ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЧВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Гильманова
А.А.
студент 4 курса географического
факультета
Хизбуллина Р.З.
канд. пед.
наук, доцент географического факультета
Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация. Статья посвящена приобретению навыков самостоятельной работы у учащихся при изучении почв на уроках географии.
Ключевые слова: Республика
Башкортостан, почвы, самостоятельная работа.
Самостоятельная работа имеет
функцию закрепления и повторения полученных знаний, умений и навыков. Задача
учителя сделать так, чтобы самостоятельная работа проходила не менее
эффективно, чем работа под руководством учителя.
«Главная особенность самостоятельной
работы учащихся состоит в том,- пишет Н А. Менчинская,-
что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него оценки
со стороны учителя, остается один на один с поставленной перед ним задачей.
Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на
собственные знания, умения и навыки, на собственную наблюдательность, найти пути
ее решения и довести его до благополучного конца»[3]
Очень важно обучать детей работать самостоятельно с текстом учебника и
картами атласа, учить школьников четко представлять цель выполняемого задания и
находить пути его выполнения, дать задание и указать пути его выполнения, но и
в конце деятельности учащихся вместе с ними проверить работу и подвести итоги.
Всесторонний подход проведению самостоятельной работы предполагает, прежде
всего, тщательное продумывание вопроса: какие задания нужно выполнять под
руководством учителя, а с какими дети могут справиться самостоятельно?
Содержание эффективной самостоятельной работы на уроке может составить:
1)
самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного
программного материала, необходимого для усвоения новых знании на данном уроке;
2) упражнения для первичного закрепления изученного программного
материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально
разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации.
3) различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и
ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки,
специально разработанные учителем, а также с постоянным обращением к теоретическим
сведениям и правилам, изложенным в учебнике.
Самостоятельная работа является
органической частью учебного процесса, поэтому методика ее проведения
определяется, прежде всего, задачами урока, особенностями формирования
определенного вида понятий, уровнем подготовленности учащихся.
Самостоятельная работа, как и учебная деятельность,
будет успешной, если ученик четко осознает ее цель, заинтересован в выполнении,
владеет на нужном уровне исполнительскими операциями, навыками контроля и самоконтроля,
а также, если задания не страдают однообразием. Только продуманное, интересное
задание, учитывающее индивидуальные особенности ребенка, умения и навыки,
которыми он обладает, может возбудить познавательную активность.
В зависимости от конкретных задач урока, наличия дидактических
материалов, подготовки учителя и учащихся самостоятельная работа может
проводиться на различных этапах усвоения материала: при подготовке к восприятию
нового материала и ознакомлении с ним, при первичном закреплении и совершенствовании
формируемых умений и навыков. Особого внимания требует самостоятельная работа,
проводимая на этапе ознакомления учащихся с новым учебным материалом. При этом
следует учитывать результаты исследований, которые показывают, что «самостоятельная
работа может иметь место
l) в том случае, когда материал не содержит в себе ничего принципиально
нового по сравнению с тем, что уже известно детям
2) когда решение нового вопроса связано лишь с переосмыслением того, что
уже было изучено прежде, когда на уроке стоит задача обобщения некоторых
относительно простых хорошо известных детям фактов, с которыми неоднократно
имели дело в прошлом опыте
3) если тот способ действий, тот подход к решению поставленного вопроса,
с которых учитель должен ознакомить детей на данном уроке, могут быть
предопределены им , созданием соответствующих условий
на самом уроке (за счет использования соответствующим образом сконструированных
и подобранных наглядных пособий, за счет организации соответствующих подготовительных
упражнений и т. п.);
4) если дети уже достаточно
подготовлены к самостоятельной работе с книгой и новый материал изложен в
учебнике в доступной для них форме.
В качестве примера приведем форму организации самостоятельной работы на
уроке географии в 8 классе по теме «Закономерности распространения почв»[2] Для
закрепления можно попросить учащихся заполнить таблицу по характеристике почв
своего региона (Республики Башкортостан).
Таблица 1. Рельеф и растительность как фактор почвообразования
Типы почв |
Форма
рельефа |
Растительность |
Дерново-подзолистые, Дерново-карбонатные |
Плато,Бугульмино-Белебеевская возвышенность, Таныкское
междуречье. |
Хвойные и хвойно-широколиственные леса |
Светло-серые
лесные |
Северо-восточная
часть республики |
лесостепная |
Серые
лесные |
Средняя
часть склонов и равнин на западе Уфимского амфитеатра и запада Уфимского
плато |
лесостепная |
Темно-серые
лесные |
Нижние
части склонов и равнин всех подзон лесостепей |
лесостепная |
Черноземы
оподзоленные |
Пологие
склоны возвышенностей севера лесостепи |
лесостепная |
Черноземы
выщелоченные |
Пологие склоны и понижения водораздела
междуречий северной и типичной лесостепи |
лесостепная северная и типичная |
Черноземы
типичные |
Предуралье и восточные склоны Зауралья |
лесостепная |
Черноземы
типичные остаточно карбонатные |
Восточная часть Бугульмино-Белебеевской
возвышенности |
лесостепная |
Черноземы обыкновенные |
Центрально степная часть Зауралья |
степь |
Южные лугово-
черноземные |
Крайняя юго-восточная часть Зауралья |
степь |
Пойменные |
Поймы рек |
растительность пойм рек |
Горные |
Горная часть РБ |
горная растительность |
Таковы краткие основные
рекомендации к проведению самостоятельной работы, характеру ее заданий, форме и
способу предъявления заданий.
Литература:
1.
Атлас Республики Башкортостан: / сост. и подгот.
к печати Омской картограф. фабрик.; гл.
ред. Л.И. Медведева. - М.: КГиК МПР РФ,1992. –
10,14,16с.
2. География России: учебник 8 класс / В.П. Дронов [и др.];
под ред. В.П. Дронов. – 10-е изд.,стереотип.
– М.: Дрофа, 2009. - 129-132с
3.
Менчинская
Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах/ Менчинская Н.А, Моро М.И. - М.: Изд-во Просвещение,1965.- 39с.
Сведения об авторах:
Гильманова
А.А. – студент
4 курса Башкирского государственного университета, направления «География», email: Umergalina96@gmail.com.
Хизбуллина
Р.З. - канд. пед. наук, доцент географического
факультета Башкирский государственный университет, г. Уфа,
email:
hizbullina@yandex.ru