Психологические свойства личности как факторуспешности профессионального обучения

С.В. Булатецкий

Профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, д.м.н.

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань, Россия

А.В. Иванчиков

Заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, доцент, Рязанское высшее воздушно-десантное командное ордена Суворова дважды Краснознаменное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова г. Рязань, Россия

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности психологических свойствах личности курсантов и студентов по результатам теста Кеттелла.

Ключевые слова:психограмма, тест Кеттелла, успешность обучения

 

Главной целью высших учебных заведений является профессионально-психологическая подготовка выпускников к различным видам практической деятельности. Процесс профессионального становления специалиста к различным видам практической деятельности начинается уже в учебном заведении. Существующий риск индивидуальной дезадаптации и предъявляет повышенные специфические требования к моральным, психическим и физическим качествам человека, к умению справляться со значительной нервно-психической нагрузкой[1].Успешность профессиональной деятельности человека определяется многими факторами: уровнем знаний, умений и навыков, чувством долга,эмоциональной устойчивостью, состоянием здоровья и др. Профессия врача и профессия сотрудника полиции предъявляют повышенные специфические требования к моральным, психическим и физическим качествам человека, его способности общаться с другими людьми, выполнять сложные технические действия, а также умению выдерживать значительную нервно-психическую нагрузку, быстро принимать ответственные решения, творчески использовать на практике специальные знания[2, 3].В связи с чем проводятся исследования, направленные на поиск критериев профессиональной пригодности и успешности обучения будущих специалистов [4, 5, 6, 7].

Профессии сотрудника полиции и медицинского работника относятся к системе взаимоотношений «человек-человек», что подразумевает определенные особенности профессиональной деятельности, которые можно рассматривать в 4-х направлениях.

1. Организационно-управленческая деятельность: чувство ответственности за свои поступки, способность критической оценки обстановки и принятия быстрого решения, способность прогнозировать последствия принимаемых решений, волевые качества (целеустремленность, инициативность, смелость, решительность).

2. Социальная деятельность: высокий уровень правосознания и нравственных качеств, развитый интеллект, познавательная активность, творческое и гибкое мышление.

3. Познавательно-прогностическая деятельность: разносторонние общие и глубокие профессиональные знания, развитый интеллект, умение выделять главное, устойчивость внимания, нервно-психическая устойчивость.

4. Коммуникативная деятельность: свободное владение вербальными и невербальными средствами общения; способность устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению; доброжелательность.

Целью настоящего исследования было проведение сравнительного анализа психограммы курсантов и студентов образовательных учреждений высшего образования.

В ходе исследования было протестировано 108 первокурсников в первом учебном семестре (81 курсант вуза МВД России и 27 студентов медицинского университета). Для определения психологических характеристик использовался шестнадцатифакторный личностный опросник (SixteenPersonalityFactorQuestionnaire, 16 PF) Кеттелла[8]. Результаты, полученные при тестировании приведены в таблице.

Средние баллы и достоверность различий по тесту Кеттелла у курсантов и студентов

Фактор

Баллы

pd

Курсанты

Студенты

A – общительность

11,94 0,29

11,44 0,62

p>0,05

B – направленность мышления

9,05 0,24

7,85 0,41

p<0,01

C – эмоциональная устойчивость

19,64 0,37

16,15 0,79

p<0,001

E – самостоятельность в действиях

14,35 0,39

13,04 0,62

p>0,05

F – экспрессивность общения

16,07 0,31

11,85 0,70

p<0,001

G – следование общепринятым нормам

13,36 0,31

12,78 0,61

p>0,05

H – социальная активность

18,38 0,35

14,41 0,84

p<0,001

I – степень чувствительности

10,10 0,29

9,63 0,61

p>0,05

L – доверчивость

8,69 0,31

9,44 0,55

p>0,05

M – развитость воображения

9,49 0,28

9,37 0,47

p>0,05

N – утонченность поведения

10,57 0,30

10,44 0,48

p>0,05

O – степень тревожности

7,27 0,33

10,19 0,89

p<0,001

Q1 – степень консерватизма

12,36 0,28

11,93 0,57

p>0,05

Q2 – степень конформности

6,83 0,31

8,44 0,77

p<0,05

Q3 – степень самоконтроля

14,43 0,35

13,37 0,60

p>0,05

Q4 – соотношение мотивации и реально достигнутого

7,48 0,46

10,19 1,02

p<0,01

Pd – достоверность различий

Сравнительный анализ полученных результатов теста Кеттелла показал, что существуют показатели, которые в равной степени выражены как у курсантов, так у студентов. В частности, по фактору А, характеризующему общительность в малых группах, испытуемые характеризуются естественностью и непринужденностью в поведении, внимательностью, разговорчивостью, мягкосердечностью и добродушием. Фактор Е, свидетельствующий о стиле деятельности человека, в обеих группах имел высокие значения, что отражает высокую самостоятельность, самоутверждение и склонность к повышению своего статуса. Фактор G, отражающий степень следования общепринятым нормам, также имел высокие значения в группах и характеризует курсантов и студентов осознанностью соблюдения норм и правил поведения, настойчивостью в достижении цели, догматизмом и принципиальностью. По фактору I, оценивающему степень чувствительности человека, первокурсники характеризуются развитой способностью к эмпатии, сочувствием, пониманием других людей. Фактор L оценивает степень эмоционального отчуждения к окружающим и характеризует испытуемых терпимостью, уживчивостью, способностью ладить с людьми. По фактору М, оценивающему степень развитости воображения, результаты исследования отражают ориентированность обучаемых на внешнюю реальность, их добросовестность. Фактор N определяет степень утонченности человека. Полученные результаты говорят о том, что испытуемым присущи прямолинейность, наивность и естественность. Фактор Q1 оценивает степень консерватизма человека. Высокие результаты в группах свидетельствуют о любознательности, наличии интеллектуальных интересов, аналитичности мышления, способности к экспериментированию. По фактору Q3 прогнозируют степень самоконтроля – высокие результаты отражают собранность, хороший самоконтроль, целенаправленность, способность выполнять поставленные задачи. По перечисленным факторам полученные результаты не выявили различий в сравниваемых группах (p>0,05).

Проведенное нами исследование позволило выявить и достоверные (p<0,05) различия по некоторым факторам личностного опросника Кеттелла. Так по фактору В, оценивающему направленность мышления, курсанты показали более высокие баллы, свидетельствующие о более развитых интеллектуальных способностях, абстрактности мышления и сообразительности. По фактору С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость) в обеих группах выявлены высокие результаты, но курсанты характеризуются как более выдержанные, невозмутимые, работоспособные и способные следовать требованиям группы. Более высокие баллы у курсантов по фактору F, оценивающему экспрессивность общения, характеризуют данную группу энергичностью, способностью к социальным контактам. Студентам медицинского университета характерны осмотрительность, сдержанность, благоразумие и надежность. По фактору Н, отражающему степень социальной активности, у курсантов более выражены активность, авантюризм, расторможенность, готовность иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонность к риску. По фактору O оценивают степень тревожности человека: низкие оценки указывают на хладнокровие, безмятежность, уверенность в себе и своих силах, а высокие – на тревожность, депрессивность, беспокойство, чувство вины. Фактор Q2, характеризующий степень конформности человека, выше у студентов и, следовательно, им более свойственны такие качества, как поиск новых решений, независимость, инициативность, предприимчивость. Курсанты показали более низкие оценки, что свидетельствует о зависимости от группы, предпочтении работать и принимать решения вместе с другими людьми. Фактор Q4 оценивает соотношение мотивации и реально достигнутого. Курсанты характеризуются как спокойные, невозмутимые, но с низкой мотивацией личности. Студенты, напротив, обладают повышенной мотивацией, неудовлетворенностью своей деятельностью и высоко развитым стремлением к ее совершенствованию.

Таким образом, тестирование показало, что у курсантов и студентов на первом году обучения имеются различия в психологических свойствах личности, что на наш взгляд обусловленоспецифичностьювыбранной профессии.

Литература:

1. Мулик, А.Б. Комплексная оценка рисков индивидуальной дезадаптации учащихся: методические рекомендации / А.Б. Мулик, М.В. Постнова, Ю.С. Борщ, Ю.А. Шатыр. – Волгоград, 2015.

2. Булатецкий, С.В. Роль психологического отбора в становлении профессионально-значимых качеств у курсантов и студентов / С.В. Булатецкий, И.В. Хамидова // Актуальные вопросы общей патологии. – Т. I. – Рязань, 2002. – C. 69-73.

3. Булатецкий, С.В. Психологические особенности адаптации к обучению, как критерий профессионального отбора / С.В. Булатецкий // Физиология адаптации: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград, 2010. – С. 303-306.

4. Варламов, С.А. Система профессионального отбора и подготовки студентов – будущих хирургов / С. А.Варламов, В.Д.Прошляков, О. М. Рывкин. – Рязань, 2000. – 123 с.

5. Крук, В.М.Системно-ситуативный анализ психологического феномена надежности профессионала / В.М.Крук, Г.И.Семикин, А.Ю.Федотов //Человеческий капитал. – 2013. № 9 (57). – С. 66-74.

6. Дерягина, Л.Е. Взаимосвязь функциональной межполушарной асимметрии с когнитивными и перцептивными процессами человека / Л.Е. Дерягина, Е.Г. Суровяткина // Фундаментальные и прикладные проблемы нейронаук: функциональная асимметрия, нейропластичность и нейродегенерация: Материалы Второй Всероссийской конференции с международным участием. Научный центр неврологии. – Москва, 2016. – С. 73-78.

7. Булатецкий, С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... докт. мед. наук /С.В. Булатецкий. – Рязань, 2008. – 48 с.

8. Кеттелл, Р.Б. Руководство по проведению и оценке теста 16 PF / Р.Б. Кеттелл, Г.В. Эбер.– Братислава: Психодиагностика, 1968. – 34 с.

Сведения об авторах:

Булатецкий Сергей Владиславович – д.м.н., профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: dr_bsv@mail.ru

Иванчиков Александр Васильевич – доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.