ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЁГКИХ КАК ГЛАВНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЫХАНИЯ ПЕВЦА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК

                        Толстоухов Александр Сергеевич

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Балабан Ольга Викторовна

научный руководитель,

профессор кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Аннотация: автор обращает внимание на физическую форму певца, как на необходимое условие профессиональной деятельности,  используя в качестве примера объем лёгких как параметр, который может быть улучшен путём физических тренировок.

Ключевые слова:  вокал, дыхание, спорт, развитие голоса, объем лёгких, тренировка.

В учебном процессе, предусматривающем подготовку исполнителей-вокалистов, практические занятия  занимают большую часть времени, подчеркивая и выделяя приоритетную роль практики. Что отнюдь не отменяет значимость теоретических знаний о психофизиологии человеческого организма в целом и вокального аппарата в частности.

 Занимаясь с учащимися вокально-исполнительской подготовкой, независимо от стилевой направленности (академическое, народное, эстрадное пение), в работе педагога выделяются два вида: работа над вокальной техникой (ровность звучания диапазона, штрихи, артикуляция) и работа над исполнительской манерой (динамика, агогика, фразировка, драматургия произведения).

Необходимо признать, что важным компонентом в профессиональном становлении певца является его физическое развитие.

Вокал - сложный физический процесс, в котором задействованы разные группы мышц и разные системы органов. Исходя из этого очевидно, что общее физическое состояние организма и отдельных его систем напрямую влияет на качество вокала. Не все педагоги уделяют этому особого внимания, используя в работе с учеником лишь те методики и упражнения, которые непосредственно связаны с вокальной техникой. В таких условиях  ученики, занимающиеся спортом только в рамках учебной программы, вынуждены в своих занятиях рассчитывать на свои природные данные. При этом стоит учитывать, что  изначальные физические различия между учениками зачастую играют определяющую роль. Здесь мы не будем учитывать те различия, которые не поддаются тренировке путём физических упражнений, такие как строение костей черепа, гортани, и прочие. Хотя они являются важнейшими факторами, влияющими на качество звука.

Исходя из способа формирования звука человеческого голоса основанного на действии потока воздуха проходящего через голосовые складки, основополагающей системой организма, которая используется в процессе пения, является дыхательная. Она имеет множество функций, главной из которых является газообмен - обмен газов между организмом и окружающей средой.

Важным параметром дыхательной системы, который может быть измерен посредством спирометрии, является жизненная емкость лёгких (eng. vital capacity) – объем воздуха, выходящий из лёгких при максимально глубоком выдохе после максимально глубокого вдоха. Значение Ж.Е.Л. является индивидуальным и сильно варьируется, она зависит от пола, возраста, роста и прочих индивидуальных особенностей. По данным большой медицинской энциклопедии Ж.Е.Л.  в среднем равняется:

·     Мужчины - 3.5 – 4 литра

·     Женщины  - 2.5 – 3 литра

          При этом при спокойном вдохе человек в среднем вдыхает 500мл воздуха. При физической нагрузке и при такой деятельности, как пение этот объем значительно увеличивается. Жизненная емкость лёгких у конкретного человека в определенном возрасте является постоянной, её изменения постепенны.

            Для профессионального певца и для обучающегося вокалу жизненная емкость лёгких является важным параметром ввиду того, что максимальный объем воздуха, который певец может вдохнуть при этом, не зажимая дыхательную мускулатуру и контролируя дыхание, зависит как от навыка исполнителя, так и от  Ж.Е.Л. непосредственно.

            В исследовании “Respiration in operatic singing: Intention to communicate» 2004 года приводятся данные по объемам воздуха, используемым певцами.

Следующие данные приведены для исполнителей мужчин.

      Народное пение ( данные по шести исполнителям)

Начальный объем ( % от Ж.Е.Л.)

Конечный объем ( % от Ж. Е. Л.)

34- 80

9 - 46

Таблица 1

Академическое пение (данные по десяти профессиональным певцам)

Начальный объем ( % от Ж.Е.Л.)

Конечный объем ( % от Ж. Е. Л.)

66-75

25-38

Таблица 2

 В данных таблицах:

·       Начальный объем  -  объем воздуха взятый певцом перед фразой в процентах от Ж. Е. Л.

·       Конечный объем – объем воздуха оставшийся в лёгких после спетой фразы в процентах от Ж. Е. Л.

Приведенные выше данные говорят о том, что профессиональные певцы- академисты имеют достаточно ровные параметры вдоха и выдоха в сравнении с непрофессиональными народными певцами.  Также очевидно, что большая Ж.Е.Л. при использовании одинакового начального объема в процентах, позволяет использовать больший объем воздуха.  Из этого можно сделать вывод, что для профессионального певца обладание большей жизненной емкостью лёгких является несомненным преимуществом.

В исследовании Хироши Окамура «Lungs of Singers.» 1973  года приводятся данные по объему лёгких профессиональных певцов. Средний возраст певцов составил 37 лет, средняя продолжительность занятий вокалом 18,6 лет. Среднее значение Ж.Е.Л. среди шести обследованных певцов составило 6,36 литра, при этом минимальный объем составил 5,76 литра, а максимальный 7,36 литра. Эти данные значительно превышают средние данные, приведенные в большой медицинской энциклопедии. Говорит ли большой объем лёгких певцов о его увеличении  вследствие многолетней вокальной практики или же о  том, что люди с большим объемом лёгких чаще становятся профессиональными певцами доподлинно неясно, однако позволим  предположить, что оба этих фактора оказывают своё влияние.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, увеличение жизненной емкости лёгких является той задачей, которую певец осознанно или нет, вынужден выполнять на пути становления своего профессионализма.

В развитии дыхательной системы наиболее эффективными являются аэробные упражнения, такие как бег,  плавание и прочее.

Приведём статистику, опубликованную в статье «Superior lung capacity in swimmers: Some questions, more answers!» 2015 года. В данном исследовании были обследованы 38 профессиональных пловцов, 271 футболист и контрольная группа. Среднее время тренировки пловцов – 12,8 лет, футболистов – 11,9 лет.

 

Группа

Пловцы

Футболисты

Контроль

Возраст (лет)

20.9

20.2

21.2

Рост (см)

181.1

181.5

178

Масса тела (кг)

77.4

75.1

73.3

Ж.Е.Л. (литров)

6.2

5.4

5.1

Таблица 2

             Из этой таблицы видно, что физическая тренировка, несомненно, оказывает положительное влияние на Ж.Е.Л.  

Значение этого параметра у пловцов в данном исследовании очень близко к значению этого параметра у певцов в исследовании Хироши Окамура «Lungs of Singers.»

При этом стоит обратить внимание на то, что средний возраст певцов на 17 лет больше возраста пловцов.

            В исследовании «Effects of swim training on lung volumes and inspiratory muscle conditioning.» J Appl Physiol (1985)  Были обследованы молодые пловчихи  (18-20 лет) до и после двенадцатинедельной тренировки. За это время жизненная емкость легких увеличилась в среднем на 0,25 литра.  Это говорит о несомненном положительном влиянии плавания на Ж.Е.Л.

Рассмотрев вышеприведённые данные исследований, можно сделать выводы о несомненном значение состояния дыхательной системы, в том числе жизненной емкости лёгких для профессиональной деятельности певца. Профессиональные певцы обладают объемом лёгких, соотносимым с объемом лёгких профессиональных спортсменов.

Жизненная емкость лёгких поддаётся тренировке и может быть увеличена, путём физических упражнений, одним из эффективных упражнений которых является плавание.

Универсальность физиологии дыхания делает вокально-хоровые занятия  для всех направлений исполнительства академического, народного, эстрадного здоровье сберегающим и необходимым для полноценного развития детей и юношества.

 

Список литературы:

1.     Балабан О.В. Вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых жанров. Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 15 (32). С. 7-9. 

2.     Балабан О.В. Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки / О.В. Балабан, Е.П. Суходолова, Е.О. Моисеев  // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 6. – С. 67-71.

3.     Большая медицинская энциклопедия под редакцией Б.В. Петровского.  Издательство «советская энциклопедия» 1974.

4.     Susannah Foulds-Elliott. Respiration in operatic singing: Intention to communicate. School of Communication Science and Disorders Faculty of Health Sciences University of Sydney, 2004

5.     Okamura, Hiroshi. Lungs of Singers. Kyoto University, 1973

6.     B. Lazovic-Popovic, M. Zlatkovic-Svenda, T. Durmic, M. Djelic, S. Djordjevic Saranovic, V. Zugic. Superior lung capacity in swimmers: Some questions, more answers!. Portuguese journal of pulmonology, 2016

7.     Clanton T.L., Dixton G.F., Drake J, Gadek G.E. Effects of swim training on lung volumes and inspiratory muscle conditioning. Journal of applied psychology, 1985

 

 

 

 

Сведения об авторах:

Толстоухов Александр Сергеевич- магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: delvan@list.ru

Балабан Ольга Викторовна -  профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: balaban_olga@mail.ru