АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СНОТВОРНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Чеканова Г.С.

ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, кафедра психиатрии и неврологи ИДПО

Россия, Воронеж

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме распространенности наркоманий, вызванных употреблением снотворных препаратов, тяжести вызываемых ими последствий, определяет то большое значение, которое придается решению проблем, связанных с этими заболеваниями.

Ключевые слова: наркомания, лекарственная зависимость, снотворные средства, производные барбитуровой кислоты, острая интоксикация, синдром зависимости

К снотворным (гипнотическим) относятся вещества, вызывающие дремотное состояние и сон. К этим веществам относят также малые транквилизаторы, снижающие тревогу, или анксиолитики. Седативно-гипнотические и анксиолитические препараты используются для поднятия порога судорожной готовности, повышения мышечной релаксации и общей анестезии, а по отношению к алкоголю и друг к другу обладают перекрестной толерантностью[3,7,9].

Данная классификация включает две группы препаратов, вызывающих лекарственную зависимость. К первой относятся снотворные средства, производные барбитуровой кислоты и др., ко второй - анксиолитики, предпочтительно транквилизаторы бензодиазепиновой группы (диазепам, нитразепам, феназепам и др.). Злоупотребление седативными средствами с формированием последующей зависимости происходит двумя направлениями: первый - лекарственный прием с последующей зависимостью и второй - с целью первичной наркотизации, для достижения эйфорического состояния. Усиление контроля над использованием этих средств сократил масштабы их употребления, однако они еще часто доступны, как «уличные наркотики». Из производных этих двух групп чаще злоупотребляют бензодиазепинами. Более серьезные проблемы связаны со злоупотреблением барбитуратами [5,6,8].

Механизм действия. Принятые внутрь барбитураты всасываются в тонком кишечнике. При попадании в кровяное русло связываются с белками и метаболизируются в печени[2,10,11]. Приблизительно 25 % барбитуратов выделяется с мочой в неизменном виде, что существенно для диагностики барбитурового опьянения.

Основной механизм действия барбитуратов связан с тем, что они проникают во внутренние липидные слои и разжижают мембраны нервных клеток, нарушая их функцию и нейротрансмиссию. Барбитураты блокируют возбуждающий нейротрансмиттер — ацетилхолин, в то же время стимулируя синтез и повышая тормозящие эффекты ГАМК[1]. В процессе развития зависимости холинергическая функция усиливается, в то время как синтез ГАМК и ее связывание уменьшаются. В толерантности к барбитуратам играют роль как фармакодинамический, так и метаболический компоненты. Метаболический компонент заключается в индуцировании ферментов печени. Ткани становятся менее чувствительными к барбитуратам. Барбитураты могут вызывать со временем повышение устойчивости мембран нервных клеток. В целом барбитураты оказывают тормозящее действие на ЦНС, что клинически проявляется снотворным, эйфоризирующим, а также седативным, анксиолитическим и антиконвульсивным действием. Они потенциируют действие анальгетиков, в токсических дозах угнетают внешнее дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы (вследствие угнетения соответствующего центра в продолговатом мозге). При передозировке барбитуратов у интактных до этого лиц последовательно развиваются нарушения сознания: оглушение, сопор и кома. Тяжелое отравление сопровождается падением сердечно-сосудистой деятельности, гипорефлексией. Причины смерти: дыхательная недостаточность, острая печеночная недостаточность, шоковая реакция с остановкой деятельности сердца[11].

Диагностика проводится на основе клинического описания интоксикации, анамнеза и лабораторного выявления препаратов в сыворотке. Клинические критерии острой интоксикации, обусловленной употреблением снотворных средств, отвечают общим критериям диагностики острой интоксикации.

Длительное употребление снотворных препаратов даже с лечебной целью (терапевтических доз) приводит к формированию синдрома зависимости, сначала психической, а с формированием толерантности и к физической зависимости. Привыкание и повышение дозировок может происходить довольно быстро, а переход от злоупотребления к зависимости происходит незаметно для наркотизирующегося. Одним из главных признаков сформировавшейся зависимости является прием препаратов в дневные часы и обычно проявляется в виде попыток легкого добывания регулярно принимаемых (в т.ч. прописываемых) снотворных средств. В процессе постановки диагноза удовлетворяются общие критерии диагностики синдрома зависимости[1,9,10].

Абстинентный синдром, вызванный употреблением бензодиазепинов, напоминает симптомы тревоги и напряжения, из-за которых эти лекарственные средства и прописываются врачом. Поэтому следует быть осторожным при повышении доз препарата пациентам, ошибочно предполагая, что наличие указанных симптомов есть проявления упорного тревожного расстройства.

В процессе оценки состояния отмены снотворных средств удовлетворяются общие критерии для диагностики состояния отмены (тремор языка, век или вытянутых рук, тошнота или рвота, тахикардия, постуральная гипотензия, психомоторное возбуждение, головная боль, бессонница, чувство недомогания или слабости, транзиторные зрительные, слуховые или тактильные галлюцинации либо иллюзии, параноидное мышление, большие судорожные припадки).

Последствия длительной наркотизации. При длительном злоупотреблении снотворными очень быстро формируется своеобразный дефект, напоминающий психопатоподобный органический. Появляются утомляемость, истощаемость внимания, недостаточная способность к концентрации внимания, невозможность интенсивной умственной деятельности. Постепенно падает работоспособность: больные работают лишь короткими периодами при условии приема достаточной дозы и достижения состояния психического и физического комфорта в периоде интоксикации. Сужается круг интересов. Больные становятся раздражительными, дисфоричными, злобными.

Характерен внешний вид больных: они бледны, пастозны, цвет лица с грязно-землистым оттенком, язык обложен. Отмечаются трофические нарушения: раны долго не заживают, гноятся; множество кожных гнойничковых высыпаний; глаза теряют свой блеск; волосы становятся ломкими.

Постепенно у больных развивается состояние токсической энцефалопатии, проявляющейся в замедленности мыслительных процессов и речи, выраженном интеллектуально-мнестическом снижении. Развивается характерная барбитуровая деменция со снижением сообразительности, затруднениями при малейшем умственном усилии, медлительностью мышления, замедленной речью, ограничением запаса слов, грубыми нарушениями памяти. Больные некритичны к своему состоянию и заболеванию в целом. У них отсутствуют какие-либо нравственно-этические нормы поведения. Они грязны и неряшливы. Состояние вялости и апатии часто сменяется грубыми дисфорическими реакциями со злобностью, иногда агрессивностью. Лицо амимично, маскообразно. Выражены изменения личности. Больные эгоистичны, лживы. Нравственная деградация превосходит таковую при всех других формах наркомании. Все это вместе создает характерный облик больных, длительно злоупотребляющих снотворными[1,2,6,7].

Прогноз при  наркоманиях, вызванных снотворными препаратами неблагоприятный. Об этом свидетельствует практически безремиссионное течение заболевания, у большинства больных и быстрое появление тяжелых медико-социальных последствий.

За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины — психиатрии, социо-философии, перешла в разряд обще-социальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распространение получают синтетические наркотики, в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества. Употребление человеком наркотических веществ имеет очень древнюю историю. Однако распространение такого заболевания как наркомания вплоть до XX века не представляло такой зловещей социальной проблемы.

Информационный взрыв, обусловленный развитием средств информации, упрощение международных связей и совершенствование транспортных средств, открытые границы, либерализация торговли и финансов сегодня кроме положительных последствий имеют и негативные. Это прямо соотносится с проблемой распространения наркотиков. Ни одна нация или народ, где бы они ни жили, и как бы ни прочны были демократия и государственный строй, не обладают иммунитетом к пагубным последствиям злоупотребления наркотиками и последствиям наркобизнеса. Особенно уязвимы, в этом отношении оказываются страны со слабой социальной и государственной организацией[1,3,5].

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в мире. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым лицам в России и Бангладеш не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Немедицинское использование психоактивных препаратов неизбежно в любом обществе. Понять, какую роль играют наркотики в жизни молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь, и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.

Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей[10,11].

Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка. Политика, основывающаяся на утопической вере, что немедицинское использование наркотических препаратов можно искоренить, не способна изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Список литературы:

1.                 Аведисова А.С. К вопросу о зависимости к бензодиазепинам // Психиатрия и психофармакотерапия.-1999.http://www.consilmm-medicHm.com / media / psycho / п1 / 24. shtml.

2.                 Александровский Ю. А. Клиническая фармакология  транквилизаторов. - М. :  Медицина, 1973. -336 с.

3.                 Грибанова Н.В., Куташов В.А. Лекарственная безопасность и препараты, неблагоприятно влияющие на мозговое кровообращение // Центральный научный вестник. 2016. Т.1.№1(1). С. 18-20.

4.                 Дмитриева Т. Б., Игонин A. JL, Клименко Т. В., Пищикова JI. Е., Кулагина Н. Е. Зависимость от психоактивных веществ // Наркология. — 2002. №9.,- С. 2-9.

5.                 Жучков Н.А., Куташов В.А. Синкопальные рефлекторные и кардиогенные состояния. Особенности диагностики и лечения // Центральный научный вестник. 2016. Т.1.№4(4). –С. 17-20.

6.                 Куташов В.А., Сахаров И.Е. Наркология. Клиника. Диагностика. Лечение.-Москва.-2016.- 982с.

7.                 МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб, 1994. -304 с.

8.                 Иванец Н. Н., Анохина И. П., Стрелец Н. В. Современное состояние проблемы наркоманий в России //Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1999. - № 9. - Т . 97. - С. 4-10.

9.                 Мосолов С. Н. Основы психофармакотерапии. М., 1996. - 288 с.

10.            Пятницкая И. Н. Наркомании. М., 1994. - 288 с.

11.            Швецова Е.Ю.,Куташов В.А. Пути повышения эффективности тревожных расстройств в практике невролога// Центральный научный вестник. 2016. Т.1.№1(1).- С. 28-31.

Сведения об авторе:

Чеканова Галина Сергеевна – врач психиатр-психотерапевт, врач по МСЭ ФКУ ГБ «МСЭ по Республике Крым Минздрава России», e-mail: ayavra@rambler.ru

 

TOPICAL ISSUES OF ABUSE OF HYPNOTICS

Chekanova G.S.

 

Summary: Article is devoted to a problem of prevalence of the drug addiction caused by the use of somnolent medicines, weights of the consequences caused by them, defines that great significance which is attached to the solution of the problems connected with these diseases.

Keywords: drug addiction , drug dependency , hypnotics , barbituric acid derivatives , acute intoxication , dependence syndrome

Bibliography:

1. Avedisova A.S. On the question of dependence to benzodiazepines // Psychiatry and psihofarmakoterapiya.-1999.http: //www.consilmm-medicHm.com / media / psycho / n1 / 24. shtml.

2. Alexandrovskiy Yu.A/ Clinical Pharmacology tranquilizers. - Moscow: Medicine, 1973. -336 p.

3. Gribanova N.V., Kutashov V.A. Drug safety and drugs, adversely affecting the cerebral circulation // Central Science Bulletin. T.1.№1 2016 (1). -P. 18-20.

4. Dmitrieva T.B., Igonin A. J., Klimenko T.V., Pischikov J. E., Kulagin N.E. Dependence on psychoactive substances // Drug Addiction. -. 2002. №9.- P. 2-9.

5. Zhuchkov N.A., Kutashov V.A.  Cardiogenic  syncopal reflex state. Diagnosis and treatment // Central Science Bulletin. T.1.№4 2016. (4). –P. 17-20.

6. Kutashov V.A. , Sakharov I.E. Narcology. Clinic.  Diagnostics.-M.-2016.- 982s.

7. ICD-10. Classification of  Mental and Behavioural  Disorders. St. Petersburg,  1994. -304 p.

8. Ivanec N.N., Anokhin I.P., Sagittarius N.V. The current state of the drug problem in Russia // Journal. Neurology and Psychiatry. S. Korsakova. - 1999. - № 9. - T. 97. - P. 4-10.

9. Mosolov S.N . Fundamentals pharmacotherapy. M., 1996. - 288 p.

10. Pyatnitskaya J.H. Addiction. M., 1994. - 288 p.

11. Shvetsov E.J., Kutashov V.A. Ways to improve the efficiency of anxiety disorders in the practice of the neurologist // Central Science Bulletin. T.1.№1 2016 (1). –Р.28-31.