СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

К.Н. Шушляева

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение  «Вятский Государственный университет» Россия г. Киров

 

Аннотация. Статья посвящена совместной работе по реализации проекта воспитателем, родителями и детьми. Проект посвящен развитию диалогической речи детей средствами русских народных сказок. Описаны этапы и содержание работы всех участников проекта.

Ключевые слова: связная диалогическая речь, дошкольники, совместные проекты.

Длительность проекта: краткосрочный

Вид: творческий  

Возраст: 5-6 лет

Актуальность: Работа по воспитанию детей ложится на плечи родителей и педагогов. Чтобы эта работа велась  плодотворно, необходимо вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Совместные проекты довольно часто реализуются в практике работы детских садов. Темы проектов в возрастных группах детского сада различны. Нами предложен совместный проект воспитателя,  детей и родителей по развитию  диалогической речи дошкольников через русские народные сказки [2]

Диалог представляет собой не только разговор между людьми, отстаивание своей позиции, но и выслушивание чужой, терпеливость к мнению других. В диалоге ребенок учится с помощью различный средств, вступать в диалог [1]

В старшем дошкольном возрасте остро ставится вопрос социализации ребенка при поступлении в школу. Если ребенок достаточно владеет коммуникативными умениями и навыками, то социализация ребенка пройдет безболезненно. Если же общение ребенка затруднено, то задача воспитателя и, конечно же, родителей — помочь ребенку усвоить правила общения. Наиболее эффективным средством развития диалогической речи дошкольников был выделен народный фольклор, а именно русские народные сказки.

Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой, эмоциональностью. Благодаря этому произведения воспринимаются легко, развивают воображение, находят эмоциональный отклик у дошкольников [1]

Цель: создание системы работы по развитию диалогической речи старших дошкольников через русские народные сказки 

Задачи:

Образовательная: расширение представлений о народном фольклоре

Развивающая: развитие связной диалогической речи через русские народные сказки; развитие памяти в процессе заучивания роли к сказке; развитие творческого мышления в процессе придумывания слов к роли

Воспитательная: воспитание приобщения к народной культуре в процессе работы с русскими народными сказками

Этапы работы:

Подготовительный

·        беседа о народном фольклоре

·        подбор сказок, которые будут применены для развития речи детей

·        выбор сказки для кукольного спектакля

·        выбор помещения для постановки спектакля

Основной:

·        чтение русских народных сказок

·        показ мультфильмов, обсуждение диалогов персонажей

·        показ кукольного спектакля  по русской народной сказке, озвучивание детьми диалогов

·        Проговаривание правил ведения диалога

Итоговый:

·        выбор ролей собственного спектакля

·        придумывание диалога для собственных ролей

·        подготовка декораций, костюмов, продумывание идеи грима

·        постановка спектакля

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Деятельность детей

Подготовительный

·         Ознакомление родителей и детей о предстоящем проекте;

·         Подготовка и проведение беседы о народном фольклоре;

·         подбор сказок, которые будут применены для развития речи детей

·         выбор сказки для кукольного спектакля

·         выбор помещения для   постановки спектакля

·         Ознакомление с целями проекта, этапами его реализации;

·         Выбор сказки для кукольного спектакля

 

 

 

 

 

·         Выбор сказки для кукольного спектакля

·         Участие в беседе на тему «Народный фольклор»

Основной

·         Чтение русских народных сказок

·         Показ мультфильмов

·         Разучивание диалогов из сказки
совместно с детьми

·         Проговаривание правил ведения беседы

Подготовка кукол, музыки, декораций

Зрители кукольного спектакля

Прослушивание русских народных сказок

Просмотр мультфильмов

Разучивание диалогов из русской народной

Проговаривание правил ведения беседы

Разыгрывание спектакля по русской народной сказке

Итоговый

·         Разделение ролей нового спектакля

·         Организация репетиций

·         Консультация по поводу диалогов, проведению спектакля

 

·         Разделение ролей нового спектакля

·         Помощь детям в придумывании диалогов к собственному спектаклю

·         подготовка декораций, костюмов, грима

·         Разделение ролей нового спектакля

·         Придумывание диалогов к собственному спектаклю

·         Заучивание слов к собственному спектаклю, репетиции

·         постановка спектакля

 

Таблица 1 – План работы участников проекта

Таким образом, результатом предложенного проекта можно считать расширение знаний детей о русском фольклоре, повышение уровня развития связной речи детей.

Литература

1.       Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Изд. центр «Академия», 1998 г.

2.        Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - №4. - 57- 63 с.

 

Сведения об авторе: Шушляева Кристина Николаевна - студент «Вятского Государственного университета»  kristina.shushlyaeva.00@mail.ru

Приложение№1  (перевод на английский язык основополагающих статейных элементов).

JOINT PROJECT AS A MEANS OF INTERACTION OF THE SPEAKER, CHILDREN AND THEIR PARENTS

K.N. Shushlyaeva

Annotation. The article is devoted to joint work on the implementation of the project by the educator, parents and children. The project is dedicated to the development of the dialogical speech of children by means of Russian folk tales. The stages and content of the work of all project participants are described.
Key words: coherent dialogical speech, preschool children, joint projects.
Literature:
1. Alekseeva, MM The method of speech development and teaching the mother tongue of preschool children / MM Alekseeva, V. I. Yashin. - M.: Ed. center "Academy", 1998

2.  Shtan'ko I.V. Project activities with children of senior preschool age // Management of pre-school educational institution. - 2004. - №4. – 57 - 63 р.