Проблемы
привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности
А.Р.Храмов
Уральский институт управления – филиал Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург.
Аннотация.
Статья посвящена вопросам, возникающим
в процессе привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Выявлен
ряд пробелов и коллизий в действующем законодательстве, рассмотрены некоторые
проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих,
предложены пути решения указанных проблем.
Ключевые
слова: военнослужащий,
дисциплинарный проступок, ответственность, дисциплинарное наказание.
Актуальность проблемы. В условиях современной деятельности военных
организаций и специфики решаемых задач воинская дисциплина является одним из
важных вопросов, затрагивающих интересы общества в целом и каждой личности в
отдельности. В сфере обеспечения национальной безопасности, безопасности
личности, общества и государства высокая дисциплинированность и организованность
военнослужащих является ее ключевым фактором. Исходя из этого, вопрос о
возможности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности приобретает
все большую актуальность.
Проблемы привлечения военнослужащих к дисциплинарной
ответственности. Военнослужащие внутренних войск несут юридическую
ответственность наряду с другими гражданами. Военнослужащие несут
дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, материальную и уголовную
ответственность [5, 6]. В то же время специфика военной службы, особенности
конституционного статуса военнослужащих обусловливают особенности юридической
ответственности. Одной из таких особенностей выступает то, что за совершение
ряда административных правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную ответственность.
Порядок, основания и
особенности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности
регулируются нормами военного права. При этом необходимо отметить, что по
сравнению с другими видами ответственности, процессуальные аспекты привлечения
к дисциплинарной ответственности наименее отражены в действующем российском
законодательстве. При этом основной проблемой выступает не только недостаточное
количество указанных норм, но и полное отсутствие какой-либо правовой
регламентации по ряду важных вопросов. Результатом этого является то, что
разбирательство по вопросу совершения или не совершения дисциплинарного
проступка зачастую основано на правовой грамотности и внутреннем убеждении лиц,
имеющих право налагать дисциплинарные взыскания. Подобные законодательные
пробелы нередко служат в качестве основания для незаконного привлечения
военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Безусловно, это не может не
сказаться на отношении в военной службе как самих военнослужащих,
так и иных граждан, сформировать у них отрицательное мнение о ней, а также повлечь увеличение числа
граждан, уклоняющихся от несения военной службы.
Также, необходимо
отметить следующие факты: в дисциплинарном уставе Вооруженных сил Российской
Федерации содержится подробное описание того, какие дисциплинарные взыскания,
кем и в отношении кого могут быть применены, однако отсутствует какая-либо
регламентация общих прав и обязанностей сторон дисциплинарного разбирательства
[2]. Кроме того, вышеуказанный Устав предусматривает, что разбирательство в
отношении совершенного дисциплинарного проступка может производиться и в устной
форме, без подкрепления какими-либо письменными доказательствами [2]. Полагаем,
что данное положение дисциплинарного Устава может повлечь нарушение принципа
законности при разрешении вопроса о виновности лица в совершении
дисциплинарного проступка, а также отсутствие полноты и всесторонности
разбирательства. Обязательно в письменных материалах разбирательства должны
быть отражены объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной
ответственности. Как
справедливо уточнил С.Н. Бордин [1],
объяснения следует брать как можно более полные, с указанием времени, места
совершения проступка, очевидцев произошедшего и установочных данных на них,
обстоятельств, при которых совершен проступок, краткой характеристики виновного
лица, мотивов и целей совершения проступка и другой информации, имеющей
отношение к разбирательству.
Следующей проблемой,
возникающей при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, на
наш взгляд, выступает проблема возможности обжалования примененного
дисциплинарного наказания. В п. 83 Дисциплинарного Устава Вооруженных сил РФ
указано, что обжаловать наложенное наказание военнослужащий имеет право только
лишь после его наложения [2]. Данная норма закона ограничивает права
военнослужащих на справедливое рассмотрение и разрешение дела. По нашему
мнению, необходимо внести изменения в действующее законодательство, которыми
предусмотреть возможность подачи жалобы до фактического применения
дисциплинарного наказания, а также предусмотреть такой порядок обжалования, при
котором исполнение дисциплинарного наказания возможно лишь после рассмотрения
жалобы по существу.
В силу положений
Конституции Российской Федерации [3], лицо не может быть дважды осуждено за одно и то же преступление. Однако, как в п. 32 Устава
внутренней службы Вооруженных сил РФ [5], так и в п. 89 Дисциплинарного устава
Вооруженных сил РФ [2] указано, что даже в случае применения к военнослужащему
дисциплинарного взыскания, он не освобождается от уголовной ответственности за
это правонарушение. Таким образом, налицо применение двойной меры
ответственности. Полагаем, что в случае осуществления уголовного преследования
военнослужащего, от дисциплинарного наказания он должен быть освобожден.
В ряде случаев меры
дисциплинарной ответственности применяются взамен административной
ответственности, а иногда и одновременно, хотя объект противоправного посягательства
выступает иным. Представляется, что вопрос о возможности наложения
дисциплинарного взыскания в качестве меры ответственности за административное
правонарушение, за которое военнослужащий уже понес административное наказание,
должен решаться отрицательно. Тот факт, что в совершенном деянии оказываются
совмещенными признаки административного и дисциплинарного правонарушения, не
должен служить основанием для одновременного применения мер и административной,
и дисциплинарной ответственности. О проблемах «кумуляции» различных видов
юридической ответственности указывал в своих работах и Ю.Н. Туганов [4, с.
106-107].
Вывод. Таким образом, учитывая вышесказанное, необходимо
констатировать, что в действующем российском законодательстве существует еще
немало проблем, касающихся привлечения военнослужащих к дисциплинарной
ответственности.
Литература:
1. Бордин С.Н. О некоторых вопросах
проведения разбирательств в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных
Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. - 2014. - N 5. - С. 24 -
28.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской
Федерации, утв. указом Президента РФ от 10 ноября
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря
4.
Туганов
Ю.Н. Дисциплинарная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации (теоретико-правовой аспект): Монография. Чита, 2007. - С. 106 - 107.
5. Устав внутренней
службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 10 ноября
6. Федеральный закон от 27 мая
Сведения об авторе:
Храмов Андрей Романович – студент (магистрант) юридического
факультета Уральского института управления – филиала Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации, город Екатеринбург, e-mail:
cnn-7@mail.ru