ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

 

Пестерева Д. В.

ФГБНУ Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний

 Новокузнецк

 

Аннотация. В статье описаны факторы риска труда педагога, представлена информационно-аналитическая система слежения за здоровьем работников образования.

 

Ключевые слова: факторы риска, здоровье педагогов, информационно-аналитическая система.

 

Череда реформ системы образования привела к росту интенсивности труда педагогических работников, которая значительно возросла вследствие освоения новых профессиональных компетенций в условиях модернизации образования, а также в связи с увеличением отчетности. Интенсификация труда учителя приводит к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости и появлению легких форм профессиональных заболеваний.

Согласно гигиеническим критериям и классификации условий труда при воздействии факторов рабочей среды и трудового процесса действующего в настоящее время «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» труд педагога можно отнести ко 2-й степени 3-го класса (3.2), которому соответствуют уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции) [6].

Среди факторов риска труда учителя можно выделить следующие: ежедневная психическая перегрузка (отсутствие возможности полноценного отдыха в течение трудового дня); высокое психоэмоциональное напряжение с одной стороны и необходимость постоянного самоконтроля с другой при наличии высокой плотности межличностных контактов; отсутствие стабильного режима дня; большая концентрация эпидемических контактов; однотипная нагрузка на центры коры больших полушарий; высокая статическая нагрузка при незначительной общей мышечной двигательной нагрузке; большая голосовая нагрузка; напряженная работа зрительного анализатора.

Каждый из перечисленных факторов труда учителя может привести к профессионально обусловленным заболеваниям, к которым относятся заболевания нервной системы (неврозы и неврозоподобные состояния); заболевания голосо-речевых органов (такие как острый и хронический фарингит, ларингит, певческие узелки, парез голосовых складок); заболевания опорно-двигательного аппарата (такие как остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулит); заболевания сердечно-сосудистой системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой); инфекционные заболевания; контактный дерматит в области рук (из-за длительного контакта с мелом); аллергические формы ринита и бронхиальная астма и др. Длительная однотипная нагрузка центры полушарий головного мозга ведет к перераспределению мозгового кровотока и, как следствие, к бессоннице, являющейся признаком переутомления [3, 4, 5].

Разработанная в г. Новокузнецке в рамках развития автоматизированной информационной системы «Социально-гигиенический мониторинг» и реализации мероприятий комплексной целевой программы «Здоровье и сохранение трудового потенциала населения Кемеровской области» информационно-аналитическая система слежения за здоровьем работников образования позволяет формировать интегрированную оценку показателей общественного здоровья по физическому и психоэмоциональному компонентам с учетом условий образовательной деятельности и проводить анализ причин негативных последствий, дающий возможность принятия адекватных управленческих решений, направленных на улучшение состояния здоровья педагогов [1, 2].

Таким образом, профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Существует ряд факторов риска труда педагога, приводящих к профессионально обусловленным заболеваниям. Мониторинг здоровья работников образования, внедренный в общеобразовательных школах г. Новокузнецка в рамках автоматизированной информационной системы «Социально гигиенический мониторинг» создан на основе анализа показателей состояния здоровья педагогов.

 

Литература:

1.  Динамическая оценка состояния здоровья педагогов в период повсеместной реализации мониторинга здоровья школьников в г. Новокузнецке / Захаренков В.В., Виблая И.В., Пестерева Д.В., Забродина Е.А. // Инновации в технологиях и образовании : сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции : в 4 частях. Белово, 2014. С. 257-260.

2.  Захаренков В.В. К проблеме состояния здоровья педагогов г. Новокузнецка через индексную оценку их заболеваемости / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, Д.В. Пестерева // Гигиена, организация здравоохранения и профпатология : материалы XLVII научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией В.В. Захаренкова. Новокузнецк, 2012. С. 76-78.

3.    Захаренков В.В. Мониторинг здоровья работников образования / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, Д.В. Пестерева // Медицина труда и промышленная экология. 2015. № 9. С. 55-56.

4.  Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования : монография / В.В. Захаренков, И.В. Виблая, А.М. Олещенко, И.Л. Левина. Новокузнецк: ООО «Полиграфист», 2010. 144 с.

5.  Пестерева Д.В. Динамическая оценка показателей заболеваемости педагогов г. Новокузнецка / Д.В. Пестерева, И.В. Виблая // Вестник Кузбасского научного центра. 2012. № 15. С. 124-126.

6.    Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05. М. 133 с.

 

Сведения об авторе:

Пестерева Дина Викторовна – старший научный сотрудник лаборатории экологии и гигиены окружающей среды ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»; e-mail: h223@inbox.ru.

 

PROFESSIONAL RISK FACTORS OF TEACHERS' LABOUR UNDER THE CONDITIONS OF ITS INTENSIFICATION

Pestereva D.V.

FSBSI Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk

 

Abstract. The paper presents the risk factors of teachers' labour and the information-analytical system for monitoring of the workers of education.

 

Key words: risk factors, teachers’ health, information-analytical system.