и последствий развития левшества в ходе эволюции, характеристика результатов «переучивания» левшей. Рассмотрены умственные и творческие способности правшей, левшей и амбидекстеров и их психологические особенности.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия мозга, левшество, правша, амбидекстер, «переучивание», эволюция, развитие.

В ходе онтогенеза формируются два типа организации мозга – правополушарный и левополушарный, что является результатом адаптации к постоянно меняющимся условиям среды.

Доминирование левой или правой части тела может быть обусловлено несколькими причинами. Первая - наследование признака от родителей. Если оба родителя являются правшами, то вероятность рождения ребенка-левши составляет 2%, если один из родителей левша – 17%, если оба родителя левши – 46%. В настоящее время в генетике выделяют около 40 локусов, которые определяют развитие левшества у человека, например, ген PCSK6 и ген LRRTM1.

Вторая причина: по мнению исследователей, левшество является результатом стресса, который плод получает во время развития в чреве матери или в результате родовой травмы, что влечет за собой в дальнейшем повышенный риск возникновения нервно-психических отклонений, иммунных заболеваний. Но тогда возникает вопрос: почему в процессе эволюционного развития данный признак не исчез и до сих остается отражением асимметрии на популяционно-видовом уровне?

В большинстве случаев с восьмой недели у плода функционируют моторные зоны обоих полушарий мозга, которые соответственно управляют левой и правой рукой, уже на этом этапе выявляется «доминирующее» полушарие. На данном этапе развития плод в утробе начинает двигать правой рукой, на 15 неделе сосать палец той же руки, на 38 неделе начинает поворачивать голову вправо. Подобное явление встречается у многих животных, например, у птиц развитие асимметрии связно с особенностью стороны освещения глаз зародыша внутри яйца. Эксперименты показывают, что развитие яйца в темноте ведет к отсутствию «асимметрии» у птенцов. У млекопитающих явление доминирования правой стороны является результатом особенностей развития системы кровообращения и расположения зародыша в утробе матери [1, 2].

В 1980 г. американские ученые Норман Гешвинд и Альберт Галабурда выдвинули теорию о влиянии тестостерона на развитие леворукости у плода во время внутриутробного развития. Исследователи считают, что андроген тормозит развитие левого полушария, а развитие правого, наоборот. Чаще всего левшами рождаются близнецы, недоношенные дети, а если рассматривать гендерный признак, то по статистике оказывается, что на 12 левшей-мужчин приходится 10 левшей-женщин [4].

 С эволюционной точки зрения формирование асимметрии полушарий головного мозга у животных и человека связано с преимуществом в выполнении большого количества функций одновременно, из-за отмены их дублирования в каждом из полушария. Обладатели асимметричного мозга по сравнению с симметричными могут «похвастаться» быстрой и точной ответной реакцией на события. Данная теория подтверждена исследованиями и опытами, поставленных на представителях класса рыб и птиц (опыты с цыплятами и аквариумными рыбками). Многие исследователи считают, что эволюционный процесс послужил подспорьем усилению асимметрии, за счет которой произошло усовершенствование технологии, путем концентрации на одной руке. Из археологических исследования стало ясно, что в человеческой популяции первые орудия труда были изготовлены правшами.

Существует теория, что большая численность левшей встречалась преимущественно в самых жестоких обществах. Французские ученые Шарлотта Фури и Майкл Реймонд исследовали 8 обществ (племен) с высоким уровнем встречаемости убийств и насилия и выяснили, что у самого мирного племени (народ Джула), где уровень убийства составляет 1 человек на 100 тысяч населения в год, численность левшей приближается к 3,5 %, а в племени Яномами (Венесуэла), где факт убийства встречается более 5 человек на тысячу, левши составляют 22,6%. Исследователи обосновывают данные результаты тем, что левши в рукопашных боях в приоритете, так как противнику (правше) труднее выдерживать удар и давать отпор с левой стороны. Именно поэтому в таких спортивных дисциплинах, как фехтование, борьба, футбол, бейсбол и бокс левши достигают высоких результатов [5].

И третья причина развития левшества – это «переучивание» в процессе обучения. Существует несколько точек зрения по решению вопроса о «переучивании руки» у детей в дошкольном и школьном возрасте. Несколько десятилетий назад психологи, педагоги и медики были солидарны в том, что левшей в обязательном порядке необходимо переучивать в правшей. В настоящее время выяснено, что данная методика имеет ряд недостатков, поэтому в педагогическом и научном сообществе от нее отказались [1]. В ходе экспериментов, наблюдений и ведения статистики было выяснено, что чрезмерная нагрузка на левое полушарие влечет за собой осложнение в процессе адаптации и обучения детей. Влияние со стороны родителей и педагогов, посредством «переучивания» вызывает противоречивые процессы «внутренней природы». Многие придерживаются мнения, что дети с ведущим правым полушарием труднее адаптируются к школе, что имеет свои вытекающие: высокий уровень тревожности, быстрое утомление, неуверенность в себе. Стрессовое состояние у детей может возникать из-за того, что родители или педагоги заставляют ребенка изменить то, что заложено в нем природой. Существует множество социологических опросов, посвященных исследованиям переученных левшей и правшей. Статистика гласит: 100% переученных левшей чувствовали себя неуверенно в детском саду, в школе из-за отставания от учебного процесса. У 8 из 13 детей в процессе «переучивания» развивались навязчивые страхи, нарушение сна, излишняя возбудимость [3].

С медицинской точки зрения леворукость не имеет ничего общего со словом патология. Из результатов многих экспериментов выявлено, что левши склонны к эмоциональной неустойчивости, повышенной чувствительности, изменчивости и т.д. Левшество, которое обусловлено наследственностью, характеризуется более выраженной «психотичностью» по сравнению с левшами, у которых в родословной четко не прослеживается данный критерий. Невротические расстройства у правшей чаще всего выражаются обсессивным страхом и неврастенией. Несколько лет назад считали, что только правое полушарие контролирует негативные эмоции. В настоящее время научное сообщество придерживается другой точки зрения. Например, центры, которые отвечают за депрессию, были открыты как в левом, так и в правом полушариях (у левшей – «тоскливая» депрессия, у правшей – «тревожная»). Множество патологий коррелируется с асимметрией мозга, что ярко выражается в доминировании правой или левой руки. Такие данные имеются в области изучения варикозных расширений сосудов, гемофилии, развитии фурункулов, патологий мочеполовой системы. Например, энурез чаще встречается у детей амбидекстеров. У левшей часто встречаемыми диагнозами являются: вирилизм, гиперсексуальность, депрессивная шизофрения, поликистоз яичников, нарушение сна, афазия, апраксия, неврозы.  Многие болезни у левшей протекают с осложнениями, кроме того, летальные исходы встречаются чаще у левшей по сравнению с правшами и амбидекстерами. Различно протекание болезней правосторонних и левосторонних процессов, например, диагностика левосторонних инсультов проходит значительно успешнее правосторонних, в связи с нарушением речи, которое сопровождает патологию [4].

  Список литературы:

1.    Айрапетянц В. А. Леворукий ребенок / В. А. Айрапетянц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – 3. 57 с.

2.    Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.-: Медицина, 1981. -208 с.

3.    Никифорова О. А. Психологические особенности леворуких учащихся / О. А. Никифорова, В. И. Навалихина // Завуч. – 2006. - № 1. – 128 с.

4.    Шанина Г. Е. Современные методы коррекции нарушений межполушарного взаимодействия и функции обучения //Международный медицинский журнал. -2000. -№ 6. -546-548 с.

5.    Brockman J. This Explains Everything: Deep, Beautiful, and Elegant Theories of How the World Works / Джонатан Готтчелл // Гипотеза ФауриРаймонда. - 2016. – Р.49 – 53.

Сведения об авторе:

Швыряева Анжелика Владимировна – студентка 4 курса факультета естественных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», e-mail: shvyryaeva.lika@mail.ru