СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ НА КВЖД
В 1929 Г.
Акулин
Е.В.
студент магистратуры 2 курса
Сибирский федеральный университет
Аннотация.
В данной статье был рассмотрен вопрос, касающийся конфликта на КВЖД в июле –
сентябре 1929 г. Было выяснено, что данный конфликт был вызван попыткой
Западных стран, а также Японии поставить под свой контроль железную дорогу.
Ключевые слова: КВЖД,
Китай, СССР, Япония, Маньчжурия, конфликт.
С
приходом к власти в России большевиков в октябре 1917 г. Китайско-Восточная дорога (КВЖД) становится
объектом спора для стран Антанты и Японии. В 1924 г. СССР смог установить с
Китаем дипломатические отношения, а КВЖД попало под совместное пользование и
владение. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. и приходом к власти Чан Кайши
обстановка вокруг КВЖД ухудшилась, началась череда провокаций.
В
декабре 1928 г. полиция Харбина захватила телефонную станцию, принадлежащую
КВЖД. Следом за этим, китайскими властями был спущен флаг КВЖД, а вместо него
вывешен стяг Гоминьдана. С началом 1929 г., власти Китая потребовали
согласовывать все действия, касаемые железной дороги, с ними. Встреча в феврале
1929 г. советского консула Б. Мельникова с Чжан Сюэляном (руководителем
Манчжурии в 1928 – 1931 гг.) в Харбине окончилась безрезультатно [1]. Затем, в
июле, китайская сторона потребовала назначения на все ключевые должности в
управлении железной дорогой граждан Китая. Генеральный управляющий Китайско-Восточной
железной дорогой А. И. Емшанов отверг данное требование китайской стороны. После чего началось закрытие торговых
представительств СССР в Китае. В ответ на это власти Манчжурии начали проводить
массовые аресты и задержания рабочих и служащих КВЖД. Арестованным предъявляли
обвинения в коммунистической агитации на территории Китая [2]. Агрессивная
политика властей Манчжурии в отношении советских граждан привела к разрыву
дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем.
От
забастовок рабочих КВЖД и демонстрации силы в приграничных районах СССР перешел
к боевым действиям только осенью. В октябре 1929 г. советским командованием
была проведена Сунгарийская операция, результатом которой стало уничтожение 5 кораблей
речного класса Сунгарийской флотилии. Также в ходе данной боевой операции
советской стороной был высажен десант на китайскую территорию, который вскоре вернулся
на исходные позиции. Затем с 30 октября по 3 ноября Дальневосточная флотилия с
десантом поднялась выше по течению р. Сунгари и сходу смогла овладеть городом
Фукдин, который красноармейцы удерживали до 2 ноября 1929 г. Не понеся
серьезных потерь, советский десант вернулся на территорию СССР.
Следующим
этапом боевых действий стала Мишаньфусская операция, начавшаяся 17 ноября 1929
г. В ходе данной операции советским частям удалось окружить и блокировать город
Маньчжурия. Не смотря на ожесточенное
сопротивление китайских частей и серьёзные фортификационные сооружения, 2
стрелковым дивизиям Красной Армии удалось занять город Чжалайнор. Впоследствии,
20 ноября части РККА окружив и предъявив ультиматум, смогли овладеть городом Маньчжоули
[3]. Результатом данных военных операций стало то,
что китайская сторона пошла на переговоры с СССР и отказалась от дальнейшей
эскалации конфликта.
Начавшиеся
с 19 ноября 1929 г. китайско-советские переговоры привели к улаживанию
конфликта и подписанию 22 декабря 1929 г. Хабаровского протокола
по которому КВЖД становилась совместным китайско-советским предприятием. С
этого момента работа железной дороги была полностью восстановлена [2]. Все
арестованные китайцами работники КВЖД были освобождены, а советские войска были
полностью выведены с территории Китая [1]. Таким образом
конфликт был полностью исчерпан.
В
1931 г. Япония оккупировала Манчжурию и создала на ее территории марионеточное
государство Маньчжоу-Го. Проникновение японцев в данный регион привело к новой
эскалации конфликта и провокации на железной дороге стали частым явлением.
Советский Союз осознавая то, что близится новый конфликт
вокруг КВЖД, был вынужден продать железную дорогу Маньчжоу-Го в 1935 г.
Литература:
1.
Международные отношения на Дальнем Востоке (1870-1945 гг.) [Г. Н. Войтинский,
А. Л. Гальперин, А. А. Губер и др.]; под общ. ред. Е. М. Жукова[Текст]/ Жуков Е. М. – Москва: Акад. наук СССР. Ин-т
востоковедения. Госполитиздат, 1951. – 790 с.
2.
Советско-китайский конфликт 1929. Советская историческая энциклопедия /
редколл., гл. ред. Е. М. Жуков. том
13. [Текст] / Жуков Е. М. – Москва:
государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1971. – 1024 с.
3.
Советско-китайский конфликт 1929. Советская военная энциклопедия (в 8 т.) /
ред. Н. В. Огарков. том 7. [Текст]
/ Н.В. Огарков. – Москва: Воениздат, 1979. – 687 с.
Сведения
об авторе:
Акулин Евгений Валерьевич
- студент магистратуры 2 курса, Сибирский федеральный университет, Гуманитарный
институт, e-mail: akulinnn@mail.ru