СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ СДВГ
Бухтояров И., Куташов
В.А., Шульга А.С.
Кафедра психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н.
Бурденко, Россия, г. Воронеж
Анотация.
Статья
посвящена современным методам диагностики и лечения синдрома дефицита внимания
и гиперреактивности. Рассмотрены медикаментозные и немедикаментозные способы
коррекции данного состояния.
Ключевые слова: СДВГ, нарушение внимания,
гиперреактивность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности,СДВГ
(англ. attentiondeficithyperactivitydisorder, ADHD)—
неврологическо - поведенческое расстройство развития,
начинающееся в детском возрасте.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - дисфункция центральной нервной
системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся
трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти,
а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Это одно из распространенных психоневрологических расстройств в детском
возрасте, его распространенность колеблется от 2 до 12% , чаще встречается у
мальчиков, чем у девочек. СДВГ может встречаться как в изолированном виде, так
и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая
негативное влияние на обучение и социальную адаптацию ребенка.
С неврологической точки зрения СДВГ
рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено
способа излечения. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают»
этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
Причины СДВГ.Точная причина
возникновения СДВГ не известна, но существует несколько теорий. Причинами
возникновения органических нарушений могут быть:
·
Общее ухудшение экологической ситуации.
·
Инфекции матери во время беременности и
действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
·
Иммунологическая несовместимость (по
резус - фактору).
·
Угрозы выкидыша.
·
Хронические заболевания матери.
·
Преждевременные, скоротечные или
затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево
сечение.
·
Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам
позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
·
Любые заболевания младенцев с высокой
температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
·
Астма, пневмонии, сердечная
недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы,
нарушающие нормальную работу мозга.
Главные
симптомы СДВГ.
Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из
наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием
не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы.
Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть,
небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место.
Они не любят выполнять домашние задания, постоянно отвлекаясь на еду, туалет и
т.д.. У некоторых пациентов взгляд отстранен,
блуждает, и даже глядя на на
учителя, больной его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то
далеко.
Гиперактивность.
Это еще один распространенный симптом. При гиперактивности
у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать,
постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе. На уроках больной
крутится и ерзает на стуле, может даже встать или подложить под себя ногу. Гиперактивный ребенок — разговорчивый, шумный, смутьян, он
нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание.
Есть
два типа гиперактивности:
·
устойчивая гиперактивность
— такое поведение стабильно и дома, и в школе..
·
ситуативная гиперактивность
— проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).
Импульсивность.
У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый
самоконтроль преобладают над другими качествами. Они чувствительны к внешним
раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, не задумываясь о
последствиях.
Трудности в обучении.
Это синдром дефицита внимания школьников. Плохие успехи у детей с синдромом гиперактивности и недостатком внимания связан с
вышеназванными симптомами, при этом интеллект у них абсолютно нормальный. Чем
выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.
Расстройства нервной системы.
Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими
симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий,
невозможность ходить по прямой линии Ромберга,
сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения
сна и др.
- продолжительность: симптомы
отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
- постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации
наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
- выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных
контактах, профессиональной деятельности;
- исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны
исключительно с течением другого заболевания.
В зависимости от преобладающих
симптомов выделяют 3 формы СДВГ:
- сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов
(50-75%);
- СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);
- СДВГ с преобладанием гиперактивности и
импульсивности (около 15%).
Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего
возраста. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него
возникают дополнительные сложности, поскольку начало школьного обучения
предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его
интеллектуальным возможностям. Именно в школьные годы становятся очевидными
нарушения внимания, а также трудности освоения школьной программы и слабая
успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка.Дети
с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако,
как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита
внимания проявляется двигательной гиперактивностью,
дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения,
проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Помимо того, что дети с СДВГ
плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться
в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий.
Симптомы СДВГ имеют свои особенности в дошкольном, младшем школьном и
подростковом возрасте.
Дошкольный возраст.
В возрасте от 3 до 7 лет обычно начинают проявляться гиперактивность
и импульсивность. Гиперактивность характеризуется
тем, что ребенок находится в постоянном движении, не может спокойно усидеть на
месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени, слишком
болтлив и задает бесконечное число вопросов. Импульсивность выражается в том,
что он действует, не подумав, не может дожидаться своей очереди, не ощущает
ограничений в межличностном общении, вмешиваясь в разговоры и часто перебивая
других. Такие дети часто характеризуются как не умеющие себя вести или слишком
темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что часто
приводит их к вспышкам сильного раздражения. Импульсивность может
сопровождаться бесшабашностью, в результате чего ребенок подвергает опасности
себя (повышен риск травм) или окружающих. Во время игр энергия бьет через край,
и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Дети неаккуратны,
часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются
требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность. Многие гиперактивные
дети отстают от сверстников в развитии речи.
Школьный возраст.
После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно нарастают.
Требования к обучению таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в
полной мере. Поскольку его поведение не соответствует возрастной норме, в школе
ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (при этом
общий уровень интеллектуального развития у детей с СДВГ соответствует
возрастному диапазону). Во время уроков не слышат учителя, им сложно
справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в
организации работы и доведении ее до конца, забывают по ходу выполнения условия
задания, плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять.
Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения работы, даже если
располагают для этого всем необходимым, не обращают внимания на детали,
проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются,
когда условия задания меняются или дается новое. Не могут самостоятельно
справляться с выполнением уроков дома. По сравнению со сверстниками гораздо
чаще наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета,
логического мышления.
Проблемы во взаимоотношениях с
окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и
сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. Поскольку для всех проявлений
СДВГ типичны существенные колебания настроения в различные отрезки времени и в
разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. Нередко
наблюдаются вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение.
В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать
дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником
постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает
окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и
отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто
сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения
со сверстниками. Ребенок с СДВГ не только плохо учится сам, но часто «срывает»
уроки, мешает работе класса и поэтому часто вызывается в кабинет директора. В
целом его поведение создает впечатление «незрелости», несоответствия своему
возрасту. Общаться с ним обычно готовы лишь дети младше по возрасту или
сверстники со сходными проблемами поведения. Постепенно у детей с СДВГ
формируется низкая самооценка.
Дома дети с СДВГ обычно страдают от
постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше
учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально
лабильны, недисциплинированны, непослушны. В домашних условиях ребенок
неспособен ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не
помогает родителям, неаккуратен. При этом замечания и наказания не дают
желаемых результатов. По словам родителей «С ним вечно что-нибудь случается»,
то есть имеется повышенный риск травм и несчастных случаев.
Подростковый возраст.
В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности
продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ. При этом гиперактивность у подростков с СДВГ значительно
уменьшается, сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства. Для них
характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и
завершении выполнения поручений и особенно длительной по времени работы, с
которыми зачастую они не в состоянии справиться без посторонней помощи. Нередко
ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать
свою работу и распределить ее по времени, откладывают со дня на день выполнение
необходимых дел.
Нарастают трудности во
взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения. Многих подростков с СДВГ
отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности
в соблюдении правил поведения, неподчинение общественным нормам и законам,
невыполнение требований взрослых - уже не только родителей и педагогов, но и
официальных лиц, например представителей школьной администрации или работников
милиции. При этом им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при
неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Они слишком
чувствительными к поддразниваниям и насмешкам со стороны сверстников, которые
считают их глупыми. Окружающие по-прежнему характеризуют поведение подростков с
СДВГ как незрелое, не соответствующее возрасту. В повседневной жизни они
пренебрегают необходимыми мерами безопасности, что увеличивает риск травм и
несчастных случаев.Подростки с СДВГ склонны к
вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные
правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и
наркотиков. Но в этих случаях они, как правило, оказываются ведомыми,
подчиняясь воле более сильных по характеру сверстников или лиц старше себя и не
задумываясь о возможных последствиях своих действий.
Что
же будет, если таких детей не лечить? Т.к. дети с СДВГ не могут сосредоточиться
на обучении, их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой степени
болезни пациентам трудно закончить начальную и среднюю школу. С возрастом,
уязвимость детей перед пороками возрастает — они могут попасть в плохую
компанию, заняться воровством и т.д. В школе их не любят, ведь они мешают
работать на уроках всему классу, часто спорят с учителями, грубят. Обычно от
таких учеников стремятся избавиться, путем перевода в коррекционный класс или
школу.Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей
родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает
раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость,
наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат
— сбежавшие из дома подростки с СДВГ.
Если
не лечить СДВГ у детей, во взрослой жизни их не ждет ничего хорошего.
Импульсивность, лень, скандальность не дают человеку развиваться, он часто ищет
легкие пути заработка. Такой человек — тяжкое бремя для родителей, семьи и
общества.
На современном
этапе становится очевидным, что лечение СДВГ должно быть направлено не только
на контроль и редукцию основных проявлений расстройства, но также на решение
других важным задач: улучшение функционирования пациента в различных
сферах и его наиболее полная реализация как личности, появление собственных
достижений, улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том
числе внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и
контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение
удовлетворенности своей жизнью.Многие исследованияподтвердают
значительное негативное влияние трудностей, испытываемых детьми с СДВГ, на их
эмоциональное состояние, жизнь в семье, дружеские отношения, учебу в школе,
занятия в свободное время. В связи с этим сформулирована концепция расширенного
терапевтического подхода, подразумевающая распространение влияния лечения за
пределы редукции основных симптомов и учет функциональных исходов и показателей
качества жизни. Таким образом, концепция расширенного терапевтического подхода
предполагает обращение к социальным и эмоциональным нуждам ребенка с СДВГ, на
которые следует обращать особое внимание как на этапе диагностики и
планирования лечения, так и в процессе динамического наблюдения за ребенком и
оценки результатов проводимой терапии.
Методы лечения СДВГ.
СДВГ и его лечение вызывает много
споров начиная уже с 1970 годов. В существовании СДВГ сомневается ряд медиков,
учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые
считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их
противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины
данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии
климатических факторов в развитии СДВГ у детей.
В настоящее время подходы к лечению и коррекции СДВГ, доступные методы могут отличаться в разных
странах. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают
наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько
методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются
методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и
нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по
индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных
функций и проблемы поведения у ребёнка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с
помощью немедикаментозных методов.
В США для лечения детей используется протокол WWK3. В том числе для лечения детей не запрещено
применение спорного препарата риталина.
Наиболее эффективной при СДВГ
является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей,
психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Будет идеально, если
ребенком займется хороший нейропсихолог. Лечение СДВГ
должны быть своевременными и обязательно включать:
- помощь семье ребенка с СДВГ -
приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в
семьях детей, страдающих СДВГ;
- выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы
тренинга родителей;
- просветительскую работу с учителями, коррекцию плана школьного обучения - через
особую - подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая
максимально повышает возможности успешного обучения детей;
- психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей, формирование
навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных
занятий;
- лекарственную терапию и диету, которые должны быть достаточно длительными,
поскольку улучшение состояния распространяется не только на основные симптомы
СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, включая их
самооценку, взаимоотношения с членами семьи и сверстниками, обычно начиная с
третьего месяца лечения. Поэтому планировать лекарственную терапию
целесообразно на несколько месяцев вплоть до продолжительности всего учебного
года.
Существует
много методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и
детей, но выбор их должен быть строго индивидуальным. Доктора часто рекомендуют
начинать терапию с лекарств, и действительно после приема лекарства при
синдроме дефицита внимания у большинства детей с СДВГ гиперактивное
поведение и когнитивные функции улучшаются. Но из-за трудностей контроля
дозировки и побочных эффектов, у них начинаются другие проблемы — ухудшается
рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что
подбирать лечение должен только компетентный, очень опытный в этих вопросах
врач. И если медикаменты не подходят, нужно лечить синдром дефицита внимания
другим методом[1,2,3,4].
Что
же делать, если вы не хотите давать ребенку лекарства? Как лечить синдром
дефицита внимания? Помимо лекарственной терапии существуют и другие эффективные методики.
Физиотерапия. Магнитотерапия.Транскраниальнаямикротоковая
стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейромедиаторов и гормонов, таких как эндорфины
и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности.
После нескольких сеансов микротоковой стимулирующей
терапии наступает улучшение симптоматики гиперактивности
у детей, уходят перепады настроения, раздражительность и другие симптомы.
Лечебная физкультура.
Как было сказано выше, установлено, что большинство людей страдают от СДВГ
из-за нарушений работы мозжечка. Лечебная физкультура напрямую нацелена на
детей с мозжечковой задержкой развития, она стимулирует активизацию мозжечка,
что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и т.д..
Постоянно выполняя упражнения, можно добиться стойких результатов
благодаря физиологическим возможностям мозга — нейропластичности
мозговых клеток.
Адаптация.
Жесткие рамки поведения, как это ни парадоксально, — один из лучших методов
лечения СДВГ. Любое занятие с железной дисциплиной — боевые искусства или
балет, фигурное катание, гимнастика — становятся спасительным кругом для детей
с синдромом дефицита внимания. Это связано с высокими нагрузками и
необходимостью использования сложных двигательных навыков. В результате
развиваются моторика, чувство баланса и времени, оценка последствий, навыки
исправления ошибок и мышечной координации, уходит депрессия [5,6].
Очень
эффективны любые аэробные (дыхательные) упражнения — они стимулируют
когнитивные способности мозга, развивают мышление, формируют новые стратегии и
действия. Учителя обнаружили, что активность является наиболее эффективным
способом приструнить синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста и
школьников. Получив интересное занятие и адекватную нагрузку, школьники могут
сидеть часами, не покидая рабочего места.
Поведенческая терапия.
Играет существенную роль в улучшении поведения детей. Лучше всего проявляют
себя самоуправление, управление временем и другие аспекты контроля поведения.
Если медикаментозное лечение проводить без поведенческой терапии, эффект быстро
прекратится, как только кончится действие лекарств от синдрома дефицита
внимания.
Нейрофизиологическое обучение.
Чтобы улучшить нервную деятельность у детей с СДВГ, а гипердинамический
синдром дефицитом внимания — неврологическое заболевание, нужно выявить дефект
нейронной реакции. Нейрофизиологическое обучение направлено на улучшение дефектов
развития нервной системы в плане реакций. Специфические эффекты могут вызывать
реакции, стимулируя точность и скорость отклика мозга. Особенно эффективна
(применяется в Японии) высокочастотная музыкальная терапия.
Кроме того, развитию мозговой деятельности способствуют нетрадиционные методы —
китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры.
Сенсорная интеграция обучения.Этот
метод был опробован в Японии на детях с аутизмом и дал великолепный эффект. При
аутизме у ребенка нарушаются функции головного мозга. Причины этой патологии до
сих пор не вполне понятны, но аутичные дети демонстрируют многие нежелательные
явления сенсорного поведения, например, им несвойственно тактильное обучение.
Но в то же время, их мозг может принимать сенсорную информацию. Система
биологической обратной связи применяет принципы оперантного
кондиционирования. Сенсорная интеграция предполагает подачу мозгу знаков,
усиливающих запоминание и мыслительную деятельность.
Лечение
СДВГ обычно предполагает прием лекарств, стимулирующих центральную нервную
систему, а не выбор успокаивающих средств. В настоящее время в мире широко
используются препараты: метилфенидат (т.е. Риталин), амфетамины, Пемолин и т.д. У нас эти стимуляторы ЗАПРЕЩЕНЫ (!), так как
дают побочные эффекты: дети, принимающие стимулирующие лекарства теряют аппетит
и сон, быстро привыкают к ним.
Некоторые
родители, в поисках выхода, пробуют обращаться к традиционной китайской
медицины. Китайская медицина в лечении детей с СДВГ использует 50-60 видов трав
и препаратов: Polygala, Shichangpu,
панцирь черепахи, Poria, SunSimiaoZhenzhong
Дэн, женьшень и др.
Коррекция
симптомов синдром дефицита внимания детей может производиться препаратами,
влияющими на определенные состояния. Например, гиперактивным
детям при нарушениях сна выписывают легкие успокоительные.
Эффективным
препаратом, специально разработанным для лечения СДВГ, является атомоксетина гидрохлорид. Основной механизм
его действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина, что
сопровождается усилением синаптической передачи с
участием норадреналина в разных структурах мозга. Кроме того, в
экспериментальных исследованиях обнаружено увеличение под влиянием атомоксетина содержания не только норадреналина, но и
дофамина избирательно в префронтальной коре, так как в этой области дофамин
связывается с тем же транспортным белком, что и норадреналин. Поскольку
префронтальная кора играет ведущую роль в обеспечении управляющих функций
мозга, а также внимания и памяти, увеличение концентрации норадреналина и
дофамина в этой области под действием атомоксетина
приводит к ослаблению проявлений СДВГ. Атомоксетин
оказывает благотворное влияние на характеристики поведения детей и подростков с
СДВГ, его положительное действие обычно проявляется уже в начале лечения,
однако эффект продолжает нарастать в течение месяца непрерывного приема
препарата. У большинства пациентов с СДВГ клиническая эффективность достигается
при назначении препарата в диапазоне доз 1,0-1,5 мг/кг массы тела в сутки с однократным
приемом в утренние часы. Преимуществом атомоксетина
является его эффективность в случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением,
тревожными расстройствами, тиками, энурезом. Препарат
имеет много побочных эфектов, поэтому прием строго
под контролем врача [7,8].
Росийскими
специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда. Их применение при СДВГ обосновано,
поскольку ноотропные препараты оказывают
стимулирующее действие на недостаточно сформированные у детей этой группы
когнитивные функции (внимания, памяти, организации, программирования и контроля
психической деятельности, речи, праксиса). С учетом
этого обстоятельства, не следует воспринимать положительный эффект препаратов
со стимулирующим действием как парадоксальный (учитывая имеющуюся у детей гиперактивность). Наоборот, высокая эффективность ноотропов представляется закономерной, тем более что гиперактивность является лишь одним из проявлений СДВГ и
сама обусловливается нарушениями со стороны высших психических функций. Кроме
того, эти препараты положительно действуют на обменные процессы в ЦНС и
способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.
В ходе недавно проведенного
исследования подтвержден хороший потенциал препарата гопантеновой кислоты в длительном лечении СДВГ.
Положительное влияние на основные симптомы СДВГ достигается уже через 2 мес лечения, но продолжает усиливаться через 4 и 6 мес его применения. Наряду с этим подтверждено
благоприятное влияние длительного применения препарата гопантеновой
кислоты на характерные для детей с СДВГ нарушения адаптации и функционирования
в различных областях, в том числе на трудности поведения в семье и в обществе,
учебу в школе, снижение самооценки, несформированность
базовых жизненных навыков. Однако в отличие от регресса основных симптомов
СДВГ, для преодоления нарушений адаптации и социально-психологического
функционирования были необходимы более продолжительные сроки лечения: значимое
улучшение самооценки, общения с окружающими и социальной активности наблюдалось
по результатам анкетирования родителей через 4 мес, а
достоверное улучшение показателей поведения и учебы в школе, базовых жизненных
навыков наряду с существенным регрессом поведения, сопряженного с риском, -
через 6 месяцев применения препарата гопантеновой
кислоты.
Еще одно направление лечения СДВГ
заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды,
приводящих к поступлению в организм ребенка нейротоксических ксенобиотиков (свинец, пестициды, полигалогеналкилы,
пищевые красители, консерванты). Это должно сопровождаться включением в диету
необходимых микронутриентов, способствующих снижению симптомов СДВГ: витаминов
и витаминоподобных веществ (омега-3 ПНЖК, фолаты, карнитин) и эссенциальных макро- и микроэлементов (магний, цинк,
железо).
Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует
отметить препараты магния. Дефицит магния определяется у 70% детей с СДВГ [9].
Магний
является важным элементом, участвующим в поддержании баланса процессов
возбуждения и торможения в ЦНС. Существует несколько молекулярных механизмов,
через которые дефицит магния влияет на активность нейронов и метаболизм нейромедиаторов: магний необходим для стабилизации
возбуждающих (глутаматных) рецепторов; магний - эссенциальныйкофактораденилатциклаз, участвующих в передаче
сигнала от рецепторов нейромедиаторов к управляющим
внутриклеточным каскадам; магний является кофакторомкатехол-О-метилтрансферазы,
инактивирующей избыток моноаминовыхнейромедиаторов.
Поэтому дефицит магния способствует дисбалансу процессов
«возбуждения-торможения» в ЦНС в сторону возбуждения и может влиять на
манифестацию СДВГ.
В лечении СДВГ используются только
органические соли магния (лактат, пидолат,
цитрат), что связано с высокой биоусвояемостью
органических солей и отсутствием побочных эффектов при их применении у детей.
Применение пидолата магния с пиридоксином в растворе
(ампульная форма препарата Магне В6 («Санофи-Авентис», Франция)) разрешено с возраста 1 года, лактата (Магне В6 в таблетках) и
цитрата магния (Магне В6 форте в таблетках) - с 6
лет. Содержание магния в одной ампуле эквивалентно 100 мг ионизированного
магния (Mg2+), в одной таблетке Магне В6 - 48 мг
Mg2+, в одной таблетке Магне В6 форте (618,43 мг
цитрата магния) - 100 мг Mg2+. Большая концентрация Mg2+ в препарате Магне В6 форте позволяет принимать в 2 раза меньше
таблеток, чем при приеме Магне В6. Преимущество
препарата Магне В6 в ампулах заключается также в
возможности более точного дозирования, применение ампульной формы Магне В6 обеспечивает быстрое повышение уровня магния в
плазме крови (в течение 2-3 ч), что важно для быстрой ликвидации магниевого
дефицита. В то же время прием таблеток Магне В6
способствует более длительному (в течение 6-8 ч) удержанию повышенной
концентрации магния в эритроцитах, то есть его депонированию.
Появление комбинированных препаратов,
содержащих магний и витамин B6 (пиридоксин), значительно улучшило
фармакологические свойства солей магния. Пиридоксин участвует в обмене белков,
углеводов, жирных кислот, синтезе нейромедиаторов и
многих ферментов, оказывает нейро-, кардио-, гепатотропное, а также
гемопоэтическое влияние, способствует пополнению энергетических ресурсов.
Высокая активность комбинированного препарата обусловлена синергизмом действия
компонентов: пиридоксин увеличивает концентрацию магния в плазме и эритроцитах
и снижает количество магния, выводимого из организма, улучшает всасывание
магния в желудочно-кишечном тракте, его проникновение в клетки, а также
фиксацию. Магний, в свою очередь, активизирует процесс трансформации
пиридоксина в его активный метаболит пиридоксаль-5-фосфат в печени. Таким
образом, магний и пиридоксин потенцируют действие друг друга, что позволяет
успешно использовать их комбинацию для нормализации магниевого баланса и
профилактики недостатка магния.
Комбинированный прием магния и
пиридоксина в течение 1-6 мес уменьшает симптомы СДВГ
и восстанавливает нормальные значения магния в эритроцитах. Уже через месяц
лечения уменьшается тревожность, нарушения внимания и гиперактивность,
улучшается концентрация внимания, точность и скорость выполнения заданий,
уменьшается количество ошибок. Происходит улучшение крупной и мелкой моторики,
положительная динамика характеристик ЭЭГ в виде исчезновения признаков
пароксизмальной активности на фоне гипервентиляции, а также
билатерально-синхронной и фокальной патологической активности у большинства
пациентов. Одновременно прием препарата Магне В6
сопровождается нормализацией концентрации магния в эритроцитах и плазме крови
пациентов.
Восполнение дефицита магния должно
длиться не менее двух месяцев. Учитывая, что алиментарный дефицит магния
встречается наиболее часто, при составлении рекомендаций по питанию следует
учитывать не только количественное содержания магния в продуктах, но и его биодоступность. Так, свежие овощи, фрукты, зелень
(петрушка, укроп, зеленый лук) и орехи обладают максимальной концентрацией и
активностью магния. При заготовке продуктов для хранения (сушка,
консервирование) концентрация магния снижается незначительно, но его биодоступность резко падает. Это имеет значение для детей с
СДВГ, имеющих углубление дефицита магния, совпадающее с периодом обучения в
школе с сентября по май. Поэтому применение комбинированных препаратов,
содержащих магний и пиридоксин, целесообразно во время учебного года.
Что же дальше?
Исправить
метаболические нарушения системы ретикулярной активации можно, обеспечив нервы
строительными материалами. Конечно это будут химические аналоги, но столь ли
это важно, если можно получить потрясающий результат? Доказано, что в мозге
каждого человека есть ресурс — около 100 миллиардов нейронов, а также 900
миллиардов глиальных клеток, которые можно вырастить! Всего можно развить
триллион клеток (1,000,000,000,000), что в 10 раз превышает число звезд в нашей
галактике.
Около
половины сухого веса мозга (нейроны, Glialim и клетки
мозга) состоят из жирных кислот и липидов. Синапсы (мостики, связи), между
всеми важными областями мозга, в которых происходит координация памяти и
обучение, также образуются благодаря структурам жирных кислот и фосфолипидов.
Чем больше нейронов, способных соединяться с другими нейронами, тем активнее
работают обучение и память.
Казалось
бы есть выход — поглощать больше пищи и витаминов,
содержащих нужные вещества, только вот почему — то они плохо усваиваются, а
аптечные препараты тоже не помогают. Сейчас ученые думают над тем, как именно
восполнить запасы строительного материала для мозга, сделав новые препараты
эффективными и доступными.
Ученые
из Японии предложили лечить СДВГ современными методами, основанными на
биологической генной терапии, которая позволяет включать новое направление
СДВГ, выключая гены расстройства, умственной отсталости, дефективного развития
ребенка. Биологическая генная терапия создает прямой гематоэнцефалический
барьер, формируя новую молекулу ДНК. Увы, но такая роскошь в России пока
недоступна!
1.
Альтхерр,П.Гиперактивныедети. Коррекцияпсихомоторногоразвития / АльтхеррП., БергЛ., ВельфльА.,
ПассольтМ. - М:Издательскийцентр
«Академия», 2004
2.
Брязгунов,И.П. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях / БрязгуновИ.П.,
КасатиковаЕ.В.
- М.:ИздательствоинститутаПсихотерапии,
2002
3.
Брязгунов,И.П..Дефицитвниманиясгиперактивностьюудетей / БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В. - М.:Медпрактика-М,
2002
4.
Заваденко,Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте
/ Заваденко Н.Н. - М.:Издательскийцентр "Академия", 2005.
5.
Заваденко,Н.Н. Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания / Заваденко Н.Н. - Школа-Пресс, 2001
6.
Монина,Г.Б.Гиперактивныедети. Психолого-педагогическаякоррекция / МонинаГ.Б., Лютова-РобертсЕ.К., ЧуткоЛ.С.. - СПб.:Речь, 2007
7.
Рассел,А. БарклиВашнепослушныйребенок / РасселА. Баркли, КристинаМ.
Бентон.. - СПб.:Питер, 2004
8.
Чутко,Л.С. Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью у детей и подростков /ЧуткоЛ.С., ПальчикА.Б., КропотовЮ.Д. - СПб.:ИздательскийдомСПбМАПО, 2004
9.
Чутко,Л.С. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью и сопутствующие расстройства /
Л.С. Чутко.-СПб.:Хока, 2007
A
MODERN APPROACH TO THE TREATMENT OF ADHD
BukhtoyarovI.,
Kutasov V. A., Shulga A. S.
Abstract. The article is devoted to modern
methods of diagnosis and treatment of attention deficit disorder and hyperreactivity. Considers drug and non-drug methods of
correction of this condition.
Keywords: ADHD, impaired attention and
hyperactivity.
References:
1. Altherr,
P. Hyperactive children. Correction of psychomotor development / Altherr P., Berg L., Wolfl A., M.
Passolt - M: Publishing center "Akademiya", 2004
2. Bryzgunov,
I. P. Restless child, or all about hyperactive children / Brezgunov
I. P., Kustikova E. V. - M.: Publishing house of
Institute of Psychotherapy, 2002
3. Bryzgunov,
I. P..attention Deficit with hyperactivity in children
/ Brezgunov I. P., Kustikova
E. V. - M.: Medpraktika-M, 2002
4. Zavadenko,
N. N. Hyperactivity and attention deficit in childhood / Zavadenko
N. N. - M.: Publishing center "Akademiya",
2005.
5. Zavadenko,
N. N. How to understand the child: children with hyperactivity and attention
deficit / Zavadenko N. N. - The Moscow School Press,
2001
6. Monin,
G. B. Hyperactive children. Psycho-pedagogical correction / Monina
G. B., Lyutova-Roberts E. K., Sensitively HP. - SPb.: Speech, 2007
7. Russell A. Barkley Your naughty
child Russell A. Barkley, Christine M. Benton.. - SPb.: Piter, 2004
8. Sensitively, L. S. the Syndrome of
attention disorders with hyperactivity in children and adolescents / Chutko L. S., Tom A. B., Kropotov
Yu. d. - SPb.: Publishing house of the medical Academy of postgraduate
education, 2004
9. Sensitively, L. S. attention
deficit disorder with hyperactivity and related disorders / HP-Sensitively.-SPb.: Hawk, 2007