РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СЦЕНИЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОКАЛИСТА
Агабекян Аида Багратовна,
магистрант кафедры музыкального искусства
института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический
университет»
Россия, г. Москва
Балабан
Ольга Викторовна
научный руководитель,
профессор кафедры музыкального искусства
института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия, г. Москва
Аннотация.
Автор определяет роль физической подготовки
певца, как необходимую и определяющую успешность будущей карьеры исполнителя. Обращаясь
к опыту народного артиста СССР А.П.Иванова, подчеркивает важность сохранения
хорошей физической формы актеру музыкального спектакля. Принимает, как
положительный опыт, занятия пластикой Айседоры Дункан и занятие акробатикой К.С.
Станиславского.
Ключевые
слова: сценическое воплощение, физическая подготовка,
пластика тела.
Вокально-исполнительская деятельность сложный процесс творческой реализации
психофизических возможностей певца-исполнителя. Успешность и результативность
этого процесса обусловлена целым рядом как педагогических, так и
психофизических индивидуальных особенностей индивидуума-певца.
Ярко выраженные вокальные данные являются отличной предпосылкой для
сценической деятельности певца, но без определенного уровня физической
подготовленности эти данные могут так и остаться лишь данными. Физическая
подготовленность исполнителя предполагает определенный уровень владения
дыханием, а это в свою очередь определенный объем легких и владение работой
легких в определенных сценических условиях.
Известный певец российской оперы народный артист СССР Алексей Петрович
Иванов в своей книге воспоминаний «Алексей Иванов-богатырь оперной сцены»
описывает, как после тяжелой 6-ти месячной болезни ему пришлось восстанавливать
не только вокальную, но и физическую форму. Что позволило ему впоследствии
воплотить на сцене Большого театра такие психофизически затратные роли, как
Риголетто в опере Дж.Верди, Мазепа в опере П.Чайковского, Демон в опере
А.Рубинштейна и еще 45 других ролей. Именно музыкальный спектакль требует от
исполнителя большой физической силы, считал А.П.Иванов: «Следует всегда
помнить, что искусство есть, прежде всего,
труд – и зачастую неблагодарный. Уповать только на свои способности
и на природную одаренность подлинный артист не может. Талант, как драгоценный
камень, требует шлифовки и хорошей оправы. Неустанное и кропотливое
совершенствование мастерства - вернейший залог успеха». Сопоставляя подготовку
оперного и драматического спектаклей, Алексей Петрович находил существеннейшие
различия: «В драме режиссер и актеры имеют возможность сами устанавливать
темпы, ритмы и нюансировку, из которых рождаются образы. В опере такой свободы
нет. Подробно изложенная в партитуре программа действий диктует поведение
действующих лиц. Индивидуальные особенности исполнения партий зависят лишь от
природных качеств актеров-певцов: темперамента, тембровой окраски голоса,
внешних качеств, культуры исполнения и конечно, таланта» Также мастер отмечал,
что для реализации сценического образа от исполнителя требуется хорошая
физическая подготовка, отличное владение собственным телом, умение не только
красиво двигаться по сцене, танцевать, фехтовать, но и уметь казаться «выше
ростом», «правильно носить костюм», «изображать и красоту, и пороки».
Трудно переоценить пользу занятий
направленных на развитие пластики исполнителя, равно как и на развитие
танцевальных навыков.
Обратимся к американской
танцовщице, основоположнице стиля свободного пластического танца Айседоре
Дункан, которая настаивала на том, что танец должен быть естественным
продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, должен
стать языком души.
Изучая творчество
Айседоры Дункан, мы понимаем, что связь между танцором и вокалистом в том, что
они оба выражают в какой-то степени язык души, а по большому счету, творческий
замысел автора.
Вокалисту, в отличие от
танцора, пластика нужна не для основного вида деятельности, но мы обращаемся к
синтезу вокала и пластики, используемые артистом на сцене во время донесения до
зрителя содержания вокального произведения. И для этого пластика должна быть
выработана до такого уровня, чтобы её использование было естественным и
гармоничным, а главное, способствовало более яркому воплощению сценического
образа.
Любые физические
упражнения: гимнастика, партерная пластика, аэробика, плавание, все они несут
позитивное влияние не только на физическую форму исполнителя, но и дают эмоционально
- психическую устойчивость. Любопытная позиция и относительно занятий
акробатикой у создателя актерской системы, К.С. Станиславского, который эту
дисциплину настоятельно рекомендует в книге «Работа актёра над собой»:
«С сегодняшнего дня в программу наших занятий вводится акробатика. Как это ни
странно, она нужна артисту больше для внутреннего, чем для внешнего
употребления... для самых сильных моментов душевных подъемов, для...
творческого вдохновения.»
Список
литературы:
1. Айседора Дункан. Моя жизнь. – К.: Мистецтво, 1989.
2. Алексей Иванов – богатырь оперной сцены. - М.: Голос-Пресс, 2004.- 352 с.
3. Асафьев
Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.
- Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
4. Балабан
О.В. Вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых жанров. Центральный
научный вестник. 2017. Т. 2. № 15 (32). С. 7-9.
5. Балабан
О.В. Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта
//Сизова Е.Р., Балабан О.В. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67).
С. 117-118.
6. Балабан
О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I.
Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО
«АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 96с.
7. Балабан
О.В. Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в
процессе педагогической подготовки //Суходолова Е.П., Балабан О.В., Моисеев
Е.О. Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 67-71.
8. Вахтангов,
Е. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. С.83.
9. Станиславский
К.С. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой в творческом
процессе воплощения. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011
10. Чишко
О. С. Певческий голос и его свойства – М., 1966 – 48 с.
Балабан Ольга Викторовна
- профессор кафедры музыкального
искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет», e-mail: balaban_olga@mail.ru
Агабекян Аида Багратовна
- магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ
ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: aida.agabekyan@yandex.ru