РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Таравков А. Б.

Финансовый Университет при Правительстве РФ, Россия, г. Липецк

 

         Аннотация.В данной статье рассмотрены антироссийские санкции, установленные европейскими странами. Выявлены причины введения санкций, рассмотрены этапы введения, а также последствия санкций как для России, так и для стран европейской зоны. Проанализировано влияние санкций на жизнь граждан Росси.

         Ключевые слова: санкции, пакет санкций, эмбарго, стоп-список, правительство РФ.

«Они не унизить нас хотят, они хотят нас подчинить,

хотят за наш счёт решать свои проблемы.

Хотят подчинить нас своему влиянию.

Никогда ни у кого в истории в отношении России

этого не получалось и ни у кого не получится.»

В. В. Путин

         Российская экономика, политика всегда развивались своим особым путем, не похожим на остальные. Киевская Русь, Московская Русь, Российская Империя, СССР и наконец Россия идут своим особым путем, который полон препятствий. Такими препятствиями были экономический кризис 2008 года и в настоящее время антироссийские санкции, которым подверглась российская экономика в 2014 году. Так как же живет российская экономика в условиях санкций? На этот вопрос постараемся ответить в данной статье.

         Что послужило причиной санкций знают все – революция на Украине и по заявлению западных политиков аннексия Россией Крыма. В связи с этим, санкции имеют несколько целей:

1)    ослабить российскую экономику;

2)    оказать давление на Россию с целью изменения её позиции по крупным международным вопросам.

Согласно международному праву, вводить санкции в отношении любой страны возможно только с одобрения Совбеза ООН, однако США и ЕС зачастую нарушают эти правила. Но не будем вдаваться в политику. Рассмотрим экономическую сторону данной проблемы.

         В настоящее время против России действует целый пакет санкций в экономике в связи с событиями на Украине. Как считают многие отечественные, так и западные экономисты, антироссийские санкции не выполнили свои цели (цели были названы выше), а только наносят вред экономикам стран, которые ввели данные ограничения. Санкции в своем роде активно подстегнули развитие импортозамещения.

Но все же стоит отметить, что все же санкции оказывают отрицательное влияние на экономику России – в 2015 году из-за санкций ВВП упал на 4%.

         Большая проблема заключается в том, что принятые санкции ограничивают российским банкам и компаниям доступ к рынкам капитала ЕС, затрагивают сырьевую сферу, ОПК и авиастроение. Также был составлен так называемый «черный список», куда вошел ряд российских предпринимателей и организаций.

         Удивительная складывается ситуация: новый пакет санкций был принят сразу же после подписания Минских соглашений, в которых благодаря усилиям России удалось добиться перемирия в Донбассе.

         Экономические санкции разделяют на 3 этапа: санкции 2014 года, санкции 2015 года и санкции 2016 года. О каждом этапе стоит коротко рассказать.

         Санкции 2014 года – первый период санкций, и, по оценкам экономистов, самый тяжелый, т.к. никто не мог предположить переворот на Украине, смену власти и как следствие санкции.

         Политики считают, что переворот на Украине был на руку властям США, но они столкнулись с тем, что не совсем все идет по их плану, а именно то, что действия России шли в разрез с их планами. В ответ на это, США вводят первый пакет санкций. Он пока что коснулся высокопоставленных политиков. Буквально на следующий же день ЕС ввел подобные ограничения.

          С каждым днем список стран, присоединившихся к санкциям стал расширяться. В итоге, в этот список вошли такие люди, как: Валентина Матвиенко, Сергей Нарышкин, Владимир Жириновский и т.д. Но этим не ограничились. В санкционный список стали входить российские компании и банки. В общей сложности, в данный список вошло более 100 физических и 30 юридических лиц, что естественно подрывало российскую экономику.

         Уже к концу 2014 года Россия мужественно держала натиск ЕС в экономической сфере.

         Санкции 2015 года – связаны с расширением так называемого черного списка, в который включаются все новые физические и юридические лица.

         4 марта 2015 года президент США Б. Обама ввел чрезвычайное положение в отношение России, назвав РФ «необычной и экстраординарной угрозой безопасности и внешней политике США». В связи с этим экономические ограничения были продлены на 1 год.

         13 марта ЕС принимает решение продлить санкции до 15 сентября 2015 года. В санкционный список уже входило 150 частных и 37 юридических лиц.

         Росфинмониторинг ввёл банковские санкции против 41 страны.

22 июня 2015 года Европейские санкции против России были продлены до 31 января 2016 года. В ответ Россия продлила на год ответные ограничения против стран, принявших санкции.

         Такой поворот событий стал от части неожиданным для стран Европы.

         Но к концу года наступает «оттепель после долгих репрессий». Страны Европы заговорили о возможном смягчении антироссийских санкций. Эти смягчения должны были коснуться Российский Космических предприятий, т.к. ЕС нуждался в их разработках для продолжения деятельности своей космической программы.

         Конец 2015 года от части можно назвать «Коренным переломом». Несмотря на расширение черного списка (в него уже входили 184 физических и 71 юридическое лицо), стало заметно, что ЕС само загоняет себя в угол, и что политики частично готовы отменить санкции, а некоторые страны выступают за полную отмену.

         Санкции 2016 года. Несмотря на то что год еще не окончен, он является наиболее интересным в плане действий и заявлений политиков стран ЕС.

         3 марта 2016 года США заявило о продлении санкции на неопределенный срок. Политики США возможно начинают понимать, что их антироссийская политика не приносит желаемых результатов.

         Данный год не ознаменован особо громкими заявлениями. Кроме одного, в котором говорится о том, американские власти отменили часть санкций против Рособоронэкспорта, которые затрагивают контракты на техническое обслуживание вертолетов Ми-17 в Афганистане.

Теперь стоит поговорить о том, какими же были ответные меры России на сложившуюся ситуацию.

Правительство РФ не однократно заявляло о бессмысленности политики давления, а также о том, что на подобные действия будет дан соответствующий отпор.

         Весной 2014 года был принят «стоп-список» (ответ на «черный список» стран Европы).

         6 августа 2014 года – продуктовое эмбарго - запрет на импорт продовольствия из стран, которые ввели экономические ограничения. Данное решение преследовало как минимум 2 задачи: поддержка отечественных товаропроизводителей и сократить влияние европейских товаропроизводителей на российском рынке.

         Как всегда, ответ США не заставил себя долго ждать. США утверждают, что введение Россией продуктового эмбарго против США и ЕС является нарушением всех принципов ВТО. Но о том, что сами санкции Запада нарушают все принципы ВТО, Америка как всегда «не договаривает».

         Июнь 2016 года – продление продуктового эмбарго России до 1 января 2018 года.

         Теперь остановим внимание на итогах санкций и контрсанкций:

1.    Рост импорта из США на 20% и падение импорта из ЕС на 10%. Таким образом, хорошо видно, что от санкций ущерб несет в большей степени Европа, а не США.

2.    Большой ущерб от эмбарго европейских фермеров – одна из причин по которой ряд европейских стран выступает против санкций в отношении России.

3.    Огромные убытки стран ЕС ввиду санкций (ущерб по приблизительным расчетам оценивается более чем в 5 млрд евро, в общей сложности около 100 млрд евро).

4.    Импортозамещение, развитие отечественных товаропроизводителей.

5.    Отмена строительства газопровода «Южный поток», что означает еще большие экономические потери Европы (по приблизительным расчетам 350-400 млрд евро в год).

6.    Разворот российской экономики на Восток, где партнерами России стал Китай и ряд других восточных стран, отказавшихся ввести санкции.

7.    Разногласия по поводу санкций приводит к расколу само ЕС.

8.    Трудности российской экономики, ввиду инфляции и падения курса рубля.

Также стоит обратить внимание на то, как же к санкциям относятся сами западные страны, что пишут и передают их СМИ.

В последнее время западные СМИ все больше отражают влияние «третьей стороны» в украинском кризисе. Попытки ЕС и США повлиять на украинский кризис не приносят результатов: санкции против России несут лишь ущерб тем, кто их продляет, но и финансовую помощь Украине никто оказывать не думает. Сама ситуация начинает уже развиваться без участия западных политиков, ввиду отсутствия у них единого мнения.Некоторые обозреватели «Financial Times», «TheWashingtonPost»отмечают, что процесс выработки решения по Украине бьёт по самому ЕС так же сильно, как и экономический кризис. Так же отмечается, что у европейских политиков нет единого решения продлевать санкции или же отменить. Американский журнал «Foreign Policy» отмечает, что в случае присоединения Крыма, изоляция России – цена, которую она заплатит, значительно увеличится по сравнению с тем, что имеется сейчас. Единственные меры, которые приняли США, чтобы наказать Россию, были довольно умеренными.

Как мы можем видеть – неопределённость и беспомощность западных стран не могут скрыть ведущие западные издания.

Рассмотренные выше вопросы и мнения касались мировой экономики и экономики России в целом. Но необходимо так же остановить внимание на том, каким же образом санкции оказывают влияние на граждан России?

Нет сомнений в том, что Правительство страны во главе с В.В.Путиным и Д.А.Медведевым старается сделать все возможное, чтобы стабилизировать положение. Но все эти меры не могут обеспечить главного проявления очередного экономического кризиса – падения благосостояния россиян.

Если рассматривать всех граждан в целом, то санкции не сильно ударили, но их влияние все же ощущается. А если рассматривать отдельно взятого человека, то тут гораздо сложней. Зависит от того, какой был доход у гражданина, как тратились денежные средства, сколько источников дохода было в семье, сколько членов семьи работало и т.д.

В целом же, наблюдается рост цен на продукты питания, при том, что зарплаты остаются на прежнем уровне, рост процентов по кредитам, что ограничивает доступность кредита, наблюдается от части бесконтрольный рост тарифов ЖКХ. С 1 июня 2017 года грядет очередное повышение на 5% всех платежей, что в очередной раз «ударит по карману». Не только остро стоит вопрос в сфере услуг, но также и в социальной, сфере здравоохранения, вопрос пенсии и о дальнейшей судьбе России в целом.

В настоящее время перед государством стоят сложные задачи, довольно большой масштаб вызовов, на которые надо достойно ответить, особенно в условиях ограничения – все это требует точных, безошибочных действий. Лишь преодолев все эти вызовы, можно будет увидеть не только образы новой экономики, но и вполне ощутимые результаты.

 

 

Список литературы

1.    Официальный сайт Центрального банка России - http://www.cbr.ru (дата обращения 1.10.16 – 1.11.16)

2.    Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации - http://www.economy.gov.ru (дата обращения 1.10.16 – 1.11.16)

3.    Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации - http://www.minfin.ru (дата обращения 1.10.16 – 1.11.16)

4.    Официальный сайт Российской газеты - https://www.rg.ru (дата обращения 1.10.16 – 1.11.16):

·       «Санкции делу не помогут» (26.10.16)

·       «Италия сказала нет» (23.10.16)

·        «Лавров: Россия ответит на новые санкции США, если они будут ведены (25.10.16)

·        «МИД РФ: У России готова серия ответов на новые санкции США» (24.10.16)

·       «Италия блокировала принятие новых санкций против России» (21.10.16)

·       «Евросоюз не сумел принять санкции в отношении России» (21.10.16)

 

Сведения об авторе:

Таравков Антон Борисович – студент Финансового Университета при Правительстве РФ (липецкий филиал). Е-mail: tony.taravkoff@yandex.ru.