ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ

Федорова Анастасия Сергеевна

Студент

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» Уральский институт управления

 

Аннотация. Статья посвящена освещению вопроса о транснациональной коррупции, способах и схемах вывода «грязных» денег за границу.

Ключевые слова: коррупция, транснациональная коррупция, схемы «отмывания» денег, вывод капитала.

К началу XXI столетия Россия прочно обосновалась среди стран, наиболее неблагополучных с точки зрения коррумпированности государственного аппарата. К сожалению, это накладывает определенный отпечаток и на взаимоотношения России с другими странами, прежде всего, с высокоразвитыми. За последнее время интерес к ней с позиций инвестирования экономики, а также оказания помощи в решении социальных проблем, заметно снизился. Доминирующим настроением в отношении к России со стороны представителей официальных кругов ведущих стран мира и крупнейших корпораций является усталость и раздражение. Не без оснований считается, что в последнее десятилетие в России лишь говорили о реформах, а на самом деле просто проедали полученные на Западе кредиты. Но более всего раздражает размах коррупции, с которой, по мнению ряда международных экспертов, власти России даже не пытаются бороться.

Несмотря на некоторый спад интереса к России, все же следует отметить, что ее проблемы продолжают волновать цивилизованный мир. Более того, создается впечатление, что за рубежом заинтересованы в решении проблемы коррупции в России больше, чем в ней самой. Объясняется это тем, что Россия в силу своего геополитического положения все еще остается одной из системообразующих стран в мировом сообществе. Естественно, что любые глобальные процессы, происходящие в ней, могут существенно повлиять на складывающуюся ситуацию в мире, так или иначе отразиться на положении многих связанных с нею государств. Коррупция, по мнению западных экспертов, является как раз таким глобальным процессом, что не может не вызывать обоснованного их беспокойства как по поводу ее дальнейшего распространения в мире, особенно таких странах, как Россия, Китай, Индия и ряде других. В этой связи понятна заинтересованность правительств, международных финансовых организаций и крупных корпораций в том, чтобы экономическая и социальная ситуация в России была бы более предсказуемой и стабильной, а выделяемые зарубежные кредиты, инвестиции и прочие материальные вложения в российскую экономику доходили до адресата,ܖ аܖ неܖ оседалиܖ вܖ карманахܖ коррумпированныхܖ чиновниковܖ илиܖ «общаках»ܖ криминальныхܖ структур.

Приܖ этомܖ коррупцияܖ являетсяܖ общемировойܖ проблемой.ܖ Вместеܖ сܖ тем,ܖ расширившиесяܖ политическиеܖ иܖ экономическиеܖ связиܖ сܖ другимиܖ государствамиܖ способствуютܖ превращениюܖ коррупцииܖ неܖ толькоܖ воܖ внутреннюю,ܖ российскую,ܖ ноܖ иܖ вܖ международнуюܖ проблему.ܖ Нельзяܖ неܖ видетьܖ того,ܖ что,ܖ будучиܖ иܖ безܖ тогоܖ весьмаܖ коррумпированнымܖ государством,ܖ Россия,ܖ всеܖ болееܖ открываясьܖ мировомуܖ сообществуܖ соответственноܖ оказываетсяܖ подܖ влияниемܖ интернациональнойܖ коррупции.ܖ Темܖ более,ܖ чтоܖ условияܖ дляܖ нееܖ вܖ последнееܖ времяܖ складываютсяܖ вполнеܖ благоприятными.ܖ Этоܖ проявляется,ܖ например,ܖ вܖ том,ܖ чтоܖ бюрократияܖ вܖ международныхܖ организацияхܖ находитсяܖ подܖ менееܖ пристальнымܖ контролемܖ поܖ сравнениюܖ сܖ национальными,ܖ контролируемымиܖ вܖ каждойܖ странеܖ соответствующимиܖ официальнымиܖ государственнымиܖ иܖ общественнымиܖ организациями.ܖ Кܖ томуܖ жеܖ спецификаܖ работыܖ международныхܖ организацийܖ проявляетсяܖ вܖ том,ܖ чтоܖ ониܖ находятсяܖ вܖ зонеܖ значительноܖ меньшегоܖ рискаܖ дляܖ участниковܖ коррупционныхܖ сделок.ܖ ܖ Естественно,ܖ чтоܖ этойܖ ситуациейܖ неܖ могутܖ неܖ воспользоватьсяܖܖ ужеܖ пользуются)ܖ определенныеܖ кругиܖ изܖ властных,ܖ предпринимательскихܖ иܖ криминальныхܖ структурܖ Россииܖ дляܖ решенияܖ своихܖ узкоэгоистическихܖ задачܖ вܖ ущербܖ национальнымܖ интересам.ܖ Одновременноܖ иܖ представителиܖ политическогоܖ иܖ экономическогоܖ истеблишментаܖ западныхܖ стран,ܖ какܖ мыܖ ужеܖ отмечалиܖ ранее,ܖ получилиܖ широкиеܖ возможностиܖ черезܖ коррумпированныеܖ отношенияܖ сܖ властямиܖ предержащимиܖ вܖ Россииܖ решатьܖ своиܖ стратегическиеܖ задачиܖ поܖ отношениюܖ кܖ Россииܖ сܖ тем,ܖ чтобыܖ вывестиܖ ееܖ изܖ числаܖ дажеܖ неܖ реальных,ܖ аܖ потенциальныхܖ конкурентовܖ наܖ мировомܖ рынке.ܖ Это,ܖ вܖ частности,ܖ ужеܖ наблюдаетсяܖ относительноܖ высокотехнологичныхܖ предприятийܖ оборонногоܖ иܖ космическогоܖ комплексовܖ иܖ рядаܖ другихܖ отраслей,ܖ вܖ которыеܖ проникܖ иностранныйܖ капитал.ܖ Воܖ всякомܖ случае,ܖ опытܖ последнегоܖ десятилетияܖ показывает,ܖ чтоܖ западныеܖ инвесторыܖ большеܖ всегоܖ заинтересованыܖ дажеܖ неܖ вܖ развитии,ܖ аܖ вܖ поддержанииܖ наܖ болееܖ илиܖ менееܖ приемлемомܖ уровнеܖ исключительноܖ добывающихܖ иܖ ресурсныхܖ отраслейܖ российскойܖ экономики,ܖ аܖ отнюдьܖ неܖ наукоемкихܖ иܖ высокоинтеллектуальных.ܖ Непосредственноܖ вܖ этомܖ жеܖ ключеܖ следуетܖ рассматриватьܖ иܖ развитиеܖ комплексовܖ поܖ утилизацииܖ наܖ территорииܖ Россииܖ отходовܖ вредныхܖ промышленныхܖ производствܖ западныхܖ стран.ܖ Инымиܖ словами,ܖ Россииܖ вܖ перспективеܖ уготованаܖ судьбаܖ мировойܖ свалки,ܖ что,ܖ какܖ намܖ представляется,ܖ вполнеܖ отвечаетܖ стратегическимܖ интересамܖ ведущихܖ западныхܖ держав.

Опытܖ последнихܖ летܖ показывает,ܖ чтоܖ международноеܖ экономическоеܖ сотрудничествоܖ расширяетܖ сферуܖ использованияܖ коррупционныхܖ отношений.ܖ Чащеܖ всегоܖ ониܖ возникаютܖ приܖ созданииܖ предприятийܖ сܖ участиемܖ иностранногоܖ капитала,ܖ реализацииܖ инвестиционныхܖ проектовܖ иܖ приватизацииܖ государственнойܖ собственности,ܖ аܖ такжеܖ приܖ решенииܖ проблемܖ разделаܖ продукцииܖ вܖ другихܖ формах.ܖ Коррупцияܖ вܖ значительнойܖ степениܖ обеспечиваетܖ работоспособностьܖ механизмовܖ поܖ перекачкеܖ финансовыхܖ средствܖ заܖ рубеж,ܖ чтоܖ дляܖ России,ܖ например,ܖ являетсяܖ весьмаܖ актуальным.ܖ Отܖ интернациональнойܖ коррупцииܖ вܖ принципеܖ неܖ защищенаܖ ниܖ однаܖ страна.ܖ Однакоܖ вܖ любойܖ изܖ нихܖ системаܖ противодействияܖ коррупцииܖ можетܖ иметьܖ равнуюܖ степеньܖ эффективности.ܖ Вܖ Россииܖ сегодняܖ подобнаяܖ системаܖ вообщеܖ отсутствует.ܖ Следствиемܖ подобногоܖ положенияܖ сталаܖ страннаяܖ ситуация:ܖ сܖ однойܖ стороны,ܖ многиеܖ иностранныеܖ предпринимателиܖ оправданноܖ сетуютܖ наܖ коррупциюܖ чиновников,ܖ препятствующуюܖ нормальномуܖ экономическомуܖ сотрудничеству,ܖ сܖ другойܖܖ этиܖ жеܖ представителиܖ иностранныхܖ компанийܖ неܖ брезгуютܖ взяткамиܖ дляܖ полученияܖ преимуществܖ вܖ конкуренции.ܖ Характерно,ܖ чтоܖ средиܖ бизнесменов,ܖ имеющихܖ делоܖ сܖ Россиейܖ иܖ другимиܖ странамиܖ СНГ,ܖ болееܖ двухܖ третейܖ убежденыܖ вܖ том,ܖ чтоܖ коррупцияܖ входитܖ вܖ числоܖ главныхܖ препятствийܖ дляܖ развитияܖ нормальногоܖ предпринимательстваܖ вܖ России.

Еслиܖ учесть,ܖ чтоܖ налоговоеܖ законодательствоܖ многихܖ стран,ܖ заܖ исключением,ܖ пожалуй,ܖ США,ܖ поощряетܖ бизнесменовܖ наܖ использованиеܖ взятокܖ наܖ территорииܖ другихܖ стран,ܖ можноܖ утверждать,ܖ чтоܖ иностранныйܖ бизнесܖ вноситܖ свойܖ весомыйܖ вкладܖ вܖ ростܖ коррупцииܖ вܖ России.ܖ

Особуюܖ проблемуܖ дляܖ Россииܖ представляетܖ уводܖ незаконныхܖ доходовܖ заܖ границу.ܖ Этотܖ процессܖ принялܖ угрожающийܖ характер.ܖ Известныйܖ экономистܖ Джеймсܖ Генриܖ подсчитал,ܖ чтоܖ изܖ Россииܖ заܖ последниеܖ 20ܖ летܖ выведеноܖ 800ܖ млрд.ܖ долларов.ܖ Вместеܖ сܖ тем,ܖ учитываяܖ огромныйܖ объемܖ теневойܖ экономикиܖ вܖ России,ܖ можноܖ предположить,ܖ чтоܖ этиܖ суммыܖ далекоܖ неܖ окончательныеܖ иܖ реальноܖ ониܖ могутܖ существенноܖ превышатьܖ расчетные.ܖ Вܖ частности,ܖ практическиܖ неܖ поддаютсяܖ учетуܖ суммыܖ средств,ܖ вывозимыхܖ изܖ Россииܖ наличнымиܖ деньгами,ܖ аܖ именноܖ такܖ преимущественноܖ осуществляютܖ своиܖ операцииܖ поܖ перекачкеܖ денегܖ азербайджанские,ܖ грузинские,ܖ армянские,ܖ таджикские,ܖ вьетнамские,ܖ китайскиеܖ иܖ некоторыеܖ другиеܖ диаспоры,ܖ осуществляющиеܖ широкомасштабныйܖ бизнесܖ вܖ сфереܖ оптовойܖ иܖ розничнойܖ торговлиܖ наܖ Российскойܖ территории.

Вܖ Россииܖ уводܖ капиталовܖ изܖ страныܖ давноܖ сталܖ неܖ толькоܖ проблемойܖ экономической,ܖ ноܖ иܖ вܖ значительнойܖ степениܖ политической.ܖ Появилисьܖ достаточноܖ удобныеܖ иܖ легальноܖ создаваемыеܖ структуры,ܖ позволяющиеܖ беспрепятственноܖ конвертироватьܖ рублевыеܖ средстваܖ иܖ переводитьܖ неܖ толькоܖ миллионы,ܖ ноܖ иܖ миллиардыܖ долларовܖ заܖ рубеж.ܖ Далекоܖ неܖ всегдаܖ этоܖ происходитܖ вܖ рамках,ܖ определяемыхܖ законодательством,ܖ оܖ чемܖ свидетельствуетܖ ростܖ удельногоܖ весаܖ преступленийܖ вܖ сфереܖ экономики,ܖ результатомܖ многихܖ изܖ которыхܖ иܖ являетсяܖ незаконныйܖ вывозܖ капиталаܖ изܖ страны.ܖ Общеизвестно,ܖ чтоܖ основнуюܖ частьܖ этогоܖ потокаܖ составляютܖ незаконноܖ полученныеܖ доходы,ܖ вܖ томܖ числеܖܖ отܖ коррупционныхܖ сделок.ܖ Зарубежныеܖ финансовыеܖ системыܖ вܖ этомܖ процессеܖ представляютܖ собойܖ своегоܖ родаܖ «прачечные»,ܖ черезܖ которыеܖ соответствующиеܖ средстваܖ отмываютсяܖ иܖ легализуются.ܖ Естественно,ܖ чтоܖ далекоܖ неܖ всеܖ государстваܖ мираܖ согласныܖ сܖ такойܖ ролью,ܖ дляܖ большинстваܖ изܖ нихܖ онаܖ простоܖ неприемлема,ܖ следствиемܖ чегоܖ являетсяܖ обоснованноеܖ недовериеܖ иܖ настороженностьܖ кܖ Россииܖ какܖ субъектуܖ мировойܖ системыܖ хозяйствованияܖ вܖ целом.

Наиболееܖ лояльнымиܖ кܖ потокуܖ «грязных»ܖ денегܖ являютсяܖ оффшорныеܖ банковскиеܖ центры,ܖ вܖ которых,ܖ поܖ оценкамܖ специалистов,ܖ размещеноܖ активовܖ наܖ суммуܖ свышеܖ 5ܖ трлн.,ܖ долларовܖ США,ܖ вܖ томܖ числеܖ 1ܖ трлн.,ܖ наܖ банковскихܖ депозитахܖ иܖ 4ܖ трлн.,ܖ вܖ видеܖ акций,ܖ облигаций,ܖ недвижимостиܖ иܖ товаров.

Существеннуюܖ долюܖ вܖ нихܖ составляютܖ доходы,ܖ получаемыеܖ вܖ результатеܖ различныхܖ видовܖ финансовогоܖ мошенничестваܖ иܖ уклоненияܖ отܖ уплатыܖ налогов.ܖ Такимܖ образом,ܖ объемܖ «грязных»ܖ денег,ܖ проникающихܖ вܖ оффшорныеܖ финансовыеܖ центрыܖ иܖ правовыеܖ системы,ܖ являетсяܖ гигантским.ܖ Наܖ этомܖ фонеܖ суммаܖ конфискованныхܖ илиܖ возвращенныхܖ владельцамܖ активовܖܖ вܖ случаеܖ успешнойܖ деятельностиܖ правоохранительныхܖ органовܖܖ являетсяܖ незначительной.ܖ Например,ܖ вܖ сфереܖ международнойܖ торговлиܖ наркотикамиܖ ежегодноܖ отмываетсяܖ какܖ минимумܖ 200ܖ млрд.,ܖ долларов,ܖ аܖ усилиямиܖ правоохранительныхܖ органовܖ удаетсяܖ изъятьܖ отܖ 100ܖ доܖ 500ܖ млн.ܖ долларовܖ США.ܖ По-видимому,ܖ этиܖ жеܖ соотношенияܖ применимыܖ иܖ кܖ возвратуܖ средств,ܖ полученныхܖ вܖ результатеܖ финансовыхܖ махинацийܖ иܖ инойܖ противоправнойܖ деятельности.

Общимܖ знаменателемܖ дляܖ отмыванияܖ денегܖ иܖ различныхܖ финансовыхܖ преступленийܖ являетсяܖ соответствующийܖ механизмܖ дляܖ проведенияܖ операций,ܖ которыйܖ созданܖ вܖ финансовыхܖ убежищах.ܖ Поܖ оценкамܖ экспертовܖ иܖ иныхܖ специалистов,ܖ подܖ этуܖ категориюܖ сегодняܖ подпадаютܖ государства:ܖ Карибскогоܖ бассейнаܖ (Ангилья,ܖ Антигуа,ܖ Аруба,ܖ Багамскиеܖ острова,ܖ Барбадос,ܖ Белиз,ܖ Бермудскиеܖ острова,ܖ Британскиеܖ Виргинскиеܖ острова,ܖ Голландскиеܖ Антильскиеܖ острова,ܖ Каймановыܖ острова,ܖ Коста-Рика,ܖ Островаܖ Терксܖ иܖ Кайкос,ܖ Панама,ܖ Сент-Китܖ иܖ Невис,ܖ Сент-Люсия,ܖ Сент-Винсентܖ иܖ Гренадины);ܖ Европыܖ (Андор,ܖ Гибралтар,ܖ Гренси,ܖ Джерси,ܖ Ирландияܖ (Дублин),ܖ Кэмпионе,ܖ Кипр,ܖ Лихтенштейн,ܖ Люксембург,ܖ Мадейра,ܖ Мальта,ܖ Монако,ܖ островܖ Мэн,ܖ Сарк,ܖ Швейцария);ܖ Азииܖ иܖ районаܖ Тихогоܖ океанаܖ (Вануату,ܖ Гонконг,ܖ особыйܖ административныйܖ район,ܖ Западноеܖ Самоа,ܖ Лабуан,ܖ Макао,ܖ Марианскиеܖ острова,ܖ Науру,ܖ Ниуэ,ܖ островаܖ Кука,ܖ Сингапур);ܖ Ближнегоܖ Востокаܖ (Бахрейн,ܖ Дубай,ܖ Ливан);ܖ Африкиܖ (Либерия,ܖ Маврикий,ܖ Сейшельскиеܖ острова).ܖ Имеющиесяܖ данныеܖ свидетельствуютܖ оܖ весьмаܖ активномܖ проникновенииܖ вܖ этиܖ зоныܖ вывезенныхܖ российскихܖ капиталов.

Кромеܖ того,ܖ значительноеܖ числоܖ странܖ неܖ имеютܖ законов,ܖ обязывающихܖ банкиܖ сотрудничатьܖ сܖ национальнымиܖ правоохранительнымиܖ органамиܖ вܖ расследованииܖ поܖ вопросамܖ отмыванияܖ денегܖ илиܖ вܖ случаяхܖ отказаܖ отܖ разглашенияܖ банковскойܖ тайны.ܖ Средиܖ них:ܖ Афганистан,ܖ Беларусь,ܖ Белиз,ܖ Боливия,ܖ Вануату,ܖ Гаити,ܖ Гайана,ܖ Гватемала,ܖ Куба,ܖ Лаос,ܖ Литва,ܖ Марокко,ܖ Мозамбик,ܖ Науру,ܖ Сальвадор,ܖ Таиландܖ иܖ Южнаяܖ Африка.

Некоторыеܖ страныܖ неܖ обладаютܖ законодательством,ܖ разрешающимܖ илиܖ предписывающимܖ банкамܖ сотрудничатьܖ сܖ правительствамиܖ третьихܖ странܖ вܖ проведенииܖ расследованийܖ путемܖ предоставленияܖ документовܖ иܖ финансовыхܖ данных.ܖ Этоܖ Азербайджан,ܖ Албания,ܖ Армения,ܖ Болгария,ܖ Гибралтар,

Казахстан,ܖ Кот-д-Ивуар,ܖ Кувейт,ܖ Кыргызстан,ܖ Молдова,ܖ Никарагуа,ܖ Пакистан,ܖ Румыния,ܖ Словакия,ܖ Сент-Винсентܖ иܖ Гренадины,ܖ Шри-Ланка,ܖ Узбекистан,ܖ Украина,ܖ Эстония.

Кܖ сожалению,ܖ вܖ значительнойܖ степениܖ приматܖ банковскойܖ тайныܖ неܖ позволяетܖ успешноܖ противодействоватьܖ отмываниюܖ «грязных»ܖ денегܖ иܖ осуществлятьܖ расследованиеܖ поܖ даннымܖ фактамܖ вܖ России.ܖ Одновременноܖ этоܖ затрудняетܖ ееܖ взаимодействиеܖ сܖ другимиܖ государствами,ܖ участвующимиܖ вܖ этихܖ процессах.

Эффективностьܖ оффшорныхܖ финансовыхܖ центровܖ вܖ планеܖ обеспеченияܖ возможностейܖ дляܖ частныхܖ лицܖ иܖ компанийܖ скрыватьܖ своиܖ активыܖ неܖ являетсяܖ результатомܖ использованияܖ какого-либоܖ одногоܖ средства.ܖ Поэтомуܖ даннуюܖ проблемуܖ невозможноܖ решитьܖ толькоܖ заܖ счетܖ измененияܖ законодательстваܖ оܖ банковскойܖ тайне.ܖ Вܖ такихܖ центрахܖ существуетܖ целыйܖ инструментарий,ܖ состоящийܖ изܖ новыхܖ корпоративныхܖ форм,ܖ фондов,ܖ трестов,ܖ компанийܖ наܖ условияхܖ доверительнойܖ собственности,ܖ банковܖ иܖ банковскихܖ счетов.ܖ Такиеܖ инструментыܖ являютсяܖ неотъемлемымиܖ элементамиܖ техܖ правовыхܖ систем,ܖ которыеܖ намеренноܖ воздерживаютсяܖ отܖ сотрудничестваܖ сܖ остальнымܖ международнымܖ сообществомܖ вܖ проведенииܖ уголовныхܖ иܖ налоговыхܖ расследований.ܖ То,ܖ чтоܖ возниклоܖ вܖ качествеܖ коммерческихܖ предприятийܖ дляܖ обслуживанияܖ потребностейܖ привилегированногоܖ меньшинства,ܖ превратилосьܖ вܖ огромныйܖ пробелܖ вܖ международнойܖ правовойܖ иܖ фискальнойܖ системе.ܖ

Вывод. Таким образом, вопросы, возникающие в связи с таким пробелом в существующей системе, неизбежно придется рассмотреть, для того чтобы международное сообщество смогло разработать правовой режим, отвечающий потребностям глобализации торговли и передвижения людей в глобальных масштабах. Мировому сообществу неизбежно придется также рассмотреть вопрос об использовании некоторыми странами своего суверенитета для предоставления гражданам других стран возможностей обходить законы своего государства.

Сведения об авторе:

Федорова Анастасия Сергеевна Студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации «Уральский институт управления», e-mail: 89521484212@yandex.ru

 

Список литературы

1.     Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 2013

2.     Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2015

3.     Кузнецов И.Е. Коррупция в системе государственного управления: социологическое исследования. СПб., 2016

4.     Россия заняла 131 место в Индексе восприятия коррупции TI за 2016 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://rapsinews.ru/international_news/20170125/277647224.html (дата обращения 10.06.17)

5.     Россия и коррупция: кто кого / Под ред. О.К. Шмелева. М., 2014

6.     Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции: Социологический анализ. М., 2012

7.     Тимофеев Л.А. Институциональная коррупция. М., 2016