ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
И.А. Никулина
Преподаватель
кафедры уголовного процесса и криминалистики, Рязанский филиал Московского
университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, г. Рязань
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с
оперативно-розыскной деятельностью в предупреждении преступлений. В процессе
изучения обозначенной проблемы автором рассматриваются подходы к пониманию
указанного вопроса.
Ключевые слова: коррупция, медицина, медицинский работник, оперативно-розыскная
деятельность.
Коррупция в медицине
неискоренима, пока она существует в «макромире», считает министр
здравоохранения России Вероника Скворцова.«На самом деле это проблема не только
для медицины, медицина – это микромир, который отражает макромир, пока есть
коррупция, будет коррупция в медицине, это понятно», – ответила она на жалобу
депутата из ЛДПР о медицинском персонале, который намекает больным на оплату
услуг в ускоренном порядке без очередей.Министр пообещала разобраться в
ситуации с правоохранительными органами, еще раз напомнив, что первопричина
коррупции находится не в этой области.«Поэтому ну, извините, наследие такое», –
заключила Скворцова [1].
Коррупция на муниципальном уровне зачастую
воспринимается большинством населения как обычное явление, что оказывает
разлагающее влияние на все стороны местного сообщества и государства в целом
[2].В данной статье подлежит рассмотрению вопрос, касающийся профилактической
деятельности оперативных подразделений в сфере медицины.
В
соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») задачами оперативно-розыскной деятельности
являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. Она
непосредственно направлена на обеспечение задач уголовного судопроизводства, то
есть на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от
преступлений, что требует быстрого и полного раскрытия всех преступлений, в том
числе в сфере медицины. В частности, в области оказания услуг медицинскими
работниками.
Предупреждение
коррупционных преступлений оперативно-розыскными мерами – весьма
действенное и перспективное направление. По сравнению с
уголовно-процессуальными методами раскрытия, оперативно-розыскные мероприятия
отличаются большей эффективностью. Данный метод предупреждения и раскрытия
преступлений на любом этапе уголовного судопроизводства позволяет достичь
поставленных целей в более сжатые сроки с наименьшими материальными и моральными
потерями. Такое направление работы правоохранительных органов обеспечивает
предупреждение наступления вредных последствий.
При
осуществлении оперативно-розыскной деятельности используются не только средства
принуждения, но и в некоторой степени средства оперативно-профилактического
воздействия.Они обеспечивают раннее предупреждение коррупционных преступлений в
том числе и в сфере медицины. Профилактическую
деятельность оперативных подразделений по борьбе с экономическими
преступлениями и противодействия коррупции можно рассматривать в двух формах:
1) самостоятельное
проведение профилактики и использование гласных и негласных методов и средств;
2) использование
криминологически значимой информации, полученной в ходе оперативно-розыскных
мероприятий как для проведения обще профилактических мероприятий, так и для
проведения основных направлений индивидуальной профилактики в отношении
конкретных работников, осуществляющих свою деятельность.
Деятельность
оперативных сотрудников по предупреждению коррупционных преступлений в сфере
медицины заключается в выявлении причин их порождающих, и условий, им
способствующих, с последующей разработкой мер по их предупреждению. Кроме того,
она включает в себя выявление как медицинских работников, от которых можно
ожидать совершения преступления, так и граждан, которые попадают в зависимое
положение от врача, требующего денежное вознаграждение, за услуги, которые он
обязан оказывать бесплатно (коррупционная цепочка врач – пациент) [3].
Некоторый
акцент хотелось бы сделать на таком понятии, как оперативно-профилактическая
информация – как средство обеспечения полной и своевременной постановки на
оперативный и профилактический учеты лиц, склонных к совершению преступлений, а
также устранения или нейтрализация криминогенных факторов. Решение ряда задач,
направленных на эффективное предупреждение совершения преступлений в сфере
медицины, в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения,
предполагающих сбор и систематизацию сведений о социально-экономической и
криминологической характеристиках объектов, результатах оперативно-розыскных и
профилактических мероприятий.
В действующий Уголовный
кодекс Российской Федерации введена статья 291.2 – мелкое взяточничество. Признаком, отделяющим мелкое
взяточничество от составов, предусмотренных ст. 290 и ст. 291 УК РФ, является
размер взятки – до 10 тысяч рублей. Ввиду небольшой тяжести данного
преступления расследование уголовных дел передано органам дознания, а
подсудность закреплена за мировыми судьями.
Сергей
Иванов в Кремле на заседании Совета по противодействию коррупции 26 января 2016
года заявил: «Статистика показывает, что по подавляющему большинству приговоров
о даче взятки или получению взятки объем взятки составляет менее 10 000 руб.
Статистика раздувается. Таким образом, создается лишь видимость борьбы с
коррупцией по очень мелким случаям взяток. По данным судебного департамента при
Верховном суде, размеры взяток по коррупционным делам, доходящим до суда,
остаются скромными: в 2014 г. в 80% случаев осуждения размер взятки не превышал
10 000 руб.» [4].
Несомненно, введение в законодательный акт данный нормы,
влечет за собой последствия как для гражданина, так и для системы
правоохранительных органов в части, касающейся борьбы с коррупционными проявлениями
в обществе. Для гражданина несомненно смягчение наказания за взяточничество
несет на себе гуманистический характер новеллы. Данной нормой права обеспечивается дифференциация наказания.
В части, касающейся деятельности правоохранительных органов,
в статистике появляется отдельная строка и изменяется подследственность
производства по уголовным делам. Данные факторы могут послужить побудительным
мотивом для правоохранительных органов в части выявления коррупционных
преступлений, в частности взяток в крупном и особо крупном размере. Однако
введение указанной статьи может явиться фактором, ограничивающим деятельность
правоохранительных органов, направленную на предупреждение преступлений,
связанных с коррупционной направленностью. Прежде все следует рассмотреть такое
ограничение как получение решения суда на проведение процессуальных действий.
Некоторые авторы положения ФЗ «Об ОРД» относят к административным нормам, то
есть к условиям, при наличии которых действия лиц, проводящих
оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничениями прав граждан, являются
правомерными.Отмечается также необходимость придания материальной природы таким
положениям [5].
Так, в
соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проведение оперативного эксперимента и
прослушивание телефонных и иных переговоров допускается при осуществлении проверки
сообщений о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких или
производстве расследования преступлений указанной категории. Мелкое
взяточничество относится к преступлениям небольшой тяжести, т.к. срок лишения
свободы в санкции в ч. 1 ст. 291.2 УК РФ не превышает 1 года, а в ч. 2 – 3 лет.
Следовательно, оперуполномоченные и дознаватели могут испытывать затруднения
при осуществлении проверки сообщения о преступлении и расследования дела о
получении или даче мелкой взятки без обращения к оперативному эксперименту и
прослушиванию телефонных переговоров, длительное время используемых в качестве
основных средств выявления таких преступлений, профилактической работы в
последующем, а также формирования доказательственной базы.
Таким
образом, проблему коррупции в сфере медицины невозможно решить только методами
устрашения, либо различными мероприятиями, направленными на создание
нетерпимости общества к данному социальному явлению. Требуется проведение
целостного комплекса социально-экономических, идеологических, организационных и
в первую очередь правовых мер. Вся сфера медицины, особенно та ее часть,
которая связана с оказанием медицинских услуг населению, должна быть
перестроена таким образом, чтобы максимально исключить условия существования
«теневого» рынка медицинских услуг.
Литература:
1. Скворцова В. Пока есть коррупция, будет
коррупция и в медицине [Электронный ресурс] // URL: http: // www.gazeta.ru/ (дата обращения 20.12.2016).
2. Маслакова Е.А. Коррупция
в органах местного самоуправления: криминологические аспекты / Е.А. Маслакова //
Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4. С. 24-26.
3.
Никулина И.А. Специально-криминологические и индивидуально- профилактические
меры предупреждения коррупционных преступлений в сфере медицины / И.А.Никулина //
Российский научный журнал. 2015. № 5 (48). С. 294-299.
4. См.:
URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/01/26/625539-putin-korruptsiyu(дата обращения 20.12.2016).
5.
Крыканов В.Е. Уголовно-правовая охрана неприкосновенности жилища при проведении
оперативно-разыскных мероприятий //Проблемы применения уголовного закона
при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Материалы Регионального круглого стола.
Рязань, 2015. С. 102-103.
Сведения об авторе:
Никулина Ирина
Анатольевна – преподаватель
кафедры уголовного процесса и криминалистики Рязанского филиала Московского
университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, e-mail:
89537471711@yandex.ru