ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЧВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Гильманова А.А.

студент 4 курса географического факультета

Хизбуллина Р.З.

канд. пед. наук, доцент географического факультета Башкирский государственный университет, г. Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена приобретению навыков самостоятельной работы у учащихся при изучении почв на уроках географии.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, почвы, самостоятельная работа.

Самостоятельная работа  имеет функцию закрепления и повторения полученных знаний, умений и навыков. Задача учителя сделать так, чтобы самостоятельная работа проходила не менее эффективно, чем работа под руководством учителя.

«Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том,- пишет Н А. Менчинская,- что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него оценки со стороны учителя, остается один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения и навыки, на собственную наблюдательность, найти пути ее решения и довести его до благополучного конца»[3]

Очень важно обучать детей работать самостоятельно с текстом учебника и картами атласа, учить школьников четко представлять цель выполняемого задания и находить пути его выполнения, дать задание и указать пути его выполнения, но и в конце деятельности учащихся вместе с ними проверить работу и подвести итоги.

Всесторонний подход проведению самостоятельной работы предполагает, прежде всего, тщательное продумывание вопроса: какие задания нужно выполнять под руководством учителя, а с какими дети могут справиться самостоятельно? Содержание эффективной самостоятельной работы на уроке может составить:

 1) самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знании на данном уроке;

2) упражнения для первичного закрепления изученного программного материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации.

3) различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а также с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

 Самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика ее проведения определяется, прежде всего, задачами урока, особенностями формирования определенного вида понятий, уровнем подготовленности учащихся.

Самостоятельная работа, как и учебная деятельность, будет успешной, если ученик четко осознает ее цель, заинтересован в выполнении, владеет на нужном уровне исполнительскими операциями, навыками контроля и самоконтроля, а также, если задания не страдают однообразием. Только продуманное, интересное задание, учитывающее индивидуальные особенности ребенка, умения и навыки, которыми он обладает, может возбудить познавательную активность.

В зависимости от конкретных задач урока, наличия дидактических материалов, подготовки учителя и учащихся самостоятельная работа может проводиться на различных этапах усвоения материала: при подготовке к восприятию нового материала и ознакомлении с ним, при первичном закреплении и совершенствовании формируемых умений и навыков. Особого внимания требует самостоятельная работа, проводимая на этапе ознакомления учащихся с новым учебным материалом. При этом следует учитывать результаты исследований, которые показывают, что «самостоятельная работа может иметь место

l) в том случае, когда материал не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с тем, что уже известно детям

2) когда решение нового вопроса связано лишь с переосмыслением того, что уже было изучено прежде, когда на уроке стоит задача обобщения некоторых относительно простых хорошо известных детям фактов, с которыми неоднократно имели дело в прошлом опыте

3) если тот способ действий, тот подход к решению поставленного вопроса, с которых учитель должен ознакомить детей на данном уроке, могут быть предопределены им , созданием соответствующих условий на самом уроке (за счет использования соответствующим образом сконструированных и подобранных наглядных пособий, за счет организации соответствующих подготовительных упражнений и т. п.);

 4) если дети уже достаточно подготовлены к самостоятельной работе с книгой и новый материал изложен в учебнике в доступной для них форме.

В качестве примера приведем форму организации самостоятельной работы на уроке географии в 8 классе по теме «Закономерности распространения почв»[2] Для закрепления можно попросить учащихся заполнить таблицу по характеристике почв своего региона (Республики Башкортостан).

Таблица 1. Рельеф и растительность как фактор почвообразования

 

 

 

 

 

 

 

Типы почв

Форма рельефа

Растительность

Дерново-подзолистые,

Дерново-карбонатные

Платоугульмино-Белебеевская возвышенность, Таныкское междуречье.

Хвойные и хвойно-широколиственные леса

Светло-серые лесные

Северо-восточная часть республики

лесостепная

Серые лесные

Средняя часть склонов и равнин на западе Уфимского амфитеатра и запада Уфимского плато

лесостепная

Темно-серые лесные

Нижние части склонов и равнин всех подзон лесостепей

лесостепная

Черноземы оподзоленные

Пологие склоны возвышенностей  севера лесостепи

лесостепная

Черноземы выщелоченные

Пологие склоны и понижения водораздела междуречий северной и типичной лесостепи

лесостепная северная и типичная

Черноземы типичные

Предуралье и восточные склоны Зауралья

лесостепная

Черноземы типичные остаточно карбонатные

Восточная часть Бугульмино-Белебеевской возвышенности

лесостепная

Черноземы обыкновенные

Центрально степная часть Зауралья

степь

Южные лугово- черноземные

Крайняя юго-восточная часть Зауралья

степь

Пойменные

Поймы рек

растительность пойм рек

Горные

Горная часть РБ

горная растительность

 

Таковы краткие основные рекомендации к проведению самостоятельной работы, характеру ее заданий, форме и способу предъявления  заданий.

 

Литература:

1.    Атлас Республики Башкортостан: / сост. и подгот. к печати Омской картограф. фабрик.; гл. ред. Л.И. Медведева. - М.: КГиК МПР РФ,1992. – 10,14,16с.

2.    География России: учебник 8 класс / В.П. Дронов [и др.]; под ред. В.П. Дронов. – 10-е изд.тереотип. – М.: Дрофа, 2009. - 129-132с

3.    Менчинская Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах/ Менчинская Н.А, Моро М.И. - М.: Изд-во Просвещение,1965.- 39с.

 

Сведения об авторах:

Гильманова А.А. – студент 4 курса Башкирского государственного университета, направления «География», emailUmergalina96@gmail.com.

Хизбуллина Р.З. - канд. пед. наук, доцент географического факультета Башкирский государственный университет, г. Уфа, email: hizbullina@yandex.ru