Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


 

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Пучков Г.П.

 

магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

При президенте Российской Федерации, Липецк, РФ

 

Аннотация: ключевую роль в системе органов местного самоуправления играет местная администрация, деятельность которой в значительной мере определяет эффективность функционирования социально-экономической системы муниципального образования. В свою очередь, одним из факторов, влияющих на эффективность работы местной администрации, является ее организационная структура.

В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности и значении органов местного самоуправления. Особое внимание уделено определению особенностей построения организационных структур органов местного самоуправления.

Ключевые слова: организационная структура, структура управления, местное самоуправление, администрация, население.

 

Актуальность проблемы. Конституцией Российской Федерации [1] установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и  органы местного  самоуправления. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ. В качестве наиболее приближенной к населению власти местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории.

Понятие и специфика структуры органов местного самоуправления. Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

Организационная структура - важнейший фактор деятельности органа местного самоуправления, форма, в которой реализуется процесс муниципального управления [3, с. 132-135].

Под организационной структурой ряд авторов понимает состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления [7, с. 124]. При этом, как отмечает Р.В. Бабун звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень (уровень) управления - совокупность звеньев управления, расположенных на определенном иерархическом уровне [5, с. 14].

Структуру органов местного самоуправления составляют (рис. 1) [4, с. 106]:

Рисунок 1 - Структура органов местного самоуправления

 

Основополагающий принцип построения структур управления - принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту.

 

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

 

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

 

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

 

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

 

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан.

 

 
Выражаясь иначе, выбор той или иной структуры органов управления муниципальным образованием прямо зависит от его основных параметров (состав и величина территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структура муниципального хозяйства, экономическая структура муниципального образования в целом и т.д.).

Кроме того, на организационную структуру местной администрации оказывают значительное факторы, такие как личностные качества руководства и его роль в системе управления, используемые управленческие технологии, уровень сопротивления инновациям, организация труда, материально-техническое оснащение администрации и др.

Следует выделить внутренние факторы, воздействующие на структуру администрации: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на организационную структуру управления, с другой – сами определяются ею. Так, кадры управления воздействуют на структуру управления с точки зрения перераспределения функций между подразделениями и отдельными работниками. Но в основном именно структура управления определяет состав должностей и требования к личностным качествам работников.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование организационной структуры, является норма управляемости (диапазон управления).

Нормой управляемости называется максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель при определенных организационно-технических условиях.

От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в отдельном подразделении, так и количество подразделений администрации. В свою очередь, норма управляемости зависит от ряда факторов.

Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех пли иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами.

Организационная структура должна способствовать достижению целей управления муниципальным образованием. Это обеспечивается с помощью установления прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ним задач.

При этом согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наличие представительного  органа, главы и администрации муниципального образования является обязательным. Их наименования устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы  деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования [2].

Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления:

-        главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;

-        представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;

-        представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам.

В муниципальных районах вполне допустим такой вариант структуры, при котором представительные органы формируются из делегатов, а также глав представительных органов различных поселений.

Что касается сельских поселений, то в данном случае главы образований могут, вне зависимости от способов их избрания, возглавлять как представительные органы, так и местные администрации. Если речь ведется о сельских поселениях, в которых проживает менее ста человек, то в них главы образований являются главами местных администраций и избираются всем населением. При этом функции представительных органов реализуются общими сходами граждан [6, с. 122].

Важнейшим условием эффективности деятельности органа муниципального управления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных  интересов.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура должна соответствовать стратегическим планам органов местной власти для достижения намеченных целей, обеспечивать эффективное взаимодействие с населением в вопросах местного значения.

Подводя итог, можно сказать, что в целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.

 

Литература:

1.                Конституция Российской Федерации (публ. с учетом поправок, внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6. – ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. п. 7 – ФКЗ) // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.

2.                Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  // Рос. газ. – 2003. – 08 окт.

3.                Авакьян С.А. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2011. – 451 с.

4.                Акимова Т.А. Теория организации.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 541 с.

5.                Бабун Р. В. Организационные структуры администраций городов: проблемы оптимизации // Городское управление. - 2014. - № 5. - С.13-22

6.                Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. - 2015. - №6. – С. 121-125

7.                Мухова Е.В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. - Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2014. – 304 с.

 

Сведения об авторе:

Пучков Геннадий Петровичначальник отдела по общим вопросам деятельности учреждения ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России, e-mail: 89050445979@mail.ru

Приложение№1  (перевод на английский язык основополагающих статейных элементов).

FOUNDATIONS OF ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF LOCAL GOVERNMENTS

Puchkov G. P.

Summary: a key role in the system of local governments plays the local administration, which largely determines the efficient functioning of the socioeconomic system of the municipality. In turn, one of the factors that affect the efficiency of the local administration, is its organizational structure.

In the article various approaches to definition of essence and meaning of local governments. Special attention is paid to the definition of the features of construction of organizational structures of local governments.

Key words: organizational structure, management structure, local government administration, the population.

 

References:

1.    The Constitution of the Russian Federation (publ. taking into account the amendments made. the laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30 December. 2008. № 6. – FCL from December 30. 2008 p. 7 – FKZ) // ROS. gas. – 2009. – 21 Jan.

2.    Federal law of 06.10.2003 N 131-FZ (as amended on 05.12.2017) "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" // Rus. gas. – 2003. – 08 Oct.

3.    Avakyan S. A. Municipal the right of Russia. M.: Prospekt, 2011. – 451 p.

4.    Akimova T. A. organization Theory.. - M.: YUNITI-DANA, 2013. – 541 p.

5.    The last surviving species of R. V. Organizational structure of administrations of cities: problems of optimization // City administration. - 2014. - No. 5. - S. 13-22

6.    Miroshnichenko E. V. Organizational forms of implementation of local self-government: a new stage of development // the Legislation. - 2015. - No. 6. – S. 121-125

7.    Muchova E. V. the System of state and municipal management: textbook. - Stary Oskol: TNT, 2014. – 304 p.

8.