АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРОВ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Волков В.С., Романенко Д.М.

ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный технический университет. Институт архитектуры и строительства. Россия, голгоград.

 

Аннотация. Статья посвящена анализу интерьеров кукольного театра, влиянию особенностей детского восприятия на формирование пространства театра,  кратко описывается история развития интерьеров кукольных театров, рассмотрены несколько примеров интерьерных решений кукольных театров.

Ключевые слова: кукольный театр, воспитание, ребенок, кукла, формирование художественного вкуса, интерьеры, игра, иллюзия образ, сказка.

Актуальность. Посещение кукольного спектакля для ребёнка - большое событие. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств, одним из которых является та среда, в которую попадают юные зрители. В детском театре создаётся особая атмосфера – она погружает малышей и их родителей в настоящий мир сказки. А значит, и сам интерьер театра должен отвечать такой "сказочности"[1].

Дошкольники и младшие школьники быстро поддаются эмоциональному воздействию, легко восприимчивы, окружающий мир познают через игру. Поэтому их так привлекают яркие, порой даже кричащие, цвета, громкие звуки. Попадая в кукольный театр, мы замечаем всплеск красок, нарядное обличие фойе и вестибюлей, напоминающих сказочный город. Веселое настроение может задавать и оборудование - всевозможные яркие места для сидения, полки и шкафы, замаскированные под старые здания, резные двери, необычной формы люстры. Привлечь внимание юного посетителя можно и снаружи: применение цвета и активной пластики фасадов привносит в архитектуру эффект сказочности и теплоты, необходимый образу кукольного театра.

Образ сказки дает возможность создать в определенном помещении совершенно другой мир, в котором хочется оказаться снова и снова. Интерьеры кукольного театра должны помочь ощутить атмосферу места, где царит игра, в котором  персонажи сказок и книжек обретают голос и плоть, выходят со страниц книжек на подмостки. Это позволяет подготовить юных зрителей к спектаклю заранее, заинтересовать, увлечь каждого. В интерьере театра не исключается наличие отдельных игровых зон, в которых могут принимать участие и артисты театра.

Таким образом можно сделать вывод о том, что пространство кукольного театра достаточно необычное. Предназначенное в первую очередь для детей, оно должно основываться на особенностях восприятия окружающего мира глазами ребенка, помогать ему познать мир через игровую деятельность.

Примеры интерьерных решений кукольных театров. Кукольный театр создавался в течение тысячелетий. Всюду он переживал почти одинаковые этапы развития. Существовавший на городских площадях, он не имел собственного стационарного помещения. Другие виды театрального искусства на протяжении тысячелетий разрабатывали интерьерные приемы, помогающие зрителю оказаться в той или иной атмосфере. Становление кукольного театра проходило на улице или в уже существующих театральных залах и не имело возможности применять интерьерные приемы для полноценного создания образа сказочности.

 Возродил этот вид искусства в СССР, практически в одиночку, театральный актер и режиссер Сергей Образцов. В 1936 году театр получил здание на площади Маяковского. Но теснота помещений, плохое состояние конструкций и инженерного оборудования требовали радикальных решений: ему было отдано недостроенное здание на Садовой-Самотечной. Спокойный фасад имеет неглубокую асимметричную нишу, в которую вмонтированы главный вход и декоративные часы. В первом этаже три еле заметных окна. Таким образом, передняя стена театра стала как бы фоном для часов, ради которых здесь каждый день собираются взрослые и дети. Декоративные часы с игрушечными фигурками, выходящими в воротца, выглядывающими в оконца, прием, проверенный временем и всегда нравившийся широкой публике.
Самое интересное в этом здании — оригинальное решение большого зала. На большой сцене спектакль можно ставить за четырьмя ширмами, так сказать, в четырех планах, которые, благодаря подъемно-опускным площадкам, могут занимать различную высоту. Всю сцену охватывает горизонт высотой 9 метров, создающий иллюзию бесконечного неба. Чрезвычайно интересны охватывающие передние ряды раскрывающиеся ширмы-экраны. В обычном состоянии это стены, закрытые деревянными щитами, фактура которых может окружать весь зал, включая сцену и заднюю стенку. Каждый из этих экранов может раскрыться, а в нем может показаться герой пьесы или музыкант. Зал благодаря этому имеет уютный цельный характер, чему помогает отсутствие центрального прохода. Малый зал театра предназначен для маленьких зрителей. Он отличается камерностью и вниманием к «детским» проблемам. Так, например, кресла помимо нумерации были отмечены различным цветом обивки: ярко-желтой, темно-синей, красной, зеленой и табачного цвета, чтобы облегчить детям ориентацию в соответствии с цветом билетов.[1, с.135]

Перед центральным входом здания Воронежского театра кукол "Шут" находится полукруглая ротонда с семью колоннами, на их вершинах – бронзовые скульптуры сказочных героев: Царевна Лебедь, Золушка, Принцесса на горошине, Эльза из сказки «Дикие лебеди», по обе стороны два Арлекина. Дворец трехэтажный, с лунно-серебристой алюминиевой крышей. Двухъярусные треугольники с окнами венчают мансарду. Выше окон - фонари разной формы, а над всем на незаметной ножке – символическое солнце. На боковой стене большие сказочные часы. Перед дворцом небольшая площадь с фонтаном, прекрасной ивой, памятником Биму. Справа и слева к дворцу примыкают галереи, их образуют колонны с фонарями наверху. Правая галерея заканчивается обзорной площадкой. Через колонны левой галереи выход на игровой дворик, на нем столбы-постаменты - герои пушкинских сказок. Все три этажа внутри дворца пронизывает уголок живой природы. Здесь растет дерево, летают птицы, попугайчики. Под самой крышей - зимний сад, в нем сосенки, яблоньки в цвету, зеленый мох, морская галька, узорчатые златоглавые домики для белок, крохотные деревца, цветы, лианы через весь потолок. В фойе великолепные люстры и светильники, многокрасочные панно на стенах, керамические фигурки животных и птиц, оригинальны дверные ручки. Его новая архитектурно-интерьерная изюминка – изящный витраж, украсивший большое окно у парадной лестницы, соединяющей этажи внутри помещения. В центре масштабной, решённой в стилистике Театра кукол композиции – озорной Петрушка, популярный русский кукольный персонаж с весёлым характером и добрым нравом, участвовавший ещё в представлениях скоморохов. [2] Все использованные в архитектуре и интерьерах театра приемы создают у маленьких посетителей ощущение сказочного города, в котором существует другой мир.

Один из старейших театров кукол в России «Экият» открыл свои двери в 1934 году в Казани. Образ здания решен в виде «сказочного замка» с декоративным архитектурным белокаменным оформлением из башенок, витых колонн, декоративных тяг и других архитектурных деталей характерных для зданий Казани. Оформление фасадов насыщено яркими цветными скульптурными композициями из народных сказок. Выступающая сценическая коробка задумана в виде стеклянного дворца, который как сказочный мираж проявляется на фоне неба. Внутри театр выглядит, как волшебный замок, собранный из эпизодов различных сказок. Он поражает своим просторным холлом с колоннами, великолепными люстрами, мягкими скамейками для отдыха, похожими на троны. Помимо театра кукол, здесь располагаются Малая академия искусств, детские кафе, игровые зоны, торговая галерея детских товаров.[4]

Знакомство со сказкой в Красноярском театре кукол начинается с музыкальной входной группы, которая даже взрослых не оставляет равнодушными. Центральный элемент интерьера - огромная люстра в центральном холле и двери, ведущие непосредственно в зрительный зал. Обличье фойе нарядное и сказочное: в сочетании с белоснежным полом тёмные стены и потолки формируют особое восприятие пространства. А росписи, которые появились почти на всех поверхностях, не позволяют забыть, где находится зритель.

В интерьере театра не исключается и игровой момент: поднимаясь на второй этаж, маленькие посетители могут попасть в волшебное кафе с видом на сказочное королевство, а напротив предусмотрена зона отдыха. Создавая интерьер театра для детей, архитекторы не могли обойтись без солнечных красок. Яркое настроение задаёт мебель, разработанная специально для этого проекта.[3]

Вывод. Проанализировав некоторые примеры действующих кукольных театров, можно убедиться в том, что интерьерные решения играют не последнюю роль в создании сказочного образа. Такие приемы позволяют полноценно погрузить в атмосферу волшебства и иллюзии и привлечь внимание зрителя до начала спектакля.

Литература:

1.                Анисимов, А.В. Театры Москвы: Время и архитектура / А.В. Анисимов. - М.: Московский рабочий, 1984. - 176 с.

2.                Здание Воронежского государственного театра кукол «Шут», [Электронный ресурс] URL http://www.komandirovka.ru/sights/voronezh/zdanie-voronejskogo-gosudarstvennogo-teatra-kukol-shut/ (Дата обращения 07.01.2018)

3.                Интерьер театра кукол [Электронный ресурс] URL: http://www.sibdesigner.ru/Interiors/422 (Дата обращения 07.01.2018)

4.                Театр кукол "Экият" [Электронный ресурс] URL  http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=725384 (Дата обращения 07.01.2018)

 

Сведения об авторе:

Волков Владимир Степанович доцент факультета института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета.

Романенко Дарья Михайловна – студентка архитектурного факультета Института Архитектуры и Строительства Волгоградского Государственного Технического Университета, e-mail: dm-queen@yandex.ru

 

 

Приложение№1  (перевод на английский язык основополагающих статейных элементов).

AN  INTERIOR  ANALYSIS OF A PUPPET THEATRE

V.S.Volkov, D.M.Romanenko

 

Summary. The analysis of interiors of the puppet theatre and the influence of the characteristics of children's perception on the formation of theatre space is stated in this article, briefly describes the history of the beginning of the puppet theatre as an art form in  Russia and abroad, some examples of interiors of the puppet theatres are discussed in this document.

Keywords: a puppet theatre, education, a child, a puppet, forming an artistic taste, interiors, a game, an illusion, a character, a fairy-tale.

 

References:

1.  Anisimov A.V.: Theatres of Moscow: time and architecture // Moscow, Moscow worker, 1984. - 176 p.1.

2. Interior of the puppet theatre [Electronic resource] URL: http://www.sibdesigner.ru/Interiors/422 (Date of access: 07.01.2018)

3. Puppet theatre "Ekiyat" [Electronic resource] URL:  http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=725384 (Date of access: 07.01.2018)

4. The building of the Voronezh State Puppet Theatre «Clown» [Electronic resource] URL: http://www.komandirovka.ru/sights/voronezh/zdanie-voronejskogo-gosudarstvennogo-teatra-kukol-shut/ (Date of access: 07.01.2018)