ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

И.А. Никулина

Преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, г. Рязань

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью в предупреждении преступлений. В процессе изучения обозначенной проблемы автором рассматриваются подходы к пониманию указанного вопроса.

Ключевые слова: коррупция, медицина, медицинский работник, оперативно-розыскная деятельность.

 

Коррупция в медицине неискоренима, пока она существует в «макромире», считает министр здравоохранения России Вероника Скворцова.«На самом деле это проблема не только для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть коррупция, будет коррупция в медицине, это понятно», – ответила она на жалобу депутата из ЛДПР о медицинском персонале, который намекает больным на оплату услуг в ускоренном порядке без очередей.Министр пообещала разобраться в ситуации с правоохранительными органами, еще раз напомнив, что первопричина коррупции находится не в этой области.«Поэтому ну, извините, наследие такое», – заключила Скворцова [1].

Коррупция на муниципальном уровне зачастую воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом [2].В данной статье подлежит рассмотрению вопрос, касающийся профилактической деятельности оперативных подразделений в сфере медицины.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Она непосредственно направлена на обеспечение задач уголовного судопроизводства, то есть на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, что требует быстрого и полного раскрытия всех преступлений, в том числе в сфере медицины. В частности, в области оказания услуг медицинскими работниками.

Предупреждение коррупционных преступлений оперативно-розыскными мерами весьма действенное и перспективное направление. По сравнению с уголовно-процессуальными методами раскрытия, оперативно-розыскные мероприятия отличаются большей эффективностью. Данный метод предупреждения и раскрытия преступлений на любом этапе уголовного судопроизводства позволяет достичь поставленных целей в более сжатые сроки с наименьшими материальными и моральными потерями. Такое направление работы правоохранительных органов обеспечивает предупреждение наступления вредных последствий.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются не только средства принуждения, но и в некоторой степени средства оперативно-профилактического воздействия.Они обеспечивают раннее предупреждение коррупционных преступлений в том числе и в сфере медицины.     Профилактическую деятельность оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции можно рассматривать в двух формах:

1) самостоятельное проведение профилактики и использование гласных и негласных методов и средств;

2) использование криминологически значимой информации, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий как для проведения обще профилактических мероприятий, так и для проведения основных направлений индивидуальной профилактики в отношении конкретных работников, осуществляющих свою деятельность.

Деятельность оперативных сотрудников по предупреждению коррупционных преступлений в сфере медицины заключается в выявлении причин их порождающих, и условий, им способствующих, с последующей разработкой мер по их предупреждению. Кроме того, она включает в себя выявление как медицинских работников, от которых можно ожидать совершения преступления, так и граждан, которые попадают в зависимое положение от врача, требующего денежное вознаграждение, за услуги, которые он обязан оказывать бесплатно (коррупционная цепочка врач – пациент) [3].

Некоторый акцент хотелось бы сделать на таком понятии, как оперативно-профилактическая информация – как средство обеспечения полной и своевременной постановки на оперативный и профилактический учеты лиц, склонных к совершению преступлений, а также устранения или нейтрализация криминогенных факторов. Решение ряда задач, направленных на эффективное предупреждение совершения преступлений в сфере медицины, в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения, предполагающих сбор и систематизацию сведений о социально-экономической и криминологической характеристиках объектов, результатах оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

В действующий Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 291.2 – мелкое взяточничество. Признаком, отделяющим мелкое взяточничество от составов, предусмотренных ст. 290 и ст. 291 УК РФ, является размер взятки – до 10 тысяч рублей. Ввиду небольшой тяжести данного преступления расследование уголовных дел передано органам дознания, а подсудность закреплена за мировыми судьями.

Сергей Иванов в Кремле на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 года заявил: «Статистика показывает, что по подавляющему большинству приговоров о даче взятки или получению взятки объем взятки составляет менее 10 000 руб. Статистика раздувается. Таким образом, создается лишь видимость борьбы с коррупцией по очень мелким случаям взяток. По данным судебного департамента при Верховном суде, размеры взяток по коррупционным делам, доходящим до суда, остаются скромными: в 2014 г. в 80% случаев осуждения размер взятки не превышал 10 000 руб.» [4].

Несомненно, введение в законодательный акт данный нормы, влечет за собой последствия как для гражданина, так и для системы правоохранительных органов в части, касающейся борьбы с коррупционными проявлениями в обществе. Для гражданина несомненно смягчение наказания за взяточничество несет на себе гуманистический характер новеллы. Данной нормой права обеспечивается дифференциация наказания.

В части, касающейся деятельности правоохранительных органов, в статистике появляется отдельная строка и изменяется подследственность производства по уголовным делам. Данные факторы могут послужить побудительным мотивом для правоохранительных органов в части выявления коррупционных преступлений, в частности взяток в крупном и особо крупном размере. Однако введение указанной статьи может явиться фактором, ограничивающим деятельность правоохранительных органов, направленную на предупреждение преступлений, связанных с коррупционной направленностью. Прежде все следует рассмотреть такое ограничение как получение решения суда на проведение процессуальных действий. Некоторые авторы положения ФЗ «Об ОРД» относят к административным нормам, то есть к условиям, при наличии которых действия лиц, проводящих оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничениями прав граждан, являются правомерными.Отмечается также необходимость придания материальной природы таким положениям [5].

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проведение оперативного эксперимента и прослушивание телефонных и иных переговоров допускается при осуществлении проверки сообщений о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких или производстве расследования преступлений указанной категории. Мелкое взяточничество относится к преступлениям небольшой тяжести, т.к. срок лишения свободы в санкции в ч. 1 ст. 291.2 УК РФ не превышает 1 года, а в ч. 2 – 3 лет. Следовательно, оперуполномоченные и дознаватели могут испытывать затруднения при осуществлении проверки сообщения о преступлении и расследования дела о получении или даче мелкой взятки без обращения к оперативному эксперименту и прослушиванию телефонных переговоров, длительное время используемых в качестве основных средств выявления таких преступлений, профилактической работы в последующем, а также формирования доказательственной базы.

Таким образом, проблему коррупции в сфере медицины невозможно решить только методами устрашения, либо различными мероприятиями, направленными на создание нетерпимости общества к данному социальному явлению. Требуется проведение целостного комплекса социально-экономических, идеологических, организационных и в первую очередь правовых мер. Вся сфера медицины, особенно та ее часть, которая связана с оказанием медицинских услуг населению, должна быть перестроена таким образом, чтобы максимально исключить условия существования «теневого» рынка медицинских услуг.

Литература:

1. Скворцова В. Пока есть коррупция, будет коррупция и в медицине [Электронный ресурс] // URL: http: // www.gazeta.ru/ (дата обращения 20.12.2016).

2. Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты / Е.А. Маслакова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 24-26.

3. Никулина И.А. Специально-криминологические и индивидуально- профилактические меры предупреждения коррупционных преступлений в сфере медицины / И.А.Никулина // Российский научный журнал. 2015. № 5 (48). С. 294-299.

4. См.: URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/01/26/625539-putin-korruptsiyu(дата обращения 20.12.2016).

5. Крыканов В.Е. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий //Проблемы применения уголовного закона при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Материалы Регионального круглого стола. Рязань, 2015. С. 102-103.

Сведения об авторе:

Никулина Ирина Анатольевна – преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, e-mail: 89537471711@yandex.ru