Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ратников С.В., Саратовский Д.В., Гайдамакин А.В.

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, г. Рязань

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы методики формирования у сотрудников ОВД психологической устойчивости, в том числе в ситуациях с применением огнестрельного оружия.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, экстремальные ситуации, нервно-психическая выносливость.

 

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности. Ее главными отличительными особенностями являются: продолжительность и неравномерность рабочих нагрузок; частые столкновения с различными проявлениями – работа с оружием, высокая степень ответственности за свои действия; наличие стрессовых ситуаций; повышенная степень риска, что в совокупности может быть объединено понятием экстремальной ситуации и профессионального стресса [1, 2]. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам, но и к уровню их физического и психического здоровья [3, 4, 5, 6, 7, 8]. Здоровый, эмоционально устойчивый полицейский получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, стремится к совершенствованию. После пребывания в напряженной ситуации сотрудник часто испытывает затруднения функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания), ощущает разбитость и подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Психологическое моделирование элементов профессиональной деятельности достигается: внедрением в процесс обучения разнообразных моделей профессиональных действий; разнообразием занятий (обеспечивается путем смены мест и условий занятий, методикой проведения и др.); изменением условий выполнения профессиональных действий; последовательным увеличением напряженности при выполнении вводных заданий; применением форм, позволяющих использовать возможности всех видов подготовки [9].

К наиболее типичным стрессорам профессиональной деятельности относятся: ее строгая регламентация; многообразие и сложность профессиональных задач; наличие широких властных полномочий, высокая степень ответственности; высокий риск причинения вреда другим людям; наличие жестких временных ограничений для достижения требуемого профессионального уровня; большие физические и психологические нагрузки. Служебные экстремальные ситуации характеризуются совокупностью психогенных факторов, которые можно объединить в две группы: экстремальные профессионально-психологические факторы (опасность, риск, внезапность, дефицит времени, неопределенность, новизна, высокие нагрузки) и экстремальные морально-психологические факторы (наблюдаемые человеческие потери, необычное поведение граждан – толпы людей, паника, истерия, агрессивность и т.д.) [10, 11].

Психологическая устойчивость сотрудников ОВД – это интегративное качество личности, обеспечивающее стабильную эффективность деятельности в сложных стрессогенных условиях, адаптивный тип поведения в профессиональных экстремальных ситуациях, позволяющий не только эффективно выполнять служебные задачи, сохраняя при этом психическое здоровье, но и детерминирующий актуализацию и развитие ресурсов личности в соответствии со спецификой требований конкретной ситуации и профессиональной деятельности. Структура профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД представлена совокупностью активационного, мотивационного, эмоционального и волевого компонентов.

Психологическая устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям характеризуется: адекватной оценкой имеющихся активационно-энергетических ресурсов и умением их рационально использовать и мобилизировать в профессиональных экстремальных ситуациях; оптимальным мотивационным комплексом с гармоничным сочетанием внутренних и внешних мотивов и мотивационными доминантами адекватными рассматриваемой профессиональной деятельности; устойчивой и адекватной самооценкой; способностью к когнитивной оценке возможных экстремальных ситуаций и выработке соответствующих стратегий поведения; способностью к эмоционально-волевой саморегуляции в стрессогенных и экстремальных условиях. Формирование профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям в процессе их профессиональной подготовки будет успешным при соблюдении следующих психологических условий:

1) психологическое моделирование в процессе обучения сотрудников ОВД элементов профессиональной деятельности;

2) построение системы профессионально-психологической подготовки на использовании фактора экстремальности как личностно-формирующего компонента;

3) обеспечение последовательного психологического воздействия, обуславливающего необходимые продуктивные изменения в активационных, мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых структурах личности обучающегося и основанного на использовании методов психологического моделирования задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД и специальных методов психологической подготовки.

Профессионально-психологическая устойчивость как устойчивость к объективным психологическим особенностям профессиональной деятельности включает в себя две подструктуры. Первая подструктура – это нервно-психическая выносливость, т.е. способность выдерживать специфические психологические нагрузки профессиональной деятельности на уровне функционального напряжения. Она определяется в значительной степени нейродинамическими особенностями личности, возможность коррекции которых крайне незначительна, что обуславливает необходимость строгого учета психофизиологических особенностей в соответствии со спецификой каждой конкретной профессиональной деятельности. Вторая подструктура – собственно психологическая устойчивость как способность противостоять психологическим трудностям, возникающим в процессе профессиональной деятельности, определяющаяся степенью сформированности структуры личности, обеспечивающей необходимый уровень самодетерминации (способность выбирать и иметь собственный выбор) поведения [12].

Важными субъективными факторами психологической устойчивости являются:

1) качественные характеристики перцептивной, интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер личности;

2) возможности изменения структуры взаимосвязей между ними;

3) соотношение личностных и операциональных (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания и др.) характеристик.

Для формирования у личного состава психологической подготовленности к огневому контакту с преступником, важное значение имеет создание у него отчетливого представления картины служебно-боевых действий во всех деталях и воспитание уверенности в применяемом оружии и средствах защиты, состоящих на вооружении. Все это заставляет уделять больше внимания таким важным составляющим профессиональной деятельности, как специальная боевая подготовка, культура обращения с оружием, готовность сотрудника полиции решать любые задачи по обеспечению общественной безопасности, в том числе и с использованием огнестрельного оружия [13].

Напряженность в процессе подготовки достигается увеличением физических и нервно-психических нагрузок путем создания обстановки с наличием различных трудностей:

- интенсивностью световых и звуковых раздражителей;

- выполнение упражнений в условиях, приближенных к реальной действительности;

- длительной активной деятельностью в средствах бронезащиты;

- постоянным воздействием условного противника;

- быстрой сменой вводных и тактической обстановки.

Развитие у обучающихся профессиональной бдительности, готовности действовать решительно и смело в любой момент достигается:

- воспроизведением условий нежданного возникновения сложных условий, требующих немедленного реагирования;

- введением элементов внезапности, новизны, изменчивости в любые упражнения;

- созданием ситуаций, когда нет времени подготовку, но необходимы немедленные действия;

- введением на фоне длительно спокойных учебных условий внезапных неожиданных для обучаемых резких усложнений;

- требованием действовать скрыто, тихо, не обнаруживать себя;

- длительным поддержанием темпа действий, близкого к возможному реальному;

- требованием к обучающимся действовать в переменном, «рваном», быстро меняющемся темпе.

Находчивость и привычка к новому, неожиданному развивается у сотрудников путем:

- постоянного разнообразия условий выполнения профессиональных действий на занятиях;

- созданием на занятиях обстановки с элементами неясности, новизны, неизвестности, непредвиденности, запутанности, противоречивости;

- сменой условий занятий;

- созданием трудностей, делающих невозможным применение привычных способов решения задач;

- постановкой необычных задач и их комбинированием;

- приучения самостоятельно, без подсказок и предварительной отработки, находить правильные решения в совершенно новых обстоятельствах.

Формирование внутренней (психологической) уверенности в оружии и в надежности индивидуальных средств защиты достигается:

- высоким качеством занятий по изучению оружия, средств защиты;

- систематическими тренировками в нормативных условиях при применении оружия, при длительном пребывании в средствах бронезащиты, а также на фоне общей физической усталости [14, 15, 16, 17].

Учитывая специфику задач, выполняемых сотрудниками ОВД следует особое внимание обратить на развитие у них профессионально-психологической наблюдательности и чувствительности. Под ними понимается повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям внутреннего мира других людей, способность подмечать и правильно оценивать малейшие нюансы человеческого общения и поведения, выявлять степень искренности и характер подлинных намерений противника.

К наиболее эффективным практическим методам регуляции психического состояния, формирования установки на выживание в любых условиях следует отнести преодоление чувства страха и произвольную регуляцию дыхания.

Преодоление чувства страха. В критической ситуации рекомендуется задать самому себе следующие вопросы: «Что происходит со мной в данный момент?»; «Что я сейчас делаю?»; «О чем я думаю?»; «Что я чувствую?»; «Как я дышу?»; «А что же я, собственно, должен делать?». Отвечать на эти вопросы надо так, как будто сотрудник наблюдает за собой со стороны как за другим человеком и может объективно оценить все, что с ним происходит. Кроме того, нельзя забывать следить за дыханием.

Самонаблюдение – основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами и эмоциями. Сотрудник как бы составляет альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанный нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях. Сотрудник должен просто наблюдать, не критиковать, не осуждать. Иначе, человек не сможет видеть себя таким, какой он есть на самом деле.

Взять под контроль собственный страх неопытному сотруднику помогают и короткие рассказы более опытных товарищей об эпизодах, в которых ярко проявилось мужество товарищей, из прошлого боевого опыта подразделения. Эти рассказы сотрудники охотно обсудят между собой и передадут их другим. Однако никогда не следует говорить, что противник слаб, труслив, а вооружение его никчемное, в то же время не следует описывать его в превосходящих качествах.

Произвольная регуляция дыхания используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число дыхательных движений. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Он используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния релаксации.

Существует три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл: ключичное, грудное и диафрагмальное. Ключичное является самым коротким и поверхностным из всех трех типов, которое происходит при обычном дыхательном процессе. Грудное представляет собой более глубокое дыхание при нем вдыхается большое количество воздуха, большее количество альвеол наполняется воздухом и легочные доли расширяются сильнее, наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Оно представляет собой наиболее часто встречающийся тип дыхания. Диафрагмальное дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания, вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких. При этом кислородом насыщается большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания. Оно является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

Довольно часто в своей служебной деятельности в экстремальных ситуациях сотрудники ОВД сталкиваются с ситуациями, вызывающими чувство тревоги. В подобных случаях у человека возрастает частота сердцебиения, расстраивается работа желудка и кишечника, мысли начинают бесконтрольно блуждать. Именно при таких состояниях сознательный контроль дыхания позволяет быстро облегчить имеющееся стрессовое состояние. В сущности, оно являет собой очень быстрый и эффективный способ «успокоиться» в стрессовой ситуации.

Литература:

1. Саратовский, Д.В. Тактика действий сотрудников ОВД при огневом контакте на близких расстояниях: учебно-методическое пособие / Д.В. Саратовский, С.В. Ратников, А.В. Гайдамакин. Рязань, 2015. С. 30-32.

2. Начальная профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел (Введение в модули): учебно-методическое пособие / Н.М. Демко [и др.] / под общ. ред. проф. В.И. Чернышова. Москва, 2011. 364 с.

3. Булатецкий, С.В. Психофизиология физической подготовки и спорта / С.В. Булатецкий. Рязань, 2008. 62 с.

4. Булатецкий, С.В. Системный анализ процесса адаптации к обучению курсантов образовательного учреждения МВД России: Дис. … канд. мед. наук. Рязань, 2001. 136 с.

5. Булатецкий, С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. Рязань, 2008. 48 с.

6. Булатецкий, С.В. Физическая подготовка. Курс лекций / С.В. Булатецкий, А.П. Вяткин, Н.О. Барабанов, В.А. Трепалин, С.И. Рабазанов. Рязань, 2016. 198 с.

7. Воронин Р.М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста: Дис. ... докт. мед. наук. Рязань, 2012. 287 с.

8. Лапкин, М.М. Индивидуальное здоровье: теоретические и прикладные аспекты его оценки / М.М. Лапкин, Р.М. Воронин // Врач-аспирант. 2011. Т. 46. № 3.1. С. 180-185.

9. Ратников, С.В. Методика формирования двигательных навыков, связанных с применением табельного оружия сотрудника ОВД на полигонном комплексе Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / С.В. Ратников, Д.В. Саратовский // Сб. Социально-экономические и правовые меры борьбы с правонарушениями. Рязань, 2016. С. 203-207.

10. Саратовский, Д.В. Личная безопасность сотрудников ОВД при выполнении служебно-боевых задач в сложных условиях: учебно-методическое пособие для курсантов и слушателей / Д.В. Саратовский, С.В. Булатецкий, Д.В. Гордеев, С.А. Чернов. Рязань, 2011. C. 59-64.

11. Саратовский, Д.В. Особенности деятельности органов внутренних дел и внутренних войск при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий и Олимпийских игр / Д.В. Саратовский, С.И. Рабазанов // Сб. Организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при проведении крупных международных соревнований и Олимпийских игр. М., 2012. С. 54-65.

12. Чернышёва, О.В. Психофизиология стресса и посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих: учебное пособие / О.В. Чернышёва, С.В. Булатецкий. Рязань, 2015. 148 с.

13. Саратовский, Д.В. Некоторые вопросы формирования специальных умений и навыков применения табельного оружия сотрудниками органов внутренних дел в сложных ситуациях / Д.В. Саратовский, С.В. Ратников, А.В. Гайдамакин // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 8 (25). С. 67-70.

14. Гросс, И.Л. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД: учебно-метод. пособие / И.Л. Гросс, В.П. Полянский, С.Ю. Дашков / под ред. А.В. Макеева. М., 2011. 70 с.

15. Иванников, С.В. Огневая подготовка / С.В. Иванников, С.И. Рабазанов, О.Е. Рязанов, А.В. Курицын. Рязань, 2016. 355 с.

16. Рабазанов С.И. Совершенствование подготовки специалистов для органов внутренних дел средствами имитационно-тактических полигонов / С.И. Рабазанов, С.В. Ратников, А.В. Гайдамакин, Н.О. Барабанов, С.И. Жуков. Рязань, 2015. 85 с.

17. Саратовский, Д.В. Тактическая стрельба как средство подготовки сотрудников органов внутренних дел / Д.В. Саратовский, С.В. Ратников, А.В. Гайдамакин // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 8 (25). С. 70-72.

Сведения об авторах:

Ратников Сергей Вячеславович – преподаватель кафедры тактико-специальной. огневой и физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: serg.ratnickow2017@yandex.ru

Саратовский Дмитрий Валериевич – старший преподаватель кафедры тактико-специальной. огневой и физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: dsaratovsky@yandex.ru

Гайдамакин Андрей Викторович – преподаватель кафедры тактико-специальной. огневой и физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: taktik.75@mail.ru