ПРОЕКТНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК КОНСТРУКТ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Крылова Н.В.

  кафедра английского языка, институт иностранных языков,

 Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Аннотация. В статье представлен опыт разработки   рекламного проекта для института иностранных языков как средства формирования языковой компетентности обучающихся, развития их исследовательских, мотивационных и когнитивных навыков, а также творческого мышления.

Ключевые слова: проектный метод, языковая компетентность, междисциплинарные связи, методика преподавания английского языка.

Данная публикация продолжает наши предыдущие исследования в области творческих заданий в преподавании английского языка [4]. Проектный метод – направление методических поисков, ставшее особенно популярным с конца прошлого века [1,2]. При всем разнообразии своих функций язык – прежде всего носитель информации разного рода. Занятия практикой речи работают, в первую очередь, на создание языковой компетентности личности. Языковая компетентность представлена общей языковой компетентностью и профессионально-языковой компетентностью, связанной с подъязыком профессии. От современных вузов требуется подготовка специалистов, способных к профессиональной коммуникации. Этому способствует и рынок труда – наличие совместных предприятий, большое количество частных фирм, имеющих международных партнеров и т.п.

Наиболее эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а комплексные умения, проявляющиеся в способности решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий, ориентация в интеллектуальном, креативном и эстетическом пространстве жизни. Данное положение коррелирует с такими понятиями, как функциональные и интегративные курсы, междисциплинарные связи, компетентностный подход в образовании [2,3]. Весьма интересны интегративные дисциплины, к которым обычно не причисляют практику устной и письменной речи на иностранном языке. Тематика практических занятий по английскому языку включает такие концептуально-сложные темы, как Business Communication, In the World of Work, Public Relations, Advertisement, и другие. Речь не идет о систематическом изложении соответствующих областей знания на иностранном языке. Главная задача состоит в том, чтобы организовать речевую деятельность студентов на иностранном языке, используя когнитивную базу других областей знания.

В учебных программах курса разговорной практики присутствует тема рекламы. Она может быть представлена базовым лексико-грамматическим материалом; может быть расширена более сложным вокабуляром и развивающими заданиями. Проектный метод – один из интерактивных методов современного обучения. Он развивает умение работать в команде, критическое мышление, исследовательские навыки, навыки в области IT технологий. В данном материале мы представляем проект по созданию рекламного ролика института иностранных языков. Проект проходит несколько этапов:

1. Освоение тематического вокабуляра по теме. Вот некоторые из опорных лексических единиц – commercial, jungle, slogan, up-market/down-market, in retail/wholesale, circular, PR, promotion, field survey/desk survey, visualiser, teaser campaign.

2. Идентификация целевой аудитории. В нашем случае целевой аудиторией стали старшеклассники, так как именно на старших ступенях обучающиеся обычно задумываются о выборе профессии.

3. Концептуальные и формальные характеристики объекта: отбираются те содержательные и внешние факторы, которые будут представлены выбранной аудитории. Каждая группа студентов может предложить свой набор содержательных и имиджиевых характеристик, что и будет отражено в представленных ниже видео.

4. Определение видов и способов рекламы: телевидение, радио, интернет, стритлайны, промо-акции, СМИ и т.д.

5. Составление рекламного слогана.  Идеальной рекламной фразой будет устойчивое сочетание слов, идиома, содержащая игру слов.

6. Факультативный элемент – тизерная реклама, цель которой – заинтересовать аудиторию и вызвать желание незамедлительно перейти к анонсируемому источнику. В нашем проекте протагонист тизерного ролика окружен людьми, владеющими иностранными языками [5].

7. Составление сценария и запись рекламного ролика (commercial). Это групповой проект,  где так или иначе задействован каждый участник. Результат проделанной работы доступен в системе YouTube  [6,7].

     Суммируя достоинства данного метода, необходимо отметить увеличение познавательной деятельности обучающихся, развитие умений работать с информацией, самостоятельно решать проблемные задачи, работать с современными интернет технологиями, соединять узко профессиональные, обще-интеллектуальные и иные умения и навыки. Интегративная составляющая проектного метода позволяет расширить спектр будущей профессиональной деятельности студентов.

Литература:

1.     Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе. 1998. - №3. – С.12-22; №4 – С. 16–20.

2.     Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.

3.     Интернет в гуманитарном образовании/ Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

4.     Крылова Н.В. Групповые и индивидуальные проекты в преподавании аспектов делового общения на английском языке/Материалы докладов IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (27 ноября 2015 года)  – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2015. – С.174 – 178.

5.     https://youtu.be/5Q-4OlbC3yE (дата обращения 11.12.2017)

6.     https://www.youtube.com/watch?v=vT1R1df3NsM  (дата обращения 11.12.2017)

7.     https://youtu.be/iY7Ema0fy-E (дата обращения 14.12.2017)

 

Project Assignments  As a Tool in Creating Students’ Foreign Language Competence

                                                N.V. Krylova

 Department of English, Institute of Foreign Languages,

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk.

Abstract. The current publication showcases project assignments in language teaching as a tool in creating linguistic and communicative competencies. The proposed assignments enhance students’ research, motivational and cognitive skills, as well as their creativity.

Key Words: project method, language competence, interdisciplinary approach, methods of teaching English as a foreign language.