К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ « ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ»

Р.М. Усманова

Д.ю.н., декан юридического факультета

Стерлитамакский  филиал БашГУ,

г. Стерлитамак, Россия

Ю. Рахимова

студент 4 курса юридического факультета

Стерлитамакский  филиал БашГУ,

г. Стерлитамак, Россия.

 

Аннотация. В работе раскрывается понятие представителя власти. Выделяются признаки представителя власти и особенности его правового статуса. Отмечается, что в юридической литературе  данное понятие в основном  изучается специалистами в области уголовного права.

 

Ключевые слова: представитель власти, уголовный закон, должность, принуждение.

 

Одним из наиболее важных вопросов в юридической науке является установление точного определения понятия представителя власти.

Несмотря на законодательное закрепление понятия «представитель власти», в практической деятельности зачастую возникают проблемы при решении вопроса отнесения в определенных случаях тех или иных лиц к разряду представителя власти. 

Понятие «представитель власти» больше рассматривается среди ученых в области уголовного права. Большинство авторов (В.И. Динека, А.В. Бриллиантов, О.Е. Спиридонова, В.А. Волколупова, М.Е. Жаглина), в качестве основного признака представителя власти выделяют право личного применения мер государственного принуждения. Отнесение мер юридической ответственности к государственному принуждению не отрицается. Однако некоторые представители власти не обладают полномочиями по применению мер государственного принуждения, например, депутаты представительных органов РФ и субъектов РФ. Однако и в судебной практике и в теории депутаты представительных органов государства и местного самоуправления являются представителями власти. Следовательно, право личного применения мер государственного принуждения не является обязательным признаком представителя власти.

Определяющей характеристикой представителя власти у других авторов (С. Мальков, А. Брагина, Н.В. Бугаевская) является функция властвования. Властными полномочиями называют право в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, которые не находятся в служебном подчинении у данного лица [1].

В действующем уголовном законе дано определение понятия представителя власти. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, которое в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Проанализировав указанное определение можно отметить следующие особенности:

1) данное понятие помещено в главу Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за преступления против порядка управления;

2) определение содержит оговорку о том, что оно распространено не только на статью 318 УК РФ, но и на иные статьи Уголовного кодекса РФ;

3) представитель власти является должностным лицом;

4) главным определяющим критерием понятия представителя власти являются выполняемые этим лицом распорядительные полномочия.

Данное определение вряд ли можно назвать удачным, поскольку формулировка понятия является в этом случае двусмысленной и позволяет признать в качестве представителя власти любое должностное лицо правоохранительного и контролирующего органа. Помимо этого можно отметить неоправданное ограничение компетенции представителя власти лишь распорядительными функциями, так как право на принятие нормативных управленческих решений не нашло отражения в действующем Уголовном кодексе РФ.

Судебными органами, а именно Пленумом Верховного Суда РФ дается более широкое толкование функций представителя власти, в отличие от Уголовного кодекса РФ, поскольку он предлагает к представителям власти относить всех лиц, которые осуществляют функции органов исполнительной, законодательной и судебной власти [3].

По нашему мнению это является верным, поскольку иначе невозможно признать некоторых лиц субъектами коррупционных преступлений. Однако Пленум Верховного Суда РФ, по сути, не дал определения понятию «представитель власти», а лишь привел примерный перечень лиц, охватываемых данным понятием, обозначил разновидности.

При этом если руководствоваться только Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, то к представителям власти не получится причислить сотрудников таких государственных органов, как, в частности, Центрального банка или Судебного департамента при Верховном Суде РФ: эти органы не относятся ни к одной из ветвей власти и не являются ни правоохранительными, ни контролирующими. Вместе с тем, поскольку работники этих органов являются работниками государственных органов, то они должны быть признаны по этому основанию представителями власти, если наделены распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц, правом принимать решения, обязательные для исполнения этими неподчиненными лицами.

Депутат представительного органа муниципального образования также не относится к системе органов государственной власти, следовательно, их тоже нельзя признать представителями власти. Однако Конституционный суд РФ в своем определении от 1 июня 2010 года №885-О-О [2] отмечает, что понятие должностного лица как представителя власти, которое содержится в приложениях к статьям 285 и 318 Уголовного кодекса РФ, включает признаки, отличающие должностных лиц, в том числе представителей власти от иных участников уголовно-правовых отношений. Следовательно, депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти. И об этом уже писали [4].

Проанализировав мнения различных авторов, законодательство РФ и позиции судебных органов полагаем, что под представителем власти необходимо понимать должностное лицо, которое осуществляет функции органов исполнительной, законодательной (представительной) и судебной власти и в установленном законом порядке наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Представители власти вправе совершать действия, которые имеют юридическое значение для большинства или для всех граждан: устанавливать, изменять и прекращать права и обязанности иных лиц.

Помимо этого, при невыполнении законных требований представитель власти может применить меры принудительного воздействия в отношении правонарушителей правопорядка.

Правовой статус представителя власти это урегулированное правовыми нормами положение лица в органах государственной власти Российской Федерации, органах субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Основанием возникновения правового статуса представителя власти является юридический факт, который наделяет определенное лицо властными распорядительными полномочиями и порождает управленческие отношения между данным лицом и физическими лицами, организациями, органами, деятельность или поведение которых становится объектом регулирования.

Определяя правовой статус представителя власти в каждом случае необходимо учитывать следующие моменты:

- содержание властно-распорядительных полномочий;

- основания возникновения властно-распорядительных полномочий;

- формы осуществления властно-распорядительных полномочий.

Следовательно, статус представителя власти связан с наличием властных полномочий, под которыми понимается право предъявлять требования, принимать решения, которые обязательны для исполнения гражданами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от их подчиненности и ведомственной принадлежности.

Таким образом, можно сделать вывод о незавершенности законодательных и теоретических решений о понятии «представитель власти». Выходом из создавшегося положения, на наш взгляд, могло бы стать законодательное уточнение определения представителя власти.

 

Литература:

1.Егорова  Н. А.. О понятии «представитель власти» в уголовном праве России // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2007.- № 2 (5). - С.  156-161.

2.Определение Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 № 885-О-О  Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. - № 207. - 30.10.2009.

4. Усманова Р.М. Органы местного самоуправление: понятие и правовой статус/ Учебное издание . Уфа, 2006. - 180 с.

 

TO THE QUESTION ABOUT THE CONCEPT OF «REPRESENTATIVE GOVERNMENT»

R.M. Usmanova,  U. Rahimova

 

Summary: The article reveals the concept of representative government. Stand out features of representative government, and especially its legal status. It is noted that in legal literature this concept is mostly studied by specialists in the field of criminal law.

Keywords: representative government, criminal law, position, coercion.

 

References:

1.Egorova N. A. About the concept of «representative government» in criminal law of Russia // Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia. - 2007.- № 2 (5). - P. 156-161.

2.The constitutional Court of the Russian Federation dated 01.06.2010 No. 885-o-O About refusal in admission for consideration of the complaint of the citizen Vikhoreva Alexander the violation of his constitutional rights by the provisions of the notes to article 285 of the Criminal code of the Russian Federation in interrelation with part 1 of article 2 of the Federal law «On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation» // ATP Consultant Plus.

3. The resolution of  Plenum of the Supreme Court of 16.10.2009 № 19 «About court practice on cases on abuse of official powers and on excess of powers of office» // The Russian newspaper. - No. 207. - 30.10.2009.

4. Usmanova, R. M., Bodies of local self-government: concept and legal status/ Academic edition . Ufa, 2006. - 180 p

 

 

 

Сведения об авторах

 

Усманова Резида Минияровна - доктор юридических наук., декан юридического факультета Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия. Email- rezidausmanova@yandex.ru

 

Рахимова Юлия Игоревна – студентка 4 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак, Россия. Email- yulechka__rakhimova@mail.ru .