ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Хабарова Т.Ю., Чайкина Н.Н.,

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России

Россия, г. Воронеж

Куташова Л.А заведующая психоневрологическим

отделением Европейской клиники «Сиена ‒ Мед»

 

Аннотация. Подростковая девиация многофакторна и отличается рядом общесоциальных причин: биологические, социальные, психологические в совокупностями со специфическими причинами обусловленными возрастными особенностями подростков. При различном сочетании причин девиантного поведения у подростков формируются различные виды отклоняющегося поведения. В статье рассматриваются основные вопросы девиантного поведения. Приведены способы психокоррекционной работы с подростками, а также с их родителями.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, депрессия, окружающая среда, подростки, психокоррекционная работа, родители, педагоги, психологические упражнения, семья.

 

Актуальность. Девиантное поведение (ДП) подростков ‒ это социальное явление, отличающееся различными негативными, неодобряемыми отклонениями в поведении подростка от общепринятых норм. Отклонения в поведении детей и подростков могут обусловлены следующими группами причин: социально ‒ педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу; отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов; безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально‒психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные [15, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14].

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально ‒ педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей. Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам. Микросреда, в которой вращается современный подросток, очень и очень неблагоприятна [4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 14]. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе [2, 5, 8, 9, 12, 14].

Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через средства массовой информации). Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые же из них достигают не только материального успеха, но и получают признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 1114].

В узком смысле ДП часто путают с делинквентным, оно, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающий правовые нормы [2, 5, 8, 9, 11, 14].

Причины возникновения ДП у всех трудных подростков, как правило, похожи: 1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.

2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании.

3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема ДП заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети начинают отрицательно реагировать на критику взрослых. Их поведение почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние. Также можно встретить следующие признаки ДП как агрессия у подростков. Низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка, а также наиболее сложные случаи, влекущие за собой уголовные наказания [1, 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12, 14].

Чаще всего после завершения полового созревания возрастной кризис завершается, и поведение подростков нормализуется. Если этого не происходит или ребенок вызывает у родителей тревогу, в этом случае необходимо прибегнуть к лечению ДП.

В основном психолог работает с детьми, в меньшей степени – с их родителями, практически не работает с педагогами. Но работу следует начинать со взрослых, а именно с родителей [2, 5, 7, 8, 9, 11, 12].

Профилактика девиантного поведения подростков.

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Но родители должны помнить, что предупреждение ДП это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция ДП возможна несколькими путями:

1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей.

2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку.

Психотехнические игры и упражнения. Предлагаются различные упражнения для улучшения взаимопонимания между родителями и подростком: упражнение «Проективный рисунок», «Прокурор и адвокат», «Представьте себя ребенком», «Зеркальное отражение суждений партнера», «Любящий взгляд», «Конкурс ораторов» [2, 6, 10].

Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Работа с подростками. При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать следующие способы.

Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни. Обращения к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.

Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок – для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса). Метафора оказывает косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижается субъективная значимость проблемы, исчезает ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить напряженную атмосферу консультирования.

Установление логических взаимосвязей. Психолог вместе с подростком устанавливают последовательность событий, выявляют влияние внутренних (субъективных) факторов на происходящее и их взаимосвязь. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание проблемы.

Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой‒либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Пожелания не должны снижать ответственность подростка. Он сам принимает решения, оценивает приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.

Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, можно предложить ему продолжать делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза…

Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Убеждение можно применять при наличии у подростка развитого образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные подростку аргументы, позволяет ему убедиться (утвердиться) в правильности определенных приемов, мыслей.

Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится образцом для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным настроем [2, 3, 5, 6, 12, 14].

Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Применение данного способа актуально при острых эмоциональных состояниях. Отреагирование может выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, почертить, написать, разорвать). Отреагирование позволяет снять (разрядить) напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психолог внимательно наблюдает, сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.

Внутренние переговоры. Могут использоваться для устранения внутренних конфликтов ребенка. Они предполагают выявление конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Психолог может помочь ребенку осознать конфликтующие стороны и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок ребенок обучается подключать к переговорам своего Творца ‒ мудрую творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает находить не только компромиссы, но и новые оригинальные решения [1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13].

Трансформация личной истории. Задача трансформации ‒ целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного завершения субъективно незакрытых событий прошлой жизни, для изменения навязанных программ и сценариев. Подобные мысленные действия способствуют также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал чего‒то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели) [2, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14].

Социальные пробы. Освоение ребенком различных конкретных действий как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах. Такое обучение позволяет ребенку лучше понять собственные возможности, пройти своеобразное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.

Оказание помощи в поисках идентичности. Данная помощь весьма актуальна для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос «Кто я на самом деле?» Здесь необходимы воздействия, побуждающие консультируемого к самопознанию, к осмыслению собственных поступков.

Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки, всегда ситуативны. Они обусловлены прежде всего индивидуальными характеристиками подростка и направлены на его социализацию за счет устранения причин, препятствующих разрешению актуальных жизненных задач. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.

К сожалению в современном мире из ‒ за напряжённости в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. Следовательно многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании [3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14].

Рекомендации для родителей при общении с ребенком с подростками с ДП: единые требования воспитателей; последовательность воспитательных, коррекционных воздействий; адекватность требований; эмоциональный комфорт в семье; демократический стиль воспитания; за содеянное не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния; стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения; поощрение активности, загружать интересной и полезной деятельностью; предоставление самостоятельности; отказ от физического наказания, искать новые формы влияния; избегание приклеивания ярлыков; не сравнивать с достижениями других людей, только с самим собой; использование похвалы и поощрения (за успехи в учебной деятельности, а не только за способности); признание педагогами и родителями собственных ошибок и принесение в случае необходимости извинения; применение наказания только в необходимых случаях; оценивать не личность, а поступок [1, 3, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14].

Родители нередко переносят на своих детей как собственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы, словно нагружая их своеобразным «приданым» на всю последующую жизнь.

Родителям кажется, что дети добьются тех целей, которых не добились они. Поэтому нередко за просьбой родителей разобраться в проблемах подростка стоит подлинная – часто не до конца осознаваемая – потребность получить консультацию по поводу своих проблем. Но в действительности складывается впечатление, что родители стремятся только передать детей консультанту, чтобы тот их «исправил», а им самим разговаривать с ним не о чем.

При консультировании родителей особенно важно обращать внимание на чувство ревности, которое иногда возникает у них к консультанту. Такие отношения между родителями и консультантом пагубно отражаются на его взаимоотношениях с ребенком. Желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни подростка и, кроме того, позволяет родителям почувствовать общую ответственность за судьбу подростка. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Эффективность беседы оценивается по тому, могут ли родители более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

При сборе анамнеза важно не только выяснять конкретные факты, но и мотивировать родителей к сотрудничеству. Они с самого начала должны почувствовать, что их не только «опрашивают», но что и для них это может быть полезным: они получат компетентную консультацию, смогут по‒новому взглянуть на происходящее в семье. Когда этого не происходит, родители часто остаются недовольны. Обязательно нужно рассказать родителям о методах и техниках консультирования и коррекции, по которым планируется работа с их ребенком [2, 3, 5, 7, 8, 9, 13, 14].

Следует объяснить родителям, что коррекция происходит не только благодаря решениям и действиям одного лишь консультанта. Это живой процесс взаимодействия, когда невозможно заранее сказать, какой из приемов станет наиболее важным для достижения цели. Следует заранее обговорить, что для подростка важно, чтобы со всеми проблемами, желаниями и вопросами, которые возникают у него в связи с консультированием, он обращался непосредственно к консультанту. Иногда требуется долгое время, чтобы он смог решиться сам сказать консультанту о чем ‒ то важном. Часто бывает, что подростки хотели бы, чтобы родители сказали за них об их проблемах. С родителями следует договориться, что они не будут соглашаться брать на себя роль рупора подростка. Если подросток будет пытаться послать родителей поговорить с консультантом, то одного лишь соблюдения этого правила будет недостаточно. В этом случае нужно обсудить с родителями, почему это происходит, какие психологические причины лежат в основе такого нежелания.

Таких причин может быть много, например: подросток переносит на консультанта отношение к отцу, к которому он тоже не всегда может свободно обратиться и, когда это было возможным. Просил маму сказать отцу что ‒ либо важное для себя; мать слишком его оберегает и в обычной жизни часто говорит за подростка там, где он сам мог бы за себя сказать; мать, которая в силу своего собственного переноса на консультанта хотела бы выглядеть в его глазах важной и незаменимой и ищет любую возможность с ним поговорить [2, 3, 5].

Параллельно с занятиями с ребенком консультант регулярно отдельно встречается с родителями и проводит с ними консультативные беседы. На них может обсуждаться множество вопросов, среди которых необходимо затронуть следующие темы: изменения в поведении подростка; изменения в семье как результат консультирования; как родители воспитывают подростка, что они делают; информировать родителей о ходе консультирования.

Следует отметить следующие невротические механизмы, посредством которых родители контролируют или используют подростка: использование любви как подавляющей и удерживающей силы для удовлетворения личностной потребности того родителя, который «разочарован в других человеческих отношениях и выливает все вырвавшиеся эмоции на подростка, а также питает себя любовью подростка»; взваливание на подростка груза благодарности и чувства долга как поведения, за которое он может получить поощрение; обращение с подростом как с эмоциональной игрушкой. Это не позволяет ему достигнуть полной зрелости; продолжение периода своей собственной молодости за нереальные пределы; сверхстрогость и авторитарность родителя, которые не позволяют ребенку выйти из роли подчиненного; излишняя слабость и готовность уступить со стороны отца, а также неспособность принять отцовскую ответственность [2, 3, 5, 8, 9, 13, 14].

В том случае, когда мать выступает как строгий родитель, она олицетворяет собою не только любовь, но и авторитет. Для сына такая ситуация затрудняет процесс отделения от матери и обретения собственной независимости. В этом случае он может начать бояться власти женщины и в результате или сдаться и потерять свою мужскую позицию, или полностью порвать связь с матерью и постоянно недооценивать женщин, пытаясь таким образом не допустить подчинения им.

Подозрительное и неразумное поведение со стороны матери по отношению к отцу может создать подобное неосознанное отношение к мужчинам со стороны дочери [2, 3, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14].

Сохранение у отца несоответствующей позиции может привести к появлению у дочери подобных несоответствующих ожиданий по отношению к мужчинам вообще. Например, если он слишком привязан к ней, существует опасность, что дочь окажется неспособной разрушить близкую связь с отцом для того, чтобы выйти замуж. Она пройдет через жизнь, надеясь найти образ своего отца в предполагаемом муже. Если он слишком доминирует, то дочь может отвергнуть его излишне настойчивые требования и отвергнуть его самого [2, 3, 5, 7, 9, 13, 14].

Напротив, безразличное и пренебрежительное отношение отца может являться причиной чувства унижения и мотивировать дочь отправиться на поиски суррогата отца, который даст ей отцовскую привязанность, чего ей так не хватает. Другие девочки могут чувствовать ненависть и возмущение по отношению к отцу. Испытывая недостаток самодисциплины, являющейся частью развития, девушка испытывает внутренний конфликт между бунтарской агрессивностью и желанием смирения.

Задача консультанта – до конца проявлять динамику этих и подобных им паттернов поведения родителей и помочь и родителям, и подростку осознать то, как они действуют [2, 3, 4, 7, 8, 12, 14].

Для того чтобы понять подростка, родители должны осознать, что в основе многих негативных проявлений лежат его прошлые представление и чувства, источники которых могут лежать в раннем детстве. Эти чувства – не только результат реальных событий, они также связаны с фантазиями подростка по поводу того, что могло бы произойти. Эти фантазии играют роль и в представлениях подростка об отношении к нему родителей. Если в ранний период своей жизни ребенок ощущал недостаток любви, доверия или чувства принадлежности, он будет стремиться найти это в подростковый период или у него возникнут сложности в общении со сверстниками. Консультативная работа с подростком должна освобождать основные детские переживания, которые являются причиной нездоровых действий в подростковый период.

Необходимо рассказать родителям о том, как они могут помочь своему ребенку избегать опасного поведения. Это можно сделать двумя способами. Во‒первых, родители могут прогнозировать или стимулировать развитие определенных интересов подростка (занятия в спортивных и множестве других групп, туризм, рыбалка, охота и т.д.) и обеспечить возможности для их реализации. Во‒вторых, можно научить родителей принимать негативные переживания подростка и поощрять их вербализацию в споре с родителями. Подростку будет проще принять свои негативные переживания в том случае, если их сможет принять и родитель, это избавит подростка от чувства вины.

Часто родители выражают недовольство: «Как насчет меня? Я тоже имею чувства». Их необходимо убедить в том, что им также иногда необходимо выражать чувства. Они могут выразить гнев, а впоследствии, если они будут чувствовать сожаление по этому поводу, искренне раскаяться. Обычно для родителей является открытием, что подросток понимает и принимает ситуацию, когда узнает, что у родителей тоже могут быть свои проблемы. Деидеализация родителей кладет начало построению взаимопонимания и помогает подростку научиться уважать чувства родителей [1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 13, 14].

Приводим один из примеров методики коррекции детско‒родительских и семейных отношений: «Семейная фотография».

Техника процедура предложена Андерсон и Мало в 1976 году. Данная техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться.

Краткое описание метода. Психолог просит каждого члена семьи принести с собой на занятие определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не даётся. Каждый клиент выбирает из семейного альбома те фотографии, которые он возьмет для обсуждения. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается.

На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье.

Каждому члену семьи уделяется до 15 минут, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства они вызывают

Существенным оказывается порядок представлений и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очерёдность: какая фотография

является первой, какая последней. Имеет значение скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают [2, 3, 6, 10, 13, 14].

Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке. Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Вопросы предлагаются примерно следующие: Кто эти люди на фотографиях; Помните ли вы, что происходило во время съемки; Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день; Кто делал этот снимок; что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата; расскажите, пожалуйста, об этой комнате; почему люди одеты именно так, а не иначе?

Это упражнение интересно, не вызывает тревожности и служит целям стимулирования воспоминаний, вытесненного эмоционального опыта и эмоциональных переживаний. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи [6].

Данная методика применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники может быть проанализировано влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений [3, 6].

Методики «Семейная скульптура» и «Семейная хореография» относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей.

Социометрические коррекционные методики представляют психологу следующие возможности:

1. Они уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.

2. Методики помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в

операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но он не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но он не в состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас», клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение, межличностное и в семье.

3.       Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и, становятся доступными изучению и изменению.

4.       Методики рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие ‒ отвергаются.

5. Методики бывают очень неожиданными для клиентов ‒ не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться.

6. Методики привлекают внимание и интерес клиента. Они представляют собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуж­дений. Например, когда семья занимается ваянием скульптуры и отца помещают вне семейного круга, спиной к остальным членам семьи, здесь возникает множество мощных посланий для мужа, жены, детей и всей семьи как единого целого.

7. Методики фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающие у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно наблюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности [1, 2, 3, 6, 8, 10, 13, 14].

Выводы. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у подростков. Важно дать детям возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу, а именно свои родителям. Важно обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь любовь не на словах, а на деле. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами отражается на ребенке. Очень важно исключить плохое влияние, если осторожно относиться к своим и чужим детям, то можно быть уверенными в том, что вырастит хорошее поколение активных и трудолюбивых людей.

 

Литература

1.                 Будневский А.В., Ульянова О.В., Захаров О.П., Хабарова Т.Ю., Куташов В.А. Применение классификационно–прогностического моделирования для выявления и анализа значимости индивидуальных факторов риска развития нервно–психических расстройств. / Будневский А.В. [и др.] // Журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии». Москва. 2016. – № 3. – С. 37 – 43.

2.                 Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведениемод ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

3.                 Захаров А. И. Семейное консультирование как способ оптимизации и коррекции формирования личности у детей с неврозами / А. И.  Захаров // Вестник психотерапии. ‒ 1993. ‒ № 1 ‒ С 4 ‒9.

4.                 Захаров О.П., Куташов В.А., Ульянова О.В. Прогнозирование распространенности и качества жизни пациентов с психическими расстройствами на основе математического моделирования / О.П. Захаров, В.А. Куташов, О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. ‒ 2016. ‒ Т. 1, №17. ‒ С. 10‒12.

5.                 Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

6.                 Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

7.                 Куташов В.А., Барабанова Л.В., Куташова Л.А. Современная медицинская психология / В.А. Куташов, Л.В. Барабанова, Л.А. Куташова. ‒ Воронеж, 2013. – 173 с.

8.                 Куташов В.А. Неврология и психиатрия детского возраста / В.А. Куташов, И.Е. Сахаров. ‒ Воронеж, 2015. ‒ 703 с.

9.                 Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / А.Е. Личко – Л.: Медицина, 1985.

10.            Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

11.            Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000. ‒ 480 с.

12.            Столяренко Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко ‒ Ростов‒на‒Дону: «Феникс», 1997.

13.            Ульянова О.В., Куташов В.А. Современный взгляд на особенности взаимодействия в семьях, где у пациента имеются неврологические или психические расстройства / О.В. Ульянова, В.А. Куташов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2015. – Т.14  №3. – С.663 ‒ 665.

14.            Швырёв А.П., Куташов В.А. Детская клиническая психология и психиатрия / А.П. Швырёв, В.А. Куташов. ‒ Москва, 2016. ‒ 602 с.

 

PSYCHOLOGICAL WORK WITH DEVIANT ADOLESCENTS AND THEIR PARENTS

Khabarova T. Yu., Chaikin N. N.

FGBOU IN Voronezh State Medical University named N. N. Burdenko

L. A. Kutashova head of psychoneurological

the Department of European clinics «Siena ‒ Med»

 

 

Abstract. Teenage deviation multifactorial and differs in a number of General social causes: biological, social, psychological, in conjunction with the specific reasons due to the age peculiarities of adolescents. Combinations of causes of deviant behavior in adolescents develops different types of deviant behavior. The article discusses the main issues of deviant behavior. The methods of psycho-correction work with teenagers and their parents.

Key words: deviant behavior, depression, environment, adolescents, psychological intervention work, parents, educators, mental exercises, family.

Literature

1.     Budnevsky A.V., Ulyanova O.V., Zakharov O.P., Khabarova T.Y., Kutashov

V.A. Application of classificationpredictive modeling to identify and analyze the significance of individual risk factors for the development of neuropsychiatric disorders. / Budnevsky A.V. [and others] // Journal "journal of neurology, psychiatry and neurosurgery". Moscow. 2016. No. 3. S. 37 43.

2. Parenting a difficult child: Children with deviant behavior /ed. by M.A. Rozhkov. M.: Vlados, 2001. 240 p.

3. Zakharov A. I. Family counseling as a way to optimize and correct the formation of the personality of children with neuroses / A. I. Zakharov // Bulletin of psychotherapy. ‒ 1993. ‒ No. 1 ‒ 4 -9.

4. Zakharov O.P., Kutashov V.A., Ulyanovа O.V. Forecasting the prevalence and quality of life of patients with mental disorders on the basis of mathematical modeling / O.P. Zakharov, V.A. Kutashov, Ulyanov O.V. // scientific Bulletin. ‒ 2016. ‒ Vol. 1, No. 17. ‒ S. 10-12.

5. Zmanovskaya E.V. Deviantology (Psychology of deviant behavior). Moscow: Academy, 2003. 288 p.

6. Games education, training, leisure../ed. by V. V. Petrovskogo. M.: New school, 1994. 368 p

7. Kutashov V.A., Barabanova L.V., L. A. Kutashovа  Modern medical psychology / V.A. Kutashov, L.V. Barabanova, L.A. Kutashovа. ‒ Voronezh, 2013. 173 S.

8. Kutashov V.A. Neurology and psychiatry in childhood / V.A. Kutashov, I.E. Sakharov. ‒ Voronezh, 2015. ‒ 703 p.

9. Licko A.E. Adolescent psychiatry: a Manual for physicians / A.E. Licko L.: Medicine, 1985.

10. Panfilova M.A. game-based rehabilitation communication: Tests and correctional games. A practical guide for psychologists, teachers and parents. Moscow: GNOM I D, 2001. 160 p.

11. Personality psychology in works by Russian psychologists. A Reader / Sost. L.V. Kulikov. SPb.: Peter, 2000. ‒ 480 p.

12. Stolyarenko, L.D. Fundamentals of psychology/ L.D. Stolyarenko ‒ Rostov‒na‒Donu: Feniks, 1997.

13. Ulyanov O.V., Kutashov V.A. Modern view on the features of interaction in families where the patient has neurological or mental disorders / O. V. Ulyanova, V. A. Kutashov // System analysis and management in biomedical systems. 2015. Vol 14 No. 3. P. 663 ‒ 665.

14. Shvyrev A. P., Kutashov V.A. child clinical psychology and psychiatry / A.P. Shvyrev, V.A. Kutashov . Moscow, 2016. ‒ 602 p.

 

Сведения об авторах:

Хабарова Татьяна Юрьевна ‒ к.психол.н., доцент кафедры психиатрии и неврологии ИДПО ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Чайкина Наталья Николаевна ‒ к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления в здравоохранении ИДПО ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

Куташова Людмила Анатольевнак.м.н., доцент, заведующая психоневрологическим отделением  Европейской клиники «Сиена - Мед». kutash@mail.ru