Психологические свойства личности как факторуспешности
профессионального обучения
С.В. Булатецкий
Профессор кафедры уголовного процесса
и криминалистики, д.м.н.
Рязанский филиал Московского
университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Россия
А.В. Иванчиков
Заведующий кафедрой гуманитарных и
естественнонаучных дисциплин, доцент, Рязанское высшее воздушно-десантное
командное ордена Суворова дважды Краснознаменное училище имени генерала армии
В.Ф. Маргелова г. Рязань, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологических
свойствах личности курсантов и студентов по результатам теста Кеттелла.
Ключевые слова:психограмма, тест Кеттелла, успешность обучения
Главной целью высших учебных заведений является профессионально-психологическая подготовка выпускников к различным видам практической деятельности. Процесс профессионального становления специалиста к различным видам практической деятельности начинается уже в учебном заведении. Существующий риск индивидуальной дезадаптации и предъявляет повышенные специфические требования к моральным, психическим и физическим качествам человека, к умению справляться со значительной нервно-психической нагрузкой[1].Успешность профессиональной деятельности человека определяется многими факторами: уровнем знаний, умений и навыков, чувством долга,эмоциональной устойчивостью, состоянием здоровья и др. Профессия врача и профессия сотрудника полиции предъявляют повышенные специфические требования к моральным, психическим и физическим качествам человека, его способности общаться с другими людьми, выполнять сложные технические действия, а также умению выдерживать значительную нервно-психическую нагрузку, быстро принимать ответственные решения, творчески использовать на практике специальные знания[2, 3].В связи с чем проводятся исследования, направленные на поиск критериев профессиональной пригодности и успешности обучения будущих специалистов [4, 5, 6, 7].
Профессии сотрудника полиции и медицинского работника
относятся к системе взаимоотношений «человек-человек», что подразумевает
определенные особенности профессиональной деятельности, которые можно рассматривать
в 4-х направлениях.
1. Организационно-управленческая деятельность: чувство
ответственности за свои поступки, способность критической оценки обстановки и
принятия быстрого решения, способность прогнозировать последствия принимаемых решений,
волевые качества (целеустремленность, инициативность, смелость, решительность).
2. Социальная деятельность: высокий уровень правосознания и
нравственных качеств, развитый интеллект, познавательная активность, творческое
и гибкое мышление.
3.
Познавательно-прогностическая деятельность: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания,
развитый интеллект, умение выделять главное, устойчивость внимания,
нервно-психическая устойчивость.
4.
Коммуникативная деятельность: свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;
способность устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению;
доброжелательность.
Целью настоящего исследования было проведение сравнительного
анализа психограммы курсантов и студентов образовательных учреждений высшего
образования.
В ходе исследования было протестировано 108 первокурсников в первом
учебном семестре (81 курсант вуза МВД России и 27 студентов медицинского
университета). Для определения психологических характеристик использовался
шестнадцатифакторный личностный опросник (SixteenPersonalityFactorQuestionnaire, 16 PF)
Кеттелла[8]. Результаты, полученные при тестировании приведены в таблице.
Средние
баллы и достоверность различий по тесту Кеттелла у курсантов и студентов
Фактор |
Баллы |
pd |
|
Курсанты |
Студенты |
||
A –
общительность |
11,94 |
11,44 |
p>0,05 |
B –
направленность мышления |
9,05 |
7,85 |
p<0,01 |
C –
эмоциональная устойчивость |
19,64 |
16,15 |
p<0,001 |
E –
самостоятельность в действиях |
14,35 |
13,04 |
p>0,05 |
F –
экспрессивность общения |
16,07 |
11,85 |
p<0,001 |
G –
следование общепринятым нормам |
13,36 |
12,78 |
p>0,05 |
H –
социальная активность |
18,38 |
14,41 |
p<0,001 |
I –
степень чувствительности |
10,10 |
9,63 |
p>0,05 |
L –
доверчивость |
8,69 |
9,44 |
p>0,05 |
M –
развитость воображения |
9,49 |
9,37 |
p>0,05 |
N –
утонченность поведения |
10,57 |
10,44 |
p>0,05 |
O –
степень тревожности |
7,27 |
10,19 |
p<0,001 |
Q1 – степень консерватизма |
12,36 |
11,93 |
p>0,05 |
Q2 – степень конформности |
6,83 |
8,44 |
p<0,05 |
Q3 – степень самоконтроля |
14,43 |
13,37 |
p>0,05 |
Q4 – соотношение мотивации и
реально достигнутого |
7,48 |
10,19 |
p<0,01 |
Pd – достоверность различий
Сравнительный
анализ полученных результатов теста Кеттелла показал, что существуют
показатели, которые в равной степени выражены как у курсантов, так у студентов.
В частности, по фактору А, характеризующему общительность в малых группах, испытуемые
характеризуются естественностью и непринужденностью в поведении, внимательностью,
разговорчивостью, мягкосердечностью и добродушием. Фактор Е, свидетельствующий
о стиле деятельности человека, в обеих группах имел высокие значения, что отражает
высокую самостоятельность, самоутверждение и склонность к повышению своего статуса.
Фактор G, отражающий степень следования
общепринятым нормам, также имел высокие значения в группах и характеризует курсантов
и студентов осознанностью соблюдения норм и правил поведения, настойчивостью в
достижении цели, догматизмом и принципиальностью. По фактору I, оценивающему степень чувствительности человека,
первокурсники характеризуются развитой способностью к эмпатии, сочувствием, пониманием
других людей. Фактор L оценивает
степень эмоционального отчуждения к окружающим и характеризует испытуемых
терпимостью, уживчивостью, способностью ладить с людьми. По фактору М,
оценивающему степень развитости воображения, результаты исследования отражают
ориентированность обучаемых на внешнюю реальность, их добросовестность. Фактор N определяет степень утонченности человека. Полученные
результаты говорят о том, что испытуемым присущи прямолинейность, наивность и
естественность. Фактор Q1 оценивает
степень консерватизма человека. Высокие результаты в группах свидетельствуют о
любознательности, наличии интеллектуальных интересов, аналитичности мышления,
способности к экспериментированию. По фактору Q3 прогнозируют степень самоконтроля – высокие
результаты отражают собранность, хороший самоконтроль, целенаправленность,
способность выполнять поставленные задачи. По перечисленным факторам полученные
результаты не выявили различий в сравниваемых группах (p>0,05).
Проведенное
нами исследование позволило выявить и достоверные (p<0,05) различия по некоторым факторам личностного
опросника Кеттелла. Так по фактору В, оценивающему направленность мышления,
курсанты показали более высокие баллы, свидетельствующие о более развитых
интеллектуальных способностях, абстрактности мышления и сообразительности. По
фактору С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) в обеих
группах выявлены высокие результаты, но курсанты характеризуются как более
выдержанные, невозмутимые, работоспособные и способные следовать требованиям
группы. Более высокие баллы у курсантов по фактору F, оценивающему экспрессивность общения, характеризуют данную
группу энергичностью, способностью к социальным контактам. Студентам
медицинского университета характерны осмотрительность, сдержанность,
благоразумие и надежность. По фактору Н, отражающему степень социальной
активности, у курсантов более выражены активность, авантюризм, расторможенность,
готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонность к
риску. По фактору O оценивают
степень тревожности человека: низкие оценки указывают на хладнокровие,
безмятежность, уверенность в себе и своих силах, а высокие – на тревожность,
депрессивность, беспокойство, чувство вины. Фактор Q2, характеризующий степень конформности человека, выше
у студентов и, следовательно, им более свойственны такие качества, как поиск
новых решений, независимость, инициативность, предприимчивость. Курсанты
показали более низкие оценки, что свидетельствует о зависимости от группы,
предпочтении работать и принимать решения вместе с другими людьми. Фактор Q4 оценивает соотношение мотивации и
реально достигнутого. Курсанты характеризуются как спокойные, невозмутимые, но
с низкой мотивацией личности. Студенты, напротив, обладают повышенной
мотивацией, неудовлетворенностью своей деятельностью и высоко развитым
стремлением к ее совершенствованию.
Таким образом,
тестирование показало, что у курсантов и студентов на первом году обучения
имеются различия в психологических свойствах личности, что на наш взгляд
обусловленоспецифичностьювыбранной профессии.
1.
Мулик, А.Б. Комплексная оценка рисков индивидуальной дезадаптации учащихся:
методические рекомендации / А.Б. Мулик, М.В. Постнова, Ю.С. Борщ, Ю.А. Шатыр. –
Волгоград, 2015.
2.
Булатецкий, С.В. Роль психологического отбора в становлении профессионально-значимых
качеств у курсантов и студентов / С.В. Булатецкий, И.В. Хамидова // Актуальные
вопросы общей патологии. – Т. I. – Рязань, 2002. – C. 69-73.
3.
Булатецкий, С.В. Психологические особенности адаптации к обучению, как критерий
профессионального отбора / С.В. Булатецкий // Физиология адаптации: Материалы
2-й Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград, 2010. – С.
303-306.
4.
Варламов, С.А. Система профессионального отбора и подготовки студентов –
будущих хирургов / С. А.Варламов, В.Д.Прошляков, О. М. Рывкин. – Рязань, 2000.
– 123 с.
5.
Крук, В.М.Системно-ситуативный анализ психологического феномена надежности
профессионала / В.М.Крук, Г.И.Семикин, А.Ю.Федотов //Человеческий капитал. – 2013.
№ 9 (57). – С. 66-74.
6.
Дерягина, Л.Е. Взаимосвязь функциональной межполушарной асимметрии с когнитивными
и перцептивными процессами человека / Л.Е. Дерягина, Е.Г. Суровяткина // Фундаментальные и прикладные проблемы нейронаук:
функциональная асимметрия, нейропластичность и нейродегенерация: Материалы
Второй Всероссийской конференции с международным участием. Научный центр
неврологии. – Москва, 2016. – С. 73-78.
7.
Булатецкий, С.В.
Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов
образовательных учреждений МВД России:
Автореф. дис. ... докт. мед. наук /С.В. Булатецкий. – Рязань, 2008. – 48 с.
8. Кеттелл, Р.Б.
Руководство по проведению и оценке теста 16 PF / Р.Б. Кеттелл, Г.В. Эбер.–
Братислава: Психодиагностика, 1968. – 34 с.
Сведения об авторах:
Булатецкий Сергей Владиславович – д.м.н., профессор кафедры уголовного
процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского университета МВД
России имени В.Я. Кикотя, e-mail: dr_bsv@mail.ru
Иванчиков Александр Васильевич – доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.