СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К.Н. Шушляева

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение  «Вятский Государственный университет» Россия г. Киров

 

Аннотация. Статья посвящена совместной работе по реализации проекта воспитателем, родителями и детьми. Проект посвящен экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Описан план работы над проектом, а также примерные темы НОД, бесед, наблюдений и др.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, совместные проекты, день Земли.

Участники проекта: воспитатель, дети 6-7 лет, родители

Актуальность:

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как  в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу [2]

Формируя гуманное отношение к природе, нужно стараться достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем.

Одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому нужно привлекать каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – нужно создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за окружающий нас мир.

Задачи:

Обучающая: Рассказать детям об экологических проблемах и путях их решения. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

Развивающая: Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к миру природы. Вызывать положительное отношение к труду. Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения в природе. Формировать у детей умение сотрудничать в совместной деятельности с другими детьми.

Предварительная работа:

·     Сбор фотографий, материалов по теме

·     Выбор места оформления уголка «22 апреля – День Земли»

·     Проговаривание идей на конкурс лучшей  поделки из мусора: «Мусорная фантазия»

Работа с родителями:

·     Конкурс рисунков «Панорама добрых дел», «Мы дети планеты Земля».

·     Оформление стенда «22 апреля День Земли»

·     Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из мусора «Мусорная фантазия»

·     Игры соревнования: Весёлые старты «Трудовой десант» (дети-родители)

Ожидаемый результат:

·     Формируется чувства сопереживания, дети статут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубят знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.

Ход работы:

Этап

Деятельность педагога совместно с детьми

 

Вводный

Мероприятия НОД:

·         Познавательное развитие:

История праздника «День Земли»

Программное содержание:

·         рассказать детям об истории праздника; продолжать учить детей охранять природное сообщество нашего края, учить правильно себя вести в чрезвычайных ситуациях на природе.

·         Развивать  речи, умения вести диалог между сверстниками

·         воспитывать любовь к родному краю,

 

·         Социально-коммуникативное:

«Природа и здоровье»

Программное содержание:

·         дать представление о неразрывной связи человека с природой.

·         Расширять знание о пользе природы

·         Использовать полученные знания в повседневной жизни.

·         Способствовать воспитанию интереса к родной природе.

 

·         Социально-коммуникативное:

«Планета Земля в опасности»

Программное содержание:

·         закрепит знания детей о природе, о нашей планете.

·         дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными.

·         продолжить учить детей различать объекты живой и не живой природы.

·         опытническим путем закрепить знания детей о воздухе;

·         развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

·         воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность;

 

·         Речевое развитие:

Составление рассказа по картине «Труд людей весной

Программное содержание:

·         упражнять составлять связный рассказ по картине.

·         упражнять в подборе определений, сравнений, действий.

·         упражнять в образовании форм множественного числа глаголов;

·         учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, образовывать существительные при помощи суффиксов – иц, х, -о, -с.

·         воспитывать доброжелательное отношение к труду людей;

·         воспитывать бережное отношение к природе

 

·         Художественно-эстетическое:

Барельефная лепка «Праздник Земли»

Программное содержание:

·         познакомить детей с новым способом лепки в технике барельеф;

·         учить выполнять барельеф природы, передавая мельчайшие детали

·         учить наносить пластилин тонким слоем, пользоваться различными приемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание и др., при лепке глаз, бровей пользоваться стекой;

·         учить соблюдать последовательность в лепке: от общего к частному;

·         побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к природе  в изображение

·         развивать речь детей при составлении рассказа об окружающей природе

·         воспитывать «чувство прекрасного», воспитывать желание бережно относиться к природе

 

·         Целевые прогулки

Дети оценивают ситуацию загрязнения природы.

 

·         Беседа «Правила поведения в природе»

Цель: формировать знания детей о правилах поведения в природе. Учить применять полученные знания на практике

В ходе вводной части педагог углубляет знания детей об экологических проблемах, побуждает  их к желанию помощь природе. Дети ставят задачу:  помочь окружающей природе «оживиться» Для того планируется ряд мероприятий.

Основной

·         Игры соревнования: Весёлые старты «Трудовой десант» (проводится совместно с родителями)

Цель: укрепить здоровье у детей, развить подвижность, сноровку, ловкость. Воспитывать бережное отношение к природе во время уборки мусора у детского сада.

 

·                     Ситуативный разговор:

Как вы помогаете планете Земля? (Игра «Хорошо – плохо»)

 

·         Игры:

1.      Экологический светофор»

Правила игры:

•Каждому участнику игры раздается по 3 сигнальных значка - красный, желтый, зеленый.

•Ведущий зачитывает описание поступка человека в природе, демонстрирует соответствующий рисунок.

•Задача игроков оценить этот поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся у него кружков, т. е. «включить» сигнал экологического светофора.

•После демонстрации нескольких рисунков, детям предлагается самим вспомнить и попытаться объяснить какой-то один поступок человека и «включить» сигнал светофора.

2.      «Редкие и исчезающие животные»

Цель: Закреплять знания детей о редких животных России; развивать связную речь детей.

 

·         Чтение художественной литературы:

Пословицы и загадки о земле.

А. Блок «На лугу»

С. Городецкий. «Весенняя песенка»

Ф. Тютчев. «Весенние воды»

М. Зощенко «Великие путешественники

Н. Телешов «Самое лучшее»

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

К. И. Чуковский «Ежики»

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

И. Токмакова «Деревья в стихах»

В. Степанов «Птицы в стихах»

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

М. Дружинина «Что на нашей улице»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

 

·                     Выставка рисунков

«Панорама добрых дел»

Цель: запечатлеть в рисунках то, что мы уже сделали для очистки природы от мусора.

«Мы дети планеты Земля»

Цель: рассказать детям из других групп о том, как можно заботиться о природе

 

·                     Просмотр диафильмов и мультфильмов:

Н. Калинина «Загадки воды»

Н. Притулина «Подарок Ёжика»

Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»

«Как козлик Землю держал»

 

·         Трудовая деятельность

-Уборка участка, посадка рассады «Украсим Землю цветами»

-Пересадка комнатного растение и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений.

Цель:  вызывать желание украшать природу; воспитывать доброжелательное отношение к труду; бережное отношение к природе

Оформление стенда  совместно с родителями «22 апреля - День Земли»

Заключительный

Проведение акции под названием «Наш дом – Земля»

 

 

Оформление выставки, подготовленной совместно с родителями: «Мусорная фантазия»

Бутылки, коробки изпод сока, яичная скорлупа, старые пакеты, газеты – эти вещи выбрасывают, не задумываясь о том, какой вред это принесет природе. Ребята со своими родителями должны проявить фантазию и творчество и дать мусору вторую жизнь.

На выставке дети представляют свои работы, проговаривая то, чем они помогли природе.

Родители, педагоги и дети обсуждают достижения,  трудности, подводят итоги и результаты проекта.

Продуктам проекта является уголок, оформленный педагогами, детьми и их родителями по теме «22 апреля – День Земли» и выставка поделок «Мусорная фантазия»

Таблица 1 – План работы над проектом «День Земли» [1]

 

Литература:

1.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - №4. - 57- 63 с.

2.  Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель, 2016. - 283 с.

Сведения об авторе: Шушляева Кристина Николаевна - студент «Вятского Государственного университета»  kristina.shushlyaeva.00@mail.ru

Приложение№1  (перевод на английский язык основополагающих статейных элементов)

JOINT PROJECT AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

K.N. Shushlyaeva

Annotation. The article is devoted to joint work on the implementation of the project by the educator, parents and children. The project is dedicated to the ecological education of preschool children. The plan of work on the project, as well as exemplary topics of the GCD, conversations, observations, etc., is described.

Key words: ecological education, preschool children, joint projects, Earth day.

Literature:

1.       Shtan'ko I.V. Project activities with children of senior preschool age // Management of pre-school educational institution. - 2004. - №4. 57 - 63 р.

2.       Kireeva LG Formation of ecological culture of preschool children. Planning, abstracts of classes / avt.-sost. L. G. Kireeva, S. V. Berezhnova. - Ed. 2 nd, revised. - Volgograd: Teacher, 2016. 283.