ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

 

Уланова Т.В., Русейкин Н.С., Шокина С.В.

 

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П.Огарева», Россия, г. Саранск.

 

Аннотация: статья посвящена изучению возрастных особенностей памяти. В результате данного исследования, выявлены различия в памяти 3-х основных групп населения.

Ключевые слова: память, виды памяти, мнестические процессы.

Актуальность: необходимым условием умственного развития человека является постоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который формируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности, без этого нельзя было бы выжить, поскольку ни планировать, ни совершать целесообразные действия и преднамеренно избегать ошибок не представлялось бы возможным[1].

Цель работы: экспериментально выявить  изменения кратковременной зрительной, ассоциативной и слуховой памяти у лиц разных возрастов.

Материал и методы исследования: дети в возрасте 5 лет, студенты в возрасте 19-20 лет, взрослые люди в возрасте 35-40 лет.

1.«Методика 10 слов» на слуховую память, предложенная А.Р.Лурия. Испытуемому зачитывают слова: лес, вода, мыло, роза, окно, брат, конь, очки, книга, стул. После этого просят повторить слова, которые он запомнил в произвольном порядке. Исследователь фиксирует на листе слова, сказанные испытуемым. Проделанное повторяют с теми же словами в течение 4 раз. Составляют кривую запоминания [2]. 2.Исследование ассоциативной памяти. Человеку называют 10 пар слов, связанных по смыслу, после чего в том же порядке ему называют только одно слово из пары, а испытуемый должен назвать второе слово: яблоко – груша, река – море, сумка – портфель, телевизор – радио, ясли – школа, пальто – куртка, ложка – тарелка, книга – газета, ручка – карандаш, дерево – трава.[3] 3.Методика «Пиктограмма». Испытуемому зачитывают 10 слов, которые он должен зарисовать на листе бумаги, не применяя букв и цифр. После этого ему необходимо назвать все сказанные ему слова или словосочетания основываясь на свой рисунок: Ядовитый вопрос, вкусный ужин, удача, тяжелая работа, теплый ветер, обман, богатство, сомнение, справедливость, отвращение [2]. 4.Тест на кратковременную зрительную память. испытуемому предоставляют таблицу с числами. В течение 30 секунд он должен запомнить число и его расположение  в таблице. По истечении времени  испытуемому предоставляют чистую таблицу, куда он заносит запомненные им числа [2]. 5.Испытуемому предоставляется листок с изображенными на нём различными предметами (символами). По истечении 30 секунд листок забирают и предоставляют другой, на котором изображено большое количество предметов (символов). Задача испытуемого вспомнить предметы[3].

Результаты и обсуждение:

Проведенные исследования показывают, что слуховая память пятилетних детей ещё не достаточно развита, но довольно стремительно развивается, поскольку именно в период от трех до девяти лет мозг затрачивает больше всего энергии (Рис. 1).

Рис 1. Кривые запоминания слов в разные возрастные промежутки (слуховая память).

 

Кратковременная слуховая память взрослых людей немного уступает памяти студентов.

Проведенные исследования кратковременной ассоциативной памяти среди тех же групп исследуемых возрастных категорий, позволяют выявить сходные данные (Рис. 2).

Рис. 2. Возрастные изменения кратковременной ассоциативной памяти.

 

Однако, проведенные исследования кратковременной зрительной памяти указывают на то, что у детей в возрасте 5 лет наиболее развит данный вид памяти, чем у лиц других возрастов (Рис. 3)

 Это связано с тем, что у ребенка в дошкольном возрасте преобладает Эйдетическая память.

 

Рис. 3. Возрастные изменения кратковременной зрительной памяти.

 

Выводы:

Проведенные исследования говорят о том, что отличительной характеристикой памяти дошкольников является преобладание образной памяти, особенно зрительной. Однако, слуховая и ассоциативная память не достаточно развиты. Но по мере общего психического развития, происходят коренные изменения памяти. Требования сознательного и систематического усвоения знаний изменяют способность запомнить произвольно. Приобретая умение подчинять свои мнемические процессы задачам обучения, учащийся овладевает различными способами запоминания. В связи с этим уровень зрительной памяти постепенно снижается  и к 40 годам разница достаточно очевидна. Уровень слуховой и ассоциативной памяти значительно повышается и достигает максимума к 20 годам. Однако, в связи с возрастными изменениями организма, уже к 40 годам данные показатели незначительно, но снижаются.

Список литературы:

1.    Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

2.    Головина Е. С. Индивидуальные особенности памяти младшего школьника // Молодой ученый. — 2017. — №10.1.

3.    Булгаков Олег Алексеевич. Память человека и возможность ее улучшения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №1.

Сведения об авторах:

1.     Уланова Татьяна Вячеславовна – к.м.н., доцент кафедры нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

2.     Русейкин Николай Сергеевич - к.м.н., профессор, завафедрой нормальной и патологической физиологии с курсом гигиены ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева».

3.     Шокина Светлана Вячеславовна – ассистент кафедры амбулаторно-поликлинической терапии с курсом общественного здоровья и организации здравоохранения.

 

 

PHYSIOLOGICAL FEATURES OF SHORT-TERM MEMORY OF DIFFERENT AGE GROUPS

Ulanova T.V., Ruseikin N.S, Shokina S.V.

 

Summary: the article is devoted to the study of age-related features of memory. As a result of this study, differences in the memory of 3 main groups of the population were revealed.

Keywords: memory, types of memory, mnestic processes.

References:

1. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Age and pedagogical psychology. Textbook for students of all specialties of pedagogical universities. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2003.

2. Golovina, E.S. "Individual features of the memory of a younger schoolboy" / / Young scientist. - 2017. - No. 10.1.

3. Bulgakov O.A. MEMORY OF MAN AND ITS POSSIBLE IMPROVEMENTS// Bulletin of Tambov University. Series: Natural and technical sciences. 2014. №1.