ПЕРФЕКЦИОНИЗМ И ИПОХОНДРИЯ

Ларских М. В., Филиппова Т.В., Куташов В.А.

Воронежский областной клинический неврологический диспансер, Россия, г. Воронеж, кафедра психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению связи между перфекционизмом и ипохондрической фиксацией личности. Также показанасвязть между типом мышления и ипохондрической фиксацией личности.

Ключевые слова: перфекционизм, ипохондрия, ипохондрическая фиксация личности.

Актуальность изучения феномена перфекционизма обусловлена наличием многочисленных работ как зарубежных, так и отечественных ав­торов, которые рассматривают вышеупомянутый феномен как фактор эмо­циональных нарушений и межличностных проблем: низкой самооценки (J.Ashby, Р. Slanay, К. Rise); неадаптивного копинга(G. Flett, F. Russo, Р. Hewitt); семейных конфликтов (DBums, AHabke, A. Marie, Р. Hewitt, G. Flett); депрессии и тревоги (Р. Hewitt, G. Flett, Н.Г. Гаранян, Т.Ю. Юдее- ва); избегающего поведения (J.B. Burka, G. Flett, К. Blankstein, Р. Hewitt, S. Kolcdin), эмоционального выгорания (F. FlettP. Hewitt, C. Hallctt, M.B. Ларских); социальной фобии (P. Bieling, L. Alden); суицидальных тенденций (M. Hollender, J. Delisle, R. Baumeister) [1; 2; 4; 5; 6].

Целью нашего исследования является выявление зависимости между уровнем перфекционизма личности и ипохондрической фиксаци­ей личности.

Под перфекционизмом мы понимаем психологическую характери­стику, включающую в себя высокие требования, предъявляемые лично­стью к себе, своей деятельности, другим людям и миру в целом, которые сопровождаются жесткими когнитивными концепциями и убеждениями.

Являясь так же личностной характеристикой, ипохондрическая фик­сация выявляет мотивационную направленность личности на соответствие нормативным критериям в сфере физиологических функций своего орга­низма [3]. Повышенное внимание к себе, беспокойство за состояние своего физического здоровья и поглощенность внимания собственными сомати­ческими процессами сочетается с длительным, тщательным самонаблюде­нием и формированием объясняющей концепции своего заболевания.

Гипотезы исследования:

1.                 Уровень перфекционизмав группе испытуемых с ипохондрической фиксацией значимо выше по сравнению с испытуемыми без ипохон­дрической фиксации.

2.                 Уровень перфекционизма личности имеет прямую корреляционную зависимость с уровнем ипохондрической фиксации личности.

Выборка и методы.

В исследовании приняли участие 64 испытуемых (45 женщин и 19 мужчин). Экспериментальную группу составили испытуемые с ипохон­дрической фиксацией (шкала «ипохондрии» выше 70 баллов, 34 человека), контрольную группу составили испытуемые без ипохондрической фикса­ции (шкала «ипохондрии» ниже 60 баллов, 30 человек).

Были использованы следующие методики:

Опросник СМИЛ (Л.Н. Собчик, 1971 г.) (Стандартизированный Многофакторный Метод Исследования Личности) [3]. СМИЛ предназна­чен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенно­стей, а также диагностики степени адаптированности, изучения актуально­го состояния и выявления устойчивых профессионально важных склонно­стей. Основными шкалами СМИЛ являются: 1) шкала ипохондрии (HS); 2) шкала сниженного настроения (D); 3) шкала демонстратавности (Ну); 4) шкала импульсивности (Pd); 5) шкала мужественности-женственности (Mf); 6) шкала ригидности (Ра); 7) шкала тревожности (Pt); 8) шкала инди­видуалистичности(Sc); 9) шкала оптимизма (Ма); 10) шкала социальной интроверсии (S).

Опросник Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой [1], тестирующий наряду с высокими личностными стандартами, параметры когнитивных искажений. Опросник состоит из 5 шкал: 1) «восприятие других, как деле­гирующих высокие ожидания (персонализация)» - отражает субъективное ощущения того, что окружающие люди ждут от респондентов очень многого; 2) «завышенные притязания и требования к себе» - отражают склон­ность к постановке трудных целей и задач; 3) высокие стандарты деятель­ности при ориентировки на полюс «самых успешных» при ревнивом срав­нении себя с другими; 4) дихотомическая оценка результата работы по принципу «все или ничего» (поляризованное мышление); 5) селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (негативное селектирование).

Для количественной обработки результатов исследования применял­ся пакет статистических программ STATPLUS2009.

Результаты.

Так как выборки являются независимыми, для оценки значимости различий мы применяли непараметрическийU-критерий Манна-Уитни.

Сравнения средних показателей методик в экспериментальной

и контрольной группе

Шкалы опросника перфекционизма

Экспериментальная группа (п = 34)

Контрольная группа (п = 30)

М

SD

м

SD

Восприятие других людей как делегирующих высокие требования

15,6

5,3

10,1

5,6

Завышенные притязания и требова­ния к себе

13,4

4,6

12,9

4,0

Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» (при постоянном ревни­вом сравнении себя с другими)

9,7

5,3

8,6

3,7

Селектирование информации о соб­ственных неудачах и ошибках

11,5

0,3

5,8

3,1

Поляризированное мышления по типу «все или ничего»

10,3

4,3

6,1

2,5

Общий показатель перфекционизма

60,5

12,4

43,3

12,5

Примечание: М- среднее значение; SP- стандартное отклонение; Жирным шрифтом выделены статистически значимые межгруппо­вые различия (р<0,01).                 

 


Так как исследования в исследуемой популяции имело нормальный вид, и данные были приведены в интервальной шкале, то для расчета силы и направления линейной зависимости между общим уровнем перфекцио­низма, показателями шкал перфекционизма и уровнем шкалы «ипохон­дрии» опросника СМИЛ был использован коэффициент линейной корре­ляции Пирсона при уровне значимости р< 0,01.

Коэффициеты корреляции Пирсона между уровнем перфекционизмаи уровнем ипохондрии

Шкалы опросника перфекционизма

Коэффициеты корреляции Пирсона

Восприятие других людей как делегирующих вы­сокие требования

0,2

Завышенные притязания и требования к себе

 

Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» (при постоянном ревнивом сравнении себя с другими)

 

Селектирование информации о собственных не­удачах и ошибках

0,54

Поляризированное мышления по типу «все или ничего»

0,67

Общий показатель перфекционизма

0,12

 


Выводы.

Сравнение средних показателей методик в контрольной и экспери­ментальной группе, свидетельствуют о том, что испытуемые с ипохондри­ческой фиксацией значимо чаще имеют черно-белое, дихотомичное мыш­ления по типу «все хорошо - все плохо». Можно предположить, что дан­ный тип мышления является когнитивной предпосылкой для развития ипохондрической симптоматики, так как, с одной стороны, при малейшем соматическом неблагополучии личность рассматривает свое состояние как «очень плохое». С другой стороны, у личности с ипохондрической фикса­цией присутствует выраженная тенденция добиваться только идеального состояния своего здоровья, совершенных анализом, идеального самочув­ствия. То есть человек озабочен тем, чтобы, к примеру, ходить в туалет каждый день в одно и то же время. Если же случился в этом «графике» сбой хотя бы на пару часов - он начинает пить крепительное или слаби­тельное. Бывают целые семьи, где подобная физиология поставлена на строгий контроль, и в результате возникает некий «культ идеального, пра­вильного функционирования организма». И если стал чуть частить пульс или иногда кружиться голова - это становится предметом заботы и темой для очередной беседы с участковым терапевтом.

Кроме того, в экспериментальной группе значимо чаще отмечается «негативноеселектирование», т.е. склонность помнить свои неудачи и не­приятности. У испытуемых с ипохондрической фиксацией это проявляется в том, что они долго помнят свои болезни и при малейшем недомогании автоматически вспоминают свое соматические расстройство («вот и моя пневмония в прошлом году тоже начиналась с насморка и я так же тяжело буду болеть в этот раз»).

Но общий уровень перфекционизма личности имеет слабо выражен­ную корреляционную связь с ипохондрической фиксацией личности, по­этому психокоррекционная работа психолога и психотерапевта с этой группой испытуемых должна быть направлена именно на изменения не­адаптивных когнитивных схем - «я должен всегда чувствовать себя хоро­шо» и на умении помнить свои успехи, достижения, периоды хорошего самочувствия.

Литература

1.        Гаранян, Н. Г. Перфекционизм, депрессия и тревога / Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева //Московский психотерапевтический журнал. – 2001. – Т. 4. – С. 18-48.

2.        Ларских, М. В. Исследование перфекционизма личности в профессиональной деятельности учителя / М.В. Ларских //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 86. – №. 6.\

3.        Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л.Н. Собчик //Теория и практика. – 2005. – Т. 10.

4.        Burka, J. B. Procrastination: Why you do it, what to do about it now / J.B. Burka, L.M. Yuen. – Da Capo Press, 2008.

5.        Components ofperfectionism and procrasti­nation in college students /Flett G. [et all.]//Soc. Behavior and Personality. - 1992. - № 20. - P. 85-94.

6.        Flett,F.Perfectionism and job stress in teachers / F. Flett, P. Hewitt, C. Hallett// Canadian J. of School Psychol. - 1995. - № 11. - P. 32-42.

 

 

 

PERFECTIONISM AND HYPOCHONDRIA

Larskaya M.V., FilippovaT.V., KutashovV.A.

Annotation. This article focuses on identifying the link between perfectionism and hypochondriacal fixation personality. Also shown svyazt between the type of thinking and hypochondriacal fixation personality.

Keywords: perfectionism, hypochondria, hypochondriac fixation of personality.

 

References:

1.                 The Garanyan, N. G. Perfectionism, depression and anxiety / N. G. The Garanyan, A. B. Kholmogorova, T. Y. Yudaeva //Moscow psychotherapeutic magazine. – 2001. – T. 4. – P. 18-48.

2.                 Larska, M. V. a Study of perfection of personality in professional activity of a teacher / Larska M. V. //Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences. – 2010. – T. 86. no. 6.\

3.                 Sobchik, L. N. Psychology of personality / L. N. Sobchik //Theory and practice. – 2005. – T. 10.

4.                 Burka, J. B. Procrastination: Why you do it, what to do about it now / J.B. Burka, L.M. Yuen. – Da Capo Press, 2008.

5.                 Components ofperfectionism and procrasti­nation in college students /Flett G. [et all.] //Soc. Behavior and Personality. - 1992. - № 20. - P. 85-94.

6.                 Flett, F.Perfectionism and job stress in teachers / F. Flett, P. Hewitt, C. Hallett// Canadian J. of School Psychol. - 1995. - № 11. - P. 32-42.