ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА МБОУ ВО «ВОЛГОГРАДСКОЙ  КОНСЕРВАТОРИИ (ИНСТИТУТА) ИМ. П.А. СЕРЕБРЯКОВА»

Волков В. С.

Доцент

Котельникова О. А.

Студент

ФГБОУ ВПО Волгоградский  государственный технический университет

   Россия, Волгоград

 

Аннотация. Статья посвящена разработке дизайна интерьера Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова. В статье исследуются актуальные подходы в разработке дизайна интерьера. Интерьер создает особую атмосферу, влияющую на восприятие обучающихся и посетителей консерватории.

Ключевые слова: архитектура, музыка, интерьер, консерватория

Актуальность. Музыка играет важную роль в человеческой культуре. Благодаря эволюционному росту технологий музыку слушают везде  и повсюду, она доступна каждому человеку. Каждый день создаются все новые и новые музыкальные произведения, разных жанров.
Обучение этому виду искусства, актуально в наши дни, ведь музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека, она может выразить чувства столь сложные, что порой невозможно описать словами.

В консерваторию ежедневно приходят обучаться молодые музыканты. По выходным устраиваются концерты, приезжают выступать артисты. К сожалению, интерьеры консерватории на данный момент устарели.

"Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и в пространстве. Обеим присущи материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку", Ле Корбюзье.

Зачастую архитектуру сравнивают с застывшей музыкой: ведь она напоминает нотное письмо, где ведущей составляющими любого произведения являются идея и ее воплощение. 

В архитектуре и музыка есть много схожих принципов. Элементы гармонично соединяется в единое целое, ритмические ряды, образуя различные  темпы. Музыка звучит во времени, а архитектуру разворачивается  по вертикали и по горизонтали, перемещаясь из помещения в помещение. Архитектура развивается в пространстве, а не во времени.
Изобразительное искусство (рисунок, живопись) воспринимается одномоментно, а уже после взгляду открываются детали.

В музыке, литературе и архитектуре воспринимая отдельные моменты, по частям в голове зрителя складывается определённая картина. Музыка звучит  в определенной последовательности, ритм - основной принцип ее организации.

Для архитектуры так же имеет значение время, ведь  человек  не может одним  взглядом оглядеть одновременно интерьер и экстерьер здания.

В музыке разные сочетания звуков, оно может быть гармонично или дисгармонично, в ней есть определенное композиционное построение: развитие, конфликт, который должен разрешиться в конце. В архитектуре есть свой  ритм и форма,  объединяясь они создавать цельную композицию.

Музыка больше всех из видов искусств больше всего воздействует на эмоциональное восприятие человека. О ней принято говорить, как о языке души, потому что она обладает мощным воздействием на область чувств человека.

Так же музыка это универсальный язык человечества, ведь искусство не нуждается в переводе. Архитектура и музыка ниверсальные категории, ведь независимо от национальной принадлежности, люди чувствуют грусть, когда слышат минорные аккорды, и радость, когда звучат мажорные [1].

В архитектуре входя помещение, где присутствует материалы, такие как металл, камень, у человека создается ощущение холода. А небольшие помещения, соразмерные ему, где используются: текстиль, дерево, теплые оттенки, спокойные приятные цвета, воспринимаются уютными. 

Музыка и архитектура – особый вид творческой деятельности, это ремесло и профессия. Однако музыкальное искусство не имеет утилитарного значения, не нематериально и воздействует на духовное, чувственное, психологическое - эмоциональное  начало человека. Форма музыки – это система отдельных звуков, звучаний во времени.

Архитектура же сочетает в себе несколько функций: практическую (прочность, польза) и эстетическую (красота).

Она также создает пространственную, функциональную и удобную среду для жизни и деятельности человека, но эстетически привлекательный образ зданий  не менее важен [2].

Художественный образ создается при помощи ритма, соотношении объемов и масс, формы, цветов, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

Исходя из вышеизложенных сравнений, можно сделать вывод, что архитектура и музыка имеют много общих черт, которые можно соединить в гармоничный союз, эффективно работающий в паре, а на место этого объединения хорошо подходит здание консерватории. 

Основная идея концепции, отразить звуки в архитектуре. Пропитать пространство творческой энергией, настроением, отразить экспериментальный творческий дух, ведь работа музыки и архитектуры в паре создаёт уникальную атмосферу, площадку для творчества людей.

Человек  может сопоставлять слуховую и зрительную информацию. В его воображении появляются  ассоциации, то есть многие люди могут представить музыку в виде цветов, линий, форм и  графических образов.

Эта тема всегда интересовала художников и музыкантов. Композитор           А.Н. Скрябин опытным путем составил свою параллельную таблицу звуковых и красочных тонов. Он применял данный принцип в своих произведениях.  Один из основоположников абстракционизма В. Кандинский, в основе творчества которого лежал принцип о музыкально и эмоционально схожих цветах, утверждал,  что “цвет – это клавиши, глаз – молоток, душа – многострунный рояль” [1].

Каждый цвет может звучать самостоятельно, или же в сочетании с другими цветами и их оттенками, создавая единую цветовую гамму.

Попытаться визуально отразить музыку, передать впечатления и эмоции от произведения, выразить свои чувства можно при помощи форм и цветов.
Для этого необходимо разобраться какие средства художественной выразительности, можно использовать для отражения этих эмоций.

В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения

Музыканты, что бы раскрыть сущность исполняемого произведения используют словесные  и буквенные обозначающие  это темповые указания, это динамические оттенки или слова, относящиеся к настроению и т д.

Термины, характеризующие музыкальную эмоциональность:

Vigoroso – сильно, бодро. В музыке это отражается при помощи четкого ритма, который ассоциируется с энергией и силой.

Потоки энергии олицетворяют яркие и насыщенные, чистые цвета. В интерьере используются при помощи контрастных, теплых и холодных оттенков. Присутствуют доминанты и цветовых акцентов. Четкие линии, контраст архитектурных форм и размеров создает это эмоциональное состояние.

Quieto – спокойно. Мажорное звучание и медленный темп  и негромкие звуки несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Эти звуки выражают умиротворение и спокойствие.

Ощущение легкости помогут создать цвета нежной, пастельные гаммы. Что бы создать такое эмоциональное состояние, лучше избежать контрастов  и использовать нюансное тональное отношение, в котором цвета будут дополнять друг друга. В таком интерьере должны быть плавные линии, округлые формы.

Gioioso   радостно, весело. Мажорная окраска и быстрый темп музыки передают эмоции радости, имеют весёлый и жизнерадостный  характер.

Создать эти эмоции в интерьере можно  при помощи сочетаний чистых, звонких цветов, контрастных по тону и усиливающем цветовое звучании друг друга. Гармоничное сочетание плавных и прямых  линий. Композиция открытая и динамичная.

Сon dolcezza – нежно, мягко.

Спокойные, нюансные цветовые отношения, мягкие линии, плавные формы, отсутствие жестких линий и углов. В интерьере это настроение помогут создать легкие  формы, струящиеся ткани, изящный декор, гладкие поверхности.

Аgitato – взволнованно.  Это эмоциональное состояние создает быстрый, прерывистый ритм.

Контрастные цвета, теплых и холодных оттенков. В интерьере сложные формы,  зигзагообразные линии, контраст форм и размеров элементов. Динамичная композиция.

Проведенный сравнительный анализ позволяют сделать вывод о том, что музыка дополняется и раскрывается архитектурой в визуальных образах элементов интерьера, что помогает человеку прочувствовать музыкальную эмоциональность, не только слыша мелодию, но и зрительно ощутить, погрузиться в атмосферу удивительного и многогранного, красивейшего мира музыки и архитектуры, музыки-сценографии чувств.

Литература:

1. Галеев, Б. М. О романтической синестезии «Музыка — архитектура»: От Шеллинга до Гете, и далее – без остановок / Мир романтизма: Материалы междунар. конф. / Тверь: Изд-во ТГУ, 2000. – Вып.3. – с. 90–96.

2. Некрасов, А. И. Теория архитектуры  / Москва: Изд-во Стройиздат, 1994. – с. 480.