ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

 

Вавилова Т.Е.

доцент кафедры иностранных языков

кандидат педагогических наук

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается место самостоятельной работы курсантов в процессе изучения ими иностранного языка. Описываются подходы ее организации во внеаудиторной и аудиторной самостоятельной деятельности обучающихся.

 

Ключевые слова: самостоятельная работа курсантов, образовательная организация, формирование компетенций, мотивация обучения, умения.

 

Современная направленность развития высшего образования внесла значительные изменения в приоритеты организации обучения иностранному языку. Одновременно с этим возросла роль самостоятельной работы обучающихся, которая требует повышения ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся, за стимулирование их профессионального роста в процессе развития этих навыков, воспитание творческой активности, инициативы и желания самообразовываться.

Интеграция международных связей, повышение спроса на квалифицированных профессионалов, способных самостоятельно решать проблемы, ставят перед образовательной организацией задачу подготовки всесторонне развитых, творчески мыслящих специалистов. Выпускник также должен владеть навыками и умениями, которые позволили бы ему осуществлять последующее самообучение.

Естественно, главной целью организации самостоятельной деятельности обучающихся в ведомственных вузах является формирование профессионально ориентированных компетенций.

Разумеется, от выпускника неязыкового вуза не требуется совершенного владения иностранным языком, но он должен быть компетентен в определенной предметной области. Выпускник образовательной организации должен не только знать основы своей будущей профессии, но равным образом уметь применять полученные в процессе обучения профессиональные знания на иностранном языке в условиях межкультурного взаимодействия.       

Формирование активной, творческой личности, осознание и преобразование себя в окружающей среде, нестандартность мышления, изобретательность, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях немыслимы без повышения своего интеллектуального уровня, постоянного стремления к самообразованию.

Анализ материалов по проблемам организации самостоятельной работы обучающихся в российских вузах, а также в вузах Франции, Германии, Великобритании, США, показывает, что соотношение часов, заложенных в учебном плане на аудиторные часы и на самостоятельную деятельность, значительно разнится.

Так, в вузах Германии студенты имеют больше свободного времени от посещения обязательных занятий. Учебная нагрузка составляет порядка 20 академических часов в неделю (по сравнению с 34-36 часами в ведомственном вузе). На аудиторных занятиях студент получает лишь основы знаний, а основной и дополнительный материал он должен искать сам. В данной ситуации собственная познавательная активность обучающихся способствует творческой самореализации, потребности самосовершенствоваться.

Примерное соотношение аудиторной и самостоятельной работы в ведущих вузах США составляет 1:2. Это означает, что при недельной нагрузке в 46-60 часов на аудиторные занятия (как лекции, так и семинары) приходится только 16-26 часов. В среднем, студент посещает два аудиторных занятия в день при пятидневной рабочей неделе [1].

Большинство вузов Великобритании имеет ограниченное число аудиторных часов в неделю - не более 12-15 в общей сложности на все предметы! Предполагается, что каждый час занятий, проведенный на лекции или семинаре, будет сопровождаться 2 - 3 часами самостоятельной подготовки.

В среднем, из всех часов, выделяемых на овладение дисциплиной, не более 25% отводится аудиторной работе, а большая часть часов выделяется на самостоятельное изучение и выполнение различных работ: рефератов, проектов, курсовых работ и пр. Некоторые курсы еще до своего начала требуют от студента внеаудиторной самостоятельной работы, чтения специальной литературы. В результате такого выстраивания учебного процесса студенты сами приходят к пониманию того, что для максимально эффективного взаимодействия с преподавателем во время аудиторных часов, приобретающих особую ценность в виду своей ограниченности, необходима тщательная подготовка к занятиям [2].                       

Традиционно сложившаяся в российских вузах пропорция соотношения аудиторных часов и часов самостоятельной работы составляет 1:1.  Это значит, что попытка самостоятельного освоения новых знаний часто сводится не к анализу и пониманию действий, а лишь к запоминанию готовых чужих объяснений, жестко регламентированных правил и способов действий [3].

Индивидуальная самостоятельная деятельность, по нашему мнению, должна быть основой для развития творческого потенциала личности обучающегося, средством получения им прочных знаний, механизмом выработки умений к самообучению. Правильно построенная организация самостоятельной работы способствует углублению и расширению знаний, повышению мотивации изучения учебной дисциплины, развитию познавательной активности обучающегося.         

Cамостоятельная деятельность курсанта, как и деятельность в сотрудничестве с преподавателем, может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в малых группах и всей группой. Индивидуально самостоятельная деятельность в учебной аудитории может проявляться в двух направлениях:

- во первых, все курсанты выполняют одно общее задание (аудирование или аудиторный перевод специального иноязычного текста на основе ранее изученного лексико-грамматического материала с последующим обсуждением и анализом извлеченной информации; выполнение заданий аналитического характера; поиск профессионально значимых сведений и др.);

- во-вторых, курсанты выполняют различные, в зависимости от их возможностей, задания (аутентичные профилированные тексты для перевода и задания к ним подбираются с учетом уровня знаний и индивидуальной подготовки курсантов. Для этой цели проводится предварительный контроль знаний обучающихся).

Каждая из означенных форм самостоятельной работы призвана в совокупности создавать и развивать информационные, когнитивные и коммуникативные умения курсантов, владение которыми сделает возможным их дальнейшее продвижение и совершенствование в изучении и усвоении иностранного языка.

В современных условиях обучения иностранному языку существенное внимание преподавателями кафедры уделяется подходам организации и управления внеаудиторной работой курсанта как одного из видов его индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.

Основная задача преподавателя заключается прежде всего в том, чтобы активизировать не только мышление курсанта, но и дать импульс его направленности на самостоятельное восприятие и изучение учебного материала, умение делать самостоятельные выводы и обобщения.

Мы рекомендуем курсантам различные виды внеаудиторной самостоятельной деятельности: чтение представляющих интерес статей на конкретные темы, работа со справочной литературой, разработка тематических лексических кроссвордов, подготовка мультимедиа презентации, просмотр передач, приуроченных к разным событиям, праздникам и др. При этом стараемся предоставить обучающимся право выбора предложенных стратегий внеаудиторной самостоятельной деятельности, возможность находить собственные способы удовлетворения когнитивных и лингвистических интересов.

Все более проникающие в образовательный процесс автоматизированные системы обучения и контроля позволяют курсантам самостоятельно изучать разделы, темы учебной дисциплины, одновременно контролируя уровень усвоения учебного материала. Поэтому с целью поддержания мотивации обучения используем заинтересованность курсантов в работе на компьютере и одновременно их игровую потребность. В связи с этим рекомендуем использование компьютерных обучающих программ. Практика показывает, что большой интерес у курсантов вызывают задания, рассчитанные на самоконтроль с ключами для самопроверки (обучающие программы дают возможность проверить выполненное задание онлайн, указать на ошибки). На кафедре разработаны учебно-методические материалы (электронные издания) по изучению и закреплению грамматического и лексического материала. Материалы строятся по принципам комплексности и профессиональной направленности. Задания электронных изданий отрабатываются во время проведения учебных занятий, также предполагается их активное использование в часы самостоятельной подготовки с целью активизации и закрепления лексико-грамматического материала.

Неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку по-прежнему остается внеаудиторное чтение, которое способствует более прочному формированию всех видов коммуникативной компетенции, поскольку основной его задачей в учебном процессе является обучение чтению как виду речевой деятельности.

В стратегии чтения ведущую роль играет чтение специальной профилированной и художественной литературы, журналов, газет и других источников информации. Чтение профилированного иноязычного текста является одним из основных источников получения необходимых сведений. Поэтому важное значение приобретает обучение курсантов умению читать литературу по специальности на иностранном языке для получения требующейся информации с целью расширения и углубления знаний в контексте своей будущей профессиональной деятельности.

Не менее важным является подбор материала для внеаудиторного чтения, виды заданий, упражнений и способы проверки (контроль) прочитанного. Тексты должны быть подобраны по тематике и адаптированы по степени сложности в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Поэтому внеаудиторное чтение рассматривается нами как средство овладения языковым материалом и обучения устной иноязычной речи.

Работа с профессионально ориентированными текстами создает базу для формирования и развития умений иноязычного говорения на профессиональные темы. Сначала курсанты репродуцируют речевые высказывания на основе прочитанного текста и постепенно учатся создавать свои собственные сообщения по указанной теме, связанной с их будущей профессиональной деятельностью [4].

Самостоятельная работа курсантов по изучению иностранного языка включает также заучивание лексических единиц, овладение правилами словообразования и грамматики, построение вопросов и ответов к профилированным текстам, полный письменный перевод, тезисы и статьи для участия в НИР, презентации, аннотации, рефераты.

Конечно, активная самостоятельная работа курсантов возможна только при наличии их заинтересованности в получении знаний, а также внутренней мотивации к самостоятельной внеаудиторной деятельности.

Надеемся, что в конечном счете, приобретенные навыки самостоятельной учебной деятельности помогут курсанту продолжить свое иноязычное образование в сфере профессиональной деятельности и после окончания института.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Кривцова Н. Л. Организация самостоятельной работы студентов в вузах США. // НПИ «Ceteris Paribus», М. - 2016. - № 5. - С.63-64.

2.    Лаптева Е. Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России. Дисс. …канд. пед. наук : Казань, 2001. – 205 с.

3.    Стафеева Н. А.  Организация самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации и Великобритании. // Высшее образование сегодня. 2016.- №5. - С.37-39.

4. Мажарова А.Г., Вавилова Т.Е. Организация самостоятельной работы курсантов образовательных организаций МВД России (из опыта работы кафедры иностранных языков) // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. - № 5 (13). - С.71-81.

 

 

Сведения об авторе

Вавилова Татьяна Евгеньевна - кандидат педагогических наук доцент кафедры иностранных языков Воронежского института МВД России

E-mail: tatyanavavilov@yandex.ru

 

 

APPROACHES TO CADETS’ SELF-DEPENDENT ACTIVITY’ ORGANIZATION IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE PROCESS IN THE DEPARTMENTAL INSTITUTE

Vavilova Tatyana Evgenevna

associate professor of the foreign languages’ department

 PhD in Pedagogics

Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

 

Abstract. Place of cadets’ self-dependent activity in foreign language learning process is discussed. Approaches of extracurricular and classroom self-dependent activity organization are described.

Key-words: cadets’ self-dependent activity, educational institution, motivation of learning, the competence formation, skills.

 

References

1.  Krivtsova N. L. Organization of students’ self-dependent activity in the U.S. universities. // NPI "Ceteris Paribus", M. - 2016. - No. 5. - P. 63-64.

2.  Lapteva E. Y.  Experience of didactic conditions use of self-dependent work organization of UK students in Russian higher education institutions. Cand. of Pedagogical Sciences’ dissertation, Kazan, 2001. – 205 p.

3.  Stafeeva N. A. Students’ self-dependent work organization in higher educational institutions of the Russian Federation and the UK. // Higher education today. - 2016. - №5. - P. 37-39.

4.  Mazharova A. G., Vavilova T. E. Cadets self-dependent organization in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia  // Modern problems of humanities and social sciences. - 2016. - № 5 (13). - P. 71-81.