АКТУАЛЬНОСТЬ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

 

НЮНЬКОВА М.А.

студентка 2 курса магистратуры факультета экономики и менеджмента, научный руководитель – к.э.н., доцент ТРУБНИКОВА В.В.

 

Проблемы мотивации работников предприятий остаются в настоящее время очень актуальными, так как от неё зависят результаты деятельности предприятий, особенно при внедрении в производство инновационных технологий и мероприятий научно-технического прогресса.[2].

Мотивация к труду сотрудников организации неразрывно связана с развитием организационного климата организации. Согласно теории управления, выделяется четыре типа организационного климата:

1) пассивно-личностный — ничего не менять и не "высовываться";

2) активно-личностный — забота о развитии самореализации личности с высокой требовательностью;

3) пассивно-безличностный уход от активной деятельности;

4) активно-безличностный — деятельность работника регламентирована, а проявление индивидуальности не пресекается и не поощряется.

Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывает чувство причастности к определенному  коллективу, доволен  и общителен с коллегами. Хорошо всегда четко определять "полезность" профессиональных качеств сотрудника для компании и показатели, определяющие профессиональные успехи, которые достигнуты в личных интересах самого сотрудника. Эти показатели, не оказывая прямого влияния на материальное обеспечение сотрудника, могут учитываться в кадровой работе. Если выявить индивидуальные мотивы сотрудников и адаптации механизма их удовлетворения, при прочих равных условиях, то достигается наибольшая производительность труда. Но потребности человека постоянно меняются, и потому, процесс улучшения мотивации бесконечен. [1].

Принято выделять три основных вида трудовой мотивации:

 1) материальную;

2) социальную (моральную);

3) организационную (административную).

Материальная мотивация реализуется через системы оплаты труда, дифференцированного учета видов и результативности труда, реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика (об этом свидетельствует опыт фирм в странах с развитой рыночной экономикой) относит оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальные или моральные стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Организационная или административная мотивация опирается на закрепленное законом право администрации требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. [3].

Работник должен добросовестно выполнять трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу предприятия, выполнять установленные нормы труда. Следовательно, основа этого вида мотивации – дисциплина труда, а ее результат – дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В современных условиях труд как фактор производства часто становится определяющим, поскольку способен принести доход собственнику производства. Но речь идет не о любом труде, а о труде профессиональном, эффективном, организованном и мотивированном.

 

Библиографический список

1.Моргулец, О.Б. Менеджмент в сфере услуг[Электронный ресурс]. – URL:http://uchebnikionline.com/menedgment/menedzhment_u_sferi_poslug_-_morgulets_ob/motivatsiya_funktsiya_menedzhmentu.htm

2. Филина Ф.Н. Наиболее эффективные методы мотивации пероснала [Электронный ресурс] URL:// http://hr-portal.ru/article/naibolee-effektivnye-metody-motivacii-personala?page=0/

3. Косов, И. А. Документирование поощрения работников за труд [Электронный ресурс] . -  URL://http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?229