ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ПОСТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Медведев П.Н., к.п.н., доцент
Комаров Р.Н., студент
ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», Россия, г. Тула
Аннотация. Рассмотрены основные вопросы, связанные с планированием и организацией поста диагностики автомобилей, выбором и проектированием оборудования для оснащения рабочего места по диагностике и техническому обслуживанию легковых автомобилей; обоснован выбор конструкции электромеханического подъемника для поста диагностики автомобилей.
Ключевые слова: диагностирование автомобилей, проектирование поста, технологическое оборудование.
В процессе эксплуатации автомобиля его детали, системы подвергаются естественному износу. Основное условие надежной и долговечной работы автомобиля в целом и отдельных его агрегатов – грамотная эксплуатация автомобиля, своевременное выявление и устранение эксплуатационных неисправностей.
Современные автомобили существенно отличаются улучшенными эксплуатационными свойствами. Однако улучшение эксплуатационных характеристик автомобиля привело к усложнению его конструкции, повышению точности изготовления деталей и их сборки. Поэтому актуальной проблемой становится применение высокопроизводительного специализированного оборудования и современных методов контроля технического состояния автомобиля техническими службами автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.
Техническое диагностирование – это процесс определения технического состояния агрегатов, систем, узлов и механизмов автомобиля с определенной точностью при помощи приборов и приспособлений.
Общий процесс диагностирования автомобилей можно разделить на три этапа:
– на первом (подготовительном) этапе проводят ежедневное обслуживание автомобиля, внешним осмотром проверяют общее состояние, записывают сведения об автомобиле, заявки и замечания водителя, устанавливают диагностические приборы;
– на втором этапе непосредственно определяют техническое состояние автомобиля;
– на третьем (заключительном) этапе анализируют результаты диагностирования, определяют ресурс, снимают диагностические приборы и датчики [2].
Диагностирование автомобилей проводят в диагностических центрах. В настоящее время нашли применение три вида диагностических центров:
– диагностические центры с последовательным расположением постов (линии диагностики);
– диагностические центры, имеющие и поточные линии, и тупиковые посты диагностики;
– диагностические центры с параллельным размещением тупиковых постов.
При последовательном расположении постов производственная площадь используется более эффективно.
Диагностические центры, имеющие многопостовые поточные линии, обладают большой пропускной способностью и рентабельны при загрузке не менее 50 % их расчетной мощности.
Диагностические центры с параллельным размещением тупиковых постов менее производительны. Однако при параллельном размещении постов исчезает необходимость строго соблюдать последовательность выполнения контрольно-диагностических работ и по желанию клиента могут быть выполнены работы по диагностированию и регулированию отдельных агрегатов и систем автомобиля [1].
Технологическая планировка поста диагностирования разрабатывается в соответствии с нормами проектирования и генеральным планом. В основе планировочного решения лежит схема процесса.
При разработке поста диагностирования за основу может быть взят типовой проект.
Рис. 1. Схема поста диагностирования
1 – осмотровая канава; 2 – слесарный верстак; 3 – стенд для диагностирования углов установки управляемых колес; 4 – пульт управления стендами; 5 – мотор-тестер; 6 – стенд для проверки тормозной системы; 7 – осциллограф; 8 – сканер диагностический; 9 – шкаф для приборов и инструментов; 10 – газоанализатор (дымомер); 11 – диагностический комплекс; 12 – выход из канавы; 13 – ограждение
Такой пост предназначается для углубленного диагностирования агрегатов и систем автомобилей с целью определения необходимого объема работ перед ТО-2, а также для контроля качества выполнения работ после ТО и текущего ремонта [4].
Для контроля технического состояния автомобилей выпускается большой ассортимент высокопроизводительного диагностического оборудования. Важнейшим оборудованием для диагностики бензиновых двигателей являются мотор-тестеры, сканеры и газоанализаторы.
Кроме основного технологического оборудования в процессе диагностирования автомобилей применяется вспомогательное оборудование.
Так, наличие подъемника окажется полезным по причине улучшения качества выполнения работ вследствие расширения технологических возможностей поста.
Рассмотрев существующие конструкции подъемников, мы пришли к выводу, что наиболее рациональным является приобретение двухстоечного электромеханического подъемника с передачей «винт–гайка».
Захват автомобиля такой подъемник осуществляет с помощью поворотных лап за домкратные площадки. Каретки с закрепленными на них поворотными лапами перемещаются по направляющим колонн на ползунах, материал которых обладает малым коэффициентом трения [3].
Таким образом, в результате анализа современного диагностического оборудования были выявлены важнейшие требования к созданию и оснащению поста диагностирования автомобиля. Одним из эффективных решений по расширению технических возможностей организуемого поста является его оснащение подъемником для упрощения обслуживания и диагностики ходовой части и трансмиссии автомобилей.
Расчет затрат на приобретение необходимого диагностического оборудования показал, что организация поста диагностики и технического обслуживания автомобилей экономически реальна и перспективна.
Литература:
1. Автосервис: учебное пособие / Н. Н. Сергеев, А. А. Потапов, А.Н. Сергеев, Ю. С. Дорохин, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 126 с.
2. Дорохин, Ю. С. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса: учебное пособие / Ю. С. Дорохин, А. Н. Сергеев, М. В. Ушаков, Н.Н. Сергеев, А. Е. Гвоздев, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. – 160 с.
3. Карташевич, А.Н. Диагностирование автомобилей / А.Н. Карташевич. – М.: Инфра-М, 2011. – 209 с.
4. Организация автосервиса: учебное пособие / Ю. С. Дорохин, А. Н. Сергеев, Н. Н. Сергеев, П. Н. Медведев, К. С. Дорохина, Д. В. Малий. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – 140 с.
Приложение
Medvedev P.N., Komarov R.N.
DESIGN AND EQUIPMENT DIAGNOSTICS POST OF PASSENGER CARS
Summary: The main issues related to the planning and organization of fast diagnostics of cars, the choice and design of equipment for the workplace for the diagnosis and maintenance of automobiles; It justified the choice of electromechanical design lift for cars diagnostic post.
Keywords: cars’ diagnostics, designing post, processing equipment.
References:
1. Auto Service: textbook / N.N. Sergeev, A.A. Potapov, A.N. Sergeev, Yu.S. Dorokhin, P.N. Medvedev, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2016. - 126 p.
2. Dorokhin, Yu.S. Expertise and diagnostics service facilities and systems: textbook / Yu.S. Dorokhin, A.N. Sergeev, M.V. Ushakov, N.N. Sergeev, A.E. Gvozdev, P.N. Medvedev, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2015. - 160 p.
3. Kartashevich, A.N. Cars’ Diagnosing / A.N. Kartashevich. - M.: INFRA-M, 2011. - 209 p.
4. Organization of service center: textbook / Yu.S. Dorokhin, A.N. Sergeev, N.N. Sergeyev, P.N. Medvedev, K.S. Dorokhina, D.V. Maliy. - Tula: Tula State University Publishing House, 2016. - 140 p.