СУГГЕСТИВНАЯ  ПСИХОТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗОВ

1Смирнова Е.М., 2Шульга А.С., 2Куташова Л.А.

Кафедра психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н.Бурденко, Россия, горонеж

Аннотация. Статья посвящена суггестивной терапии в лечении неврозов. Приведены методы суггестивной психотерапии. Показаны возможности суггестивной психотерапии при лечении неврозов.

Ключевые слова: суггестивная психотерапия, внушение, невроз.

Суггестивная психотерапия. Внушение (от лат. suggestio) определяется как подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и действия, а также оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого [1].

Основным средством внушения является слово, речь суггестора (человека, производящего внушение). Неречевые факторы (жесты, мимика, действия) обычно оказывают дополнительное влияние. Предлагаются различные классификации внушения: внушение и самовнушение, внушение прямое или открытое, косвенное или закрытое; внушение контактное и дистантное. В медицинской практике используются соответствующие приемы внушения в бодрствующем состоянии и состоянии естественного, гипнотического и наркотического сна. Внушение в состоянии бодрствования присутствует в той или иной степени выраженности в каждой беседе врача с больным, но может выступать и в качестве самостоятельного психотерапевтического воздействия. Формулы внушения обычно произносятся повелительным тоном, с учетом состояния больного и характера клинических проявлений заболевания. Они могут быть направлены как на улучшение общего самочувствия (сна, аппетита, работоспособности и др.), так и на устранение отдельных невротических симптомов. Обычно внушению наяву предшествует разъяснительная беседа о сущности лечебного внушения и убеждение больного в его эффективности. Эффект внушения тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, производящего внушение. Степень реализации внушения определяется также особенностями личности больного, выраженностью «магического» настроя, веры в возможность влияния одних людей на других с помощью неизвестных науке средств и способов [2,3].

Внушение в состоянии гипнотического сна в лечебных целях широко распространено. При использовании методики наркопсихотерапии лечебное действие внушения реализуется в условиях искусственно вызванного наркотического сна. К методам, близким к наркопсихотерапевтическим, относится применение с психотерапевтической целью газовой смеси кислорода и закиси азота.

Косвенное внушение — разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. В случае косвенного внушения используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения. Эта форма внушения является основой опосредующей и потенцирующей психотерапии [4,5].

Уверенность больного в лечебном эффекте является активным фактором, который играет важную роль при проведении всех видов терапии. Благоприятная общая обстановка лечения, укрепление медицинским персоналом надежды больного на эффективность лечебной процедуры способны усилить ее действие. Механизм «вооруженного внушения», «чрезпредметного» внушения или косвенного психотерапевтического эффекта (Бехтерев) необходимо иметь в виду при использовании любых лечебных воздействий, в том числе биологической природы.

Плацебо-терапия (от лат. placebo — понравлюсь, удовлетворю) — один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовали увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие название «плацебо». При приеме «пустышки» (плацебо-препарат имитирует по цвету, вкусу, запаху исследуемый, но содержит вместо действующих компонентов индифферентные) одна треть как больных, так и здоровых испытуемых сообщают о результативности медикамента [1,2,6].

Плацебо-тесты позволили выявить людей с положительным и отрицательным плацебо-эффектами и лиц, при исследовании которых сколько-нибудь существенный плацебо-эффект отсутствовал (плацебо-нонреакторы). Плацебо стали назначать и на длительное время для косвенной (вооруженной) психотерапии или так называемой плацебо-терапии (медикаментозной психотерапии). Составляющей плацебо-эффектов являются процессы научения (условно-рефлекторные механизмы и моделирование). Если условно-рефлекторное научение объясняет длительность плацебо-реакций (например, при приеме плацебо-транквилизаторов плацебо-реакций могут сохраняться в течение 2 — 3 лет), то моделирование делает понятной их зависимость от личности врача и больного. Наиболее выраженные плацебо-реакций наблюдаются у внушаемых, конформных, боязливых пациентов, готовых к безусловному сотрудничеству со специалистом. Личность психотерапевта, назначающего лекарство, всегда решающим образом отражается в плацебо-эффектах и тем самым на действии любого медикамента. Успех терапии с помощью плацебо у разных врачей различен, но у одного и того же — повторяем. Результаты лечения зависят от способности специалиста к терапевтической коммуникации и его убежденности в действенности препарата также и тогда, когда речь идет о плацебо. На выраженность плацебо-эффекта влияет множество самых различных факторов. Перечислим лишь некоторые из них: степень новизны препарата, его доступность, упаковка, реклама, характер информации, содержащейся в аннотации к препарату, предшествующая эффективность лекарства у данного больного, его установка на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение пациента к специалисту, назначающему препарат, и отношение врача к лекарству, установка врача на психотерапию или биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных, отношение к препарату членов семьи и т. д. Лапиным описан семейный, в частности родительский, плацебо-эффект, под которым понимается высокая положительная (или отрицательная) оценка родственниками изменений состояния больного, получающего плацебо, причем ни сам пациент, ни член семьи, оценивающий эти изменения, не знают, какой препарат назначен. Таким образом, необходимо учитывать, кто из близких наиболее авторитетен для больного в вопросах его лечения, их отношение к лечению последнего. Положительный родительский плацебо-эффект улучшает «терапевтическую» среду в семье, повышает чувство оптимизма, благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценить эффективность медикаментозного лечения можно лишь с учетом плацебо [7,8].

Шапиро утверждает, что плацебо-эффект — это «фактор популярности и эффективности любого из многочисленных методов психотерапии». Ожидание больным пользы от лечения само по себе может иметь устойчивое и глубокое влияние на его физическое и психическое состояние. Эффективность психотерапии также в определенной мере зависит от способности врача сформировать у пациента надежду на улучшение, а это означает, что плацебо-эффект проявляется в каждом контакте «психотерапевт — больной». Плацебо-эффект может быть носителем неосознаваемых элементов взаимоотношений между врачом и пациентом, например проявлений агрессии, сопротивления, защиты. Таким образом, ни один медикамент или какое-либо психотерапевтическое воздействие не лишено плацебо-суггестивного эффекта. Этот эффект может быть систематически использован как плацебо-терапия, интегрированная в комплексное лечение [6,7,8].

Самовнушение, или аутосуггестия, — это процесс внушения, адресованный самому себе. Самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Самовнушение является основой (или одним из существенных механизмов лечебного действия) различных методов психотерапии: аутогенной тренировки, биологически обратной связи, медитации, йоги, релаксации [9].

Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ. Нередко целебное действие разных лекарств, которые он продавал в своей аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял «силой воображения» больных.

Положительной стороной работ Куэ и его последователей была пропаганда активных методов психотерапии и корригирующего самовнушения. Куэ способствовал утверждению активной роли пациента в лечебном процессе и развитию идей тренировки и обучения в психотерапии. Он показал также целесообразность положительного самовнушения взамен отрицательного («Я здоров» вместо «Я не болен») [10,11].

Лечение самовнушением почти не имеет противопоказаний. Даже в тяжелых случаях истерии, когда разъяснение не помогает, а гипноз не дает достаточного эффекта и может сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью самовнушения («Не должно случиться припадка!») может «отодвинуть» или не допустить его.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача [12,13].

Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х годов. Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции, характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся.

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):

1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень аутогенной тренировки составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:

1) положение сидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

2) положение лежа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколько согнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

3) положение полулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты [12].

Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5 — 6 раз) соответствующих формул самовнушения, которые подсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

Первое упражнение. Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершенно тяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Второе упражнение. Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем «Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».

Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».

Пятое упражнение. Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».

Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Наилучшие результаты применения аутогенной тренировки наблюдаются при неврозах, а также при лечении тех заболеваний, проявления которых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.

Гипноз (от греч. hypnos — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.

Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. При этом гипнотическое состояние используется в лечебных целях. Широкое распространение гипнотерапии отражает ее лечебную эффективность при различных заболеваниях [3,8,12].

Перед гипнотерапией необходимо провести беседы для выяснения отношения больного к этому методу лечения и устранения возможных опасений с его стороны. После введения пациента в состояние гипноза тем или иным способом произносятся формулы собственно лечебных внушений. Фразы должны быть короткими, понятными, наполненными смыслом и исключающими  ятрогенное воздействие. Продолжительность одного сеанса гипнотерапии обычно 15 — 20 мин. Количество сеансов колеблется от 1 до 15, что определяется характером болезненного состояния и терапевтической эффективностью гипнотерапии. Частота сеансов — от ежедневных до проводимых 1 раз в неделю. Иногда возникает необходимость повторного курса гипнотерапии спустя несколько недель или месяцев. Гипнотерапия может проводиться индивидуально или с группой пациентов. Существует множество вариантов гипнотерапии. Ее можно проводить дробным способом.

Лечение неврозов как особого ряда тревожных психических расстройств имеет свои особенности. Для успешной терапии исключительно важно установить с пациентом тесный контакт и доверительные отношения. Это поможет максимально полно выяснить все травмирующие его психику обстоятельства, которые могли послужить причиной заболевания, и помочь больному полностью устранить эту причину или хотя бы найти пути к ее устранению [13].

Для успешного лечения невротических расстройств современная медицина располагает целым арсеналом средств, и правильно подобранная комбинация этих методов даст результативный и стабильный результат. Лечение подбирается индивидуально, а основными методами лечения являются психотерапия, внушение, самовнушение и медикаментозное лечение.

С помощью внушения можно вызвать у пациента волевые реакции, эмоциональные состояния, которые «переработает» личность. С их помощью удается создать устойчивые побуждения, помогающие человеку избавиться от навязчивых состояний, фобий и стрессов.

Литература.

1.    Бородина Н.В. Особенности влияния тревоги на благополучное течение беременности / Бородина Н.В., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. // Центральный научный вестник. -  2016. - Т. 1. - №16. - С. 12-14.

2.    Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2012

3.    Грицаков, В.А. Неотложная помощь при острых психотических состояниях / Грицаков В.А., Куташов В.А., Шульга А.С. // Центральный научный вестник. - 2016. - Т. 14. - С. 17-19.

4.    Емельянова, А.А. Теоретические основы изучения феномена эмоционального выгорания у врачей и среднего медицинского персонала / Емельянова А.А., Куташов В.А., Хабарова Т.Ю. // Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - №2 (19). - С. 23-26.

5.    Ларских, М.В. Перфекционизм и ипохондрия / Ларских М.В., Филиппова Т.В., Куташов В.А. // Центральный научный вестник. - 2016. - Т. 1. - №17. - С. 23-24.

6.    Мелькова, И.В. Взгляд на депрессивные и тревожные расстройства у больных, перенесших острый инфаркт миокарда / Мелякова И.В., Куташов В.А. // Молодой ученый. - 2016. - №9(113). - С. 396-398.

7.    Немых, Л.С. Социально-психологические аспекты алкогольной мотивации у мужчин / Немых Л.С., Олейник Е.В., Куташов В.А. // Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - №1(18). - С. 7-8.

8.    Куташов В.А. Медико-психологическая реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами / Куташов В.А., Немых Л.С., Неретина Т.И. // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2016. - Т. 19. - №1. - С. 42-46.

9.    Куташов, В.А. Медико-психологическая реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами / Куташов В.А., Суржко Г.В. // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2016. - Т. 19. - №1. - С. 52-55.

10.                       Куташов, В.А. Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы / Куташов В.А. // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2016. - №3. - С. 63-66.

11.                       Степанов, Р.В. Исторический обзор понятия о гипнотическом трансе / Степанов Р.В., Куташов В.А., Шульга А.С. // Центральный научный вестник. - 2016. - Т. 14. - С. 52-53.

12.                       Швецова, Е.Ю. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в практике невролога / Швецова Е.Ю., Куташов В.А. // Центральный научный вестник. - 2016. - Т. 1. - №1(1). - С. 28-31.

13.                       Швырев, А.П. Детская клиническая психология и психиатрия / Швырёв А.П., Куташов В.А. - Москва, 2016.

 

 

SUGNESTY PSYCHOTHERAPY IN TREATMENT OF NEUROSES

1Smirnova E.M., 2Shulga A.S., 2Kutashova L.A.

Annotation. The article is devoted to suggestive therapy in the treatment of neuroses. Methods of suggestive psychotherapy are presented. The possibilities of suggestive psychotherapy in the treatment of neuroses are shown.

Key words: suggestive psychotherapy, suggestion, neurosis.

 

References:

1. Borodina N. In. Features of the influence of anxiety on safe pregnancy / Borodina N. In. Kutasov V. A., Khabarova T. Y. // scientific Bulletin. - 2016. - Vol. 1. - No. 16. - S. 12-14.

2. Burlachuk, L. F. Psychotherapy: Textbook for Universities / L. F. burlachuk. - SPb.: Peter, 2012

3. Gritsanov, V. A. Emergency treatment of acute psychotic States / Grishakov V. A., Kutasov V. A., Shulga A. S. // scientific Bulletin. - 2016. - Vol. 14. - P. 17-19.

4. Emelyanov, A. A. Theoretical bases of studying the phenomenon of emotional burnout among physicians and nurses / Yemelyanova A. A., Kutasov V. A., Khabarova T. Y. // scientific Bulletin. - 2017. - T. 2. - №2 (19). - P. 23-26.

5. Larska, M. V. Perfectionism and hypochondria / Larska M. V., Filippov T. V., Kutasov V. A. // scientific Bulletin. - 2016. - Vol. 1. - No. 17. - Pp. 23-24.

6. Malkova, I. V. a Look at depressive and anxiety disorders in patients with acute myocardial infarction / Malacova I. V., Kutasov V. A. // Young scientist. - 2016. - №9(113). - P. 396-398.

7. Mute, L. S. Socio-psychological aspects of motivation in men / Silent L. S., Oleynik E. V., Kutasov V. A. // scientific Bulletin. - 2017. - T. 2. - №1(18). - P. 7-8.

8. Kutasov V. A. Medical and psychological rehabilitation of persons with mental disorders / Kutasov VA, Dumb L. S., Neretina T. I. // Applied information aspects of medicine. - 2016. - Vol. 19. - No. 1. - P. 42-46.

9. Kutasov, V. A. Medical and psychological rehabilitation of persons suffering from mental disorders / Kutasov V. A. Surzhko G. V. // Applied information aspects of medicine. - 2016. - Vol. 19. - No. 1. - P. 52-55.

10. Kutasov, V. A. the Relationship of psychophysiological factors in disorders of the autonomic nervous system / Kutasov V. A. // journal of neurology, psychiatry and neurosurgery. - 2016. - No. 3. - P. 63-66.

11. Stepanov, R. V. an Historical overview of the concept of a hypnotic trance / Stepanov R. V., Kutasov V. A., Shulga A. S. // scientific Bulletin. - 2016. - Vol. 14. - P. 52-53.

12. Shvetsov, E. Yu. ways of increase of efficiency of treatment of anxiety disorders in the practice of the neurologist / Shvetsov, E. Yu., Kutasov V. A. // scientific Bulletin. - 2016. - T. 1. - №1(1). - P. 28-31.

13. Shvyrev A. P. child clinical psychology and psychiatry / Shvyrev A. P., Kutasov V. A. - Moscow, 2016.