ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Мубинов А. Г.

Республика Башкортостан «Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета» Россия, г. Стерлитамиак

 

Аннотация. В данной работе рассматривается противодействие автотранспортным преступлениям. На основе Уголовного Кодекса РФ выделено понятие « автотранспортное преступление», проанализированы статьи, устанавливающие ответственность виновникам автотранспортных преступлений. Согласно данным Росстата рассмотрено количество и причины данных преступлений, с помощью научной литературы выделены меры по снижению количества автотранспортных преступлений.

 

Ключевые слова: автотранспортное преступление, статистика, аварийность на дороге, предупреждение преступлений, Уголовный кодекс РФ.

 

Автотранспортное преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающие на нормальное функционирование автомобильного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.

Ответственность за совершение данных преступлений регулируется статьями 263.1, 264, 264.1, 266,  267.1, 268 УК РФ. Статья 263.1 рассматривает нарушение требований в области транспортной безопасности, статья 264- нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, статья 264.1- предусматривает уголовную ответственность в случае управления автомобилем нетрезвым водителем, уже имеющим административную ответственность за подобное правонарушение, статья 266 регулирует ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств, и выпуск их в эксплуатацию с неисправностями, статья 267.1-совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, статья 268- нарушение  ПДД или правил эксплуатации транспортных средств пассажиром, пешеходом или другим лицом, не указанным ранее [1].

Согласно информации Росстата, в России на конец 2015 года немного выросла общая протяженность дорог- до 1643 километров. На момент 2015 года в России ведется активная работа по строительству объектов, повышающих безопасность дорожного движения: увеличено число тротуаров с твердым покрытием, автобусных остановок, укрепленных обочин, пешеходных переходов, дорожных знаков и указателей. Тем не менее, на дорогах федерального уровня сокращена протяженность съездов с основной дороги с твердым покрытием, а на дорогах местного уровня- протяженность автомобильных развязок, что может негативно сказаться на безопасности дорожного движения.

В 2015 году зафиксировано 184 тысячи ДТП, что намного меньше в предыдущие годы. Соответственно, снизилось и число жертв автотранспортных преступлений, погибло 23100 человек, ранены 231200 человек. Тем не менее, несмотря на достаточно положительную статистику, необходимо отметить, что что 63100 автотранспортных преступлений были совершены из-за низкого качества инфраструктуры,  по сравнению с 2014 годом выросло как количество ДТП, вызванных неудовлетворительным состоянием улиц и дорог, так и процент данных дорожно-транспортных происшествий от общего числа ДТП, произошедших в 2015 году.  Количество погибших и раненых в автотранспортных преступлениях, вызванных низким уровнем качества инфраструктуры также растет в количественном и процентном соотношении, и уже перевалило за 33%. Также увеличивается процент аварий, вызванных технической неисправность автомобильного транспорта.

Нельзя не отметить и определенные успехи по предупреждению автотранспортных преступлений, так, например, неуклонно снижается число пьяных водителей, попавших в аварийную ситуацию [7, с.82-83] .

Тем не менее, в целом, безопасность дорожного движения в России остается крайне низкой, что требует принятия ряда мер по исправлению ситуации. Как отмечают Ю.А. Гусельников и Я.А. Борщенко, большая часть проблем касаемо обеспечения рч безопасности дорожного движения, на данный момент связана с человеческим фактором, а также неудачной попыткой реформировать федеральную систему ОБДД. Помимо данных проблем ученые отмечают локальные проблемы, характерные для отдельных регионов, заключающиеся в основном в низком качестве анализа имеющихся на местном уровне проблем, увлеченности специалистов внешней стороной работы, формальность проводимой работы.  В целях исправления сложившейся ситуации авторы предлагают ввести системный подход по предотвращению автотранспортных преступлений и постепенно отойти от усиления репрессивных мер по отношению к преступившим закон водителям [2, с. 5-11].

В.М. Митник, напротив, концентрируется в основном на усиление санкций за нарушение закона, и предлагает ужесточить положения КОАП и УК РФ, особенно в случае повторного правонарушения водителя. Помимо этого, автор предлагает усиленное ведение пропагандистской и методической работы среди автолюбителей [4, с.110-115].

А.Г. Рублев видит усиление санкций единственным путем снижения числа автотранспортных преступлений. Ученый предлагает дополнить статью 264.1 УК обязательным условием уголовной ответственности повторное нарушение ч.3. ст.12.27. КОАП РФ. Данная статья КОАП РФ предусматривает административную ответственность за употребление алкоголя или наркотических средств после ДТП или остановки автомобиля сотрудником полиции. Таким образом автор планирует бороться со способом избежать ответственности, используемым нетрезвыми водителями: употребить алкоголь после остановки транспорта и избежать уголовной ответственности за совершенное преступление (в случае повторного нарушения). Данная мера, по нашему мнению, способна снизить количество нетрезвых водителей, и следовательно, число автотранспортных преступлений, однако незначительно, поскольку доля ДТП в которых участвовали нетрезвые водители,  на конец 2015 года составила менее 10% от общего числа ДТП [6, с. 113-115].

А.Ю. Кравцов же предлагает ряд мер, направленных на снижение автотранспортных преступлений:

Использование компьютерных программ для выработки у автолюбителей рефлексов, срабатывающих в предаварийных и аварийных ситуациях;

Усиление агитации, с упором не на возможный ущерб, полученный водителем, а на травмы его пассажиров, родственников, детей;

Отражение в социальной рекламе нарушителей в карикатурном виде [3, с.98- 101].

Как отмечает Е.В. Никитин, предупреждение автотранспортных преступлений, требующий реализации комплекса экономических, технических, правовых, культурно-воспитательных, психологических и иных мер, являющихся составной частью общей системы социальной профилактики правонарушений.  Ученый предлагает сосредоточить профилактическую работу на потенциальных жертвах автотранспортных преступлений, которыми с наибольшей вероятностью будут являться лица, не соблюдающие технику безопасности и ПДД. Также, по его мнению, необходимо ускорить распространение сведений о ДТП на близких к водителю участках трассы, о резком изменении погоды, аварийном участке дорожного полотна с помощью современных технологий [5, с.40-50].

В целом, можно отметить, что проблема автотранспортных преступлений в последнее время снижает свою остроту, но тем не менее требует внимания. Рекомендуется сочетание усиления санкций с активной пропагандистской и профилактической работой, а также использованием современных технологий для оповещения водителей о непредвиденных ситуациях. Помимо описанных мер снизить количество автотранспортных преступлений сможет улучшение дорожной инфраструктуры.

 

Литература:

1.                Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультантплюс: URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 18.01.2018).

2.                Гусельников Ю.А. Борщенко Я.А.Решение проблем организационно-нормативного обеспечения безопасности дорожного движения.// Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2015.   Вып.6. ч.1.-  С.3-11.

3.                Кравцов А.Ю. Направления совершенствования индивидуального предупреждения дорожно-транспортной преступности// Сибирский юридический вестник. 2016. — №3. - С.97-102.

4.                Митник В.В. Проблемы аварийности на дорогах и пути ее снижения// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2013. —  № 1. - С.110-115.

5.                Никитин Е.В. Проблемы виктимной безопасности дорожного движения// Виктимология. -  2016.  № 4. - С.36-50.

6.                Рублев А.Г. Некоторые аспекты противодействия транспортным преступлениям //Проблемы правоохранительной деятельности .- 2016. — №2. - С.113-115.

7.                Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб. [Электронный ресурс]// Федеральная служба статистики. URL: http:// http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/transp-sv16.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

 

Сведения об авторе:

Мубинов Азат Гавизович – студент магистрант 2-го курса Юридического факульета «Стерлитамакского филиала Башкирского Государственного Университета», e-mail: magazat@gmail.com