ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ПОСТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

 

Медведев П.Н., к.п.н., доцент

Комаров Р.Н., студент

ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», Россия, г. Тула

 

Аннотация. Рассмотрены основные вопросы, связанные с планированием и организацией поста диагностики автомобилей, выбором и проектированием оборудования для оснащения рабочего места по диагностике и техническому обслуживанию легковых автомобилей; обоснован выбор конструкции электромеханического подъемника для поста диагностики автомобилей.

Ключевые слова: диагностирование автомобилей, проектирование поста, технологическое оборудование.

 

В процессе эксплуатации автомобиля его детали, системы подвергаются естественному износу. Основное условие надежной и долговечной работы автомобиля в целом и отдельных его агрегатов – грамотная эксплуатация автомобиля, своевременное выявление и устранение эксплуатационных неисправностей.

Современные автомобили существенно отличаются улучшенными эксплуатационными свойствами. Однако улучшение эксплуатационных характеристик автомобиля привело к усложнению его конструкции, повышению точности изготовления деталей и их сборки. Поэтому актуальной проблемой становится применение высокопроизводительного специализированного оборудования и современных методов контроля технического состояния автомобиля техническими службами автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.

Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния агрегатов, систем, узлов и механизмов автомобиля с определенной точностью при помощи приборов и приспособлений.

Общий процесс диагностирования автомобилей можно разделить на три этапа:

– на первом (подготовительном) этапе проводят ежедневное обслуживание автомобиля, внешним осмотром проверяют общее состояние, записывают сведения об автомобиле, заявки и замечания водителя, устанавливают диагностические приборы;

– на втором этапе непосредственно определяют техническое состояние автомобиля;

– на третьем (заключительном) этапе анализируют результаты диагностирования, определяют ресурс, снимают диагностические приборы и датчики [2].

Диагностирование автомобилей проводят в диагностических центрах. В настоящее время нашли применение три вида диагностических центров:

– диагностические центры с последовательным расположением постов (линии диагностики);

– диагностические центры, имеющие и поточные линии, и тупиковые посты диагностики;

– диагностические центры с параллельным размещением тупиковых постов.

При последовательном расположении постов производственная площадь используется более эффективно.

Диагностические центры, имеющие многопостовые поточные линии, обладают большой пропускной способностью и рентабельны при загрузке не менее 50 % их расчетной мощности.

Диагностические центры с параллельным размещением тупиковых постов менее производительны. Однако при параллельном размещении постов исчезает необходимость строго соблюдать последовательность выполнения контрольно-диагностических работ и по желанию клиента могут быть выполнены работы по диагностированию и регулированию отдельных агрегатов и систем автомобиля [1].

Технологическая планировка поста диагностирования разрабатывается в соответствии с нормами проектирования и генеральным планом. В основе планировочного решения лежит схема процесса.

При разработке поста диагностирования за основу может быть взят типовой проект.

http://ok-t.ru/helpiksorg/baza3/43385518714.files/image273.jpg

Рис. 1. Схема поста диагностирования

1 – осмотровая канава; 2 – слесарный верстак; 3 – стенд для диагностирования углов установки управляемых колес; 4 – пульт управления стендами; 5 – мотор-тестер; 6 – стенд для проверки тормозной системы; 7 – осциллограф; 8 – сканер диагностический; 9 – шкаф для приборов и инструментов; 10 – газоанализатор (дымомер); 11 – диагностический комплекс; 12 – выход из канавы; 13 – ограждение

 

Такой пост предназначается для углубленного диагностирования агрегатов и систем автомобилей с целью определения необходимого объема работ перед ТО-2, а также для контроля качества выполнения работ после ТО и текущего ремонта [4].

Для контроля технического состояния автомобилей выпускается большой ассортимент высокопроизводительного диагностического оборудования. Важнейшим оборудованием для диагностики бензиновых двигателей являются мотор-тестеры, сканеры и газоанализаторы.

Кроме основного технологического оборудования в процессе диагностирования автомобилей применяется вспомогательное оборудование.

Так, наличие подъемника окажется полезным по причине улучшения качества выполнения работ вследствие расширения технологических возможностей поста.

Рассмотрев существующие конструкции подъемников, мы пришли к выводу, что наиболее рациональным является приобретение двухстоечного электромеханического подъемника с передачей «винт–гайка».

Захват автомобиля такой подъемник осуществляет с помощью поворотных лап за домкратные площадки. Каретки с закрепленными на них поворотными лапами перемещаются по направляющим колонн на ползунах, материал которых обладает малым коэффициентом трения [3].

Таким образом, в результате анализа современного диагностического оборудования были выявлены важнейшие требования к созданию и оснащению поста диагностирования автомобиля. Одним из эффективных решений по расширению технических возможностей организуемого поста является его оснащение подъемником для упрощения обслуживания и диагностики ходовой части и трансмиссии автомобилей.

Расчет затрат на приобретение необходимого диагностического оборудования показал, что организация поста диагностики и технического обслуживания автомобилей экономически реальна и перспективна.

 

Литература:

1. Автосервис: учебное пособие / Н. Н. Сергеев, А. А. Потапов, А.Н. Сергеев, Ю. С. Дорохин, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 126 с.

2. Дорохин, Ю. С. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса: учебное пособие / Ю. С. Дорохин, А. Н. Сергеев, М. В. Ушаков, Н.Н. Сергеев, А. Е. Гвоздев, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 160 с.

3. Карташевич, А.Н. Диагностирование автомобилей / А.Н. Карташевич. – М.: Инфра-М, 2011. – 209 с.

4. Организация автосервиса: учебное пособие / Ю. С. Дорохин, А. Н. Сергеев, Н. Н. Сергеев, П. Н. Медведев, К. С. Дорохина, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 140 с.

Приложение

 

Medvedev P.N., Komarov R.N.

DESIGN AND EQUIPMENT DIAGNOSTICS POST OF PASSENGER CARS

 

Summary: The main issues related to the planning and organization of fast diagnostics of cars, the choice and design of equipment for the workplace for the diagnosis and maintenance of automobiles; It justified the choice of electromechanical design lift for cars diagnostic post.

Keywords: cars’ diagnostics, designing post, processing equipment.

 

References:

1. Auto Service: textbook / N.N. Sergeev, A.A. Potapov, A.N. Sergeev, Yu.S. Dorokhin, P.N. Medvedev, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2016. - 126 p.

2. Dorokhin, Yu.S. Expertise and diagnostics service facilities and systems: textbook / Yu.S. Dorokhin, A.N. Sergeev, M.V. Ushakov, N.N. Sergeev, A.E. Gvozdev, P.N. Medvedev, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2015. - 160 p.

3. Kartashevich, A.N. Cars’ Diagnosing / A.N. Kartashevich. - M.: INFRA-M, 2011. - 209 p.

4. Organization of service center: textbook / Yu.S. Dorokhin, A.N. Sergeev, N.N. Sergeyev, P.N. Medvedev, K.S. Dorokhina, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2016. - 140 p.