СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ НА КВЖД В 1929 Г.

Акулин Е.В.

студент магистратуры 2 курса

Сибирский федеральный университет

Россия, г. Красноярск

Аннотация. В данной статье был рассмотрен вопрос, касающийся конфликта на КВЖД в июле – сентябре 1929 г. Было выяснено, что данный конфликт был вызван попыткой Западных стран, а также Японии поставить под свой контроль железную дорогу.

Ключевые слова: КВЖД, Китай, СССР, Япония, Маньчжурия, конфликт.

С приходом к власти в России большевиков в октябре 1917 г.  Китайско-Восточная дорога (КВЖД) становится объектом спора для стран Антанты и Японии. В 1924 г. СССР смог установить с Китаем дипломатические отношения, а КВЖД попало под совместное пользование и владение. После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. и приходом к власти Чан Кайши обстановка вокруг КВЖД ухудшилась, началась череда провокаций.

В декабре 1928 г. полиция Харбина захватила телефонную станцию, принадлежащую КВЖД. Следом за этим, китайскими властями был спущен флаг КВЖД, а вместо него вывешен стяг Гоминьдана. С началом 1929 г., власти Китая потребовали согласовывать все действия, касаемые железной дороги, с ними. Встреча в феврале 1929 г. советского консула Б. Мельникова с Чжан Сюэляном (руководителем Манчжурии в 1928 – 1931 гг.) в Харбине окончилась безрезультатно [1]. Затем, в июле, китайская сторона потребовала назначения на все ключевые должности в управлении железной дорогой граждан Китая. Генеральный управляющий Китайско-Восточной железной дорогой А. И. Емшанов отверг данное требование китайской стороны.  После чего началось закрытие торговых представительств СССР в Китае. В ответ на это власти Манчжурии начали проводить массовые аресты и задержания рабочих и служащих КВЖД. Арестованным предъявляли обвинения в коммунистической агитации на территории Китая [2]. Агрессивная политика властей Манчжурии в отношении советских граждан привела к разрыву дипломатических отношений между Советским Союзом и Китаем.

От забастовок рабочих КВЖД и демонстрации силы в приграничных районах СССР перешел к боевым действиям только осенью. В октябре 1929 г. советским командованием была проведена Сунгарийская операция, результатом которой стало уничтожение 5 кораблей речного класса Сунгарийской флотилии. Также в ходе данной боевой операции советской стороной был высажен десант на китайскую территорию, который вскоре вернулся на исходные позиции. Затем с 30 октября по 3 ноября Дальневосточная флотилия с десантом поднялась выше по течению р. Сунгари и сходу смогла овладеть городом Фукдин, который красноармейцы удерживали до 2 ноября 1929 г. Не понеся серьезных потерь, советский десант вернулся на территорию СССР.

Следующим этапом боевых действий стала Мишаньфусская операция, начавшаяся 17 ноября 1929 г. В ходе данной операции советским частям удалось окружить и блокировать город Маньчжурия.  Не смотря на ожесточенное сопротивление китайских частей и серьёзные фортификационные сооружения, 2 стрелковым дивизиям Красной Армии удалось занять город Чжалайнор. Впоследствии, 20 ноября части РККА окружив и предъявив ультиматум, смогли овладеть городом Маньчжоули [3]. Результатом данных военных операций стало то, что китайская сторона пошла на переговоры с СССР и отказалась от дальнейшей эскалации конфликта.

Начавшиеся с 19 ноября 1929 г. китайско-советские переговоры привели к улаживанию конфликта и подписанию 22 декабря 1929 г. Хабаровского протокола по которому КВЖД становилась совместным китайско-советским предприятием. С этого момента работа железной дороги была полностью восстановлена [2]. Все арестованные китайцами работники КВЖД были освобождены, а советские войска были полностью выведены с территории Китая [1]. Таким образом конфликт был полностью исчерпан.

В 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию и создала на ее территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Проникновение японцев в данный регион привело к новой эскалации конфликта и провокации на железной дороге стали частым явлением. Советский Союз осознавая то, что близится новый конфликт вокруг КВЖД, был вынужден продать железную дорогу Маньчжоу-Го в 1935 г.

Литература:

1. Международные отношения на Дальнем Востоке (1870-1945 гг.) [Г. Н. Войтинский, А. Л. Гальперин, А. А. Губер и др.]; под общ. ред. Е. М. Жукова[Текст]/ Жуков Е. М. – Москва: Акад. наук СССР. Ин-т востоковедения. Госполитиздат, 1951. – 790 с.  

2. Советско-китайский конфликт 1929. Советская историческая энциклопедия / редколл., гл. ред. Е. М. Жуков. том 13. [Текст] / Жуков Е. М. – Москва: государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1971. –  1024 с.

3. Советско-китайский конфликт 1929. Советская военная энциклопедия (в 8 т.) / ред. Н. В. Огарков. том 7. [Текст] / Н.В. Огарков. – Москва: Воениздат, 1979.  – 687 с.

Сведения об авторе:

Акулин Евгений Валерьевич - студент магистратуры 2 курса, Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт, e-mail: akulinnn@mail.ru