ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Захарова М.Ю.
студентка
НИУ «Белгородский
Государственный Университет»
Россия, Белгород
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию ситуации в
предпринимательской среде Белгородской области, в результате чего были выявлены
и проанализированы основные препятствия развитию молодежного
предпринимательства, которые отражают проблемные области, нуждающиеся в
реформации.
Ключевые слова: предпринимательство, молодежное предпринимательство,
предпринимательская деятельность, политика развития региона, роль молодежного
предпринимательства
Актуальность темы обусловлена обострением проблемы молодежного
предпринимательства в России в изменяющихся условиях рынка. Для устранения
проблемы безработицы (в т.ч. скрытой) необходимо сконцентрировать внимание на
малом бизнесе, увеличении занятости в этом секторе экономики. В настоящее время
одним из наиболее приоритетных направлений развития предпринимательства в
России выступает молодежное предпринимательство, которое может стать значимым
фактором, содействующим модернизации российской экономики.
Исследования Всемирного банка показали, что
инвестиции в национальную экономику страны, малый и средний бизнес которой
производит менее 40% ВВП, не дают необходимого экономического эффекта. Доля
малого бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет 20-25%, в то время как в
Европе, в США этот показатель достигает 50%, а в Китае – уже свыше 60% [1].
Впервые понятие «молодежное предпринимательство»
было упомянуто в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об
Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской
Федерации». С тех пор в России стали осуществляться различные проекты поддержки
молодежного предпринимательства. Однако, до настоящего момента категория
«молодежное предпринимательство» не определена на законодательном уровне.
Молодежное предпринимательство играет важную роль в
экономике стран, в том числе и потому, что представляет собой механизм
преодоления всемирной проблемы – проблемы молодежной безработицы, которая
особенно обострена в последнее время. В России молодежь до 25 лет среди
безработных составляет 23,8%, в том числе в возрасте 15- 19 лет – 4,7%, 20-24
лет – 19,1%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19
лет (35,4%) и 20-24 лет (14,1%) [2].
На протяжении ряда лет Белгородская область занимает
высокие позиции в оценках инвестиционной привлекательности. Наряду с созданием экономической
обстановки, которая способствует дальнейшему улучшению инвестиционной среды,
Правительство области особое внимание уделяет мероприятиям по совершенствованию
организационных условий ведения предпринимательской деятельности, формированию
инфраструктуры эффективных коммуникаций между бизнесом и властью, защите прав
инвесторов, кадровому обеспечению экономики области. В 2016
году продолжается работа по созданию благоприятного инвестиционного климата на
территории области в рамках подпрограммы «Улучшение инвестиционного климата и
стимулирование инновационной деятельности» государственной программы области
«Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного
предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы»,
направленной на создание условий для увеличения экономического потенциала Белгородской
области, повышение инвестиционной и инновационной активности бизнеса в регионе.
В соответствии с соглашением Минэкономразвития
России от 12 августа 2015 года № 089-МБ-15 бюджету Белгородской
области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства предоставлены
субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятия «Программа
предоставления информационно-образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства
Белгородской области». Реализация данного мероприятия предусматривает
предоставление информационно-образовательной поддержки по вопросам организации
и развития бизнеса различным категориям слушателей. Практическая реализация и
финансирование мероприятия осуществляется Центром поддержки предпринимательства
при Микрофинансовой организации Белгородский
областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Создание благоприятных условий, качественной среды
развития молодежного предпринимательства рассматривается в различных программах
государственного и регионального уровня, главной целью которых является
стимулирование активности молодежного предпринимательства через реализацию
действенной системы мер, ориентированных на вовлечение молодежи в бизнес-среду.
Так, одной из задач долгосрочной целевой программы «Молодость Белгородчины» на 2013 - 2017 годы, утвержденной
постановлением Правительства области от 12 ноября 2012 г. N 452-пп, является
поддержка молодежного предпринимательства через развитие активности молодежи и
содействие реализации молодежных инициатив.
Вместе с тем, институт молодежного
предпринимательства не прекращает испытывать серьезные трудности в своем
развитии. Основными проблемами, характеризующими в целом современное молодежное
предпринимательство, являются:
·
отток молодых
специалистов (по результатам исследования эмиграционных настроений,
опубликованных ВЦИОМ в сентябре 2015 года, 38% молодых людей от 18 до 24 лет высказали желание уехать из России [3]);
·
отсутствие федеральной
законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;
·
проблема
привлечения финансовых ресурсов;
·
отсутствие опыта
и недостаточная профессиональная подготовка молодых предпринимателей.
Вывод. На современном этапе развития
страны и, в частности, Белгородской области необходимо уделить внимание формированию
долгосрочной политики развития молодежного предпринимательства, а это значит –
систематизировать факторы, влияющие на развитие и формирование молодежного
предпринимательства (предпринимательская среда, качество профессиональной
подготовки, организационно-психологические параметры, механизм поддержки и
взаимодействия с властью, инфраструктурные условия формирования бизнеса и т.
п.). Способствовать решению проблем молодежного предпринимательства
будет обозначение молодежного предпринимательства как отдельной сферы
экономических отношений, специфической области предпринимательской
деятельности.
Литература:
1. Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена
до 50%. Экономика и жизнь [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. — 2013. —
Режим доступа: http://www.eg-online.ru/
2. Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm
3. Всероссийский центр изучения общественного
мнения. Пресс-выпуск №2929 [Электронный ресурс] — Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115389
Сведения об авторе:
Захарова Маргарита Юрьевна – студентка 3-го курса кафедры менеджмента и
маркетинга НИУ «Белгородский
Государственный Университет», e-mail: 1046465@bsu.edu.ru