РОЛЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

 

В. Б. Бандурка

профессор кафедры, канд. ист. наук, доцент

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

Россия, г. Рязань

Аннотация. Статья посвящена важной проблеме в педагогике – проблеме повышения активности студентов в обучении. В статье описаны различные уровни активности личности в обучении, понятие и отличительные особенности активного обучения. Показано влияние активных методов обучения на повышение познавательной активности и познавательной самостоятельности студентов.

Ключевые слова: обучение, активность, активное обучение, проблемность в обучении, активные методы обучения, имитационные и неимитационные занятия.

 

Проблема активности личности в обучении – одна из актуаль­ных как в педагогической науке, так и в обра­зовательной практике.

Педагоги, отмечая равнодушие у части студентов к знаниям, неже­лание учиться, низкий уровень развития познавательных интере­сов, пытаются конструировать более эффективные формы, моде­ли, способы, условия обучения. Однако, как справедливо под­метил А. Вербицкий, зачастую активизация сводится либо к уси­лению контроля за работой студентов, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных инфор­мационных технологий, резервных возможностей психики [1].

Проблема активности личности студента в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активиза­ции обучения в вузе является не увеличение объема передаваемой инфор­мации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприя­тий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него студента на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обуслов­ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава­тельной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю­щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специ­альную работу по его закреплению и, наконец, овладение мате­риалом, т. е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяются три уровня активности:

- активность воспроизведения – характеризуется стремлением студента понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу;

- активность интерпретациисвязана со стремлением студента постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

- творческая активностьпредполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятель­ный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в учебном процессе вуза, в которых студент может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, про­граммированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2].

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

- принудительная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время вовлечения студента в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

- постоянное взаимодействие студентов и преподавателя с по­мощью прямых и обратных связей [3].

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной дея­тельности, без которой нет движения вперед в овладения знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и на­выков самостоятельно го умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного общества их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразова­ния, а это требует от человека познавательной активности и само­стоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци­ональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стрем­ление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентиро­ваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям дру­гих, независимость собственных суждений. Познавательная актив­ность и познавательная самостоятельность – качества, характеризу­ющие интеллектуальные способности студентов к учению. Как и другие способности, они проявляются и развираются в деятельно­сти. Отсутствие условий для проявления активности и самостоя­тельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого на­чала процесса обучения в вузе, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

Важнейшим средством активизации личности в обучении высту­пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин – «метод активного обучения» (МАО), что озна­чает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Но­вик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения [4]. Те или иные группы методов определяют со­ответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или

имита­ционное.

Характерной чертой неимитационных занятий (проблемные лекции и семинары, мозговая атака, педагогические игровые упражнения, дискуссии, «круглый стол») является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между преподавателем и студентами.

Отличительной чертой имитационных занятий является на­личие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов – разделение их на игровые (ролевые, деловые, проблемные, учебные и оргдеятельностные игры, игровое проектирование, блиц-игры и мини-игры, компьютерные игры) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, тренинг). Методы, при реализации которых обучаемые должны играть опре­деленные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной дея­тельности. При этом значительно усиливаются мотивация и ак­тивность обучения [5].

Таким образом, активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение пред­полагает использование такой системы методов, которая направле­на главным образом не на изложение преподавателем готовых зна­ний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 

Литература:

1 Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991. – С. 82.

2 Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М., 1991. – С. 85.

3 Педагогические технологии: учебное пособие / под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е перераб.  и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 92.

4 Педагогические технологии: учебное пособие / под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е перераб.  и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 93.

5 Педагогические технологии: учебное пособие / под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е перераб.  и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 95.

 

 

THE ROLE OF THE ACTIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
V. B. Bandurka

 

Abstract. The article is devoted to the important problem of pedagogy – problem of increasing the activity of students in learning. The article describes different levels of activity of the individual in learning the concept and distinctive features of active learning. Shows the effect of active learning methods to increase cognitive activity and cognitive independence of the students.

Key words: learning activity, active learning, problem learning, active learning methods, simulation and naimisharanya classes.

                                                        References:
          1 Verbitsky, A. A. Active learning in higher school: contextual approach. – M., 1991. – P. 82.

2 Verbitsky, A. A. Active learning in higher school: contextual approach. – M., 1991. – P. 85.

3 Educational technology: textbook / edited by V. S. Kukushkin. – Ed. 4-e]. – Rostov n/D: Feniks, 2010. – P. 92.

4 Educational technology: textbook / edited by V. S. Kukushkin. – Ed. 4-e]. – Rostov n/D: Feniks, 2010. – P. 93.

5 Educational technology: textbook / edited by V. S. Kukushkin. – Ed. 4-e]. – Rostov n/D: Feniks, 2010. – P. 95.