ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Вохмянина М.М.

БУЗ Воронежской области «Воронежский областной клинический наркологический диспансер » Россия, г. Воронеж

Хабарова Т.Ю.

к.псих.н, доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО

ФГБОУ ВО ВГМУ им. НН. Бурденко Минздрава Р.Ф.

         

Аннотация. Статья посвящена понятию посттравматического расстройства (ПТРС), особенностях протекания ПТСР у взрослых и детей, основные  направления психотерапии.

Ключевые слова: Посттравматическое стрессовое расстройство, триггер, психологическая реабилитация.

          Актуальность проблемы. Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию различных событий жизни как позитивных, так и негативных. Не и исключены и такие, как травматические события или ситуации, после которых психологические ресурсы исчерпываются и ему необходима помощь.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – нарушение нормальной работы психики в результате единичной или повторяющейся психотравмирующей ситуации. В числе обстоятельств, провоцирующих развитие ПТСР – участие в военных действиях, сексуальное насилие, тяжелые физические травмы, пребывание в опасных для жизни ситуациях, обусловленных природными или техногенными катастрофами и т. п. ПТСР характеризуется повышенной тревожностью и навязчивыми воспоминаниями о травмирующем событии при настойчивом избегании мыслей, чувств, разговоров и ситуаций, так или иначе связанных с травмой [1].

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей

 

Как уже говорилось, риск развития ПТСР у детей гораздо выше, чем у взрослых – детская психика гораздо восприимчивее и чувствительнее к травматическим ситуациям, которые откладывают свой отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

Аналогично взрослым, дети стараются избегать триггеров, при встрече с которым у них наблюдаются эмоциональные переживания, проявляющиеся криками, плачем, неадекватным поведением, особенно в ночное время суток. Характерным признаком детского ПТСР является стремление пережить травмирующую ситуацию повторно, что находит отражение в играх, рисунках и поведении. Такие дети часто занимают лидерскую агрессивную позицию со сверстниками.

Ребенок становится замкнутым, раздражительным, развивается серьезная привязанность к «маминой юбке». Возможно развитие регрессии в умственном развитии маленького пациента – ребенок будто отказывается назад: исчезают навыки самообслуживания, обедняется лексикон.

В случае хронического ПТСР, у детей с годами развивается отставание умственного и физического развития, непоправимое формирование черт характера, определяющих асоциальное поведение, развитие разных зависимостей.

При возникновении следующих симптомов посттравматического стрессового расстройства у детей необходима срочная помощь специалиста – родители не всегда могут быть в курсе, что их ребенок подвергается травмирующему событию:

·                   частые ночные кошмары, энурез,

·                   нарушения аппетита,

·                   однотипные игры или рисунки странного, постоянно повторяющегося содержания,

·                   слишком яркая и долговременная реакция на бытовые раздражители,

·                   исчезновение ранее полученных жизненных навыков, возращение к поведению, характерному более младшему возрасту,

·                   неожиданное появление боязни расставания с матерью,

·                   категорический отказ от детского сада, школы,

·                   резкое снижение успеваемости, жалобы педагогов на агрессивное поведение ребенка,

·                   потеря интереса к занятиям, которые ранее доставляли удовлетворение,

·                   вялость, сонливость в дневное время, старание избежать контакта со сверстниками и незнакомыми людьми,

·                   участившиеся бытовые несчастные случаи с ребенком.

Психотерапевтическая работа с пациентами с ПТСР по современным представлениям должна быть направлена:

· создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

· аффективную переработку и переоценку травматического опыт;

· восстановление ощущения целостности собственной личности;

· восстановление способности дальнейшего существования в мире.

 

Когнитивно-поведенческая терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР

При психотерапевтической работе с детьми и подростками во всем мире золотым стандартом, является когнитивно –поведенческая психотерапия ориентированная на работу с психологической травмой.

Цель когнитивно-поведенческой психотерапии:

· Снижение отрицательных эмоциональных и поведенческих реакций, которые могут носить реактивный характер в следствии перенесенных психологических травм.

· Обеспечит поддержку, и обучить навыкам эффективного совладения с эмоциональным дистрессом, депрессивными эпизодами у родителей.

· Обучить родителей навыкам оптимального реагирования на проблемы детей и поддержки своих детей. [3]

Песочная терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР

 Преимущество песочной терапии, состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.[2]

          Вывод В ситуациях, когда стресс не переживается естественно, формируется отставленная по времени реакция на фрустрирующую ситуацию, т.е посттравматическое расстройство, или травма. Травматический опыт формируется человека, если в стрессовой ситуации он оказался беспомощным, не сумел справиться с ситуацией, не получил поддержку и помощь извне.

 

Литература:

1.Ениколопов С.Н Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах// Российский психиатрический журнал.1998,№3 с.50-56

 2.Зинкевич- Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство « Речь, 2005.- 340:ил.

3. Куташов В.А., Хабарова Т.Ю., Ульянова О.В.  Организация процедуры исследования медико-социально-психологических и неврологических характеристик больных с аффективными расстройствами // «Системный анализ и управление в биомедицинских системах». 2015. Том 14, №3. С. 588-592.

4. Мелехин А.И Игровая когнитивно-поведенческая терапия// Современное содержание дошкольного образования: вариантность, инициатива, устойчивое развитие. Иркутск МЦПТИ «  Микс», 2016. С 68-71.

 


Psychological rehabilitation of persons with post-traumatic stress disorders

 

M.M. Vokhmyanina "Voronezh Regional Clinical Narcological Dispensary" Voronezh Region, Voronezh, Russia

T.Yu. Khabarova к.псих.н, the senior lecturer of chair of psychiatry and neurology IDPО FGBOU in VSMU them. NN. Burdenko RF Ministry of Health.

Abstract
The article is devoted to the concept of posttraumatic disorder (PTS), peculiarities of PTSD in adults and children, the main directions of psychotherapy.

Key words: Post-traumatic stress disorder, trigger, psychological rehabilitation.

References:

1.Enikolopov SN Psychotherapy for psychotraumatic stress disorders / / Russian Psychiatric Magazine.1998, №3 p.50-56

 2.Zinkevich-Evstigneeva TD, Grabenko TM Miracles on the sand. Workshop on sand therapy. - SPb .: Publishing House "Rech, 2005.- 340: ill.

3. Kutashov VA, Khabarova T.Yu., Ulyanova O.V. Organization of the procedure for the study of medico-socio-psychological and neurological characteristics of patients with affective disorders // "System analysis and management in biomedical systems." 2015. Volume 14, №3. Pp. 588-592.

4. Melekhin AI Game cognitive-behavioral therapy // Contemporary content of preschool education: variant, initiative, sustainable development. Irkutsk ICTSTI "Mix", 2016. From 68-71.