ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Захарова М.Ю.

студентка

НИУ «Белгородский Государственный Университет»

Россия, Белгород

 

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию ситуации в предпринимательской среде Белгородской области, в результате чего были выявлены и проанализированы основные препятствия развитию молодежного предпринимательства, которые отражают проблемные области, нуждающиеся в реформации.

Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство, предпринимательская деятельность, политика развития региона, роль молодежного предпринимательства

Актуальность темы обусловлена обострением проблемы молодежного предпринимательства в России в изменяющихся условиях рынка. Для устранения проблемы безработицы (в т.ч. скрытой) необходимо сконцентрировать внимание на малом бизнесе, увеличении занятости в этом секторе экономики. В настоящее время одним из наиболее приоритетных направлений развития предпринимательства в России выступает молодежное предпринимательство, которое может стать значимым фактором, содействующим модернизации российской экономики.

Исследования Всемирного банка показали, что инвестиции в национальную экономику страны, малый и средний бизнес которой производит менее 40% ВВП, не дают необходимого экономического эффекта. Доля малого бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет 20-25%, в то время как в Европе, в США этот показатель достигает 50%, а в Китае – уже свыше 60% [1].

Впервые понятие «молодежное предпринимательство» было упомянуто в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». С тех пор в России стали осуществляться различные проекты поддержки молодежного предпринимательства. Однако, до настоящего момента категория «молодежное предпринимательство» не определена на законодательном уровне.

Молодежное предпринимательство играет важную роль в экономике стран, в том числе и потому, что представля­ет собой механизм преодоления всемирной проблемы – проблемы молодежной безработицы, которая особенно обострена в последнее время. В России молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,8%, в том числе в возрасте 15- 19 лет – 4,7%, 20-24 лет – 19,1%. Высокий уровень безработи­цы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%) [2].

На протяжении ряда лет Белгородская область занимает высокие позиции в оценках инвестиционной привлекательности. Наряду с созданием экономической обстановки, которая способствует дальнейшему улучшению инвестиционной среды, Правительство области особое внимание уделяет мероприятиям по совершенствованию организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формированию инфраструктуры эффективных коммуникаций между бизнесом и властью, защите прав инвесторов, кадровому обеспечению экономики области. В 2016 году продолжается работа по созданию благоприятного инвестиционного климата на территории области в рамках подпрограммы «Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности» государственной программы области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», направленной на создание условий для увеличения экономического потенциала Белгородской области, повышение инвестиционной и инновационной активности бизнеса в регионе.

В соответствии с соглашением Минэкономразвития России от 12 августа 2015 года № 089-МБ-15 бюджету Белгородской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства предоставлены субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятия «Программа предоставления информационно-образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Белгородской области». Реализация данного мероприятия предусматривает предоставление информационно-образовательной поддержки по вопросам организации и развития бизнеса различным категориям слушателей. Практическая реализация и финансирование мероприятия осуществляется Центром поддержки предпринимательства при Микрофинансовой организации Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

Создание благоприятных условий, качественной среды развития молодежного предпринимательства рассматривается в различных программах государственного и регионального уровня, главной целью которых является стимулирование активности молодежного предпринимательства через реализацию действенной системы мер, ориентированных на вовлечение молодежи в бизнес-среду. Так, одной из задач долгосрочной целевой программы «Молодость Белгородчины» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 12 ноября 2012 г. N 452-пп, является поддержка молодежного предпринимательства через развитие активности молодежи и содействие реализации молодежных инициатив.

Вместе с тем, институт молодежного предпринимательства не прекращает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Основными проблемами, характеризующими в целом современное молодежное предпринимательство, являются:

·                   отток молодых специалистов (по результатам исследования эмиграционных настроений, опубликованных ВЦИОМ в сентябре 2015 года, 38% молодых людей от 18 до 24 лет высказали желание уехать из России [3]);

·                   отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;

·                   проблема привлечения финансовых ресурсов;

·                   отсутствие опыта и недостаточная профессиональная подготовка молодых предпринимателей.

Вывод. На современном этапе развития страны и, в частности, Белгородской области необходимо уделить внимание формированию долгосрочной политики развития молодежного предпринимательства, а это значит – систематизировать факторы, влияющие на развитие и формирование молодежного предпринимательства (предпринимательская среда, качество профессиональной подготовки, организационно-психологические параметры, механизм поддержки и взаимодействия с властью, инфраструктурные условия формирования бизнеса и т. п.). Способствовать решению проблем молодежного предпринимательства будет обозначение молодежного предпринимательства как отдельной сферы экономических отношений, специфической области предпринимательской деятельности.

 

Литература:

1. Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена до 50%. Экономика и жизнь [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. — 2013. — Режим доступа: http://www.eg-online.ru/

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной ста­тистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск №2929 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115389

 

Сведения об авторе:

Захарова Маргарита Юрьевна – студентка 3-го курса кафедры менеджмента и маркетинга НИУ «Белгородский Государственный Университет», e-mail: 1046465@bsu.edu.ru