РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СЦЕНИЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛИСТА

Агабекян Аида Багратовна,

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

Балабан Ольга Викторовна

научный руководитель,

профессор кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

 

Аннотация. Автор определяет роль физической подготовки певца, как необходимую и определяющую успешность будущей карьеры исполнителя. Обращаясь к опыту народного артиста СССР А.П.Иванова, подчеркивает важность сохранения хорошей физической формы актеру музыкального спектакля. Принимает, как положительный опыт, занятия пластикой Айседоры Дункан и занятие акробатикой К.С. Станиславского.

Ключевые слова:  сценическое воплощение, физическая подготовка, пластика тела.

Вокально-исполнительская деятельность сложный процесс творческой реализации психофизических возможностей певца-исполнителя. Успешность и результативность этого процесса обусловлена целым рядом как педагогических, так и психофизических индивидуальных особенностей индивидуума-певца.

Ярко выраженные вокальные данные являются отличной предпосылкой для сценической деятельности певца, но без определенного уровня физической подготовленности эти данные могут так и остаться лишь данными. Физическая подготовленность исполнителя предполагает определенный уровень владения дыханием, а это в свою очередь определенный объем легких и владение работой легких в определенных сценических условиях.

Известный певец российской оперы народный артист СССР Алексей Петрович Иванов в своей книге воспоминаний «Алексей Иванов-богатырь оперной сцены» описывает, как после тяжелой 6-ти месячной болезни ему пришлось восстанавливать не только вокальную, но и физическую форму. Что позволило ему впоследствии воплотить на сцене Большого театра такие психофизически затратные роли, как Риголетто в опере Дж.Верди, Мазепа в опере П.Чайковского, Демон в опере А.Рубинштейна и еще 45 других ролей. Именно музыкальный спектакль требует от исполнителя большой физической силы, считал А.П.Иванов: «Следует всегда помнить, что искусство есть, прежде всего,  труд – и зачастую неблагодарный. Уповать только на свои способности и на природную одаренность подлинный артист не может. Талант, как драгоценный камень, требует шлифовки и хорошей оправы. Неустанное и кропотливое совершенствование мастерства - вернейший залог успеха». Сопоставляя подготовку оперного и драматического спектаклей, Алексей Петрович находил существеннейшие различия: «В драме режиссер и актеры имеют возможность сами устанавливать темпы, ритмы и нюансировку, из которых рождаются образы. В опере такой свободы нет. Подробно изложенная в партитуре программа действий диктует поведение действующих лиц. Индивидуальные особенности исполнения партий зависят лишь от природных качеств актеров-певцов: темперамента, тембровой окраски голоса, внешних качеств, культуры исполнения и конечно, таланта» Также мастер отмечал, что для реализации сценического образа от исполнителя требуется хорошая физическая подготовка, отличное владение собственным телом, умение не только красиво двигаться по сцене, танцевать, фехтовать, но и уметь казаться «выше ростом», «правильно носить костюм», «изображать и красоту, и пороки».

Трудно переоценить пользу занятий  направленных на развитие пластики исполнителя, равно как и на развитие танцевальных навыков.

Обратимся к американской танцовщице, основоположнице стиля свободного пластического танца Айседоре Дункан, которая настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, должен стать языком души.

Изучая творчество Айседоры Дункан, мы понимаем, что связь между танцором и вокалистом в том, что они оба выражают в какой-то степени язык души, а по большому счету, творческий замысел автора.

Вокалисту, в отличие от танцора, пластика нужна не для основного вида деятельности, но мы обращаемся к синтезу вокала и пластики, используемые артистом на сцене во время донесения до зрителя содержания вокального произведения. И для этого пластика должна быть выработана до такого уровня, чтобы её использование было естественным и гармоничным, а главное, способствовало более яркому воплощению сценического образа.

Любые физические упражнения: гимнастика, партерная пластика, аэробика, плавание, все они несут позитивное влияние не только на физическую форму исполнителя, но и дают эмоционально - психическую устойчивость. Любопытная позиция и относительно занятий акробатикой у создателя актерской системы, К.С. Станиславского, который эту дисциплину настоятельно рекомендует в книге «Работа актёра над собой»:
«С сегодняшнего дня в программу наших занятий вводится акробатика. Как это ни странно, она нужна артисту больше для внутреннего, чем для внешнего употребления... для самых сильных моментов душевных подъемов, для... творческого вдохновения.»

 

Список литературы:

1.       Айседора Дункан. Моя жизнь. – К.: Мистецтво, 1989.

2.       Алексей Иванов – богатырь оперной сцены. - М.: Голос-Пресс, 2004.- 352 с.

3.       Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

4.    Балабан О.В. Вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых жанров. Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 15 (32). С. 7-9.

5.       Балабан О.В. Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта //Сизова Е.Р., Балабан О.В. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 117-118.

6.       Балабан О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 96с.

7.       Балабан О.В. Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки //Суходолова Е.П., Балабан О.В., Моисеев Е.О. Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (125). С. 67-71.

8.       Вахтангов, Е. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. С.83.

9.       Станиславский К.С. Учебник актерского мастерства. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011

10.  Чишко О. С. Певческий голос и его свойства – М., 1966 – 48 с.

 

Сведения об авторах:

Балабан Ольга Викторовна -  профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: balaban_olga@mail.ru

Агабекян Аида Багратовна - магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: aida.agabekyan@yandex.ru