ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Шамрина И.В.

доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», к.э.н.

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Липецк, Россия, ivshamrina@yandex.ru

 

Аннотация: в статье представлен анализ показателей реализации продукции производственного комплекса на основе аналитического обобщения финансовых результатов в целях максимизации прибыли и выявления резервов роста прибыли предприятия.

 

Ключевые слова: прибыль, реализация, анализ реализации, резервы роста прибыли

 

В рыночных условиях организация производства должна осуществляться на условиях полного самофинансирования. В этой связи существенно возрастает важность прибыли как источника для удовлетворения потребности в финансовых средствах предприятия. Таким образом актуальность анализа реализации продукции, как основного источника прибыли любой организации не вызывает сомнений.

Анализ реализация продукции - это многофункциональная система комплексных показателей, которая характеризует финансово-хозяйственную деятельность организации. Основными задачами анализа реализации готовой продукции, работ и услуг являются:

- мониторинг исполнения плана, динамики производства и реализации продукции, работ и услуг;

- оценка влияния факторов на изменение анализируемых показателей;

- исследование состава, структуры и ассортимента выпускаемой готовой продукции, выполненных работ и оказываемых услуг;

- исследование качества и конкурентоспособности продукции;

- анализ комплектности и ритмичности промышленного производства;

- вскрытие внутрихозяйственных резервов роста прибыли за счет увеличения выпуска и реализации продукции, работ и услуг;

- разработка эффективных мероприятий по исследованию выявленных резервов [6, с. 316].

Учетно-аналитическую роль в анализе реализации продукции, работ и услуг играет информационная база, которая представлена внешними и внутренними источниками информации: статистические показатели; отчет о финансовых результатах и прочие формы отчетности; данные оперативного бухгалтерского учета; планы-графики производства; бизнес-планы; планы производственно-экономического и социального развития организации; различные виды сопроводительной документации [9, с. 118].

В первую очередь необходимо осуществить оценку выполняемости целевых показателей финансовых результатов (сальдированный финансовый результат, рентабельность продаж, удельный вес убыточных организаций), поскольку так можно определить качество планирования на предприятии. Выбор базовых целевых показателей объясняется тем, что прибыль и рентабельность являются главными целевыми установками развития промышленного предприятия, даже если на каком-то четко обозначенном этапе роста прибыли и рентабельности не является первой задачей развития промышленного предприятия [10, с. 261].

В точном анализе результатов данного исследования заинтересованы не только внутренние (топ-менеджеры, сотрудники, совет директоров, владельцы, инвесторы и акционеры), но и внешние стейкхолдеры (поставщики, покупатели конкуренты, финансовые структуры, партнеры, клиенты и.т.д.) [3, с. 532]. В рамках данной работы нами был проведен анализ состояния и динамики целевых показателей промышленного предприятия ООО «Гранат» Калачеевского района Воронежской области на основе его бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах), представленный в таблице 1.

Таблица 1. Финансовые результаты работы ООО «Гранат», тыс. руб.

Показатели

Прошлый  2015 год

Отчетный 2016 год

Отклонения (+,-)

план

факт

от плана

от прошлого года

1. Валовая прибыль

5337

10544

12979

2435

7642

2. Прибыль от продаж

5337

10544

12979

2435

7642

3. Прочие:

-

-

-

-

-

а) доходы

-

42

1227

1185

1227

б) расходы

220

520

290

-230

70

4. Прибыль до налогообложения

5117

10066

13916

3850

8799

5. То же с учетом резерва

-

-

40936

-

-

 

Представленные данные показывают, что фактическая прибыль оказалась больше запланированной на 2435 тыс. руб., что свидетельствует о высоком качестве финансового планирования на предприятии, об успешном ведении хозяйственной деятельности.

На втором этапе целесообразно с помощью факторного анализа выявить причины положительного отклонения фактических результатов выручки от плановых показателей, что помимо прочего дает возможность раскрыть и сгруппировать резервы увеличения прибыли [1, с. 21].

Методику факторного анализа необходимо применить к наиболее весомой в структуре выручки продукции предприятия. ООО «Гранат» - зерновым культурам и подсолнечнику, которые составляют 91% в общей сумме проданной продукции (таблица 2)

Таблица 2 - Факторный анализ выручки от реализации ООО «Гранат»

Продукция

Количество реализованной продукции, ц.

Цена реализации, руб./ц.

Выручка, тыс. руб.

Отклонения

Общее 

в т.ч. за счет

план

факт

план

факт

план

факт

при фактическом количестве и плановых ценах

всего

количества

цен

Зерновые

15265

12049

576

559

8794

6729

6941

-2065

-1853

-212

Подсолнечник

19000

18167

1162

1298

22073

23579

21105

1506

-968

2474

 

Их данных в таблице 2 видно, что по зерновым культурам наблюдались потери выручки от реализации продукции на 2065 тыс. руб. Это произошло как за счет уменьшения количества реализованной продукции в сравнении с планом, так и за счет снижения средней цены реализации. По подсолнечнику выручки от реализации продукции было получено больше плановой на 1506 тыс. руб. В основном это связано с повышением средней цены реализации, то есть ценовой фактор и колебания спроса на основных сельскохозяйственных рынках сбыта .

Следующим этапом анализа является определение резервов роста выручки [2, с. 37]. Основным из них является резерв за счет увеличения объема производства (таблица 3).

Таблица 3. Резервы роста выручки ООО «Гранат» за счёт увеличения объема производства

Вид продукции

Резервы увеличения объема производства, выявленные ранее, ц

Фактическая товарность, %

Объем дополнительной продукции, ц

Прогнозируемая цена реализации, руб./ц

Выручка, тыс. руб.

Зерно

1702

80,47

1370

576

789

Подсолнечник

1680

94,94

1595

1162

1853

Итого

3382

175,41

2965

1738

2642

 

При увеличении производства зерна и подсолнечника может быть получено выручки больше на 2642 тыс. руб. В том числе, выручка от зерна при производстве на 1702 ц больше принесет дополнительную прибыль в размере 789 тыс. руб. В свою очередь увеличение производства подсолнечника на 1680 ц увеличит прибыль на 1853 тыс. руб.

На величину отклонения от плана в общей сумме прибыли могут влиять четыре фактора: объем реализованной продукции, ее структура, уровень себестоимости и средние цены реализации [4, с. 242].

На этапе высоких темпов инфляции увеличение прибыли гарантируется за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, перенасыщение рынка сельскохозяйственной продукцией, развитие конкуренции сдерживают возможности сельхозпроизводителей повышать цены реализации и получать прибыль с помощью этого фактора. Увеличение объема реализованной продукции также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокая степень платежеспособного покупательского спроса ставят ограничения на рост объема продаж продукции [8, с. 68 ].

На цены, в свою очередь, оказывают влияние: качество реализуемой продукции и сроки реализации отдельных видов продукции. На практике предпринимательской деятельности сельскохозяйственных организаций применяются различные эффективные способы снижения себестоимости.

Влияние каждого фактора можно определить методом цепных подстановок (таблица 4) [5, с. 62].

Таблица 4. Выполнение плана получения прибыли от реализации продукции ООО «Гранат» в целом по растениеводству

Показатели

План

Количество фактическое, себестоимость и цена реализации плановые

Отчёт

1. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

23499

20146,0

20146

2. Выручка от реализации, тыс. руб.

34043

26257,7

33124

3. Результат от реализации, тыс. руб.

10544

6111,7

12978

4. Результат от реализации на 1 руб. выручки, руб.

0,310

х

0,392

5. Отклонения - всего, тыс. руб.

х

х

2434

в т. ч. за счёт изменения:

х

х

2434

а) себестоимости

х

х

0

б) среднереализационных цен

х

х

6866,3

в) объёма реализованной продукции

х

х

-2411,3

г) структуры реализованной продукции

х

х

-2020,99

 

Резервом роста прибыли следует считать любое отрицательное отклонение, при этом необходимо учитывать, что наиболее простым способом извлечения найденных резервов является изменение структуры реализуемой продукции, так как снижение себестоимости, рост цен, увеличение объема продаж требует значительной проработки, и оценки влияния дополнительных факторов. Таким образом, проведенные расчеты показали, что на предприятии ООО «Гранат» имеются возможности за счет взвешенного изменения структуры продаваемой продукции получить до 2021 тыс. руб. дополнительной прибыли.

Таким образом, представленная методика должна предшествовать разработке комплекса мероприятий по освоению выявленных резервов. Предварительные аналитические расчеты планируемой величины прибыли промышленной организации важны не только для самих сельскохозяйственных предприятий и организаций, производящих и реализующих сельхозпродукцию (услуги), но и для внешних стейкхолдеров (акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, кредитных учреждений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью данного предприятия, фигурирующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимальной величины прибыли в современных рыночных условиях является важнейший фактор успешной бизнес-деятельности промышленных предприятий и организаций.

 

Список использованных источников

1.       Загней М.К. Факторный анализ выручки от продажи продукции: учебное пособие. Курск: Университетская книга, 2015. 127 с.

2.       Мустафина Л.З. Особенности методики анализа прибыли: учебное пособие. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2014. 147 с.

3.       Полозова А.Н., Нуждин Р.В., Шамрина И.В. Стратегические инициативы организационного развития в стейкхолдер-менеджменте // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3 (41-3). С. 531-535.

4.       Сидоренко О.В., Толкачева Д.С. Факторный анализ финансовых результатов от реализации продукции // Теория и практика современной науки. 2016. № 12-2 (18). С. 241-244.

5.       Сурков И.М. Управленческий анализ в сельскохозяйственных организациях: учебное пособие. Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2014. 78 с.

6.       Устинова Е.М., Дармина Т.А. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции // Молодежь и кооперация: инновации и творчество. Материалы международной студенческой научной конференции. В 4 частях. 2016. С. 313- 323.

7.       Шамрина И.В., Полозова А.Н. Анализ свойств развивающейся перерабатывающей организации // Настоящие исследования и развитие – 2014. Материалы 10-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 65-69.

8.       Шамрина И.В. Позиционирование мониторинга в системе управления промышленной организацией // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. 2015. № 2 (14). С. 68-70.

9.       Шамрина И.В. Экономический мониторинг развития организации: концепция, инструментарий: монография / И.В. Шамрина, А.Н. Полозова, Р.В. Нуждин. Липецк: Гравис, 2015. 196 с.

10.  Шамрина И.В., Совик Л.Е. Особенности мониторинга экономической деятельности // Менеджмент и маркетинг: современные глобальные вызовы. Материалы I международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. 2013. С. 259-263.

 

DETERMINATION OF RESERVES OF A PROFIT INCREASE BASED ON ANALYSIS OF SALES OF ENTERPRISES’ PRODUCTS

 

Shamrina I.V.

Associate professor of the department «Accounting, audit, statistics», PhD Econ.

Financial university under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch

Lipetsk, Russia, ivshamrina@yandex.ru

 

Abstract: the article presents the analysis of indicators of sales of production complex of OOO "Granat" on the basis of analytical generalization of the results in order to maximize your profits and revealing of reserves of growth of profit of the enterprise.

 

Key words: profit, sale, analysis of sales, reserves of a profit increase

References

1. Zagnei M.K. Factor analysis of proceeds from the sale of products: a training manual. Kursk: University Book, 2015. 127 p.

2. Mustafina L.Z. Features of the methodology of profit analysis: a tutorial. Novosibirsk: Center for the Development of Scientific Cooperation, 2014. 147 p.

3. Polozova A.N., Nuzhdin R.V., Shamrina I.V. Strategic Initiatives of Organizational Development in Stakeholder Management // Economics and Entrepreneurship. 2013. . 12-3 (41-3). S. 531-535.

4. Sidorenko O.V., Tolkacheva D.S. Factor analysis of financial results from the sale of products // Theory and practice of modern science. 2016. . 12-2 (18). S. 241-244.

5. Surkov I.M. Managerial analysis in agricultural organizations: a manual. Voronezh: Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Voronezh State University, 2014. 78 p.

6. Ustinova E.M, Darmina T.A. Analysis of factors and reserves to increase output and sales of products // Youth and cooperation: innovation and creativity. Materials of the international student scientific conference. In 4 parts. 2016. S. 313-323.

7. Shamrina I.V., Polozova A.N. Analysis of the properties of the developing processing organization // Current research and development - 2014. Materials of the 10th International Scientific and Practical Conference. 2014. S. 65-69.

8. Shamrina I.V. Positioning of monitoring in the management system of an industrial organization // Competitiveness. Innovation. Finance. 2015. № 2 (14). Pp. 68-70.

9. Shamrina I.V. Economic monitoring of the development of the organization: concept, tools: monograph / I.V. Shamrina, A.N. Polozova, R.V. Nuzhdin. Lipetsk: Gravis, 2015. 196 p.

10. Shamrina I.V., Sovik L.E. Features of monitoring of economic activity // Management and marketing: modern global challenges. Materials of the I International Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students. 2013. P. 259-263.